ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-231/2016 от 22.06.2016 Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

РЕШЕНИЕ

22 июня 2016 года г. Ростов-на-Дону

Судья Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону Никишова А.Н., рассмотрев жалобу директора Департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области ФИО1 на постановление заместителя начальника Главного управления МЧС России по Ростовской области ФИО2 от 27.04.2016 года о привлечении директора Департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника Главного управления МЧС России по Ростовской области ФИО2 от 27.04.2016 года директор Департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде штрафа в размере 6000 рублей. Не согласившись с указанным постановлением, директор Департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании ФИО1, представитель Департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области доводы жалобы поддержали, просили удовлетворить.

Представители Главного управления МЧС России по Ростовской области в судебное заседание явились, доводы изложенные в жалобе не поддержали, просили суд в удовлетворении жалобы отказать, постановление оставить без изменения.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Статья 1.5 Кодекса РФ об АП предусматривает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела, разрешение его точно в соответствии с законом.

Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, установлены ст. 26.1 Кодекса.

По делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Из материалов дела следует, что согласно письму начальника Южного регионального центра МЧС России от 07.04.2016 во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО от 02.02.2016 , решения Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 27.11.2015 , в соответствии с приказом Южного регионального центра МЧС России от 24.03.2016 № 109 «О проведении проверок готовности Краснодарского края и Ростовской области к пожароопасному сезону 2016 года» в апреле месяце межведомственной комиссией регионального центра проведена проверка готовности Ростовской области к пожароопасному сезону 2016 года. В ходе проверки выявлены отдельные недостатки деятельности органов государственной власти и местного самоуправления при осуществлении полномочий в области пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. По результатам проверки Ростовская область признана ограничено готовой к пожароопасному сезону 2016 года.

По результатам рассмотрения копии акта проверки готовности Ростовской области к пожароопасному сезону 2016 года, поступившего из Южного регионального центра МЧС России (далее - акт проверки), установлено, что в нем указаны данные о нарушениях требований пожарной безопасности, установленных п. 8 ст. 63 Федерального закона от 22.08.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» при организации обучения населения мерам пожарной безопасности, а также ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в части реализации полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации по организации обучения неработающего населения мерам пожарной безопасности.

27 апреля 2016г. вынесено постановление о назначении административного наказания в отношении директора Департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области ФИО1, согласно которому ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 6000 рублей.

Согласно абз.5 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относится организация обучения населения мерам пожарной безопасности, а также информирование население.

Так, согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под обучением мерам пожарной безопасности понимается организованный процесс по формированию знаний, умений, навыков граждан в области обеспечения пожарной безопасности в системе общего, профессионального и дополнительного образования, в процессе трудовой и служебной деятельности, а также в повседневной жизни.

То есть, под обучением понимается организованный процесс по формированию у населения знаний, умений и навыков в области обеспечения пожарной безопасности.

Как следует из того же определения ст.1 ФЗ № 69-ФЗ население при обучении мерам пожарной безопасности разделяется на группы: обучающееся население (школьники, учащиеся, студенты); население, участвующее в трудовой деятельности (работающее население); население, осуществляющее служебную деятельность (должностные лица: председатели комиссий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов и органов местного самоуправления и т.д.) и неработающее население (граждане, не занятые в сфере производства и обслуживания, пенсионеры, домохозяйки и т.д.).

Аналогичное федеральному законодательству разделение населения на группы имеет Положение об организации обучения населения Ростовской области мерам пожарной безопасности, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 05.07.2012 (далее - Положение), согласно которому население разделено на группы: работающее население, неработающее население, учащиеся и руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

При этом подп.4.2. п.4 Положения предусматривает для неработающего населения осуществление противопожарной пропаганды путем проведения бесед, лекций, просмотров учебных фильмов, привлечение на пожарно-тактические учения (занятия) и тренировки по месту жительства, а также самостоятельного изучения пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивания радиопередач и просмотра телепрограмм о мерах пожарной безопасности.

То есть, подп.4.2. п.4 Положения для неработающего населения предусмотрены комплекс видов и пропаганда (проведение бесед, лекций, просмотров фильмов), и получение практических навыков (привлечение на пожарно-тактические учения (занятия) и тренировки по месту жительства) и самообразование (самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок, буклетов).

В свою очередь, статья 25 Федерального закона от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» раскрывая более подробно, чем в ст.1 того же закона, содержание противопожарной безопасности и обучение мерам пожарной безопасности, тем не менее описывает порядок, виды и сроки обучения работников организаций (абз.2-4 ст.25) и учащихся в образовательных организациях (абз.5 ст.25). Однако данная статья не раскрывает содержания обучения неработающего населения.

Также не обоснована ссылка в постановлении на п.8 ет.63 Федерального закона от 22.08.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», поскольку данный пункт содержит только перечень мероприятий, относящихся к первичным мерам пожарной безопасности, и включает в себя в том числе, организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний. В свою очередь, полномочия субъекта Российской Федерации в области пожарной безопасности конкретизированы в ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Не обоснована ссылка в постановлении об административном правонарушении, что «Статьей 4 приказа МЧС России от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» установлено, что противопожарная пропаганда не входит в перечень основных видов обучения населения мерам пожарной безопасности. Учитывая, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обучение и противопожарная пропаганда являются разными понятиями, они не могут, подменять друг друга.», поскольку названный выше приказ МЧС России регламентирует обучение мерам пожарной безопасности работающего населения, а именно работников организаций, и, соответственно, его положения не могут распространяться и применяться в отношении неработающего населения.

По вопросу реализации полномочия ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», относящего к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности организацию обучения населения мерам пожарной безопасности, а также информирование население, ФИО1 как директором департамента была организована следующая работа.

Как указывалось выше, в целях реализации полномочия, предусмотренного ст.18 ФЗ № 69-ФЗ по организации обучения населения мерам пожарной безопасности, Правительством Ростовской области принято постановление от 05.07.2012 № 602 «О реализации мер пожарной безопасности в Ростовской области», пунктом 1.4. которого утверждено Положение об организации обучения населения Ростовской области мерам пожарной безопасности.

Также департаментом в целях организации подготовки неработающего населения в области безопасности жизнедеятельности утверждены 03.12.2008 «Рекомендации по организации обучения неработающего населения в области гражданской обороны и действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера», комплексный план которого предусматривает мероприятия по обучению неработающего населения в том числе по вопросам пожарной безопасности, включая участие в тренировках и иных занятиях.

Дополнительно в 2011 году департаментом утверждены и направлены руководителям органов местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области «Рекомендации по созданию и организации деятельности учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне», в котором приведен образец «Тематического плана обучения плана неработающего населения города в области безопасности жизнедеятельности на учебно-консультационных пунктах» в области безопасности жизнедеятельности».

Данный тематический план предусматривает мероприятия по обучению населения мерам пожарной безопасности.

При этом не представлена какая-либо программа обучения неработающего населения мерам пожарной безопасности, разработанная МЧС России или направленная в качестве методических рекомендаций в адрес субъектов Российской Федерации.

Перечисленными выше правовыми актами реализуется полномочие по организации обучения населения, в том числе неработающего населения, мерам пожарной безопасности на территории Ростовской области, установленного ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Так, в соответствии с методическими рекомендациями департамента от 02.10.2012 «Об организации и осуществлении профилактической работы» организована работа по обучению населения мерам пожарной безопасности, в том числе, посредством распространения пожарно-технических знаний среди неработающего населения.

В 2015 году по данному направлению деятельности подведомственными учреждениями проведены следующие мероприятия:

- распространение пожарно-технических знаний в ходе индивидуальных и групповых бесед с гражданами: 15 327 бесед с охватом 24 127 человек, с раздачей листовок, памяток, рекомендаций о мерах пожарной безопасности 34 241 экз.;

- участие в сходах, собраниях граждан для информирования об обстановке с пожарами, их последствиях, доведения требований пожарной безопасности: принято участие в 508 сходах и собраниях граждан, на которых присутствовало 14 715 человек;

- опубликование заметок, статей на темы обеспечения мер пожарной безопасности в периодической печати: 136 статей и заметок в различных печатных изданиях органов местного самоуправления Ростовской области;

- практические занятия с населением: ознакомление с пожарной техникой и оборудованием, демонстрация способов тушения пожаров и загораний, обучение пользованию первичными средствами пожаротушения- в количестве 332, с привлечением на них 4 523 человек;

- комплексные пожарно-тактические занятия с практической отработкой планов эвакуации людей из зданий и обучением правилам пользования первичными средствами пожаротушения: 1 420 занятий с участием 45 695 человек.

Также ежедневно в департамент на основании отчетов подведомственных учреждений представляются отчеты о проведенных мероприятиях по пожарной безопасности, в том числе мероприятиях среди неработающего населения области.

В целях организации обучения населения мерам пожарной безопасности органами местного самоуправления области департаментом в 2008 и 2011 были разработаны и направлены методические рекомендации «Рекомендации по организации обучения неработающего населения в области гражданской обороны и действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» и «Рекомендации по созданию и организации деятельности учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне», планами обучения которых предусмотрены мероприятия по обучению неработающего населения, в том числе, по вопросам пожарной безопасности, включая лекции, участие в тренировках и иных мероприятиях.

Реализация указанных выше методических рекомендаций осуществлялась 2014- 2016 г.г. сельскими, районными и городскими органами местного самоуправления по вопросам обучения неработающего населения мерам пожарной безопасности через:

- сходы граждан, проводимых в сельских поселениях, с разъяснением вопросов пожарной безопасности и фиксацией в протоколах или журналах;

- вручении неработающим гражданам листовок и буклетов для самостоятельного изучения;

- посещение социально неблагополучных семей с разъяснением вопросов пожарной безопасности;

- размещение баннеров с информацией о мерах пожарной безопасности в городах области;

- размещение тематических роликов;

- утверждение планов обучения и постановлений об утверждении программ обучения неработающего населения (постановление Администрации Кугейского сельского поселения Азовского района «Об утверждении программы обучения неработающего населения в области пожарной безопасности на территории Кугейского сельского поселения», постановление Веселовского сельского поселения Веселовского района от 14,03.2014 № 74 «О порядке подготовки и обучения населения Веселовского сельского поселения» прилагаются), в которых указаны темы, сроки и форма проведения занятий (лекции, беседы и т.д);

- обучение неработающего населения практическим навыкам пожаротушения;

- обучение неработающего населения в учебно-консультационных пунктах;

- привлечение населения к тренировкам по вопросам пожарной безопасности;

- размещение информации в местных средствах массовой информации и на радио в форме радиообращений, радиобесед и размещения на местных каналах.

Таким образом, указанными выше мероприятиями реализуется полномочие субъекта Российской Федерации - Ростовской области по обучению неработающего населения по формированию знаний, умений и навыков по вопросу пожарной безопасности (ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ) и, соответственно, привлечение ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст.20.4 КоАП РФ необоснованно в связи с отсутствием в его действиях события и состава административного правонарушения.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ бремя доказывания возлагается на субъекты- государственные органы, наделенные соответствующими властными полномочиями, а лицо, привлекаемое к ответственности не обязано доказывать свою невиновность. Следовательно, это лицо нельзя понуждать давать объяснения, представлять доказательства. А отказ от участия в доказывании не может влечь для лица, привлекаемого к ответственности, негативных последствий, поскольку в силу ст. 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против самого себя.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица. Сомнения признаются неустранимыми, когда собранные по делу доказательства не позволяют сделать вывод о виновности лица в правонарушении, за которое оно привлекается к ответственности, а законные средства сбора доказательств исчерпаны. Указанной нормой закона установлен принцип презумпции невиновности, предусматривающий отсутствие у лица, привлекаемого к административной ответственности, обязанности доказывать свою невиновность.

В соответствии со ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, в том числе об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Руководствуясь ст. ст.30.6 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Жалобу директора Департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области ФИО1 на постановление заместителя начальника Главного управления МЧС России по Ростовской области ФИО2 от 27.04.2016 года о привлечении директора Департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях- удовлетворить.

Постановление заместителя начальника Главного управления МЧС России по Ростовской области ФИО2 от 27.04.2016 года о привлечении директора Департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях- отменить, производство по делу –прекратить.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: