ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-22/2022 от 22.08.2022 Курганского областного суда (Курганская область)

№12-22/2022

Дело № 72-234/2022

РЕШЕНИЕ

г. Курган 22 августа 2022 г.

Судья Курганского областного суда Менщиков С.Н. рассмотрев жалобу и.о. главы Дубровинского сельсовета Мишкинского района Курганской области ФИО1 на постановление государственного инспектора Мишкинского района по пожарному надзору – дознавателя ОНД и ПР по Мишкинскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Курганской области от 25 мая 2022 г., решение судьи Мишкинского районного суда Курганской области от 7 июля 2022 г., вынесенные в ее отношении по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением должностного лица от 25 мая 2022 г. исполняющая обязанности главы Дубровинского сельсовета Мишкинского района Курганской области ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 6 000 рублей.

Решением судьи Мишкинского районного суда Курганской области от 7 июля 2022 г. указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе в Курганский областной суд ФИО1 просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, возвратить дело на новое рассмотрение. Указывает, что в постановлении не были указаны сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу. 17 мая 2022 в 10:00 указанные в постановлении нарушения не выявлялись, проверка на территории Дубровинского сельсовета не проводилась, в это время она находилась в помещении ОНД и ПР по Мишкинскому району при составлении протокола. При рассмотрении жалобы не исследованы ее доводы в отношении того, что постановление должностного лица не содержит сведений о том, на основании каких письменных доказательств должностное лицо пришло к выводу о наличии указанных в постановлении нарушений, не указано, в чем выражены нарушения, нет сведений о каком именно земельном участке идет речь в пункте 3, относительно своевременной уборки сухой растительности. В деле нет письменных доказательств, подтверждающих, что в деревнях Плетни и Кокуй имеются общественные места, где Администрация обязана обустроить противопожарные щиты, при этом обязанность представлять доказательства лежит на должностном лице. Без должной оценки остались и доводы относительно того, что в постановлении нет сведений, содержащих обоснование совершения правонарушений, указанных в подпунктах 4, 5, 6, 7, 8, подтверждающих, что минерализованные полосы вокруг д. Плетни и д. Кокуй выполнены шириной менее 10 метров. Судьей районного суда не дано надлежащей оценки о допущенных должностным лицом процессуальных нарушениях.

ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, заслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действующей на дату совершения административного правонарушения), нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.32 и статьей 11.16 указанного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 данной настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее Федеральный закон № 69-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

Регулирование вопросов пожарной безопасности, помимо указанного Федерального закона, осуществляется принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, а также нормативными документами по пожарной безопасности, в частности национальными стандартами, сводами правил, содержащими требования пожарной безопасности (нормы и правила), правилами пожарной безопасности, а также стандартами, инструкциями и иными документами, содержащими требования пожарной безопасности.

В силу статьи 3 данного Федерального закона одним из элементов системы обеспечения пожарной безопасности являются органы местного самоуправления.

К числу основных функций системы обеспечения пожарной безопасности в числе прочих отнесены: разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности; осуществление деятельности в области пожарной безопасности; организация и осуществление профилактики пожаров.

В силу статьи 37 Федерального закона № 69-ФЗ руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов.

В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, руководители органов местного самоуправления.

В силу пунктов 8, 9 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относится вопрос обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов.

Статьей 19 Федерального закона № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, к числу которых отнесено оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности (далее - Правила).

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Курганской области от 15 апреля 2022 г. в отношении Администрации Дубровинского сельсовета Мишкинского района Курганской области была проведена выездная проверка на предмет реализации органами местного самоуправления полномочий в области соблюдения пожарной безопасности.

По результатам проверки составлен акт № 22 от 17 мая 2022 г., согласно которому выявлены нарушения Правил противопожарного режима, а именно:

- территория общего пользования поселения д. Плетни и д. Кокуй Мишкинского района Курганской области не оснащены первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем (статья 19 Федерального закона № 69-ФЗ);

- правообладатель земельного участка (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы), расположенного в границе населенного пункта д. Плетни Мишкинского района Курганской области, не производит своевременную уборку сухой растительности (пункт 67 Правил);

- в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов не обновлены до начала пожароопасного периода вокруг населенного пункта д. Плетни Мишкинского района Курганской области противопожарные минерализованные полосы шириной менее 10 метров (по факту ширина прошлогодних минерализованных полос составляет менее 10 метров) (пункт 63 Правил);

- в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов не созданы до начала пожароопасного периода с западной стороны, с северной стороны населенного пункта д. Плетни Мишкинского района Курганской области противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров (пункт 63 Правил);

- в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов не обновлены до начала пожароопасного периода вокруг населенного пункта д. Кокуй Мишкинского района Курганской области противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров (по факту ширина прошлогодних минерализованных полос составляет менее 10 метров) (пункт 63 Правил);

- в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов не созданы до начала пожароопасного периода с восточной стороны населенного пункта д. Кокуй Мишкинского района Курганской области противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров (пункт 63 Правил).

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения исполняющей обязанности главы Дубровинского сельсовета Мишкинского района Курганской области ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вывод о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения сделан должностным лицом и судьей на основании всестороннего, полного и объективного исследования собранных по делу доказательств, в том числе протокола об административном правонарушении № 71 от 17 мая 2022 г.; акта проверки от 17 мая 2022 г. № 22; распоряжения о проведении выездной проверки от 15 апреля 2022 г. № 22; Устава Дубровинского сельсовета Мишкинского района Курганской области; копии распоряжения от 20 августа 2022 г. о возложении обязанностей главы Дубровинского сельсовета Мишкинского района Курганской области на ФИО1, а также иных материалов дела, которые были оценены в совокупности на предмет достоверности, достаточности и допустимости в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья районного суда при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица проверил материалы дела, а также доводы заявителя в полном объеме в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вынес законное и обоснованное решение.

Противоречивых доказательств, которые могли бы существенно повлиять на выводы должностного лица и которым судьей не дано бы оценки в судебном акте, по делу не имеется.

Действия ФИО1 правильно квалифицированы по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований полагать, что проверка должностным лицом фактически не проводилась, на что указано в жалобе, по делу не имеется.

Установленные в ходе производства по делу об административном правонарушении обстоятельства указывают на то, что исполняющей обязанности главы Дубровинского сельсовета Мишкинского района Курганской области ФИО1 не были приняты все зависящие от нее меры по соблюдению требований пожарной безопасности, в связи с чем вывод должностного лица и судьи о ее виновности в совершении административного правонарушения является правильным.

Постановление вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено ФИО1 в соответствии с санкцией части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и является минимальным.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи, по делу не допущено.

В целом доводы жалобы основаны на неправильном толковании норм права, по существу сводятся к переоценке установленных в ходе производства по делу обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки предыдущей судебной инстанции, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующем судебном акте, не опровергают наличие в действиях ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи.

При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление государственного инспектора по пожарному надзору – старшего инспектора отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Мишкинскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Курганской области от 25 мая 2022 г., решение судьи Мишкинского районного суда Курганской области от 07 июля 2022 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполняющей обязанности главы Дубровинского сельсовета Мишкинского района Курганской области ФИО1 оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья С.Н. Менщиков