ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-230/18 от 24.05.2018 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья Гараева Р.Р. дело №12-230/2018

РЕШЕНИЕ

г.Самара 24 мая 2018 года

Судья Самарского областного суда Тукмаков П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Гордеевой М.Н. на постановление судьи Куйбышевского районного суда г.Самары от 11 апреля 2018 года которым Гордеева М.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.16.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 855 589 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением судьи Куйбышевского районного суда г.Самары от 11 апреля 2018 года Гордеева М.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.16.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере одной второй незадекларированной суммы наличных денежных средств, которая подлежала обязательному письменному декларированию в установленной форме – 855 589 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Гордеева М.Н. обратилась с жалобой в Самарский областной суд, в которой просит постановление судьи районного суда отменить, а производство по делу прекратить, в связи с отсутствием в ее действиях состава вмененного правонарушения, изъятые вещи. При этом указывает на отсутствие у нее умысла на совершение указанного правонарушения. Считает, что у суда первой инстанции были основания для прекращения дела в связи с малозначительностью административного правонарушения. Кроме того, ссылается на то, что в настоящее время не работает в связи с полученными в результате ДТП тяжелыми травмами, необходимы денежные средства на лечение.

Проверив материалы дела, выслушав доводы Гордеевой М.Н. в поддержание жалобы, прихожу к следующему.

Статья 16.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и подлежащих письменному декларированию, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Примечанием к этой статье установлено, что для целей применения настоящей статьи незадекларированной признается сумма наличных денежных средств и (или) стоимость дорожных чеков сверх разрешенной таможенным законодательством Таможенного союза к ввозу (вывозу) без таможенного декларирования в письменной форме.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28 июня 2013 года №134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» незадекларированной признается сумма наличных денежных средств и (или) стоимость дорожных чеков сверх разрешенной таможенным законодательством Таможенного союза к ввозу (вывозу) без таможенного декларирования в письменной форме.

В соответствии со статьей 4 Решения №51 Межгосударственного совета евразийского экономического сообщества «О Договоре о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза» от 05.07.2010 г. (далее - Решение), при единовременном вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму ввозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.

Под «наличными денежными средствами» следует понимать денежные знаки в виде банкнот и казначейских билетов, монет, за исключением монет из драгоценных металлов, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в государствах – членах Таможенного союза или иностранных государствах (группа иностранных государств), включая изъятые либо изымаемые из обращения, но подлежащие обмену не находящиеся в обращении денежные знаки (часть 1 статьи 2 Решения).

Согласно части 1 статьи 5 Решения, в случаях ввоза на таможенную территорию Таможенного союза или ввоза с этой территории физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков перерасчет в доллары США осуществляется по курсу, установленному в соответствии с законодательством той стороны, через государственную границу которой перемещаются такие наличные денежные средства и (или) дорожные чеки, на день подачи таможенной декларации (в данном случае по курсу ЦБ России).

Из пункта 35 статьи 4 Таможенного Кодекса Таможенного Союза следует, что товар - любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств - членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.

Порядок декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, установлен Таможенным Кодексом Таможенного Союза. Статьей 150 ТК ТС установлено, что все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. Товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.

В соответствии с положениями статьей 179, 180 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

В зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяются следующие виды таможенной декларации: 1) декларация на товары; 2) транзитная декларация; 3) пассажирская таможенная декларация; 4) декларация на транспортное средство. Форма пассажирской таможенной декларации и порядок её заполнения утверждены Решением Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 № 287.

Сведения, подлежащие указанию в пассажирской таможенной декларации, установлены статьей 6 Решения №51 Межгосударственного совета евразийского экономического сообщества «О Договоре о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза» от 05.07.2010 г., к числу которых относятся:

1) дата и место рождения физического лица, реквизиты документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) на территории государства - члена таможенного союза, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания на территории государства - члена таможенного союза;

2) сведения о денежных инструментах, за исключением дорожных чеков (вид денежного инструмента, наименование эмитента, дата выпуска и идентифицирующий номер при наличии);

3) сведения об источнике наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, их владельцах (в случаях перемещения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, не являющихся собственностью декларанта), а также о предполагаемом использовании;

4) сведения о маршруте и способе перевозки (о виде транспорта) наличных денежных средств и (или) денежных инструментов.

В соответствии с положениями статьи 357 ТК ТС в местах прибытия на таможенную территорию таможенного союза или убытия с этой территории для целей таможенного декларирования товаров для личного пользования может применяться система двойного коридора. Применение системы двойного коридора предусматривает самостоятельный выбор физическим лицом, следующим через таможенную границу, таможенного декларирования в письменной форме товаров для личного пользования и соответствующего коридора ("зеленого" или "красного") для совершения таможенных операций.

Как видно из материалов дела, для пассажиров в международном зале прилета аэропорта «Домодедово» применяется система двойного коридора. Предусматривающая самостоятельный выбор физическим лицом, следующим через таможенную границу, таможенного декларирования в письменной форме товаров для личного пользования и соответствующего коридора для совершения таможенных операций. «Зелены» и «красный» коридоры в соответствии с требованиями ТК ТС оборудованы специальными вывесками, исключающими их неоднозначное толкование: «красный» коридор обозначен вывеской с надписью «красный коридор», товары, подлежащие обязательному декларированию, с дублированием этой надписи на английском языке; «зеленый» коридор, товаров, подлежащих декларированию, нет, с дублированием этой надписи на английском языке, и пройти, не заметив их, невозможно. В международном зале прилета до линии таможенного контроля аэропорта «Домодедово» располагаются информационные стенды, в которых изложена информация о товарах, подлежащих обязательному письменному декларированию в соответствии с законодательством ЕАЭС, а также информация о порядке перемещения товаров и валюты через таможенную границу ЕАЭС.

Соответственно, пересечение физическим лицом таможенного контроля на входе в «зеленый» коридор рассматривается как его заявление о том, что перемещаемые им товары не подлежат декларированию в письменной форме, и свидетельствует о фактах, имеющих юридическое значение.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объёме.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Как усматривается из материалов дела и установлено судьей, 21 февраля 2018 года Гордеева М.Н. совершила недекларирование наличных денежных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и подлежащих письменному декларированию, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, а именно: 21 сентября 2017 года, примерно в 10 часов 41 мин., в секторе «В» международного зала вылета аэропорта Домодедово, расположенного по адресу: Московская область, г. Домодедово, территория «Аэропорт «Домодедово»», строение 1, при проведении таможенного контроля товаров, перемещаемых пассажирами, вылетающими рейсом № 68 сообщением Москва-Абу-Даби, гражданка Российской Федерации Гордеева М.Н., вылетающая вышеуказанным рейсом, проследовала через «зеленый» коридор таможни, не осуществив таможенного декларирования товаров в письменной форме. В ходе проведения таможенного контроля в форме устного опроса, на вопрос инспектора таможни о наличии у неё денежных средств, гражданка Гордеева М.Н. заявила, что имеет при себе 57 350 рублей, 32 450 долларов США и 5000 евро, согласно курсу валют, установленному на 21.09.2017 года Центральным Банком Российской Федерации (1 доллар США = 58, 129 рублей; 1 евро = 69,7664) составляет 2 292468 рублей 05 копеек или 39 473 доллара США 60 центов, которые добровольно предъявила к таможенному контролю, достав их из дамской сумки белого цвета со вставками голубого цвета, принадлежащей ей.

Таким образом, в действиях гражданки Гордеевой М.Н. усматривались достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, а именно недекларироваиие по установленной форме денежных средств, подлежащих декларированию, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.4 КоАП России.

Факт совершения Гордеевой М. правонарушения, предусмотренного ст.16.4 КоАП РФ, а также её виновность в совершении данного правонарушения объективно подтверждены совокупностью представленных в материалы дела об административном правонарушении доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении, составленным в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, протоколом изъятия вещей и документов; актом приема – передачи вещественных доказательств на ответственное хранение; актом приема-передачи вещественных доказательств; рапортом об обнаружении признаков преступления; актом таможенного досмотра (осмотра) товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза физическими лицами для личного пользования в сопровождаемом багаже; объяснением Гордеевой М.Н.; посадочным талоном; распиской Гордеевой М.Н., согласно которой ей была возвращена сумма в размере 10 000 долларов США; сведениями о курсе валют на 21.09.2017 года; докладной запиской государственного таможенного инспектора ОСТП №1 Логиновой Е.В., а также другими материалами и документами, которым судом первой инстанции была дана оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Указанные доказательства обоснованно признаны судом допустимыми, поскольку получены в установленном законом порядке и на основании ст. 171 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» за № 311-ФЗ от 27.11.10 г., могут использоваться для установления события названного административного правонарушения и виновности Гордеевой М.Н. в его совершении.

При этом, суд первой инстанции правильно указал, что, следуя через «зеленый коридор», предназначенный для таможенного контроля пассажиров, не имеющих при себе товаров, подлежащих обязательному таможенному декларированию Гордеева М.Н., тем самым, заявила таможенному органу об отсутствии у неё товаров (в данном случае денежных средств), подлежащих обязательному письменному таможенному декларированию.

В данной ситуации Гордеева М.Н., имела возможность, проявив должную ответственность к своим поступкам, не допустить нарушение таможенных правил и задекларировать по установленной форме имеющиеся у неё наличные денежные средства.

Таким образом, Гордеева М.Н. совершила недекларирование наличных денежных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и подлежащих письменному декларированию, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Доводы Гордеевой М. о том, что в её действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.4 КоАП РФ, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые судом первой инстанции были исследованы в полном объеме и обоснованно отвергнуты по мотивированным основаниям, приведенным в соответствующем судебном решении. Данное обстоятельство свидетельствует о желании избежать административной ответственности за совершенное правонарушение и является способом защиты правонарушителя.

Другие доводы, приведенные в жалобе заявителя, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и нашли свое правильное разрешение при вынесении судом решения. Новых доводов, которые могли бы повлиять на законность оспариваемого постановления и решения, жалоба не содержит.

Ссылка в жалобе заявителя на то, что у суда были основания для прекращения дела в связи с малозначительностью административного правонарушения, является несостоятельной, поскольку указанное правонарушение посягает на интересы государства в области таможенного законодательства, то есть существенно нарушает охраняемые общественные правоотношения.

Каких-либо неустранимых сомнений в виновности привлекаемого к ответственности лица во вмененном ему административном правонарушении судом первой инстанции обоснованно не установлено.

Порядок и срок давности привлечения Гордеевой М.Н. к административной ответственности, принцип презумпции невиновности не нарушены.

При назначении наказания, судья первой инстанции обоснованно учел требования ст.3.1, 3.7 и 4.1 КоАП РФ, характер общественной опасности совершенного административного правонарушения, обстоятельства, при которых совершено административное правонарушение.

Однако, учитывая обстоятельства совершения Гордеевой М.Н. правонарушения, смягчающие вину обстоятельства, а также состояние здоровья, имущественное положение, в настоящее время не работает по состоянию здоровья, считаю возможным применить положения ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ и снизить назначенное наказание.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление судьи Куйбышевского районного суда г.Самары от 11 апреля 2018 года которым Гордеева М.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.16.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 855 589 рублей, - изменить: назначенное наказание снизить до 427 795(четыреста двадцать семь тысяч семьсот девяносто пять) рублей. В остальной части постановление судьи оставить без изменения, жалобу Гордеевой М.Н. – удовлетворить частично.

Судья Самарского областного суда П.А.Тукмаков