ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-230/2016 от 16.12.2016 Оричевского районного суда (Кировская область)

№ 12-230/2016

Р Е Ш Е Н И Е

п. Оричи 16 декабря 2016 года

Судья Оричевского районного суда Кировской области Васильев С.В.,

при секретаре Александровой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Адышевской средней школы Оричевского района ФИО1 на постановление заместителя министра финансов Кировской области ФИО2 № 429/2016 от 25 октября 2016 года о привлечении директора Адышевской средней школы ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.1.1 закона Кировской области «Об административной ответственности в Кировской области»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя министра финансов Кировской области ФИО2 № 429/2016 от 25 октября 2016 года директор Адышевской средней школы ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.1.1 закона Кировской области «Об административной ответственности в Кировской области» и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей.

Согласно постановлению, уведомлением об изменении лимитов бюджетных обязательств на 2016 год № 10, а также уведомлением об изменении бюджетных ассигнований районного бюджета по расходам на 2016 год № 10, получателю средств районного бюджета Адышевская средняя школа (далее - Заказчик) перечислена субсидия на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом в размере 1107100 рублей. 19 июля 2016 года Заказчиком в рамках порядка взаимодействия одела бухгалтерского учета и закупок администрации Оричевского района (далее - Уполномоченный орган) с муниципальными заказчиками, утвержденного постановлением администрации Оричевского района от 17.02.2016 № 84 в Уполномоченный орган на определение поставщиков (исполнителей, подрядчиков) направлена заявка на осуществление закупки на выполнение работ по ремонту спортзала. Уполномоченный орган на основании поступившей заявки осуществил процедуру определения подрядчика на выполнение работ по ремонту спортзала. Извещение о проведении закупки № 0140300027516000039 размещено в единой информационной системе в сфере закупок 4 августа 2016 года. 31 августа 2016 года по результатам проведения электронного аукциона Заказчиком с ООО «<данные изъяты>» заключен муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту спортзала, по цене 685068 рублей 87 копеек.

Заключив контракт по результатам проведения электронного аукциона без учета положений Закона Кировской области от 08.12.2015 № 598-30 «Об областном бюджете на 2016 год», постановления Правительства Кировской области от 10.09.2013 № 226/595 «О государственной программе Кировской области «Развитие образования» на 2014-2020 годы», регламентирующих, что определение поставщика должно осуществляться КОГКУ «Центр по техническому сопровождению государственных закупок», директор Адышевской средней школы ФИО1 совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 6.1.1 Закона Кировской области от 04.12.2007 № 200-ЗО «Об административной ответственности в Кировской области».

Директором Адышевской средней школы ФИО1 на вышеуказанное постановление подана жалоба, в которой просит постановление заместителя министра финансов Кировской области от 25 октября 2016 года № 429/2016 отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. Свою жалобу мотивирует тем, что 19 июля 2016 года ею (директором Адышевской средней школы ФИО1) была направлена заявка на осуществление закупки на выполнение работ по ремонту спортзала № 28 в отдел бухгалтерского учета и закупок администрации Оричевского района, а также другие необходимые документы. Данная заявка была согласована с управлением финансов Оричевского района по вопросу наличия бюджетных средств по статьям соответствующих расходов. Отделом была проведена проверка, представленных документов Заказчиком, в ходе которой нарушений действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок не выявлено. На основании данной заявки отделом была осуществлена процедура определения подрядчика на выполнение работ по ремонту спортзала. Извещение о проведении закупки № 0140300027516000039 размещено в единой Информационной системе в сфере закупок 4 августа 2016 года. Подпункт 1.2.5 Соглашения между министерством образования Кировской области и администрацией Оричевского муниципального района о предоставлении субсидии местному бюджету из областного бюджета на создание в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом № 12 от 02.08.2016 не содержит указания на осуществление централизации закупок через Кировское областное государственное казенное учреждение «Центр по техническому сопровождению государственных закупок».

Таким образом, администрация Оричевского района осуществила процедуру определения подрядчика через уполномоченный орган - отдел бухгалтерского учета и закупок администрации Оричевского района, исполнив требования конкретного Соглашения. 31 августа 2016 года ею (директором Адышевской средней школы ФИО1) по результатам проведения электронного аукциона с ООО «<данные изъяты>» заключен муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту спортзала в сумме 685068 рублей 87 копеек.

Считает, что в её действиях отсутствует такая составляющая административного правонарушения как вина, при вынесении решения о привлечении её к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 6.1.1 закона Кировской области от 04.12.2007 № 200-30 «Об административной ответственности в Кировской области» должностным лицом министерства финансов Кировской области не было учтено, что все свои действия по заключению муниципального контракта по ремонту спортзала она осуществляла в соответствии с Соглашением, которым также руководствовался отдел бухгалтерского учета и закупок администрации Оричевского района.

В судебном заседании директор Адышевской средней школы ФИО1 жалобу поддержала, приведя аналогичные доводы.

Представитель министерства финансов Кировской области по доверенности ФИО3, возражая против удовлетворения жалобы, пояснила, что в целях реализации положений ч. 7 ст. 26 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» правительство Кировской области наделило КОГКУ «Центр по техническому сопровождению государственных закупок» полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе для муниципальных заказчиков. Направление заявки на осуществление закупки на выполнение работ по ремонту спортзала в отдел бухгалтерского учета и закупок администрации Оричевского района, а не в КОГКУ «Центр по техническому сопровождению государственных закупок» свидетельствует о невыполнении директором Адышевской средней школы ФИО1 требований части 1.1 постановления Правительства Кировской области от 21.04.2015 № 34/213. При соблюдении установленного условия предоставления межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение - централизации закупок, положения Федерального закона № 44-ФЗ имеют приоритетное значение по сравнению с положениями соглашения от 02.08.2016 № 12, заключенного министерством образования Кировской области с администрацией Оричевского района. Просит постановление заместителя министра финансов Кировской области ФИО2 от 25.10.2016 № 429/2016 оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Заслушав директора Адышевской средней школы ФИО1, представителя министерства финансов Кировской области ФИО3, допросив свидетеля ЛС, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 6.1.1 Закона Кировской области от 04.12.2007 № 200-ЗО «Об административной ответственности в Кировской области», самостоятельное определение поставщика (подрядчика, исполнителя) при закупке товаров, работ, услуг в случаях, если в соответствии с законами Кировской области, правовыми (нормативными правовыми) актами Правительства Кировской области определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для областных государственных заказчиков, областных государственных бюджетных учреждений, областных уполномоченных органов, областных уполномоченных учреждений, муниципальных заказчиков, муниципальных бюджетных учреждений, муниципальных уполномоченных органов, муниципальных уполномоченных учреждений осуществляется уполномоченным Правительством Кировской области на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) областным государственным учреждением, в том числе размещение извещения об осуществлении соответствующей закупки, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей.

Согласно части 7 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», если условием предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, является централизация закупок, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет указанных межбюджетных трансфертов, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе наделить уполномоченный орган, уполномоченное учреждение полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных заказчиков, муниципальных бюджетных учреждений и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, действующих от имени субъекта Российской Федерации, муниципальных заказчиков, соответствующих бюджетных учреждений и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления.

Постановлением Правительства Кировской области от 21.04.2015 № 34/213 «О государственном казенном учреждении Кировской области, уполномоченном на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков» (вступившем в законную силу с 1 мая 2015 года) на Кировское областное государственное казенное учреждение «Центр по техническому сопровождению государственных закупок» в соответствии с частями 7, 8 статьи 26 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» наделено полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных заказчиков Кировской области. (п. 1-1 постановления)

2 августа 2016 года между министерством образования Кировской области и администрацией Оричевского муниципального района заключено соглашение № 12 о предоставлении субсидии местному бюджету из областного бюджета на создание в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом. Согласно п. 1.2.5 данного соглашения, субсидия предоставляется при соблюдении муниципальным образованием ряда условий, в том числе и при условии осуществления централизации закупок в соответствии с ч. 7 ст. 26 закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ.

17 февраля 2016 года постановлением администрации Оричевского района Кировской области № 84 утвержден Порядок взаимодействия отдела бухгалтерского учета и закупок администрации Оричевского района с муниципальными заказчиками Оричевского района при осуществлении закупок товаров, работа, услуг для обеспечения муниципальных нужд муниципальных заказчиков Оричевского района. Согласно п. 1.2 Порядок определяет механизм взаимодействия отдела бухгалтерского учета и закупок администрации Оричевского района, осуществляющего непосредственное исполнение функций уполномоченного органа на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от лица администрации Оричевского района с муниципальными заказчиками Оричевского района.

Приказом № 33/1-лс от 26 августа 2013 года ФИО1 принята на работу в МОКУ «Средняя общеобразовательная школа с. Адышево Оричевского района Кировской области» директором с 26 августа 2013 года (л.д. 8)

Согласно Уставу муниципального общеобразовательного казенного учреждения Средняя общеобразовательная школа с. Адышево Оричевского района Кировской области к компетенции руководителя учреждения, в том числе, относится заключение договоров (контрактов), соответствующих деятельности учреждения (л.д. 9-21)

Из протокола об административном правонарушении № 429/2016 от 18 октября 2016 года, составленного главным специалистом–экспертом отдела контроля в сфере государственных закупок министерства финансов Кировской области ФИО3, следует, что уведомлением об изменении лимитов бюджетных обязательств на 2016 год № 10, а также уведомлением об изменении бюджетных ассигнований районного бюджета по расходам на 2016 год № 10, получателю средств районного бюджета Адышевская средняя школа (далее - Заказчик) перечислена субсидия на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом в размере 1107100 рублей. 19 июля 2016 года Заказчиком в рамках порядка взаимодействия одела бухгалтерского учета и закупок администрации Оричевского района (далее - уполномоченный орган) с муниципальными заказчиками, утвержденного постановлением администрации Оричевского района от 17.02.2016 № 84 (далее - порядок взаимодействия), в уполномоченный орган на определение поставщиков (исполнителей, подрядчиков) направлена заявка на осуществление закупки на выполнение работ по ремонту спортзала. Уполномоченный орган на основании поступившей заявки осуществил процедуру определения подрядчика на выполнение работ по ремонту спортзала. Извещение о проведении закупки № 0140300027516000039 размещено в единой информационной системе в сфере закупок 4 августа 2016 года. 31 августа 2016 года по результатам проведения электронного аукциона заказчиком с ООО «<данные изъяты>» заключен муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту спортзала, по цене 685068 рублей 87 копеек. Таким образом, Заказчик, заключив контракт по результатам проведения электронного аукциона без учета положений Закона Кировской области от 08.12.2015 № 598-30 «Об областном бюджете на 2016 год», постановления Правительства Кировской области от 10.09.2013 № 226/595 «О государственной программе Кировской области «Развитие образования» на 2014-2020 годы», регламентирующих, что определение поставщика должно осуществляться КОГКУ «Центр по техническому сопровождению государственных закупок», совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 6.1.1 Закона Кировской области от 04.12.2007 № 200-ЗО «Об административной ответственности в Кировской области».

Копией муниципального контракта № 2 на выполнение работ по ремонту спортивного зала от 31 августа 2016 года подтверждено, что на основании результатов определения поставщика путем проведения аукциона в электронной форме (протокол итогов электронного аукциона № 0140300027516000039-3 от 15.08.2016) директором Адышевской средней школы ФИО1 (Заказчиком) заключен с ООО «Нововятский строитель» муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту спортивного зала, расположенного по адресу: <адрес>. Источник финансирования выполняемых работ: средства районного бюджета, федерального бюджета (л.д. 27-30)

Свидетель ЛС, работающая начальником управления образования Оричевского района, в суде пояснила, что Соглашение между министерством образования Кировской области и администрацией Оричевского муниципального района о предоставлении субсидии местному бюджету из областного бюджета на создание в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом № 12 от 02.08.2016 не содержит указания на осуществление централизации закупок через Кировское областное государственное казенное учреждение «Центр по техническому сопровождению государственных закупок». Более того, Соглашение обязывает муниципальное образование самому определить подрядчика. Упоминаний о КОГКУ «Центр по техническому сопровождению государственных закупок» в Соглашении нет. Более того процедурой определения подрядчика занималась не директор Адышевской средней школы ФИО1, а отдел бухгалтерского учета и закупок администрации Оричевского района. Считает, что в действиях директора Адышевской средней школы ФИО1 имеется малозначительность.

Таким образом, материалами административного дела, доказано, что директором Адышевской средней школы ФИО1 (Заказчик) по результатам проведения электронного аукциона (протокол итогов электронного аукциона № 0140300027516000039-3 от 15.08.2016) был заключен с ООО «<данные изъяты>» муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту спортзала, в то время как в соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 21.04.2015 № 34/213 «О государственном казенном учреждении Кировской области, уполномоченном на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков» на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных заказчиков уполномочено Кировское областное государственное казенное учреждение «Центр по техническому сопровождению государственных закупок».

Тем самым директором Адышевской средней школы ФИО1 нарушены требования ч. 2 ст. 19 Закона Кировской области от 08.12.2015 № 598-ЗО «Об областном бюджете на 2016 год», которой установлено, что помимо условий предоставления целевых межбюджетных трансфертов местным бюджетам из областного бюджета, установленных государственными программами Кировской области, условием предоставления целевых межбюджетных трансфертов на текущий (свыше 100 тыс. рублей) и капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию и капитальное строительство объектов муниципальной собственности, на приобретение оборудования (свыше 100 тыс. рублей) и жилых помещений в муниципальную собственность, является централизация закупок в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Условие о предоставлении субсидий бюджетам муниципальных образований из областного бюджета Кировской области на создание в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом - централизация закупок в соответствии с частью 7 статьи 26 Федерального закона № 44-ФЗ установлено и постановлением Правительства Кировской области от 10.09.2013 № 226/595 «О государственной программе Кировской области «Развитие образования» на 2014-2020 годы».

Приходя к выводу о наличии в действиях директора Адышевской средней школы ФИО1, являющейся должностным лицом муниципального заказчика Кировской области, состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.1.1 Закона Кировской области от 04.12.2007 № 200-ЗО «Об административной ответственности в Кировской области», должностное лицо министерства финансов Кировской области правильно применило нормы действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, правильно установило все фактические обстоятельства дела, имеющие юридическое значение для его правильного разрешения, и сделало обоснованный вывод о виновности директора Адышевской средней школы ФИО1.

Постановление о назначении директору Адышевской средней школы ФИО1 административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.1.1 Закона Кировской области от 04.12.2007 № 200-ЗО «Об административной ответственности в Кировской области», вынесено заместителем министра финансов Кировской области в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел. Административное наказание назначено в пределах ч. 1 ст. 6.1.1 Закона Кировской области от 04.12.2007 № 200-ЗО «Об административной ответственности в Кировской области».

Довод жалобы о том, что подпункт 1.2.5 Соглашения между министерством образования Кировской области и администрацией Оричевского муниципального района о предоставлении субсидии местному бюджету из областного бюджета на создание в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом не содержит указания на осуществление централизации закупок через КОГКУ «Центр по техническому сопровождению государственных закупок» судом откланяется, поскольку данный подпункт носит отсылочный характер. В нем непосредственно не указывается на осуществление централизации закупок через КОГКУ «Центр по техническому сопровождению государственных закупок». Соответствующее указание содержится в Постановлении Правительства Кировской области от 21.04.2015 № 34/213 «О государственном казенном учреждении Кировской области, уполномоченном на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков»

Как следует из материалов административного дела Заказчиком на заключение муниципального контракта на выполнение работ по ремонту спортивного зала выступало муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Адышево Оричевского района Кировской области (Адышевская средняя школа), ФИО1 является руководителем учреждения, в связи с чем правомерно привлечена к административной ответственности. Наличие Порядка взаимодействия отдела бухгалтерского учета и закупок администрации Оричевского района с муниципальными заказчиками Оричевского района при осуществлении закупок товаров, работа, услуг для обеспечения муниципальных нужд муниципальных заказчиков Оричевского района не освобождает должностное лицо муниципального заказчика Кировской области от административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 6.1.1 Закона Кировской области от 04.12.2007 № 200-ЗО «Об административной ответственности в Кировской области».

Довод о малозначительности совершенного административного правонарушения подлежит отклонению, как основанный на неправильном толковании закона, поскольку допущенное нарушение затрагивает отношения, связанные с осуществлением закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений поэтому неисполнение требований закона свидетельствует о существовании определенной угрозы охраняемым законом правоотношениям. Состав административного правонарушения является формальным, возложение ответственности за совершение данного правонарушения не связано с причинением вреда, наступлением каких-либо последствий. Таким образом, применительно к рассматриваемому правонарушению, суд не находит оснований для прекращения производства по делу в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Каких-либо процессуальных нарушений, влекущих за собой отмену постановления должностного лица, судом не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3. ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя министра финансов Кировской области ФИО2 № 429/2016 от 25 октября 2016 года о привлечении директора Адышевской средней школы ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст. 6.1.1 закона Кировской области «Об административной ответственности в Кировской области» оставить без изменения, жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Васильев С.В.