ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-231/20 от 25.08.2020 Горно-алтайского городского суда (Республика Алтай)

Дело № 12-231/2020

УИД 02RS0001-01-2020-003588-63

Р Е Ш Е Н И Е

25 августа 2020 года г. Горно-Алтайск

Судья Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай Зрелкина Е.Ю., рассмотрев жалобу Михайлова <С.П.> на постановление руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, в отношении учредителя <данные изъяты>» Михайлова С.П.,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай от 10 июля 2020 года учредитель <данные изъяты>» Михайлов С.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 14.25 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

В своей жалобе, направленной в Горно-Алтайский городской суд, Михайлов С.П. просит постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава и события административного правонарушения. В обоснование жалобы указывает, что Михайлов С.П. принес в налоговый орган документы о смерти учредителя Михайловой С.А. Не указано в силу какого нормативного акта на Михайлова С.П. возложена обязанность по предоставлению сведений. Михайлов С.П. не является субъектом административного правонарушения. Кроме того, Михайлов С.П. направил для участия в деле своего защитника Смирнова П.А., который не был допущен к участию в деле по причине того, что доверенность выдана от физического лица Михайлова С.П., а не от учредителя.

Михайлов С.П. на рассмотрение дела не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель УФНС России по РА Анатпаева В.В. возражала против удовлетворения жалобы Михайлова С.П., полагая постановление законным и обоснованным.

Исследовав материалы дела, проанализировав доводы жалобы, судья приходит к следующему.

Согласно п. 6 ст. 11 Федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).

В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.

Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ) за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

В соответствии ч с ч.4 ст. 14.25 КоАП РФ непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

В силу разъяснений Верховного суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении Пленума от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» В качестве субъектов административной ответственности положения главы 14 КоАП РФ предусматривают граждан, должностных и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, исходя из положений, закрепленных в примечании к статье 2.4 КоАП РФ, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также приравненные к ним индивидуальные предприниматели постольку, поскольку главой 14 КоАП РФ не предусмотрено иное (часть 4 статьи 14.1, часть 2 статьи 14.4, часть 1 статьи 14.25 КоАП РФ). К должностным лицам относятся и лица, находящиеся в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, осуществляющие указанные выше функции (п. 14).

Из материалов дела усматривается, что <данные изъяты>» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ. Учредителями (участниками) <данные изъяты>» указаны Михайлов <С.П.> и ФИО1. Генеральным директором Общества является ФИО2.

В результате осуществления мер налогового контроля установлено, что учредитель ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, установлена недостоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, в отношении <данные изъяты>» в части указания учредителя Михайловой С.А.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес юридического лица <данные изъяты>», в адрес генерального директора ФИО2 и в адрес учредителя Михайлова С.П. направлено уведомление о необходимости предоставления достоверных сведений об учредителе ФИО1 в течение тридцати дней с момента направления настоящего уведомления. В установленные сроки учредитель <данные изъяты> Михайлов С.П. указанные сведения не представил. При этом, уведомление получено Михайловым С.П. 11 декабря 2019 года.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые являются допустимыми, достоверными и достаточными в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: уведомлением о необходимости предоставления достоверных сведений, списком почтовых отправлений, отчетом об отслеживании почтовой корреспонденции, протоколом об административном правонарушении, сведениями ЕГРЮЛ.

На основании изложенного, в действиях Михайлова С.П. усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 14.25 КоАП РФ, поскольку им как учредителем юридического лица, не представлены требуемые сведения.

Доводы Михайлова С.П. о том, что на него не возложена обязанность по предоставлению сведений являются несостоятельными.

Михайлов С.П. является учредителем юридического лица, что следует из Выписки из ЕГРЮЛ.

В соответствии с п. 2 ст. 18 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» представление документов для регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями, внесенными в учредительный документ юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.

В силу п. 1.3 ст. 9 названного Федерального закона № 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель или учредители юридического лица при его создании.

Ссылка Михайлова С.П. о том, что им предоставлены сведения о смерти ФИО1 судья не принимает во внимание. Поскольку сведения единого государственного реестра юридических лиц не включают сведений о смерти кого-либо из участников юридического лица. Соответствующего заявления по установленной форме о внесении изменений в ЕГРЮЛ об учредителях общества учредителем Михайловым С.П. не подавалось. Кроме того, доказательств тому, что данное заявление подано Михайловым С.П. в установленный 30-дневный срок со дня направления уведомления налогового органа, не представлено.

Указание Михайлова С.П. в жалобе на нарушение его прав, вызванных не допуском к участию в деле его защитника Смирнова П.А., судья находит необоснованными.

Из системного толкования части 1 статьи 25.1 и частей 1, 2 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что в целях реализации гарантий права указанного лица на получение юридической помощи в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, в качестве которого допускается адвокат или иное лицо.

При этом если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, изъявит желание иметь для оказания юридической помощи защитника, то адвокат или иное лицо, приглашенное им для осуществления защиты при рассмотрении дела, должны быть допущены к участию в деле при условии соблюдения требований, перечисленных в части 3 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

Поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не регулирует вопрос о том, каким образом должны быть оформлены полномочия защитника на участие в деле об административном правонарушении, данный вопрос может быть решен применительно к положениям частей 2 и 3 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в которых закреплен порядок оформления полномочий представителя.

Соответствующие разъяснения приведены в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Частью 2 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доверенности, выдаваемые гражданами, могут быть удостоверены в нотариальном порядке либо организацией, в которой работает или учится доверитель, товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющим управление многоквартирным домом, управляющей организацией по месту жительства доверителя, администрацией организации социального обслуживания, в которой находится доверитель, а также стационарного лечебного учреждения, в котором доверитель находится на излечении, командиром (начальником) соответствующих воинских части, соединения, учреждения, военной профессиональной образовательной организации, военной образовательной организации высшего образования, если доверенности выдаются военнослужащими, работниками этих части, соединения, учреждения, военной профессиональной образовательной организации, военной образовательной организации высшего образования или членами их семей. Доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверяются начальником соответствующего места лишения свободы.

Нотариальная доверенность защитником Смирновым П.А. должностному лицу, рассматривающему дело, не представлена. В материалах дела имеется доверенность, выданная Михайловым С.П. Смирнову П.А. и удостоверенная генеральным директором <данные изъяты>». Однако, сведений о том, что <данные изъяты>» является организацией, поименованной в ч. 2 ст. 53 ГПК РФ, материалы дела не содержат.

Не представлено доказательств, подтверждающих отношения между <данные изъяты>» и Михайловым С.П., как между работником и работодателем. При этом, являясь учредителем юридического лица, Михайлов С.П. работником данного лица не является. В данном случае между юридическим лицом <данные изъяты> и учредителем Михайловым С.П. возникают гражданско-правовые отношения, а не трудовые. В связи с чем, доверенность на представление интересов Михайлова С.П. не могла быть удостоверена генеральным директором <данные изъяты>

В связи с изложенным, постановление по делу об административном правонарушении в отношении Михайлова С.П. вынесено правомерно, в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дела, и в пределах установленной санкции ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ.

На основании ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай от 10 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, в отношении учредителя <данные изъяты>» Михайлова <С.П.> оставить без изменения, жалобу Михайлова С.П. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья Е.Ю.Зрелкина