ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-231/2013 от 06.05.2014 Емельяновского районного суда (Красноярский край)

 Дело № 12-32/2014

 РЕШЕНИЕ

 п. Емельяново «6» мая 2014 года

 Судья Емельяновского районного суда Красноярского края Лукашенок Евгений Александрович, с участием представителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае Рахматулиной Татьяны Михайловны, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу на постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае от 18.10.2013 г. № 04-13/8304П, № 04-13/8305П, № 04-13/8306П, по делу об административном правонарушении, в отношении Зайнулиной Оксаны Александровны, родившейся, <данные изъяты>

 признанной виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6.2 ст.15.25, ч.6.2 ст.15.25, ч.6.3 ст.15.25 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»,

 УСТАНОВИЛ:

 Постановлениями зам. руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае от 18.10.2013 г. № 04-13/8304П, № 04-13/8305П, № 04-13/8306П, Зайнулина О.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного соответственно по ч.6.2 ст.15.25, ч.6.2 ст.15.25, ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 2 000 рублей, 2 000 рублей, 4 000 рублей, соответственно, за нарушение срока предоставления справки о валютной операции.

 Не согласившись с указанными постановлениями, Зайнулина О.А. обратилась в суд с жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные постановления, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, поскольку предприятие ЗАО «АэроМИЛ», расположенное в Аэропорте Красноярск, главным бухгалтером которого является Зайнулина О.А., занимается оказанием услуг на территории РФ, связанных с эксплуатацией и обслуживанием транспортных средств в пути следования и пунктах остановки. ЗАО «АэроМИЛ» с нерезидентом ООО «Авиакомпания Сомон Эйр» был заключен договор № -БП/09Н от 28.04.2009 г. на поставку бортового питания. Согласно ранее действовавшей инструкции № 117-И по данным видам договоров не предусматривалось составление паспорта сделки до 01.10.2012 г. Инструкция № 138-И предусматривает необходимость для данных видов договоров составление паспорта сделки. Поскольку по указанному договору первая валютная операция прошла до вступления в законную силу Инструкции №138-И, оформление паспорта сделки на указанную сделку не требовалось. Паспорт сделки был оформлен ошибочно по требованию специалиста ЗАО «Райффайзенбенк» г. Новосибирск. А ошибочное оформление паспорта сделки, в случае, когда такое оформление не обязательно, не влечет наступления административной ответственности. При этом закон, ухудшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, обратной силы не имеет.

 В судебном заседании Зайнулина О.А. не присутствовала, полномочного представителя не направила, о слушании дела извещена заранее, надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила, об отложении слушания дела не просила, в соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в её отсутствии.

 Представитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае Рахматулина Т.М. в судебном заседании не согласилась с доводами жалобы заявителя, пояснив, что договор от 28.04.2009 г. фактически не содержит условий о поставке бортового питания, сводится к оказанию услуг резидентом нерезиденту, и оформление паспорта сделки обязательно.

 Исследовав материалы дела, административный материал, суд приходит к следующему.

 Задачами производства по делам об административных правонарушениях, в соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, являются всестороннее, полное объективное и своевременное выявление обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

 Согласно 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

 В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

 Из материалов дела усматривается, что в отношении Зайнулиной О.А. было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6.2 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой административным правонарушением признается нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами более чем на десять, но не более чем на тридцать дней, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей., а также – ч. 6.3 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой административным правонарушением признается нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами более чем на тридцать дней, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

 Согласно представленным материалам, 02.10.2013 г. главным госинспектором отдела валютного контроля Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае Максимовой Л.Ю. было установлено, что должностным лицом – главным бухгалтером ЗАО «АэроМИЛ» Зайнулиной О.А. совершены административные правонарушения, связанные с нарушением срока представления форм учета по валютным операциям по договору № 33-БП/09Н от 28.04.2009г., заключенному между ЗАО «АэроМИЛ» (Исполнитель) и нерезидентом ООО Авиакомпания «Сомон Эйр» (Таджикистан) (Заказчик). Согласно п. 1.1 договора исполнитель обязан приготовить бортовое питание и оказать сопутствующие услуги. Срок действия договора и порядок его продления определены п.п. 9.1, 9.2 договора. По данному договору ЗАО «АэроМИЛ» в Филиале «Сибирский» ЗАО «Райффайзенбанк» в г. Новосибирске 04.12.2012г. оформлен паспорт сделки № 12120002/3292/0004/9/1, предусмотренный требованиями Инструкции Банка России от 04.06.2012г. № 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением". Согласно ведомости банковского контроля по ПС № на счет ЗАО «АэроМИЛ» зачислены денежные средства на общую сумму 3.891.148,92 руб., услуги оказаны на общую сумму 2.635.131,33 руб.

 ЗАО «АэроМИЛ» по договору № 33-БП/09Н от 28.04.2009г. (паспорт сделки № №) нарушен установленный п.3.8 Инструкции № 138 срок представления в банк паспорта сделки Справки о валютных операциях и документа, связанного с проведением валютной операции согласно платежному поручению 24.10.2012г. № 522 на сумму 245.488,19 руб. Так, дата зачисления валюты РФ в сумме 245.488,19 руб. на расчётный счёт ЗАО «АэроМИЛ» по указанному договору – 25.10.2012 г. Факт зачисления валюты РФ на расчетный счет ЗАО «АэроМИЛ» подтверждается платежным поручением от 24.10.2012г. № 522 со штампом уполномоченного банка, ведомостью банковского контроля по №. Срок представления Справки о валютных операциях по факту зачисления валюты РФ 25.10.2012 г. в сумме 245.488,19 руб. в соответствии с п.3.8 Инструкции № 138 истек 15.11.2012г. Справка о валютных операциях от 13.12.2012г. в банк паспорта сделки представлена 14.12.2012г., что подтверждается отметкой уполномоченного банка. Срок просрочки представления указанных документов в банк паспорта сделки составил 29 дней.

 Кроме того, ЗАО «АэроМИЛ» по договору № 33-БП/09Н от 28.04.2009г. (паспорт сделки № №) нарушен установленный п.3.8 Инструкции № 138 срок представления в банк паспорта сделки Справки о валютных операциях и документа, связанного с проведением валютной операции согласно платежному поручению от 29.10.2012г. № 530 на сумму 500.000,00 руб. Так, дата зачисления валюты РФ в сумме 500.000,00 руб. на расчётный счёт ЗАО «АэроМИЛ» по указанному договору - 31.10.2012 г. Факт зачисления валюты РФ на расчетный счет ЗАО «АэроМИЛ» подтверждается платежным поручением от 29.10.2012г. № 530 со штампом уполномоченного банка, ведомостью банковского контроля по № Срок представления Справки о валютных операциях по факту зачисления валюты РФ 31.10.2012 г. в сумме 500.000,00 руб. истек 21.11.2012г. Справка о валютных операциях от 13.12.2012г. в банк паспорта сделки представлена 14.12.2012г., что подтверждается отметкой уполномоченного банка. Срок просрочки представления указанных документов в банк паспорта сделки составил 23 дня.

 Кроме того, ЗАО «АэроМИЛ» по договору № 33-БП/09Н от 28.04.2009г. (паспорт сделки № нарушен установленный п.9.2.2. Инструкции № 138 срок представления в банк паспорта сделки Справки о подтверждающих документах и подтверждающих документов (подтверждающие документы по факту оказания услуг нерезиденту оформлены в октябре 2012г.): справка о подтверждающих документах от 19.12.2012г. с подтверждающими документами (накладная № 15027 от 11.10.2012г., накладная № 15028 от 11.10.2012г., накладная № 15029 от 11.10.2012г., накладная № 15450 от 17.10.2012г, накладная № 15451 от 17.10.2012г.); -    справка о подтверждающих документах от 19.12.2012г. с подтверждающими документами (накладная № 14369 от 03.10.2012г., накладная № 14370 от 03.10.2012г., накладная № 14371 от 03.10.2012г., накладная № 14505 от 04.10.2012г., накладная № 14506 от 04.10.2012г., накладная № 14507 от 04.10.2012г.; - справка о подтверждающих документах от 19.12.2012г.. с подтверждающими документами (накладная № 15462 от 17.10.2012г., накладная № 15491 от 17.10.2012г., накладная № 15556 от 18.10.2012г.); - справка о подтверждающих документах от 19.12.2012г.. с подтверждающими документами (накладная № 14929 от 10.10.2012г., накладная № 14930 от 10.10.2012г., накладная № 14931 от 10.10.2012г., накладная № 14973 от 10.10.2012г., накладная № 14974 от 10.10.2012г.); - справка о подтверждающих документах от 24.12.2012г. с подтверждающими документами (накладная № 15557 от 18.10.2012г., накладная № 15558 от 18.10.2012г., накладная № 15579 от 18.10.2012г., накладная № 15983 от 24.10.2012г., накладная № 15984 от 24.10.2012г., накладная № 15985 от 24.10.2012г., накладная № 16070 от 25.10.2012г.); - справка о подтверждающих документах от 25.12.2012г. с подтверждающими документами (накладная № 16071 от 25.10.2012г., накладная № 16072 от 25.10.2012г., накладная № 16522 от 31.10.2012г., накладная № 16523 от 31.10.2012г., накладная № 16524 от 31.10.2012г., накладная № 16570 от 31.10.2012г., накладная № 16571 от 31.10.2012г.) по истечении срока, установленного Инструкцией № 138-И. Даты представления Справок о подтверждающих документах подтверждаются отметками банка паспорта сделки. Указанные Справки о подтверждающих документах и подтверждающие документы представлены в банк паспорта сделки по истечении срока, установленного п.9.2.2. Инструкции №138-И. Нарушение срока представления указанных документов составило от 28 до 34 дней.

 По факту указанных нарушений госинспектором Максимовой Л.Ю. был составлен протокол об административном правонарушении № 04-13/8304, № 04-13/8305, № 04-13/8306, от 02.10.2013 г. Данные протоколы составлены в отсутствии должностного лица ЗАО «АэроМИЛ» Зайнулиной О.А.., извещенной о рассмотрении административного дела надлежащим образом (почтовое уведомление получено представителем по доверенности Берлад С.С. 10.09.2013 г.).

 По результатам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях № 04-13/8304, № 04-13/8305, № 04-13/8306 от 02.10.2013 г. зам. руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае Павлюченко С.А. от 18.10.2013 года вынесено постановление № 04-13/8304П, которым должностное лицо ЗАО «АэроМИЛ» Зайнулина О.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6.2 ст. 15.25 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 2000 рублей; № 04-13/8305П, которым должностное лицо ЗАО «АэроМИЛ» Зайнулина О.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6.2 ст. 15.25 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 2000 рублей; № 04-13/8306П, которым должностное лицо ЗАО «АэроМИЛ» Зайнулина О.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6.3 ст. 15.25 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 4000 рублей.

 Суд не находит оснований для сомнений в правильности выводов государственного органа, т.к. в обоснование доводов жалобы Зайнулиной О.А. не приведено каких-либо убедительных обстоятельств, ставящих под сомнение правильность постановленного зам. руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае решения. Подписанные должностными лицами документы сомнений не вызывают, отвечают предъявляемым к таким документам требованиям закона, оснований не доверять им у суда не имеется. Вынесение постановления в отсутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, также не влечет его безусловную отмену, поскольку в материалах дела имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, направленного по указанному им адресу, от лица не поступало письменных ходатайств об отложении рассмотрения дела, изменении места жительства, из жалобы на постановление также не усматривается оснований к отмене постановления.

 В соответствии с п.п.1, 2 ч.2 ст.24 Федерального закона от 10.12.2003г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ) резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные ст. 23 Федерального Закона № 173-ФЗ, вести в установленном порядке учет и представлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.

 Согласно ч.4 ст.5 Федерального закона № 173-ФЗ, единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным Банком Российской Федерации.

 На основании п. 1.5 Инструкции № 138-И, справка о валютных операциях является формой учета по валютным операциям.

 Согласно п.3.6 Инструкции №138-И в случае осуществления валютных операций, связанных с зачислением на расчетный счет резидента в валюте Российской Федерации валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента, и (или) со списанием с его расчетного счета в валюте Российской Федерации валюты Российской Федерации в пользу нерезидента, по контракту, по которому оформлен паспорт сделки, резидент представляет в уполномоченный банк справку о валютных операциях и документы, связанные с проведением валютных операций, указанных в справке о валютных операциях.

 В соответствии с п.3.8 Инструкции № 138-И, Справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней валютных операций, представляются резидентом при зачислении валюты Российской Федерации на расчетный счет в валюте Российской Федерации - не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в выписке из расчетного счета резидента либо в ином документе, переданном уполномоченным банком резиденту, который содержит информацию о зачислении на этот расчетный счет резидента валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента.

 Согласно п. 9.1. Инструкции №138-И при исполнении обязательств по контракту, по которому оформлен ПС, резидент представляет в банк ПС, одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах,    документы, подтверждающие исполнение обязательств по контракту.

 В соответствии с п.п.9.2, 9.2.2 Инструкции № 138-И, Справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, представляются резидентом в банк ПС в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.

 Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на десять дней, является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст.15.25КоАПРФ.

 В главе 3 Инструкции № 117-И, действовавшей до 01.10.2012г., определены требования
и порядок оформления паспортов сделок. Согласно п.п. 3.1, 3.1.1. Инструкции №117-И
требование об оформлении паспорта сделки распространялось на валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору, заключенному между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом - индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом. Следовательно, в силу п.п. 3.1, 3.2 Инструкции №117-И вопрос о необходимости оформлении паспорта сделки подлежал рассмотрению в каждом случае индивидуально с учетом условий определенного контракта.

 Договор № 33-БП/09Н от 28.04.2009г. заключен между резидентом ЗАО «АэроМИЛ» и нерезидентом ООО Авиакомпания «Сомон Эйр» (Таджикистан) и предусматривает проведение валютных операций, заключающихся в осуществлении расчетов через счет резидента, открытый в уполномоченном банке, за оказываемые нерезиденту услуги (п.п. 1.1, 6.1, 12 договора).

 На основании подпункта 8 ст.2 Федерального закона от 08.12.2003г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» внешняя торговля услугами - это оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ) и осуществляемое способами, указанными в статье 33 настоящего Федерального закона. Согласно п.п. 1-3 ч.1 ст.33 Федерального закона от 08.12.2003г. №164-ФЗ внешняя торговля услугами осуществляется следующими способами: с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства (пункт 1); с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации (пункт 2); на территории Российской Федерации иностранному заказчику услуг (пункт 3).

 В п. 1.1 раздела 1 «Предмет договора» договора № 33-БП/09Н от 28.04.2009г. указано, что в соответствии с настоящим договором «Исполнитель» (ЗАО «АэроМИЛ») обязуется по заданию «Заказчика» (ООО Авиакомпания «Сомон Эйр») приготовить бортовое питание и оказывать сопутствующие услуги, указанные в Листе расценок, а «Заказчик» обязуется оплачивать приготовленное питание и оказанные услуги. В соответствии с п.2.1 договора оказание сопутствующих услуг связано с обработкой и хранением буфетно-кухонного оборудования, снятого с борта.

 Фактически договор № 33-БП/09Н от 28.04.2009г. не содержит условий о поставке бортового питания. Согласно п.2.1.1. договора поставка приготовленного бортового питания с помощью автолифта из цеха бортового питания на борт воздушного судна осуществляется силами и за счет Заказчика, при этом Заказчик самостоятельно оформляет соответствующие договорные отношения.

 Следовательно, доставка готового бортового питания на борт воздушного судна лежала на нерезиденте, на резидента согласно договору была возложена обязанность только по приготовлению бортового питания. Исполнение резидентом обязательств по приготовлению бортового питания по договору № 33-БП/09Н от 28.04.2009г. завершается моментом оказания услуг в цехе бортового питания. Нерезидент принял оказанные услуги на территории Российской Федерации - цех бортового питания, и далее, в силу п.2.1.1. договора, самостоятельно на основании оформления других договорных отношений осуществляет поставку результата оказанных услуг непосредственно на борт воздушного судна. Договор № 33-БП/09Н от 28.04.2009г., а также установленная процедура предполетного досмотра приготовленного бортового питания, на которую ссылается заявитель, не могут подменить те договорные отношения, которые должен оформить нерезидент самостоятельно в силу п.2.1.1. договора.

 Согласно договору № 33-БП/09Н от 28.04.2009г. ЗАО «АэроМИЛ», помимо услуг по приготовлению бортового питания, оказывает сопутствующие услуги, связанные с обработкой и хранением буфетно-кухонного оборудования, снятого с борта, и данные услуги оказываются нерезиденту также непосредственно на территории Российской Федерации. Таким образом, предметом договора № 33-БП/09Н от 28.04.2009г. является оказание резидентом услуг нерезиденту.

 В данном случае, к договору № 33-БП/09Н от 28.04.2009г. применимо понятие «внешней торговли услугами», определенное п. 8 ст.2 и п.п. 1-3 ч.1 ст.33 Федерального закона от 08.12.2003г. №164-ФЗ. Законодательство не устанавливает иных требований по определению понятия «внешняя торговля услугами», в т. ч. не связывает данное понятие с фактом вывоза результата оказанных услуг.

 Договор № 33-БП/09Н от 28.04.2009г. отвечает требованиям п. 8 ст.2 и п.3 ч.1 ст.33 Федерального закона от 08.12.2003г. №164-ФЗ и соответственно является договором внешней торговли услугами. Расчеты по договору осуществляются с 2009 г., тогда же их общая сумма превысила 50.000,0 долларов США, что подтверждено материалами административного дела.

 На дату заключения внешнеторгового договора от 28.04.2009 № 33-БП/09Н порядок оформления паспортов сделок и сведения, подлежащие указанию в нем, были установлены Инструкцией №117-И, в силу пунктов 3.1, 3.1.1 которой оформление паспорта сделки по рассматриваемому договору от 28.04.2009 № 33-БП/09Н являлось обязательным.

 Инструкция №117-И утратила свое действие 01.10.2012 после вступления в действие Инструкции № 138-И. В главе 5 Инструкции № 138-И по сравнению с Инструкцией №117-И при определении условий оформления паспортов сделок конкретизированы договоры, подпадающие под действие Инструкции № 138-И как по предмету и сумме договора, так и по виду договоров, способу оказания услуг и виду товаров. Однако в Инструкции № 138-И сохранены требования по оформлению паспорта сделки по валютным операциям, в отношении которых ранее Инструкцией № 117-И было установлено такое требование.

 В соответствии с пунктом 5.1.3 Инструкции № 138-И требование по оформлению паспорта сделки распространяется на договоры, в том числе агентские договоры, договоры комиссии, договоры поручения, за исключением договоров, указанных в подпунктах 5.1.1, 5.1.2 и 5.1.4 настоящего пункта, предусматривающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

 По сравнению с Инструкцией № 117-И отпало требование по определению соответствия договора понятию внешнеторгового договора, определенного Федеральным законам №164-ФЗ. При этом предусмотрено, что если договор, заключенный между резидентом и нерезидентом, предусматривает оказание услуг, то оформление паспорта сделки обязательно.

 Выделение Инструкцией № 138-И в пункте 5.1.2 договоров, предусматривающих продажу (приобретение) и (или) оказание услуг, связанных с продажей (приобретением) на территории Российской Федерации (за пределами территории Российской Федерации) горюче-смазочных материалов (бункерного топлива), продовольствия, материально-технических запасов и иных товаров (за исключением запасных частей и оборудования), необходимых для обеспечения эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств независимо от их вида и назначения в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки, не свидетельствует о том, что ранее требования Инструкции №117-И по оформлению паспорта сделки не распространялись на договор от 28.04.2009 № 33-БП/09Н.

 Согласно п.20.5 Инструкции № 138-И действие Инструкции в части оформления ПС по контрактам, указанным в главе 5 Инструкции, в случае отсутствия до вступления в силу настоящей Инструкции требования об оформлении ПС распространяется на указанные договоры, если проведение первой валютной операции, связанной с зачислением (списанием) денежных средств на счет (со счета) или первым исполнением обязательств по контракту иным способом, отличным от расчетов по контракту, начинается с даты либо после даты вступления в силу настоящей Инструкции. Учитывая, что требование по оформлению паспорта сделки было установлено Инструкцией № 117-И до вступления в силу Инструкции №138-И, и данное требование в силу п.п. 3.1, 3.1.1 Инструкции №117-И распространялось на договор № 33-БП/09Н от 28.04.2009г., то положения п.20.5 Инструкции №138-И в отношении времени проведения первой валютной операции по договору не могут быть приняты во внимание.

 Выделение Инструкцией №138-И в отдельный пункт, а именно в п.5.1.2, договоров, предусматривающих продажу (приобретение) и (или) оказание услуг, связанных с продажей (приобретением) на территории Российской Федерации (за пределами территории Российской Федерации) горюче-смазочных материалов (бункерного топлива), продовольствия, материально-технических запасов и иных товаров (за исключением запасных частей и оборудования), необходимых для обеспечения эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств независимо от их вида и назначения в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки, не свидетельствует о том, что ранее требования Инструкции №117-И по оформлению паспорта сделки не распространялись на договор № 33-БП/09Н от 28.04.2009г. Предметом договора № 33-БП/09Н от 28.04.2009г. является оказание услуг, а именно приготовление бортового питания. Инструкция №117-И не устанавливала ограничения по оформлению паспорта сделки на договоры, предусматривающие оказание услуг, необходимых для обеспечения эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств независимо от их вида и назначения в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки.

 Оформление ЗАО «АэроМИЛ» по данному договору паспорта сделки № в Филиале «Сибирский» ЗАО «Райффайзенбанк» в г. Новосибирске 04.12.2012г. на основании п.п.3.1, 3.1.1 Инструкции №117-И и п.5.1., п.20.5 Инструкции № 138-И не являлось ошибочным, т.к. оформление паспорта сделки являлось обязательным. Следовательно, нарушение срока представления форм учета по валютным операциям по договору, по которому оформлен паспорт сделки, влечет наступление административной ответственности по ч.ч. 6.1 - 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ.

 Учитывая условия договора № 33-БП/09Н от 28.04.2009г., а именно предмет договора -приготовление бортового питание и оказание сопутствующих услуг, а также момент и место оказания услуг резидентом - цех бортового питания, то к договору № 33-БП/09Н от 28.04.2009г. не могут быть применены понятия «внешней торговли товарами», определенные п.п. 7 и 28 ст. 2 Федерального закона №164-ФЗ.

 В соответствии с таможенным законодательством таможенные режимы, включая «перемещение припасов», «экспорт» и др., определяются только в отношении товаров, в т.ч. при внешней торговле товарами, и не применяются при внешней торговле услугами. Нерезидент, в силу п.2.1.1. договора, самостоятельно на основании оформления других договорных отношений осуществляет поставку результата оказанных услуг непосредственно на борт воздушного судна. Указание в накладной №23947 от 23.10.2013 таможенной процедуры «перемещение припасов» не может изменить характер договора, т.к. цель оказания услуг не может заменить предмет договора. Приготовление бортового питания и оказание сопутствующих услуг относятся к категории услуг, а не к товарам. Приготовленное бортовое питание является результатом оказанных резидентом услуг нерезиденту на территории Российской Федерации и отвечает понятию внешней торговли услугами. Нерезидент в силу п.2.1.1. договора самостоятельно осуществляет поставку указанных результатов на борт самолета. Указание в накладной №23947 от 23.10.2013 вида таможенной процедуры -«перемещение припасов» необходимо нерезиденту для таможенного декларирования.

 Договором № 33-БП/09Н от 28.04.2009г. предусмотрено не снабжение бортовым питанием, а его приготовление, кроме того, договором предусмотрено оказание услуг, связанных с обработкой и хранением буфетно-кухонного оборудования, снятого с борта. Договор № 33-БП/09Н от 28.04.2009г. не отвечает требованиям внешнеторгового договора товарами, но в полной мере соответствует требованиям внешнеторгового договора услугами. Следовательно, договор № 33-БП/09Н от 28.04.2009г. отвечает требованиям, установленным Инструкцией №117-И и Инструкцией №138-И по оформлению паспорта сделки и соответственно по представлению в банк форм учета по валютным операциям.

 Статья 14 Федерального закона №173-Ф3 регулирует порядок расчетов при осуществлении валютных операций. В абзаце 4 п.2 ст. 14 Федерального закона №173-Ф3 установлено только право юридического лица - резидента на осуществление без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчетов с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации за обслуживание воздушных судов иностранных государств в аэропортах, судов иностранных государств в речных и морских портах, а также при оплате нерезидентами аэронавигационных, аэропортовых и портовых сборов на территории Российской Федерации.

 В соответствии с ч.1 ст.20 Федерального закона №173-Ф3 единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами устанавливает Центральный банк Российской Федерации. Данные правила Банком России установлены Инструкцией №117-И и Инструкцией №138-И.

 Предоставление п.2 ст. 14 Федерального закона №173-Ф3 юридическому лицу-резиденту права на осуществление отдельных валютных операций без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчетов не освобождает указанного резидента от обязанности оформления паспорта сделки по внешнеторговому контракту, по которому предусмотрено осуществление расчетов через счета в уполномоченном банке и на который распространяются требования по оформлению паспорта сделки согласно нормативных актов Банка России. Данное обстоятельство подтверждается п.5.1.2 Инструкции №138-И, где Банк России предусмотрел обязанность резидента по оформлению паспортов сделок по договорам, предусматривающим оказание услуг, в т.ч. подпадающих под действие абзаца 4 п.2 ст. 14 Федерального закона №173-Ф3.

 Фактически п. 6.1 договора № 33-БП/09Н от 28.04.2009г. за оказываемые ЗАО «АэроМИЛ» нерезиденту услуги предусмотрено осуществление расчетов через счет резидента в уполномоченном банке, осуществление по договору расчетов через счет резидента подтверждают также валютные операции, осуществленные 25.10.2012г. и 31.10.2012г. (платежные поручения, ведомость банковского контроля). Следовательно, с учетом вышеизложенного, ЗАО «АэроМИЛ» обязано было оформить паспорт сделки по договору № 33-БП/09Н от 28.04.2009г.

 Составы административных правонарушений, предусмотренных ч.б.2, ч.б.3 ст. 15.25 КоАП РФ, являются формальными, правонарушения признаются оконченными с момента истечения установленного срока для представления документов.

 Согласно ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ руководители и другие работники организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, несут административную ответственность как должностные лица.

 Согласно должностной инструкции главного бухгалтера ЗАО «АэроМИЛ» в должностные обязанности главного бухгалтера входит: организация учета финансовых, расчетных, кредитных и валютных операций, обеспечение проведения валютных операций, представление документов и информации, связанных с проведением валютных операций, в уполномоченные банки, организация оформления и учет паспортов сделок.

 Из представленных документов следует, что на Зайнулину О.А., как на должностное лицо, были возложены организационно-распорядительные функции, необходимые для представления документов, предусмотренных п. п. 3.8, 9.2.2. Инструкции № 138-И, в уполномоченные банки, в том числе справок о валютных операциях и справок о подтверждающих документах.

 Должностное лицо Зайнулина О.А. имела возможность исполнить требования акта органа валютного регулирования, но не приняла всех зависящих от неё мер по их исполнению, что доказывает виновность должностного лица в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 6.2, ч.6.3 ст. 15.25 КоАП РФ. Объективных причин, препятствовавших должностному лицу выполнить требования п. п. 3.8, 9.2.2 Инструкции № 138-И, не установлено, сторонами доказательств тому не представлено.

 Доказательствам дана надлежащая оценка при их исследовании, что отражено в постановлении. Существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь за собой вынесение незаконного решения, не допущено.

 Наказание Зайнулиной О.А. назначено в соответствии с санкцией ч.2 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом всех обстоятельств, каких-либо иных обстоятельств, не учтенных и способных повлиять на вынесенное решение, заявителем не приведено, судом не установлено. Нарушений процедуры рассмотрения административного материала не допущено. При таких обстоятельствах, действия Зайнулиной О.А. по чч.6.2, 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ квалифицированы верно. Наказание назначено в соответствии с законом, с учетом характера совершенного правонарушения, в связи с чем является справедливым.

 Руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», судья

 РЕШИЛ:

 Постановление зам. руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае Павлюченко С.А. от 18.10.2013 г. № 04-13/8304П, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6.2 ст.15.25 КоАП РФ, от 18.10.2013 г. № 04-13/8305П, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6.2 ст.15.25 КоАП РФ, от 18.10.2013 г. № 04-13/8306П по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ в отношении Зайнулиной Оксаны Александровны – оставить без изменения, а жалобу Зайнулиной О.А. – без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения.

 Судья:

 Копия верна:

 Судья Емельяновского районного суда Лукашенок Е.А.