ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-230/15 от 28.09.2015 Приморского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

Дело № 12-230/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 сентября 2015 года г. Новороссийск

Судья Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края Савин М.Е.,

с участием представителя заявителя ФИО1 - <ФИО2>, действующего по доверенности,

заинтересованного лица – начальника отдела контроля международных автомобильных перевозок Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея ФИО3, действующего по доверенности,

при секретаре Ненашевой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 ча на постановление ВРИО главного государственного инспектора ОК МАП МУГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея ФИО4 от 06.08.2015 по делу № 23С0300047 о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч. 7 ст. 12.21.1 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением ВРИО главного государственного инспектора ОК МАП МУГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея ФИО4 от 06.08.2015 по делу № 23С0300047 ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 7 ст. 12.21.1 КоАП РФ, квалифицируемого как нарушение правил движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 6 статьи 12.21.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1500 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обжаловал его в суд. В обоснование жалобы указал, что административным органом не приняты во внимание характеристики груза, а именно, тот факт, что им перевозился бестарный (навальный) цемент насыпью, который является грузом делимым и сыпучим. Кроме того, в обязанности водителя автоцементовоза не входит полномочие по определению массы груза. Контроль расположения груза в цистерне в процессе движения автотранспортного средства не возможен ввиду его физических характеристик, а также пломбирования груза грузоотправителем. Груз погружен в соответствии с требованиями Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272. При возбуждении и рассмотрении дела административным органом допущены существенные нарушения процессуальных норм: не составлен протокол об административном правонарушении, допущены разночтения по допустимой массе транспортного средства в постановлении о привлечении к административной ответственности и акте о взвешивании. Просит суд признать незаконным и отменить постановление ВРИО главного государственного инспектора ОК МАП МУГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея ФИО4 от 06.08.2015 по делу № 23С0300047 и прекратить производство по делу.

В судебном заседании представитель заявителя <ФИО2> поддержал жалобу, по обстоятельствам, в ней изложенным, а также дополнительным обстоятельствам, представленным в письменном виде, просил ее удовлетворить.

Заинтересованное лицо - начальник отдела контроля международных автомобильных перевозок Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы. При этом пояснил, что допустимая масса транспортного средства, управляемого заявителем не превышена, но допущено превышение массы на вторую ось, что образует состав вменяемого правонарушения, разночтения в акте о взвешивании и в постановлении о привлечении к ответственности связаны с допустимой погрешностью при взвешивании. Также указал, что, действительно, цемент навальный является сыпучим грузом и перемещается в цементной цистерне во время движения, однако, водитель автоцементовоза должен контролировать расположение груза в цистерне, путем торможения либо набора скорости при движении.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, судья считает, что Постановление от 06.08.2015 года о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч. 7 ст. 12.21.1 КоАП РФ, подлежит отмене, а дело – прекращению, по следующим основаниям.

Порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях и решений вышестоящих должностных лиц по жалобам на эти постановления регулируются ст.ст. 30.1, 30.9 КоАП РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола. В силу ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента: 1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения; 2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 КоАП РФ; 3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении; 4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 КоАП РФ; 5) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 КоАП РФ.

Частью 1 ст. 28.6 КоАП РФ установлено, что в случае, если непосредственно на месте совершения физическим лицом административного правонарушения, уполномоченным на то должностным лицом назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а выносится постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном статьей 29.10 КоАП РФ.Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе. В случае отказа от получения копии постановления она высылается лицу, в отношении которого вынесено постановление, по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления. В соответствии с ч. 2 ст. 28.6 КоАП РФ в случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, составляется протокол об административном правонарушении, который приобщается к вынесенному в соответствии с частью 1 вышеуказанной статьи постановлению.

Как следует из объяснений ФИО1 в административном деле, изложенных в акте № 5588-К о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 06.08.2015 года, положенным в основу обжалуемого постановления, последний с нарушением не согласился. Однако, в нарушение ч. 2 ст. 28.6 КоАП РФ протокол об административном правонарушении административным органом не составлен, что привело к ограничению права на защиту лица, привлекаемого к административной ответственности лица.

Кроме того, согласно акту № 5588-К о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 06.08.2015 года, который положен в основу решения о привлечении заявителя к административной ответственности, допустимые нагрузки составляют (т): 9.000, 10.000, 7.500, 7.500, 7.500, тогда как в постановлении по делу об административном правонарушении от 06.08.2015 по делу № 23С0300047 допустимые нагрузки составляют (т): 9.18, 10.20, 7.65, 7.65, 7.65 При этом, материалы административного дела не содержат сведений о причинах указанного несоответствия. Изложенное не позволяет признать доказанным административным органом величину превышения допустимой нагрузки на ось, вмененную заявителю. В силу ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Иных доказательств, кроме указанного акта, заинтересованным лицом не представлено, как не представлено и акта контрольного взвешивания, в связи с несогласием водителя с результатами замера.

Обжалуемым постановлением ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 7 ст. 12.21.1 КоАП РФ, квалифицируемой как нарушение правил движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 6 статьи 12.21.1 КоАП РФ.Однако, административным органом заявителю вменено движение тяжеловесного транспортного средства с превышением допустимой нагрузки на ось транспортного средства, что предусмотрено диспозициями частей 1- 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ.При этом, в нарушение п. 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ административным органом в обжалуемом постановлении не приведено мотивированное решение по делу, раскрывающее наличие признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 12.21.1 КоАП РФ в действиях ФИО1

В Постановлении Верховного Суда РФ от 31.08.2015 N 310-АД15-9729 по делу N А23-6676/2014 разъяснено, что, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, суд принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.

Как указал Верховный Суд РФ в своем Постановлении от 25.02.2015 N 301-АД14-4571 по делу N А82-15309/2013 нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности, либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер, и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения. Данные обстоятельства подлежат установлению на основании полученных административным органом в ходе административного производства соответствующих доказательств, протокола об административном правонарушении, иных протоколов, предусмотренных КоАП РФ, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иных документов, а также показаний специальных технических средств, вещественных доказательств. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона (части 2,3 статьи 26.2 КоАП РФ).В соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" настоящий Федеральный закон определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также - транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ Правительство Российской Федерации утверждает правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также правила перевозок грузов автомобильным транспортом.

Согласно пункту 73 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272, при перевозке груза навалом, насыпью, наливом или в контейнерах его масса определяется грузоотправителем и при приеме груза перевозчиком указывается грузоотправителем в транспортной накладной.

Необходимо учитывать, что заявитель не является представителем грузоотправителя.

Согласно материалам административного дела, ФИО1 перевозил цемент бестарным способом, т. е. осуществлял транспортировку делимого груза, о чем сделана отметка в акте № 5588-К от 06.08.2015 года.

В соответствии с п. 75 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 размещение делимого груза на транспортном средстве осуществляется таким образом, чтобы общая масса транспортного средства с таким грузом не превышала допустимые массы транспортных средств, установленные в приложении № 1 Правилам. Необходимо отметить, что приложением № 1 к Правилам перевозки грузов автомобильным транспортом установлены именно допустимые массы транспортных средств, тогда как допустимые осевые нагрузки транспортных средств установлены в приложении № 2 к Правилам.

При этом, административным органом не оспаривается отсутствие превышения допустимой массы транспортного средства, что указывает на правильность его загрузки, т. е. правильность размещения делимого груза в транспортном средстве грузоотправителем. Согласно правил перевозки цемента, утвержденных Минавтотрансом РСФСР 19.01.76 по согласованию с Госпланом РСФСР и Госарбитражем РСФСР при погрузке, транспортировке и разгрузке цемента автотранспортные предприятия или организации, грузоотправители и грузополучатели должны принимать меры по обеспечению сохранности цемента, не допуская попадания на него атмосферных осадков и его распыления. При перевозке цемента в специализированных автомобилях - цистернах грузоотправитель и грузополучатель обязаны производить открытие люков цистерны перед погрузкой и закрытие после погрузки, опускание, выемку, привинчивание и отвинчивание шлангов. При разгрузке цемента шофер обязан производить включение компрессора и открытие разгрузочного крана, а после окончания разгрузки - выключение компрессора и закрытие разгрузочного крана.

При этом необходимо учитывать, что цементовоз после погрузки пломбируется грузоотправителем. Для перевозки цемента бестарным способом (навалом), в рассматриваемом случае, специального разрешения не требуется, так как при погрузке цемента и выезде цементовоза на автомобильные дороги его разрешенная максимальная масса не превышена. Однако, в пути следования автомобиля, в том числе, во время торможения, цемент может сместиться в цементовозе, поскольку при движении сыпучий (пылевой) груз распределяется по цистерне в зависимости от режима езды (набор скорости, торможение и т. д.), а также рельефа дороги (спуск, подъем), и соответственно, водитель транспортного средства не может осуществлять контроль нагрузки по осям транспортного средства. Указанный вывод согласуется с положениями п. 73 и п. 75 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом. Доводы представителя заинтересованного лица о необходимости контроля за расположением сыпучего груза во время движения путем преднамеренного, а не связанного с дорожной ситуацией, набора скорости и торможения судом не принимаются, поскольку такой подход к управлению грузовым автомобилем не может обеспечивать безопасное управление транспортным средством и должный контроль за ситуацией на дороге.В п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 24.03.2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» указано, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях, судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении допущены существенные нарушения требований КоАП РФ. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

Руководствуясь п.3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Жалобу ФИО1 - удовлетворить.

Постановление ВРИО главного государственного инспектора ОК МАП МУГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея ФИО4 от 06.08.2015 по делу № 23С0300047, в соответствии с которым ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 7 ст. 12.21.1 КоАП РФ, квалифицируемого как нарушение правил движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 6 статьи 12.21.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1500 рублей – ОТМЕНИТЬ.

Дело об административном правонарушении о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч. 7 ст. 12.21.1 КоАП РФ прекратить на основании ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд (через Приморский районный суд гор. Новороссийска) в течение 10 суток с момента получения копии решения.

Судья М.Е. Савин