ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-231 от 26.12.2011 Пятигорского городского суда (Ставропольский край)

                                                                                    ПЯТИГОРСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД Ставропольского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        ПЯТИГОРСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД Ставропольского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 12-231/2011

Р Е Ш Е Н И Е

26 декабря 2011 года Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего Соловьяновой Г.А.

при секретаре Купцовой С.Н.

с участием представителя

юридического лица ФГБОУ ВПО

«Пятигорский государственный

лингвистический университет» (по доверенности) ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда г. Пятигорска жалобу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пятигорский государственный лингвистический университет на постановление мирового судьи судебного участка № 6 города Пятигорска Фурсова В.А. от 06 декабря 2011 года по административному делу в отношении юридического лица Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пятигорский государственный лингвистический университет» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 6 г. Пятигорска от 06 декабря 2011 года юридическое лицо Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пятигорский государственный лингвистический университет» признано виновным в совершении административного правонарушении, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ и назначено наказание административного штрафа в размере  рублей.

Не соглашаясь с данным постановлением, ректором Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пятигорский государственный лингвистический университет» ФИО2 подана жалоба, в которой просит отменить постановление мирового судьи судебного участка № 6 г. Пятигорска от 06 декабря 2011 года о привлечении юридического лица Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пятигорский государственный лингвистический университет» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель юридического лица ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет» ФИО1, действующий по доверенности, доводы жалобы поддержал. Суду показал, что с вынесенным постановлением не согласны по следующим причинам. Из содержания ст. 24.1 КоАП РФ следует, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. В соответствии с п. 6 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Так, в мотивировочной части протокола указано, что основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.7. КоАП РФ, явились нарушения университетом п. 11 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011 года № 174, и пп. 4 п. 9 ст. 33.1 Закона РФ «Об образовании», выразившиеся в не предоставлении университетом в лицензирующий орган документов на переоформление лицензии в связи с прекращением реализации образовательных программ.

Вместе с тем, ст. 33.1. Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» предусмотрено, что лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом особенностей, установленных названной статьей.

Подпунктами 4 и 5 пункта 9 ст. 33.1. Закона об образовании предусмотрено, что переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется лицензирующим органом в случаях: прекращение реализации образовательных программ, прекращение осуществления образовательной деятельности по адресу места ее осуществления; изменение наименований образовательных программ, указанных в приложении к документу, подтверждающему наличие лицензии.

Согласно п. 11 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011 года № 174, для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, в случаях, предусмотренных подпунктами 4 и 5 пункта 9 статьи 33.1 Закона Российской Федерации «Об образовании», лицензиат представляет в лицензирующий орган заполненное по установленной форме заявление и приложение к документу, подтверждающему наличие лицензии.

При этом, в соответствии с п. 14 ст. 20 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ (ред. от 19.10.2011 года, с изменениями от 21.11.2011 года) «О лицензировании отдельных видов деятельности» заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности лицензиат, имеющий намерение прекратить этот вид деятельности, обязан представить в лицензирующий орган не позднее чем за пятнадцать календарных дней до дня фактического прекращения лицензируемого вида деятельности.

Из изложенного следует, что университет был обязан выполнить требования п. 11 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 года № 174 в срок,установленный п. 14 ст. 20 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Перечень образовательных программ, реализуемых университетом, содержится в приложениях, являющихся неотъемлемой частью правил приема для поступающих на обучение, утверждаемых Ученым Советом университета.

Правила приема для поступающих в университет в предстоящем учебном году ежегодно подлежат пересмотру и утверждению на заседании Ученого Совета университета.

Согласно выписке из протокола № 6 заседания Ученого Совета университета Правила приема для поступающих на обучение в 2011/2012 годах утверждены Ученым Советом университета 27 января 2011 года.

Поскольку законом не предусмотрено внесение каких либо изменений в Правила приема, утвержденные Ученым Советом 27 января 2011 года, правила были размещены в сети интернет на официальном сайте университета по адресу: http://www.pglu.ru/entrant/rules.php?phrase_id=1209650.

Исходя из изложенного, нарушение требований п. 11 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011 года № 174, с учетом положений п. 14 ст. 20 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» допущено университетом 12 января 2011 года.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 (ред. от 10.06.2010 года) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в целях обеспечения единообразия судебной практики и в связи с возникающими у судов при рассмотрении данной категории дел, даны следующие разъяснения.

Статьей 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев).

Из содержания п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 года № 5 следует, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Как указано в Постановлении Пленума ВС РФ, при применении части 2 статьи 4.5 КоАП РФ о длящемся административном правонарушении судьям необходимо исходить из того, что невыполнение предусмотренной обязанности к сроку, установленному нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.

Поскольку законом установлен 15-дневный срок подачи заявления о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, неисполнение в срок данной обязанности не является длящимся правонарушением, а срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока (абз. п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5).

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьёй 4.5 КоАП РФ, является пресекательным и восстановлению не подлежит.

Вышеуказанные в совокупности обстоятельства являются безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности (п. 13.1 Постановления Пленума ВС РФ).

Просит суд Постановление мирового судьи судебного участка № 6 г. Пятигорска Фурсова В.А. от 06 декабря 2011 года отменить, производство по делу прекратить на основании п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ.

Выслушав объяснения представителя юридического лица ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет» ФИО1, действующего по доверенности, исследовав материалы дела, суд считает доводы жалобы не обоснованными и удовлетворению не подлежащими по следующим основаниям.

Обеспечение прав и свобод лиц, привлекаемых к какой - либо ответственности, в том числе - административной, является одной из задач производства по делу.

Из ст.1.6 КоАП РФ следует, что главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом. В противном случае исключается возможность применить к лицу, привлекаемому к административной ответственности, одну из предусмотренных КоАП РФ мер.

Ст.24.1 КоАП РФ основными задачами производства по делам об административных правонарушениях ставит соблюдение законности, полное, своевременное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела.

Приказом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) № 2213 от 17 октября 2011 года ФИО3 поручено проведение внеплановой выездной проверки юридического лица ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет», с целью исполнения поручения Правительства РФ от 21 апреля 2011 года № АХ-П8-291с (проведение контроля по вопросам соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности, государственного надзора за соблюдением законодательства РФ в области образования в част и порядка приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования, выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, государственного контроля качества образования в части содержания подготовки обучающихся и выпускников по образовательным программам высшего профессионального образования с присвоением квалификации по коду 65: 080507 Менеджмент организации, 030602 Связи с общественностью, 100103 Социально-культурный сервис и туризм); составлен план-задание внеплановой выездной проверки, проводимой в период с 01 ноября 2011 года по 09 ноября 2011 года.

В соответствии с требованиями ст.ст. 28.2, 28.3 КоАП РФ в отношении юридического лица ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет» старшим государственным инспектором отдела контроля качества образования Управления надзора и контроля за образовательными учреждениями и научными организациями Рособрнадзора ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении № 10/ВП/Л/З/К/3 от 11 ноября 2011 года, согласно которого 09 ноября 2011 года в 18 часов 00 минут по адресу: 357532, <...> Литер «А» в ходе внеплановой выездной проверки университета, проведенной согласно приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 17 октября 2011 года № 2213, установлен факт нарушений п. 11 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 года № 174 и п.п. 4 п. 9 ст. 33.1 Закона Российской Федерации «Об образовании», выразившейся в непредставлении университетом в лицензирующий орган документов на переоформление лицензии в связи с прекращением реализации следующих образовательных программ: среднего профессионального образования:  В пункте 11 Положения о лицензировании образовательной деятельности закреплено, что для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, в случаях, предусмотренных п.п. 4 и 5 Закона РФ «Об образовании», лицензиат представляет в лицензирующий орган заполненное по установленной форме заявление и приложение к документу, подтверждающему наличие лицензии. Университет поставлен на учет в налоговом органе по месту нахождения по адресу: 357532, <...>. Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях (бездействиях) юридического лица признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ.

Согласно требований ст. 19.7 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 6 г. Пятигорска Фурсова В.А. от 06 декабря 2011 года юридическое лицо ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере  в доход государства.

Согласно требованию ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

С учетом собранных по делу доказательств, суд считает постановление мирового судьи судебного участка №6 г. Пятигорска от 06 декабря 2011 года о признании юридического лица ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере  рублей, является законным и основанным на законе, поскольку факт совершения административного правонарушения юридическим лицом ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет» нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.

Факт совершения административного правонарушения подтвержден: копией приказа Рособрнадзора от 17 октября 2011 года № 2213, копией удостоверения ФИО4, выданного ДД.ММ.ГГГГ № №, копией должностного регламента ФИО4, копией Положения об Управлении надзора и контроля за образовательными учреждениями и научными организациями, копией приказа Рособрнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № № копией устава вуза, копией свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, копией акта проверки Рособрнадзора от 09 ноября 2011 года № 10/ВП/ЛУЗ/К, копией лицензии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки на право осуществления образовательной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ №, регистрационный № №, справкой о распределении численности студентов и аспирантов университета на ДД.ММ.ГГГГ копиями страниц паспорта ФИО2, копией приказа Министерства образования и науки РФ от ДД.ММ.ГГГГ № № об утверждении в должности ректора ФИО2, письменным объяснением ректора ФИО2 № № от ДД.ММ.ГГГГ, в которых он признает факт не реализации ряда образовательных программ и не исключение данных программ из заявления на получение лицензии, а также сведениями, имевшими место в протоколе об административном правонарушении № 10/ВП/Л/З/К/3 от 11 ноября 2011 года о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, т.е. непредставлении университетом в лицензирующий орган документов на переоформление лицензии в связи с прекращением реализации следующих образовательных программ.

Согласно п.п. 4 п. 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 года № 174, переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии,

осуществляется лицензирующим органом в случаях прекращение реализации образовательных программ, прекращение осуществления образовательной деятельности по адресу места ее осуществления.

В п. 11 Положения о лицензировании образовательной деятельности закреплено, что для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, в случаях, предусмотренных п.п. 4 и 5 Закона Российской Федерации «Об образовании», лицензиат представляет в лицензирующий орган заполненное по установленной форме заявление и приложение к документу, подтверждающему наличие лицензии.

Статья 4.5 КоАП РФ предусматривает давность привлечения к административной ответственности. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 10.06.2010) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол, об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

В связи с этим, довод, изложенный в жалобе о том, что нарушение требований п. 11 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011 года № 174, с учетом положений п. 14 ст. 20 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» допущено университетом 12 января 2011 года, не нашел своего подтверждения в судебном заседании. Днем обнаружения совершенного университетом административного правонарушения считается день, когда должностное лицо - старший государственный инспектор отдела контроля качества образования Управления надзора и контроля за образовательными учреждениями и научными организациями Рособрнадзора ФИО4 (удостоверение № № от ДД.ММ.ГГГГ которая уполномочена составлять протокол об административном правонарушении, выявила факт его совершения, т.е. 09 ноября 2011 года.

Из изложенного следует, что срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ не истек, при производстве по делу юридически значимые обстоятельства мировым судьей судебного участка №6 г.Пятигорска Ставропольского края определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.

Существенных нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем законных оснований для отмены Постановления мирового судьи судебного участка №6 г. Пятигорска от 06 декабря 2011 года о признании юридического лица Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пятигорский государственный лингвистический университет»виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 30.2 - 30.8 КоАП РФ, суд.

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка № 6 г. Пятигорска от 06 декабря 2011 года о признании юридического лица Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пятигорский государственный лингвистический университет» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере  рублей в доход государства оставить без изменения, а жалобу ректора Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пятигорский государственный лингвистический университет» ФИО2 - без удовлетворения.

Судья: Г. А. Соловьянова