Дело № 12-22/2022
УИД 43RS0018-01-2022-000268-78
Р Е Ш Е Н И Е
18 апреля 2022 года г. Котельнич
Судья Котельничского районного суда Кировской области Злобин А.А.,
при секретаре Козловой М.Н.,
с участием защитников юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - ФИО1, ФИО2,
рассмотрев жалобу законного представителя – председателя СПК колхоза «Искра» Г. на постановление от 10.02.2022 №10-45/05-22 о назначении административного наказания по делу <№> об административном правонарушении, предусмотренном ч.9 ст.8.2 КоАП РФ, сельскохозяйственному производственному кооперативу – колхозу «Искра» (далее – СПК колхоз «Искра»), <...>, юридический адрес: <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по <адрес> Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Б., от 10.02.2022 №10-45/05-22 СПК колхоз «Искра» привлечен к административной ответственности по ч.9 ст.8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Согласно постановлению 27.12.2021 в ходе плановой выездной проверки установлено, что СПК колхоз «Искра», осуществляя хозяйственную деятельность на объекте негативного воздействия на окружающую среду «Промплощадка № 2 <адрес>» (код объекта НВОС <№>П) по адресу: <адрес>, в нарушение ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства», приказа Минприроды России от 08.12.2020 №1026 «Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I-IV классов опасности», приказа Минприроды России от 08.12.2020 №1027 «Об утверждении порядка подтверждения отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности», не исполнило обязанность по отнесению отходов производства и потребления I-V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такового отнесения или составлению паспортов отходов I-IV классов опасности, а именно:
В ходе плановой проверки из мест накопления отходов произведен отбор проб отходов производства и потребления, образуемых на объекте НВОС «Промплощадка №2 <адрес>»:
1) из герметичной металлической бочки, расположенной в котельной колбасного цеха произведен отбор проб отхода «зола от сжигания пелет». По результатам биотестирования (протокол от 23.12.2021 №751-О) представленный образец отхода относится к IV классу опасности, имеет компонентный состав: массовая доля влаги – 1,3%, массовая доля золы – 71,2%, морфологический состав (прочее) -27,5% (протокол от 23.12.2021 №751а-О), в соответствии с ФККО имеет код – 6 11 900 01 40 4 – «зола от сжигания древесного топлива умеренно опасная», при этом у СПК колхоз «Искра» паспорт отхода I-IV классов опасности отсутствует;
2) из герметичной металлической бочки, расположенной в помещении крематорной, произведен отбор проб «зола от сжигания биологических отходов». По результатам биотестирования (протокол от 23.12.2021 №750-О) представленный образец отхода относится к V классу опасности, имеет компонентный состав: массовая доля влаги – 2,42%, массовая доля золы – 94,4%, морфологический состав (прочее) -3,18% (протокол от 23.12.2021 №750а-О). Согласно ФККО отход зола от сжигания биологических отходов содержания, убоя и переработки V класса опасности в ФККО отсутствует, СПК колхоз «Искра» не произведено отнесение отхода к конкретному классу опасности.
В жалобе на данное постановление законный председатель СПК колхоз «Искра» Г. просит применить в отношении юридического лица положения ст.2.9 КоАП РФ, а в случае невозможности признания правонарушения малозначительным, рассмотреть вопрос о назначении административного штрафа ниже минимального размера, предусмотренного ч.9 ст.8.2 КоАП РФ. Указывает, что паспорт отхода «зола от сжигания древесного топлива умеренно опасная» IV класса опасности составлен 23.12.2021, т.е. незамедлительно после проверки надзорным органом, в соответствии с ч.3 ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Ранее паспорт не был составлен по причине наличия на указанный вид отхода протокола результатов испытаний пробы отходов методом биотестирования от 30.07.2019 №931-О, согласно которому отход, образующийся в котельной колбасного цеха в процессе сжигания древесного топлива, именуется, как «зола от сжигания древесного топлива практически неопасная» и относится к V классу опасности. В этом случае требований к составлению паспорта на отход не установлено. Протокол биотестирования является документом, подтверждающим отнесение отхода к определенному классу опасности. Подтверждением того, что зола, образующаяся при сжигании древесного топлива в твердотопливном котле котельной колбасного цеха, относится к V классу опасности, является и протокол №48-О от 15.02.2022. Для обеззараживания биологических отходов в СПК колхоз «Искра» функционирует установка - Крематор модели АМТД-1000Д, отход от работы которой именуется, как «зола от высокотемпературного термического обезвреживания отходов в крематоре практически не опасная» и имеет в ФККО код 74799111405. Согласно протоколу биотестирования от 15.02.2022 № 49-О данный отход относится к V классу опасности. В силу ч.2 ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в ФККО, не требуется. Считает, что при рассмотрении дела должностным лицом надлежащим образом не было усмотрено наличие оснований для квалификации совершенного правонарушения, как малозначительного. В настоящее время СПК колхоз «Искра» испытывает нестабильное финансовое положение, имеет обязательства по кредитным договорам, договорам займа и комиссии в сумме <...> руб., задолженность перед поставщиками в сумме <...> руб., задолженность перед работниками организации - <...> руб., задолженность по налогам и сборам - <...> руб. Составлением постановления и рассмотрением дела достигнута предупредительная цель административного производства, применение административного штрафа будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести совершенного правонарушения. Доказательств того, что рассматриваемое правонарушение создало существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, причинило им вред, государственным органом не представлено. Сам по себе объект посягательства не препятствует признанию правонарушения малозначительным.
В отзыве на жалобу заместитель руководителя Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Г.И.М., считая постановление законным и обоснованным, просит жалобу оставить без удовлетворения. Указывает, что тяжелое финансовое положение, платежеспособность субъекта относятся к факторам риска при осуществлении предпринимательской деятельности. Наличие у СПК колхоз «Искра» кредиторской задолженности и гражданско-правовых обязательств является следствием осуществления обычной хозяйственной деятельности и не свидетельствует о его тяжелом финансовом положении. Каких-либо исключительных обстоятельств, дающих возможность считать совершенное правонарушение малозначительным, должностным лицом при рассмотрении дела не установлено. Назначенное административное наказание адекватно общественной опасности совершенного правонарушения, противоправной направленности совершенных действий, направлено на предупреждение совершения новых правонарушений и воспитание добросовестного отношения к исполнению обязанностей по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, является обоснованным и отвечает принципам соразмерности и справедливости. Каких-либо исключительных обстоятельств, дающих возможность считать административное правонарушение малозначительным, должностным лицом при рассмотрении дела не установлено.
В дополнительном отзыве на жалобу гос. инспектор Росприроднадзора Б. указывает, что в 2019 году в СПК колхозе «Искра» в котельной колбасного цеха был установлен котел, работающий на дровах, а в 2021 году СПК произвели замену котла на пеллетный, после чего исследования отходов от него не производили. Анализ отхода золы из котла в ходе проверки произведен по образцу, отобранному СПК колхозом «Искра» из места накопления – металлической емкости колбасного цеха, в соответствии с методиками. Указывает, что отходы, получаемые от работы крематора, взятые в ходе проверки, по данным компонентного состава не подтверждают отнесение его к «золе от высокотемпературного термического обезвреживания отходов» (код ФККО 74799111405), который должен иметь в составе железо, алюминий, диоксид кремния.
Жалоба с учетом мнения защитников рассмотрена без участия представителя Росприроднадзора Б., надлежащим образом уведомленной о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании защитник СПК колхоза «Искра» ФИО1 поддержал доводы жалобы, дополнительно пояснил, что паспорт отходов на золу от котла был составлен незамедлительно после проверки, однако, в дальнейшем было сделано повторное биотестирование такой золы, в результате чего она вновь отнесена к 5 классу опасности. Поэтому в сведениях за 4 квартал уже указаны два вида отходов золы 4 и 5 классов опасности. СПК колхоз «Искра» в 2017 году приобрел и ввел в эксплуатацию в колбасном цехе водогрейный котел на пеллетах, с тех пор технологический процесс образования золы в нем не менялся, как не менялся и вид топлива – пеллеты, дрова используются в колбасном цехе только для копчения, зола от них накапливается в отдельной емкости в цеху. С конца 2020 года для сжигания биоотходов животных в колхозе используется крематор, как того требуют ветеринарные правила, утвержденные Приказом Минсельхоза РФ № 626 от 26.10.2020, образование золы от крематора происходит с того времени. Работодатель отнес эту золу к коду «зола от высокотемпературного термического обезвреживания отходов в крематоре практически неопасная», поскольку используется крематор.
Заявителем жалобы и защитником, в обосновании доводов представлены документы:
- выписка из приказа Росприроднадзора от 22.05.2017 №242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» (л.д. 8-10);
- протокол результатов испытаний проб отходов методом биотестирования от 30.07.2019 № 931-О, согласно которому образец отхода – «зола от сжигания древесного топлива практически неопасная», отобранный из металлической емкости с крышкой из помещения котельной д.Клепиковы промплощадки №2, относится к V классу опасности (л.д. 11);
- договор от 03.02.2022 № ЛА-О-61 между СПК колхоз «Искра» и ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» о проведении измерений и анализов, определения класса опасности отхода, оформлении документов (л.дщ. 12-14);
- протокол результатов проб отходов методом биотестирования от 15.02.2022 № 48-О и пояснение к протоколу, согласно которым отобранный из металлической бочки с крышкой в помещении котельной колбасного цеха, промышленная площадка №2 д.Клепиковы, образец отхода «зола от сжигания древесного топлива практически неопасная» относится к V классу опасности (л.д. 15-16);
- протокол результатов проб отходов методом биотестирования от 15.02.2022 № 49-О и пояснение к протоколу, согласно которым отобранный из металлической бочки с крышкой в помещении крематора, промышленной площадки № 2 <адрес>, образец отхода «зола от высокотемпературного термического обезвреживания отходов в крематоре практически неопасная» относится к V классу опасности (л.д. 17-18);
- сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления за 2021 год со сроками предоставления в Росприроднадзор 1 февраля и 15 марта, в том числе: золы от сжигания древесного топлива практически не опасной (код 6 11 900 02 40 5), золы от высокотемпературного обезвреживания отходов в крематоре практически неопасной (код 7 47 991 1 40 5), об отнесении данных отходов к 5 классу опасности (л.д. 20-33);
- обобщенные данные учета в области обращения с отходами СПК колхоз «Искра», промплощадки №2 (котельные колбасного цеха, крематор) за I-IV кварталы 2021 года, в которых за 1-3 кварталы учтены отходы: зола от сжигания древесного топлива практически неопасная (код 61190002405), зола от высокотемпературного термического обезвреживания отходов в крематоре практически неопасная (код 74799111405), в 4 квартале также учтен отход зола от сжигания древесного топлива умеренно опасная (0,4 тонны) (л.д. 36-45);
- паспорт отходов I-IV классов опасности, включенных в ФККО на золу от сжигания древесного топлива умеренно опасную, поученную от сжигания твердого топлива (древесных гранул), отнесенную к 4 классу опасности, утвержденный председателем СПК 23.12.2021 (л.д. 46);
- сертификат на древесные гранулы от 09.07.2017 (л.д. 47-48);
- оборотно-сальдовые ведомости СПК колхоз «Искра» за декабрь 2021 года о наличии у СПК колхоза «Искра» денежных обязательств (л.д. 49-59);
- копия акта приема-передачи основных средств от 01.12.2017, согласно которому СПК колхозом «Искра» у ИП И. приобретен котел водогрейный автоматизированный на пеллетах «СЛОН К-35»;
- копия договора поставки <№> от 11.12.2017, по которому ООО «<...>» приобретает у ООО «<...>» топливные гранулы в биг бэгах со счетом-фактурой;
- копии товарных накладных от 12.12.2017 и 29.12.2017, подтверждающих приобретение СПК колхозом «Искра» от ООО «<...>» топливных гранул;
- копия технологического регламента использования золы от сжигания древесного топлива практически неопасной, утвержденного председателем СПК 20.11.2018, согласно которому отход образуется в результате сжигания древесного топлива (дрова, древесные гранулы), данный вид отхода относится к 5 классу, используется в качестве минерального удобрения на с/х полях;
- копия технологического регламента использования древесного топлива на промплощадке № 2 в <адрес>, утвержденного председателем СПК 28.11.2020, согласно которому при работе котельной колбасного цеха используется котел водогрейный твердотопливный, в качестве топлива используются древесные гранулы (пеллеты), имеет расход древесных гранул за 2018-2020 г.г., в результате работы котла образуется зола от сжигания древесного топлива практически неопасная, временно хранящаяся в металлической екости помещения котельной;
- копии технологических регламентов использования отходов, утвержденного 20.11.2020, а также использования биологических отходов на промплощадке № 2 в <адрес>, утвержденного 28.11.2020, согласно которым для обезвреживания биологических отходов (сжигания трупов павших животных, боенских отходов и т.п.) используется специализированная установка «Крематор АМТД-1000Д», в результате чего образуется отход «зола от высокотемпературного термического обезвреживания отходов в крематоре практически неопасная» (код по ФККО 74799111405);
- копии технологических регламентов, утвержденных 23.03.2022, использования золы от высокотемпературного термического обезвреживания отходов в крематоре практически неопасной;
- копия приказа председателя СПК колхоза «Искра» <№> от 17.01.2022 об осуществлении учета отходов производства.
Заслушав защитника, изучив доводы жалобы и возражений на неё, исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу ч.9 ст.8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, определены Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее ФЗ №89).
В силу ст.14 данного Закона индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 1). На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности (часть 3).
В силу ч.2 ст.14 ФЗ № 89 подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный ст.20 настоящего Федерального закона, не требуется.
Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО) утвержден приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242.
На основании п.п.6, 10 Приказа Минприроды России от 08.12.2020 №1026 «Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности» паспорт отходов, включенных в ФККО, составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами по типовой форме паспорта отходов I - IV классов опасности, включенных в ФККО, согласно приложению №2 к настоящему приказу и действует бессрочно.
Порядок подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности утвержден приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1027, действует с 01.01.2021 и устанавливает требования к рассмотрению территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования документов или материалов отнесения отходов, образующихся у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе их деятельности, не включенных в ФККО к конкретному классу опасности, по степени негативного воздействия на окружающую среду и принятию решения о подтверждении отнесения отходов к конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, виды которых не включены в ФККО, в течение 90 рабочих дней со дня установления, по результатам проведения учета отходов, такого вида отходов, а также со дня изменения технологического процесса или вида деятельности, приводящих к изменению видов образующихся отходов, подготавливают документы и материалы обоснования отнесения отходов к конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду и направляют их в территориальный орган Росприроднадзора для подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности (пункт 5 приказа №1027).
Из материалов дела следует, что СПК колхоз «Искра» осуществляет хозяйственную деятельность на объекте НВОС II категории – «промплощадке №2 <...>» (код объекта НВОС <№>П), по адресу: <адрес>.
Согласно свидетельству о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет от 15.04.2019 <№> «промплощадка №2 <адрес>» поставлена на учет, как объект НВОС, код объекта НВОС <№>П, с присвоением I категории негативного воздействия на окружающую среду. В связи с изменением характеристик технологических процессов/источников загрязнения окружающей среды, «промплощадке №2 <адрес>» присвоена II категория НВОС (свидетельство от 11.06.2021 <№> л.д. 108).
На основании решения о проведении плановой выездной проверки от 29.11.2021 <№>-К (л.д. 80-85) сотрудниками Росприроднадзора в период с 03.12.2021 по 27.12.2021 проведена плановая выездная проверка деятельности СПК колхоз «Искра» на объектах НВОС – «промплощадке №2 <адрес>», «промплощадке №3 <адрес>», на предмет соблюдения требований в области охраны окружающей среды, проведен осмотр территории, в том числе, промплощадки № 2 в <адрес>, где установлены емкости для накопления отходов от котла и крематора (л.д. 110-111. В ходе проверки специалистами лаборатории филиала «ЦЛАТИ по Кировской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» отобраны пробы отходов производства и потребления, проведены их лабораторные исследования, по результатам которых 24.12.2021 составлено экспертное заключение, из которого следует, что отход от производства, отобранный из металлической емкости в помещении крематора, как «зола от сжигания биологических отходов» относится к 5 классу опасности, а отход под наименованием «зола от сжигания пеллет» относится к 4 классу опасности (л.д. 112-118). По результатам проверки 27.12.2021 составлен акт №746-ПКК, которым выявлены нарушения, отраженные в обжалуемом постановлении (л.д. 87-107). 20.01.2022 составлен протокол об административном правонарушении №10-45/11-22, согласно которому в действиях СПК колхоз «Искра» усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.9 ст.8.2 КоАП РФ (л.д. 119-121). 10.02.2022 государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды, ведущим специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по Кировской области Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Б. на основании указанных документов и материалов проверки вынесено обжалуемое постановление, а также представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Вместе с тем, согласно представленному в суд протоколу результатов испытаний пробы отходов методом биотестирования № 931-О от 30.07.2019 отход, отобранный из металлических емкостей в помещениях котельных промплощадки №2 <адрес> СПК колхоз «Искра», отнесен к отходам V класса опасности, именуется как «зола от сжигания древесного топлива практически неопасная», что соответствует коду ФККО 6 11 900 02 40 5 (л.д.11).
Данный вид отхода на основании приведенных результатов биотестирования отнесен к отходу по коду ФККО 6 11 900 02 40 5 «зола от сжигания древесного топлива практически неопасная», данный вид отхода отражен и в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) СПК колхоз «Искра» от 24.12.2019 (л.д. 123-131), а также и в акте проверки от 27.12.2021.
По результатам биотестирования проб отхода – «золы от сжигания пелет», отобранного в помещении котельной колбасного цеха, проведенного в рамках плановой проверки (протокол осмотра №01 и протокол отбора проб №1 от 13.12.2021, протокол №751-О и пояснения к протоколу от 23.12.2021) было установлено, что данный вид отхода относится к IV классу опасности, согласно обжалуемому постановлению отнесен к отходу по коду ФККО 6 11 900 01 40 4 «зола от сжигания древесного топлива умеренно опасная». При этом оба вида отхода включены в Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО).
Однако надлежащих и неопровержимых доказательств того, что в котельной колбасного цеха промплощадки <№> СПК колхоза «Искра» изменялся технологический процесс или вид топлива, приводящий к изменению видов образующихся отходов, материалы дела не содержат, должностным лицом административного органа не представлено.
При рассмотрении жалобы специалист по ОТ СПК колхоз «Искра» ФИО1 пояснил, что по результатам проведенного в 2019 году биотестирования отход, образующихся от сжигания древесного топлива в котельной колбасного цеха промплощадки № 2 <адрес> был отнесен к V классу опасности по коду ФККО 6 11 900 02 40 5 «зола от сжигания древесного топлива практически неопасная», после этого технологический процесс работы установленного водогрейного котла на пеллетах и вид топлива (пеллеты) не менялся.
После проведения биотестирования отхода в рамках плановой проверки СПК были предприняты действия для отнесения отхода по коду ФККО 6 11 900 01 40 4 «зола от сжигания древесного топлива умеренно опасная», для чего предприятие обратилось в «ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» для повторного биотестирования отхода, по результатам которого отобранная зола из той же емкости также отнесена к отходу по коду ФККО 6 11 900 02 40 5 «зола от сжигания древесного топлива практически неопасная» V класса опасности. Кроме того, еще в рамках проверки 23.12.2021 на обнаруженный отход «зола от сжигания древесного топлива умеренно опасная» код ФККО 6 11 900 01 40 4 был оформлен паспорт отходов I - IV классов опасности, включенных в ФККО.
Довод гос. инспектора Б. в дополнении к отзыву на жалобу о том, что в 2021 году в колхозе произведена замена котла на пеллетный, суд считает голословным, никакими доказательствами не подтвержденным, в то время как защитником представлены документы, подтверждающие приобретение пеллетного котла, закупку древесных гранул для отопления еще в 2017 году. Оснований ставить под сомнение объяснения ФИО1 не имеется, поскольку они согласуются с имеющимися в деле доказательствами, им не противоречат.
Таким образом, СПК колхоз «Искра» при установлении отхода, образующегося в котельной колбасного цеха промплощадки №2, относящегося по результатам биотестирования от 30.07.2019 к V классу опасности, предприняло меры для отнесения данного вида отхода к конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду. О соответствии отхода – золы от котельной колбасного цеха промплощадки №2 <адрес> IV классу опасности юридическому лицу стало известно лишь в ходе плановой проверки, на который был незамедлительно составлен паспорт отходов. При этом с 2019 года до момента проведения Росприроднадзором проверки в декабре 2021 года технологический процесс образования отхода не изменялся, в связи с чем, необходимость проведения повторного исследования образующегося в результате деятельности юридического лица названного отхода, согласно нормам действующего законодательства, отсутствовала.
Кроме того, непосредственно после проведенной проверки по заданию СПК колхоза «Искра» Испытательной лабораторией ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» было проведено повторное исследование отходов (золы) из металлической бочки помещения колбасного цеха пром. площадки в <адрес>. Согласно протоколу результатов испытаний пробы отходов методом биотестирования от 15.02.2022 № 48-О с пояснением исследованный отход «Зола от сжигания древесного топлива практически неопасная» также отнесен к 5 классу опасности.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии неоспоримых доказательств того, что в процессе своей деятельности СПК колхоз «Искра» осуществляла сбор, накопление и утилизацию отходов IV класса опасности, и у юридического лица до проверки возникла обязанность составления паспорта для данного вида отхода.
Также СПК колхозу «Искра» вменяется не отнесение отхода «золы от сжигания биологических отходов содержания, убоя и переработки животных» V класса опасности, отсутствующего в ФККО, к конкретному классу опасности.
Вместе с тем, заслуживает внимание довод жалобы о том, что отход -«зола от сжигания биологических отходов содержания, убоя и переработки животных» в крематоре промплощадки №2 <адрес> СПК колхоз «Искра» не образуется, а образуется отход – «зола от высокотемпературного термического обезвреживания отходов в крематоре практически не опасная» V класса опасности, имеющая в ФККО код 7 47 991 11 40 5, в связи с чем подтверждения отнесения данного отхода к конкретному классу опасности не требуется.
Ветеринарными правилами перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденными приказом Минсельхоза России от 26.10.2020 № 626, под биологическими отходами понимаются трупы животных и птиц, абортированные и мертворожденные плоды, ветеринарные конфискаты, другие отходы, непригодные в пищу людям и на корм животным. В силу п. 24 данных Правил утилизация умеренно опасных биологических отходов должна осуществляться путем сжигания в печах (крематорах, инсинераторах) или под открытым небом в траншеях (ямах) до образования негорючего остатка либо захоронения в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах, строительство и ввод в эксплуатацию которых осуществлены до 31 декабря 2020 г. включительно.
Так в судебном заседании представитель СПК колхоз «Искра» ФИО1 пояснил, что от сжигания биологических отходов в крематоре образуется зола, которую СПК учитывает, как «зола от высокотемпературного термического обезвреживания отходов в крематоре практически не опасная» СПК колхоз «Искра», поскольку данный отход получается в результате применения для утилизации специальной установки «Крематор». Отнесение золы от утилизации таких отходов соответственно отнесено СПК к коду 7 47 991 11 40 5.
В обоснование доводов защитником представлены технологические регламенты использования золы в результате сжигания в крематоре трупов павших животных и боенских отходов в установке для сжигания (крематоре), утвержденные в ноябре 2020 года, в которых включены процессы образования, накопления и использования золы от высокотемпературного термического обезвреживания отходов в крематоре практически неопасной.
Доводы гос. инспектора Росприроднадзора о том, что согласно банку данных отходов «золы от высокотемпературного термического обезвреживания отходов в крематоре практически неопасной» в состав её входит железо в соединениях, алюминий в соединениях, диоксид кремния, чего не установлено в результате биотестирования и исследования золы от крематора в СПК колхоза «Искра», поэтому этот отход не может быть отнесен к коду 7 47 991 11 40 5, является несостоятельным, поскольку ни экспертное заключение, ни протоколы результатов испытаний пробы данной золы, не содержат сведений об исследовании на наличие металлов, а морфологический состав отобранной пробы золы содержит массовую долю влаги (2,42 %), золу (массовой долей 94,4 %) и морфологический состав (неклассифицирующий материал – 3,18 %.).
Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Росприроднадзора № 242 от 22.05.2017, содержит вид отхода, получаемого в результате использования крематора - 7 47 991 11 40 5 «зола от высокотемпературного термического обезвреживания отходов в крематоре практически не опасная».
Поскольку в результате осуществления хозяйственной деятельности в помещении крематорной промплощадки №2 СПК колхоз «Искра» образуется отход V класса опасности, включенный в федеральный квалификационный класс отходов и банк данных об отходах, с кодом 7 47 991 11 40 5 - «зола от высокотемпературного термического обезвреживания отходов в крематоре практически не опасная», в силу ч.2 ст.14 ФЗ № 89 подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных ФККО не требуется, процедура подготовки документов и материалов отнесения отходов V класса опасности, включенных в ФККО и БДО, к конкретному классу опасности Порядком подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденному приказом Минприроды России от 08.12.2020 №1027, не предусмотрена.
Доказательств обратного в материалах дела не имеется и должностным лицом надзорного органа не представлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии в бездействии СПК колхоз «Искра» нарушений ст.14 ФЗ № 89 и Порядка №1027 от 08.12.2020, а соответственно, состава административного правонарушения, предусмотренного ч.9 ст. 8.2 КоАП РФ.
Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При данных обстоятельствах обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении СПК колхоз «Искра» прекращению.
На основании изложенного и руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Жалобу председателя СПК колхоз «Искра» Г. удовлетворить.
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по <адрес> Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Б., от 10.02.2022 №10-45/05-22 о назначении СПК колхоз «Искра» наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.9 ст.8.2 КоАП РФ, – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении СПК колхоз «Искра» прекратить, в связи с отсутствие состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.А. Злобин
Решение19.04.2022