РЕШЕНИЕ
22 июня 2016 года г. Ростов-на-Дону
Судья Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону Никишова А.Н., рассмотрев жалобу директора Департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области ФИО1 на постановление заместителя начальника Главного управления МЧС России по Ростовской области ФИО2№ от 27.04.2016 года о привлечении директора Департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника Главного управления МЧС России по Ростовской области ФИО2№ от 27.04.2016 года директор Департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде штрафа в размере 6000 рублей. Не согласившись с указанным постановлением, директор Департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании ФИО1, представитель Департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области доводы жалобы поддержали, просили удовлетворить.
Представители Главного управления МЧС России по Ростовской области в судебное заседание явились, доводы изложенные в жалобе не поддержали, просили суд в удовлетворении жалобы отказать, постановление оставить без изменения.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Статья 1.5 Кодекса РФ об АП предусматривает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела, разрешение его точно в соответствии с законом.
Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, установлены ст. 26.1 Кодекса.
По делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Из материалов дела следует, что согласно письму начальника Южного регионального центра МЧС России от 07.04.2016 № во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО от 02.02.2016 №, решения Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 27.11.2015 №, в соответствии с приказом Южного регионального центра МЧС России от 24.03.2016 № 109 «О проведении проверок готовности Краснодарского края и Ростовской области к пожароопасному сезону 2016 года» в апреле месяце межведомственной комиссией регионального центра проведена проверка готовности Ростовской области к пожароопасному сезону 2016 года. В ходе проверки выявлены отдельные недостатки деятельности органов государственной власти и местного самоуправления при осуществлении полномочий в области пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. По результатам проверки Ростовская область признана ограничено готовой к пожароопасному сезону 2016 года.
По результатам рассмотрения копии акта проверки готовности Ростовской области к пожароопасному сезону 2016 года, поступившего из Южного регионального центра МЧС России (далее - акт проверки), установлено, что в нем указаны данные о нарушениях требований пожарной безопасности, установленных п. 8 ст. 63 Федерального закона от 22.08.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» при организации обучения населения мерам пожарной безопасности, а также ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в части реализации полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации по организации обучения неработающего населения мерам пожарной безопасности.
27 апреля 2016г. вынесено постановление о назначении административного наказания в отношении директора Департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области ФИО1, согласно которому ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 6000 рублей.
Согласно абз.5 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относится организация обучения населения мерам пожарной безопасности, а также информирование население.
Так, согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под обучением мерам пожарной безопасности понимается организованный процесс по формированию знаний, умений, навыков граждан в области обеспечения пожарной безопасности в системе общего, профессионального и дополнительного образования, в процессе трудовой и служебной деятельности, а также в повседневной жизни.
То есть, под обучением понимается организованный процесс по формированию у населения знаний, умений и навыков в области обеспечения пожарной безопасности.
Как следует из того же определения ст.1 ФЗ № 69-ФЗ население при обучении мерам пожарной безопасности разделяется на группы: обучающееся население (школьники, учащиеся, студенты); население, участвующее в трудовой деятельности (работающее население); население, осуществляющее служебную деятельность (должностные лица: председатели комиссий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов и органов местного самоуправления и т.д.) и неработающее население (граждане, не занятые в сфере производства и обслуживания, пенсионеры, домохозяйки и т.д.).
Аналогичное федеральному законодательству разделение населения на группы имеет Положение об организации обучения населения Ростовской области мерам пожарной безопасности, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 05.07.2012 № (далее - Положение), согласно которому население разделено на группы: работающее население, неработающее население, учащиеся и руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.
При этом подп.4.2. п.4 Положения предусматривает для неработающего населения осуществление противопожарной пропаганды путем проведения бесед, лекций, просмотров учебных фильмов, привлечение на пожарно-тактические учения (занятия) и тренировки по месту жительства, а также самостоятельного изучения пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивания радиопередач и просмотра телепрограмм о мерах пожарной безопасности.
То есть, подп.4.2. п.4 Положения для неработающего населения предусмотрены комплекс видов и пропаганда (проведение бесед, лекций, просмотров фильмов), и получение практических навыков (привлечение на пожарно-тактические учения (занятия) и тренировки по месту жительства) и самообразование (самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок, буклетов).
В свою очередь, статья 25 Федерального закона от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» раскрывая более подробно, чем в ст.1 того же закона, содержание противопожарной безопасности и обучение мерам пожарной безопасности, тем не менее описывает порядок, виды и сроки обучения работников организаций (абз.2-4 ст.25) и учащихся в образовательных организациях (абз.5 ст.25). Однако данная статья не раскрывает содержания обучения неработающего населения.
Также не обоснована ссылка в постановлении на п.8 ет.63 Федерального закона от 22.08.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», поскольку данный пункт содержит только перечень мероприятий, относящихся к первичным мерам пожарной безопасности, и включает в себя в том числе, организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний. В свою очередь, полномочия субъекта Российской Федерации в области пожарной безопасности конкретизированы в ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Не обоснована ссылка в постановлении об административном правонарушении, что «Статьей 4 приказа МЧС России от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» установлено, что противопожарная пропаганда не входит в перечень основных видов обучения населения мерам пожарной безопасности. Учитывая, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обучение и противопожарная пропаганда являются разными понятиями, они не могут, подменять друг друга.», поскольку названный выше приказ МЧС России регламентирует обучение мерам пожарной безопасности работающего населения, а именно работников организаций, и, соответственно, его положения не могут распространяться и применяться в отношении неработающего населения.
По вопросу реализации полномочия ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», относящего к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности организацию обучения населения мерам пожарной безопасности, а также информирование население, ФИО1 как директором департамента была организована следующая работа.
Как указывалось выше, в целях реализации полномочия, предусмотренного ст.18 ФЗ № 69-ФЗ по организации обучения населения мерам пожарной безопасности, Правительством Ростовской области принято постановление от 05.07.2012 № 602 «О реализации мер пожарной безопасности в Ростовской области», пунктом 1.4. которого утверждено Положение об организации обучения населения Ростовской области мерам пожарной безопасности.
Также департаментом в целях организации подготовки неработающего населения в области безопасности жизнедеятельности утверждены 03.12.2008 «Рекомендации по организации обучения неработающего населения в области гражданской обороны и действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера», комплексный план которого предусматривает мероприятия по обучению неработающего населения в том числе по вопросам пожарной безопасности, включая участие в тренировках и иных занятиях.
Дополнительно в 2011 году департаментом утверждены и направлены руководителям органов местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области «Рекомендации по созданию и организации деятельности учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне», в котором приведен образец «Тематического плана обучения плана неработающего населения города в области безопасности жизнедеятельности на учебно-консультационных пунктах» в области безопасности жизнедеятельности».
Данный тематический план предусматривает мероприятия по обучению населения мерам пожарной безопасности.
При этом не представлена какая-либо программа обучения неработающего населения мерам пожарной безопасности, разработанная МЧС России или направленная в качестве методических рекомендаций в адрес субъектов Российской Федерации.
Перечисленными выше правовыми актами реализуется полномочие по организации обучения населения, в том числе неработающего населения, мерам пожарной безопасности на территории Ростовской области, установленного ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Так, в соответствии с методическими рекомендациями департамента от 02.10.2012 «Об организации и осуществлении профилактической работы» организована работа по обучению населения мерам пожарной безопасности, в том числе, посредством распространения пожарно-технических знаний среди неработающего населения.
В 2015 году по данному направлению деятельности подведомственными учреждениями проведены следующие мероприятия:
- распространение пожарно-технических знаний в ходе индивидуальных и групповых бесед с гражданами: 15 327 бесед с охватом 24 127 человек, с раздачей листовок, памяток, рекомендаций о мерах пожарной безопасности 34 241 экз.;
- участие в сходах, собраниях граждан для информирования об обстановке с пожарами, их последствиях, доведения требований пожарной безопасности: принято участие в 508 сходах и собраниях граждан, на которых присутствовало 14 715 человек;
- опубликование заметок, статей на темы обеспечения мер пожарной безопасности в периодической печати: 136 статей и заметок в различных печатных изданиях органов местного самоуправления Ростовской области;
- практические занятия с населением: ознакомление с пожарной техникой и оборудованием, демонстрация способов тушения пожаров и загораний, обучение пользованию первичными средствами пожаротушения- в количестве 332, с привлечением на них 4 523 человек;
- комплексные пожарно-тактические занятия с практической отработкой планов эвакуации людей из зданий и обучением правилам пользования первичными средствами пожаротушения: 1 420 занятий с участием 45 695 человек.
Также ежедневно в департамент на основании отчетов подведомственных учреждений представляются отчеты о проведенных мероприятиях по пожарной безопасности, в том числе мероприятиях среди неработающего населения области.
В целях организации обучения населения мерам пожарной безопасности органами местного самоуправления области департаментом в 2008 и 2011 были разработаны и направлены методические рекомендации «Рекомендации по организации обучения неработающего населения в области гражданской обороны и действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» и «Рекомендации по созданию и организации деятельности учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне», планами обучения которых предусмотрены мероприятия по обучению неработающего населения, в том числе, по вопросам пожарной безопасности, включая лекции, участие в тренировках и иных мероприятиях.
Реализация указанных выше методических рекомендаций осуществлялась 2014- 2016 г.г. сельскими, районными и городскими органами местного самоуправления по вопросам обучения неработающего населения мерам пожарной безопасности через:
- сходы граждан, проводимых в сельских поселениях, с разъяснением вопросов пожарной безопасности и фиксацией в протоколах или журналах;
- вручении неработающим гражданам листовок и буклетов для самостоятельного изучения;
- посещение социально неблагополучных семей с разъяснением вопросов пожарной безопасности;
- размещение баннеров с информацией о мерах пожарной безопасности в городах области;
- размещение тематических роликов;
- утверждение планов обучения и постановлений об утверждении программ обучения неработающего населения (постановление Администрации Кугейского сельского поселения Азовского района «Об утверждении программы обучения неработающего населения в области пожарной безопасности на территории Кугейского сельского поселения», постановление Веселовского сельского поселения Веселовского района от 14,03.2014 № 74 «О порядке подготовки и обучения населения Веселовского сельского поселения» прилагаются), в которых указаны темы, сроки и форма проведения занятий (лекции, беседы и т.д);
- обучение неработающего населения практическим навыкам пожаротушения;
- обучение неработающего населения в учебно-консультационных пунктах;
- привлечение населения к тренировкам по вопросам пожарной безопасности;
- размещение информации в местных средствах массовой информации и на радио в форме радиообращений, радиобесед и размещения на местных каналах.
Таким образом, указанными выше мероприятиями реализуется полномочие субъекта Российской Федерации - Ростовской области по обучению неработающего населения по формированию знаний, умений и навыков по вопросу пожарной безопасности (ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ) и, соответственно, привлечение ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст.20.4 КоАП РФ необоснованно в связи с отсутствием в его действиях события и состава административного правонарушения.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ бремя доказывания возлагается на субъекты- государственные органы, наделенные соответствующими властными полномочиями, а лицо, привлекаемое к ответственности не обязано доказывать свою невиновность. Следовательно, это лицо нельзя понуждать давать объяснения, представлять доказательства. А отказ от участия в доказывании не может влечь для лица, привлекаемого к ответственности, негативных последствий, поскольку в силу ст. 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против самого себя.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица. Сомнения признаются неустранимыми, когда собранные по делу доказательства не позволяют сделать вывод о виновности лица в правонарушении, за которое оно привлекается к ответственности, а законные средства сбора доказательств исчерпаны. Указанной нормой закона установлен принцип презумпции невиновности, предусматривающий отсутствие у лица, привлекаемого к административной ответственности, обязанности доказывать свою невиновность.
В соответствии со ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, в том числе об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Руководствуясь ст. ст.30.6 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу директора Департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области ФИО1 на постановление заместителя начальника Главного управления МЧС России по Ростовской области ФИО2№ от 27.04.2016 года о привлечении директора Департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях- удовлетворить.
Постановление заместителя начальника Главного управления МЧС России по Ростовской области ФИО2№ от 27.04.2016 года о привлечении директора Департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях- отменить, производство по делу –прекратить.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: