ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-230/2021 от 23.07.2021 Пестречинского районного суда (Республика Татарстан)

дело № 12-230/2021

Решение

23 июля 2021 года с. Пестрецы

Судья Пестречинского районного суда Республики Татарстан Геффель О.Ф., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении по статье 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по жалобе руководителя исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан Х.А.В. на постановление мирового судьи судебного участка по Пестречинскому судебному району Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка по Пестречинскому судебному району Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГХ.А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, руководитель исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан Х.А.В. обратился в суд с жалобой на него, указав, что дело было рассмотрено в его отсутствие и в отсутствие его представителя, которые не были уведомлены о времени рассмотрения дела, в связи с чем судом не в полной мере изучены доказательства, имеющие значение для признания Х.А.В. виновным в совершении административного правонарушения, а именно то обстоятельство, что ДД.ММ.ГГГГ главе Пестречинского муниципального района поступило обращение В.С.А. по вопросу вырубки аварийных деревьев в д. Петрово Надеждинского сельского поселения, которое в тот же день было отписано заместителю главы <адрес>И.В.А. и руководителю исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан Х.А.В. с резолюцией «для рассмотрения и ответа автору». Данное обращение ДД.ММ.ГГГГ с такой же резолюцией отписано главе Надеждинского сельского поселения, к компетенции которого относится поставленный в обращении вопрос. Ссылаясь на указанные обстоятельства заявитель просил отменить постановление мирового судьи судебного участка по Пестречинскому судебному району Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ, и производство по делу об административных правонарушении прекратить.

Также Х.А.В. просил о восстановлении процессуального срока на обжалование постановления по делу об административном правонарушении в связи с поздним получением копии постановления.

Руководитель исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан Х.А.В., будучи надлежащим образом извещенным о дне, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.

Исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Обжалуемое постановление вынесено ДД.ММ.ГГГГ.

В силу положений части 2 статьи 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу либо высылается по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Поскольку копия обжалуемого постановления получена Х.А.В.ДД.ММ.ГГГГ, срок для обжалования постановления мирового судьи судебного участка по Пестречинскому судебному району Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ подлежит восстановлению.

В силу части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

В силу статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

В соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме.

В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Пестречинского районного суда Республики Татарстан проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», по результатам которой прокурором <адрес> Республики Татарстан А.А.И.ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении руководителя Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан Х.А.В. по статье 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в интернет-приемной Пестречинского муниципального района Республики Татарстан под номером 455958 зарегистрировано обращение В.С.А. по вопросу вырубки аварийных деревьев в д. Петрово, однако ответ на данное обращение направлен ДД.ММ.ГГГГ.

Прокурор в своем постановлении указал на нарушение статей 10 и 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Как указывалось ранее, ДД.ММ.ГГГГ в интернет-приемной Пестречинского муниципального района Республики Татарстан под номером 455958 зарегистрировано обращение В.С.А. по вопросу вырубки аварийных деревьев в д. Петрово.

Согласно пунктам 4.4, 4.5, 4.10 раздела 4 Порядка рассмотрения обращений граждан и личного приема должностными лицами Пестречинского муниципального района, утвержденного Постановлением Главы Пестречинского муниципального района – председателя Совета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ-п, руководитель органа рассматривает обращение, визирует соответствующее поручение.

Документы, направляемые нескольким соисполнителям, передаются им одновременно, подготовку ответа заявителю осуществляет исполнитель, указанный в поручении первым. Соисполнители не позднее семи дней до истечения срока исполнения письма обязаны представить исполнителю, указанному первым, вне необходимые материалы для обобщения и подготовки ответа, а также свое мнение о содержании ответа.

Должностные лица органа обеспечивают объективное, всесторонне и своевременное рассмотрение обращения, уведомляют гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления, или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Согласно резолюции по исполнению документа Глава Пестречинского муниципального района Республики Татарстан К.И.М. отписал указанное обращение заместителю главы <адрес>И.В.А. и руководителю исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан Х.А.В. с резолюцией «для рассмотрения и ответа автору».

В свою очередь, И.В.А. и Х.А.В. перенаправили обращение В.С.А. на рассмотрение Ш.Р.Р., Г.И.З. с резолюцией «для рассмотрения и ответа автору».

ДД.ММ.ГГГГ руководителем исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан Х.А.В.В.С.А. дан ответ на ее обращение.

Признавая Х.А.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья также как и прокурор в своем постановлении пришел к выводу о нарушении лицом, привлекаемым к административной ответственности, статей 10 и 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

С таким выводом согласиться нельзя.

Согласно пунктам 4.4, 4.5, 4.10 раздела 4 Порядка рассмотрения обращений граждан и личного приема должностными лицами Пестречинского муниципального района, утвержденного Постановлением Главы Пестречинского муниципального района – председателя Совета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ-п, руководитель органа рассматривает обращение, визирует соответствующее поручение.

Документы, направляемые нескольким соисполнителям, передаются им одновременно, подготовку ответа заявителю осуществляет исполнитель, указанный в поручении первым. Соисполнители не позднее семи дней до истечения срока исполнения письма обязаны представить исполнителю, указанному первым, все необходимые материалы для обобщения и подготовки ответа, а также свое мнение о содержании ответа.

Должностные лица органа обеспечивают объективное, всесторонне и своевременное рассмотрение обращения, уведомляют гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления, или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Поскольку обращение В.С.А. Глава Пестречинского муниципального района Республики Татарстан К.И.М. отписал заместителю главы <адрес>И.В.А., и она была указана в поручении первой, на ней лежала обязанность по подготовке ответа заявителю.

В соответствии с постановлением о внесении изменений в постановление Главы Пестречинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка рассмотрения обращений граждан и личного приема должностными лицами Пестречинского муниципального района» контроль за своевременным рассмотрением и исполнением письменных обращений граждан осуществляет П.И.Ю. – начальник общего отдела Совета Пестречинского муниципального района.

В силу пункта пункту 2.10 раздела 2 Порядка работы по рассмотрению обращений граждан в Исполнительном комитете Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, утвержденного исполнительного комитета Пестречинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, должностные лица Исполнительного комитета обеспечивают объективное, всесторонне и своевременное рассмотрение обращения, дают письменные ответы по существу поставленных в обращении вопросов, уведомляют гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления, или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Согласно исследованным доказательствам Х.А.В. являлся соисполнителем поручения Глава Пестречинского муниципального района Республики Татарстан К.И.М. по обращению В.С.А. и должен был не позднее семи дней до истечения срока исполнения письма представить исполнителю – В.С.А. все необходимые материалы для обобщения и подготовки ответа, а также свое мнение о содержании ответа.

В соответствии с распоряжением руководителя Исполнительного комитета муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ контроль за своевременным рассмотрением и исполнением письменных обращений граждан, поступивших в Исполнительный комитет Пестречинского муниципального района Республики Татарстан осуществляет В.Т.Н. – ведущий специалист отдела организационной работы Пестречинского муниципального района в соответствии с должностными обязанностями.

Необходимо отметить, что обращение В.С.А. поступило не в Исполнительный комитет Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, а в Совет Пестречинского муниципального района Республики Татарстан.

Указанные обстоятельства оставлены без внимания и должной правовой оценки мирового судьи при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении не получили.

Таким образом, мировым судьей неверно определено лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.

В нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях имеющие существенное значение для рассмотрения дела фактические обстоятельства мировым судьей не были установлены, а представленные доказательства не были надлежаще оценены, что привело к принятию незаконного и необоснованного судебного постановления.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка по Пестречинскому судебному району Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении руководителя исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан Х.А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь статей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление мирового судьи судебного участка по Пестречинскому судебному району Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении руководителя исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан Х.А.В., отменить.

Производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья:

Решение04.08.2021