№12-230/2020
64RS0043-01-2020-002466-41
решение
18 августа 2020 г. г.Саратов
Судья Волжского районного суда г.Саратова Гончарова Н.О.,
при секретаре Жаренковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление на постановление начальника отдела административного производства управления контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд министерства экономического развития Саратовской области ФИО5№-м от
11 июня 2020 года о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
установила:
постановлением начальника отдела административного производства управления контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд министерства экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области ФИО5№-м от ДД.ММ.ГГГГ заведующая муниципальным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад комбинированного вида № "Изумрудный город" (далее – МДОУ "Детский сад комбинированного вида № "Изумрудный город") ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 7.29 КоАП РФ за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика, выразившееся в заключении договора энергоснабжения с организацией, не являющейся гарантирующим поставщиком электроэнергии Саратовской области, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 30000 руб.
В жалобе на указанные постановление ФИО1 просит его отменить с прекращением производства по делу. Указал, что МДОУ "Детский сад комбинированного вида № "Изумрудный город" в сентябре 2019 года была направлена информация гарантирующим поставщикам электроэнергии с просьбой предоставить для изучения и в последующем заключения проектов контрактов на поставку электроэнергии на 2020 год. Проект контракта на 2020 год был получен только от ООО "Электросбытовая компания", входящей в холдинг ЗАО НЭСК, при этом от других поставщиков электроэнергии проекты контрактов не поступали. В связи с тем, что на момент заключения контракта 01.01.2020 с ООО "Электросбытовая компания" у учреждения отсутствовали сведения о присвоении поставщику на 2020 год статуса гарантирующего поставщика и отсутствие таких сведений в свободном доступе, контракт был заключен с единственной компанией, которая направила проект контракта и которая имеет на своем балансе электросети, по которым поступает электроэнергия в МДОУ "Детский сад комбинированного вида № "Изумрудный город". Сведения о наличии технической возможности у других поставщиков электроэнергии на поставку энергоресурсов на момент заключения контракта отсутствовали. Не заключение контракта с ООО "Электросбытовая компания" могло привести к остановки деятельности учреждения. В 2020 году после появления в открытых источниках информации о присвоении статуса гарантирующих поставщиков электросетевым компаниям Саратовской области учреждением были самостоятельно предприняты меры к перезаключению контракта, переговоры велись до середины апреля 2020 года, по результатам которых 20.04.2020 был заключен контракт на поставку электроэнергии с ПАО "Саратовэнерго".
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника ФИО1 –
ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.7.29 КоАП РФ принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок), за исключением случаев, предусмотренных ч.2, 2.1 и 4 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности и осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ).
В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции РФ, ГК РФ, БК РФ и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч.1 ст.1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно ст.6 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч.1, 2, 5 ст.24 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В силу п.29 ч.1 ст.93 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком при заключении договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии.
Как установлено ст.3 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ "Об электроэнергетике" гарантирующий поставщик электрической энергии – коммерческа организация, которой в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоен статус гарантирующего поставщика, которая осуществляет энергосбытовую деятельность и обязана в соответствии с настоящим Федеральным законом заключить договор энергоснабжения, договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от своего имени или от имени потребителя электрической энергии и в интересах указанного потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
В соответствии с п.5 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановление Правительствам РФ от 04.05.2012 №442, на территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, электрическая энергия (мощность), за исключением продажи электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей, продается гарантирующими поставщиками по нерегулируемым ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен, определяемых и применяемых в соответствии с настоящим документом, а энергосбытовыми (энергоснабжающими) организациями – по свободным нерегулируемым ценам.
Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 27.12.2019 №47/14 "Об установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков Саратовской области в границах зоны их деятельности" в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 №35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2017 №1554/17 "Об утверждении методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов", постановлением Правительства Саратовской области от 12.04.2007 №169-П "Вопросы комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области", протоколом заседания Правления государственного регулирования тарифов Саратовской области от 27.12.2019 №47, с 01.01.2020 по 31.12.2020 установлены сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков Саратовской области в границах зоны их деятельности с календарной разбивкой в соответствии с приложением, которые входят в структуру тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям гарантирующих поставщиков Саратовской области в границах зоны их деятельности.
При этом названным Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 27.12.2019 №47/14 в перечень гарантирующих поставщиков электрической энергии Саратовской области включены ПАО "Саратовэнерго", ООО "Саратовское предприятие городских электрических сетей", ООО "Русэнергосбыт".
Согласно материалам дела в ходе проведенной прокуратурой Волжского района г.Саратова проверки по обращению генерального директора ПАО "Саратовэнерго" о нарушениях законодательства о контрактной системе в сфере закупок установлено, что МДОУ "Детский сад комбинированного вида № "Изумрудный город", заведующей которым является ФИО1, 01.01.2020 заключен договор энергоснабжения №17824 сроком до 31.12.2020 с ООО "Электросбытовая компания", которое не обладает статусом гарантирующего поставщика на территории Саратовской области.
По результатам проверки сделан вывод о допущенном нарушении действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, выразившееся в осуществлении МДОУ "Детский сад комбинированного вида № "Изумрудный город" закупки у единственного поставщика, не обладающего статусом гарантирующего поставщика на территории Саратовской области.
Постановлением заместителя прокурора Волжского района г.Саратова Черепанова А.А. от 08.05.2020 в отношении заведующей МДОУ "Детский сад комбинированного вида № "Изумрудный город" ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.29 КоАП РФ, по факту ненадлежащего способа определения поставщика, принятия решения о закупке товаров для обеспечения муниципальных нужд у единственного поставщика с нарушением требований, установленных Федеральным законом от 05.04.2013
№44-ФЗ.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 08.05.2020, копией договора энергоснабжения № от 01.01.2020, заключенного между ООО "Электросбытовая компания" и МДОУ "Детский сад комбинированного вида № "Изумрудный город", и дополнительным соглашением к нему, обращением ПАО "Саратовэнерго" от 17.03.2020, письменными объяснениями ФИО1 от 08.05.2020, копией приказа администрации Волжского района администрации муниципального образования "Город Саратов" № от 01.02.2016 "О назначении ФИО1", трудовым договором № от 01.02.2016 с руководителем муниципального учреждения, должностной инструкцией заведующего (директора) муниципального дошкольного образовательного учреждения, уставом МДОУ "Детский сад комбинированного вида № "Изумрудный город", которым должностным лицом дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст.26.11 КоАП РФ.
Действия заведующей МДОУ "Детский сад комбинированного вида № "Изумрудный город" ФИО1, являющейся в силу примечания к ст.2.4 КоАП РФ должностным лицом, квалифицированы по ч.1 ст.7.29 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Доводы жалобы о том, что на момент заключения договора энергоснабжения № от 01.01.2020 отсутствовали сведения об организациях, которым присвоен статус гарантирующих поставщиков на территории Саратовской области, не может быть принят во внимание, поскольку Постановление Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 27.12.2019 № было опубликовано на официальном портале Правительства Саратовской области в сети Интернет 27.12.2019.
Ссылка на отсутствие вредных последствий от совершенного правонарушения, способных причинить существенный вред охраняемым законом общественным отношениям, и на предпринятые по собственной инициативе меры к заключению контракта с гарантирующим поставщиком не может быть принят во внимание, поскольку своими действиями по определению поставщика и принятию решения о закупке товаров для обеспечения муниципальных нужд у единственного поставщика с нарушением требований, установленных Федеральным законом от 05.04.2013
№44-ФЗ, ФИО1 нарушила охраняемые общественные правоотношения в области порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Таким образом, совершенное ФИО1 правонарушение нельзя признать малозначительным и не причинившим вреда обществу.
При таких обстоятельствах начальник отдела административного производства управления контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд министерства экономического развития Саратовской области ФИО5 пришел к правомерным выводам о наличии в действия ФИО1 как заведующей МДОУ "Детский сад комбинированного вида № "Изумрудный город" состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.29 КоАП РФ, и ее виновности в его совершении.
Указанные выводы правильно основаны на доказательствах, всесторонне, полно и объективно исследованных в их совокупности и свидетельствующих о допущенном правонарушении. Должностным лицом всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, оснований для их переоценки не имеется.
Оснований для переквалификации действий ФИО1 не имеется.
Наказание ФИО1 назначено в пределах санкции ч ч.1 ст.7.29 КоАП РФ и в соответствии с требованиями ст.4.1 Кодекса с учетом характера совершенного правонарушения, личности правонарушителя, отсутствия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Оснований для снижения размера назначенного административного штрафа судья не усматривает.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений должностным лицом при рассмотрении дела не допущено.
Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не имеется.
Руководствуясь ст.30.1-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решила:
постановление начальника отдела административного производства управления контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд министерства экономического развития Саратовской области ФИО5№-м от
11 июня 2020 года о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья