Дело № 12 -231 /2021
РЕШЕНИЕ
Город Волжский Волгоградской области 14 мая 2021 года Судья Волжского городского суда Волгоградской области Рыжова Л.А., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Александрит» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Волгоградской области от "."..г.№...-ВН о назначении административного наказания статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Волгоградской области ФИО2 от "."..г.№...-ВН общество с ограниченной ответственностью «Александрит» (сокращенное наименование ООО «Александрит») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде 20000 рублей.
ООО «Александрит», не согласившись с указанным постановлением, в установленный ч.1 ст. 30.3 КоАП РФ срок обжаловало постановление в суд, указав в обоснование жалобы с учетом дополнений, что не могут согласиться с законностью и обоснованностью привлечения Общества к административной ответственности, поскольку административный орган усмотрел в действиях ООО «Александрит» факт сокрытия или искажения экологической информации, по сути, основанием для привлечения к ответственности послужил факт непризнания Уполномоченным органом факта предоставления Обществом ежеквартального отчета, который Общество обязано представлять в Уполномоченный орган ежеквартально, но не позднее 10 числа, следующего за отчетным кварталом согласно подпункту «з» пункта 19 Договора от "."..г., в соответствии в введенным запретом(ограничением) посещений лицами различных государственных структур и предприятий и повсеместными рекомендациями обращений в такие государственные и муниципальные органы интерактивно, посредством использования электронной связи, основным видом экономической деятельности Общества является «деятельность ресторанов и услуг по доставке продуктов питания», код 56.10, в период 2020 года, то есть в период действия ряда ограничительных мер, связанных с предотвращением распространения коронавирусной инфекции Общество не имело возможности осуществлять свою деятельность в полном объеме, поскольку соответствующим нормативными актами органов власти был введен режим самоизоляции, запрет на деятельность ресторанов, кафе, запрет на проведение массовых гуляний, мероприятий, позже было введено ограничение по времени работы и количеству лиц и прочие ограничения такие ограничительные меры повлекли для предприятия большие сложности для сохранения самого предприятия, как бизнеса, а также сохранения рабочих мест работников, с учетом специфики предприятия общественного питания, ресторана введенные в регионе ограничительные меры негативно сказались и отразились на финансово-хозяйственной и вообще деятельности ООО «Александрит», в силу чего часть работников вынужденно была переведена на удаленный режим работы, некоторым работникам по их заявлениям перенесен на другой период ежегодный оплачиваемый отпуск, иным предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, в отношении других был издан приказ по предприятию о введении режима простоя и отсутствия необходимости появления на рабочем месте, тем не менее, обязанность, возложенная на Общество, как водопользователя согласно условиям Договора от "."..г., была исполнена, о чем было пояснено должностному лицу административного органа в ходе рассмотрения дела, что в соответствии с введенным запретом /ограничением посещений, ООО «Александрит» по адресу e-mail направило соответствующий отчет, что подтверждается распечаткой отправки электронной почты, отчет за 3 квартал 2020 года обществом был сдан, отправлен по адресу определенного должностного лица Уполномоченного органа, специалисту-куратору ООО «Александрит» ФИО7, по адресу: <...> который использовался Обществом и ранее, именно по нему отправляли отчеты за иные периоды, причем, как усматривается из обратной связи (ответа), нареканий, замечаний по этому поводу не возникало, как следует из ответа, полученного с этого электронного адрес в ответ на направление отчета по договору водопользования от "."..г. «Распечатала. ОК», таким образом факт исполнения договорной обязанности по представлению соответствующей отчетности в рамках договора водопользования за 3 квартал 2020 года подтверждена; объективную сторону правонарушения по ст. 8.5 КоАП РФ составляют действия (бездействие), а именно: сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение экологической информации, искажение сведений о состоянии природных объектов, в силу того, что отчетная информация была предоставлена в уполномоченный орган посредством электронной отправки, налицо факт отсутствия правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, договором водопользования не предусмотрен конкретный способ подачи и порядок направления таких ежеквартальных отчетов, действующее законодательство РФ не запрещает обмен юридически значимыми сообщениями посредством электронной почты, как и не определяет исчерпывающий перечень способов обмена юридически значимыми сообщениями, согласно п.65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от "."..г.№... юридически значимое сообщение может быть направлено, в том числе посредством электронной почты, факсимильной и другой связи, осуществляться в иной форме, соответствующей характеру сообщения и отношений, информация о которых содержится в таком сообщении, когда можно достоверно установить от кого исходило сообщение и кому оно адресовано, из правовой позиции ВАС РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от "."..г.№... по делу №А47-7950/2011 следует, что отсутствие соглашения об обмене электронными документами между сторонами переписки, а равно отсутствие электронной цифровой подписи в отправляемых и получаемых документах (даже при наличии такого соглашения) не является нарушением требований закона, в связи с чем, не влечет безусловную возможность использования документов и материалов, обмен которыми осуществляется посредством электронной почты, в качестве доказательств, получение или отправка сообщения с использованием адреса электронной почты, известного как почта самого лица или служебная почта его компетентного сотрудника, свидетельствует о совершении этих действий самим лицом, пока им не доказано обратное, с учетом изложенного обмен юридическими сообщениями посредством электронной почты допускается, а электронная переписка является письменным доказательством по делу и подлежит оценке наряду с другими доказательствами при одновременном соблюдении следующих условий: имеется возможность достоверно установить принадлежность адресов электронной почты сторонами переписки или их уполномоченным представителям (работникам); возможность обмена юридически значимыми сообщениями посредством электронной почты не ограничена законом, соглашением сторон, обычаями или практикой, установившейся во взаимоотношениях сторон, электронное сообщение состоит из адреса или нескольких адресов получателей, адрес в системе ЭП состоит из имени электронного почтового ящика, которое обычно совпадает с регистрационным именем пользователя и домена, который описывает место, компьютер или локальную систему, где этот электронный ящик находится, имя и домен разделяются знаком @, в корпоративной почте, в адресе которой фигурирует имя домена, дублирующее название компании или очень схожее с ним, направив по электронной почте отчет за 3 квартал 2020 года на электронный адрес <...> специалиста Минприроды ФИО1-куратора ООО «Александрит», указанному в качестве такого надлежащего адреса для отправки сообщений согласно письму от "."..г. с адреса а_sivohina@ volganet.ru, письма от "."..г. с адреса <...>, считает Общество в установленном порядке выполнило свою обязанность по своевременному направлению отчета, в действиях ООО «Александрит» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ.
На рассмотрение жалобы законный представитель ООО «Александрит» не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, каких-либо ходатайств в суд не поступало, при таких обстоятельствах неявка законного представителя не является препятствием к рассмотрению жалобы в его отсутствие.
Защитник ООО «Александрит» Рожкова Н.В. жалобу с дополнениями поддержала, просит по изложенным в ней доводам отменить постановление должностного лица административного органа от "."..г.№...-ВН, производство по делу прекратить за отсутствием состава правонарушения, поскольку отчет согласно подпункту «з» пункта 19 Договора от "."..г. за третий квартал 2020 года был в установленный срок- "."..г. (до 10 числа месяца, следующего за отчетным) направлен в адрес уполномоченного органа по электронному адресу n<...> куратора ООО «Александрит» специалиста комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области ФИО1, по которому и ранее направлялись такие отчеты и другая информация, которая принималась без каких-либо замечаний, только в конце 2020 года уже после направления отчета за 3 квартал 2020 года из комитете поступило письмо с указанием другого электронного адреса, по которому уже за четвертый квартал "."..г. были направлены соответствующие отчеты, и поскольку был пропущен предусмотренный ст. 19 Договора срок (до 10 числа месяца следующего за отчетным) в отношении ООО «Александрит» был составлен протокол также по ст. 8.5 КоАП РФ.
Государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды на территории Волгоградской области ФИО2, составившая в отношении ООО «Александрит» протокол об административном правонарушении и вынесшая оспариваемое постановление, в ходе судебного разбирательства пояснила, что считает жалобу не подлежащей удовлетворению, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении по ст. 8.5 КоАП РФ в отношении ООО «Александрит» послужило поступление в Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям из Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> информации о непредоставлении юридическими лицами, в том числе, ООО «Александрит», отчета о выполнении условий использования водного объекта (его части), результатах наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной за третий квартал 2020 года по договору водопользования от "."..г.№..., на основании полученных сведений ею в отношении заявителя было вынесено постановление №...-ВН от "."..г. о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.5 КоАП РФ, поскольку договором водопользования установлено, что отчетность в рамках данного договора предоставляется в уполномоченный орган не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, ООО «Александрит» не была предоставлена отчетность в рамках договора водопользования в установленный срок, что является несвоевременным сообщением полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, факт прекращения осуществления обществом основной экономической деятельности не отменяет обязанности предоставления отчетности в рамках договора водопользования, изданный по предприятию в связи с пандемией приказ о введении режима простоя и отсутствия необходимости появления на рабочем месте, вследствие чего работникам предприятия не выполнялись должностные обязанности, не освобождает общество от исполнения обязанностей, возложенных требованиями федерального законодательства; предоставление отчетности в рамках договора водопользования предусмотрена в электронной форме или непосредственно в Комитет, в жалобе заявитель указал, что отчетность была направлена Обществом должностному лицу Комитета ФИО1 на адрес электронной почты n<...>, согласно данным официального сайта Комитета официальным адресом электронной почты Комитета является <...>, направление отчетности в рамках договора водопользования в адрес должностного лица не является надлежащим предоставлением, так как отсутствует гарантия получения данной отчетности Комитетом, Обществом не была предоставлена указанная отчетность в установленном порядке и в установленные сроки, так как направление было осуществлено не на официальный адрес Комитета, факт предоставления адреса электронной почты <...> для обмена документацией по данному договору ничем не подтверждено.
Изучив доводы жалобы с дополнением, выслушав защитника ООО «Александрит», должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении и вынесшее оспариваемое постановление, исследовав материалы дела об административном правонарушении и дополнительно представленные доказательства, прихожу к следующим выводам.
Согласно требованиям п. 8 ч. 2 и ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы, протеста и проверяет дело в полном объеме на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
Статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. Федеральных законов от "."..г. N 309-ФЗ, от "."..г. N 219-ФЗ, от "."..г. N 135-ФЗ) предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса.
Как установлено в ходе судебного разбирательства ООО «Александрит» (юридический адрес: 404130, <адрес>Р) зарегистрировано в качестве юридического лица "."..г., "."..г. ему присвоен основной государственный регистрационный №..., основным видом деятельности ООО «Александрит» являются деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания, директором является ФИО3, что следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 63-79).
Комитетом охраны окружающей среды и природопользования <адрес> (Облкомприрода), именуемым как Уполномоченный орган, с ООО «Александрит» как водопользователем, "."..г. заключен договор водопользования, зарегистрированный в государственном водном реестре за №..., согласно которому ООО «Александрит» обязан выполнять в полном объеме условия договора (подпункт «а» пункта 19), предоставлять в Уполномоченный орган ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет о выполнении условий использования водного объекта (его части), результатах наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной (подпункт «з» пункта 19), представлять в Уполномоченный орган ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, отчет о выполнении плана водохозяйственных мероприятий, мероприятий по охране водного объекта и сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания (подпункт «и» пункта 19), представлять в Уполномоченный орган ежегодно, не позднее 1 декабря текущего года на согласование проект плана водохозяйственных мероприятий, мероприятий по охране водного объекта и сохранению водных биологических ресурсов и среды обитания на последующий год (подпункт «м» пункта 19) (копия л.д. 94-100).
Данных обстоятельств, как следует из жалобы и пояснений защитника в ходе судебного разбирательства, ООО «Александрит» не оспаривает.
На основании письма комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области №... от "."..г. о том, что юридическими лицами не предоставлены отчеты о выполнении условий использования водного объекта (его части), результатов наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной, отчетов о выполнении плана водохозяйственных мероприятий, мероприятий по охране водного объекта и сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, отчетов о параметрах осуществляемого водопользования за 3 квартал 2020 года, поступившего в Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской области (л.д. 22, 23), должностное лицо административного органа государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Волгоградской области ФИО2 проверив указанную информацию, пришла к выводу о наличии в действиях ООО «Александрит» нарушения норм природоохранного законодательства, что выразилось в том, что ООО «Александрит» не предоставило отчет за третий квартал 2020 года согласно договору №... от "."..г., по которому ООО «Александрит» обязано выполнить в полном объеме условия договора (подпункт «а» пункта 18): представить в Уполномоченный орган ежеквартально не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом отчет о выполнении условий использования водного объекта (его части), результатах наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной (подпункт «е» пункта 18), представлять в уполномоченный орган ежеквартально не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет о выполнении плана водохозяйственных мероприятий, мероприятий по охране водного объекта и сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания (подпункт «ж» пункта 18).
В связи с выявлением указанных согласно мнению должностного лица нарушений "."..г. в адрес ООО «Александрит» направлено уведомление о необходимости явки "."..г., а затем "."..г. о явке "."..г. в 10 часов 00 минут в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям по адресу: <адрес>, кабинет 1.9 для составления в отношении ООО «Александрит» протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 26-28, 29,30,31-33), в назначенное время "."..г. был составлен протокол об административном правонарушении №...-ВН в отношении ООО «Александрит» в присутствии защитника Кукушкиной О.А., действующей на основании доверенности №... от "."..г., которая в протоколе указала, что отчет был направлен по электронной почте "."..г., получила копию протокола (л.д. 34-36), а также определение о назначении времени и места рассмотрения дела "."..г. (л.д. 37), данные о направлении извещения о времени и месте рассмотрения дела ООО «Александрит» в материалах дела отсутствуют.
В назначенное время "."..г. с участием защитника ООО «Александрит» Кукушкиной О.А. государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Волгоградской области ФИО2 вынесено постановление №...-ВН, сделав вывод о наличии в действиях ООО «Александрит» нарушения норм природоохранного законодательства, что выразилось в том, что ООО «Александрит» не предоставило отчет за третий квартал 2020 года согласно договору <...> от "."..г., по которому ООО «Александрит» обязано выполнить в полном объеме условия договора (подпункт «а» пункта 18): представить в Уполномоченный орган ежеквартально не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом отчет о выполнении условий использования водного объекта (его части), результатах наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной (подпункт «е» пункта 18), представлять в уполномоченный орган ежеквартально не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет о выполнении плана водохозяйственных мероприятий, мероприятий по охране водного объекта и сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания (подпункт «ж» пункта 18). Копия постановления вручена защитнику, что подтверждается её подписями в получении копии постановления, указавшей, что с постановлением не согласны, так как отчет был отправлен по электронной почте "."..г., что подтверждается скриншот (л.д. 38-41).
Как следует из оспариваемого постановления, к выводу о виновности ООО «Александрит» в совершении вмененного ему правонарушения, что выразилось в указанных в постановлении нарушениях –невыполнении предусмотренной в п. 18 договора водопользования обязанности по направлению в срок, указанный в данном пункте, ежеквартальных отчетов в Уполномоченный орган (из договора -комитет охраны окружающей среды и природопользования <адрес>) должностное лицо административного органа пришло на основании исследованных доказательств: протокола об административном правонарушении №...-ВН по статье 8.5 КоАП РФ в отношении ООО «Александрит», в котором указано, что "."..г. в 10 часов 00 минут по адресу: <адрес> при рассмотрении информации комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> от "."..г.№... (вх. "."..г.№...) установлено, что ООО «Александрит» не представил отчет за 3 квартал 2020 года, согласно договору №... от "."..г. ООО «Александрит» обязан выполнить в полном объеме условия договора (подпункт «а» пункта 18): представить в Уполномоченный орган ежеквартально не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом отчет о выполнении условий использования водного объекта (его части), результатах наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной (подпункт «е» пункта 18), представлять в уполномоченный орган ежеквартально не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет о выполнении плана водохозяйственных мероприятий, мероприятий по охране водного объекта и сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания (подпункт «ж» пункта 18)., ООО «Александрит» нарушен п.6 ч.2 ст. 39 Водного кодекса РФ, за указанное нарушение административная ответственность предусмотрена ст. 8.5 КоАП РФ (л.д. 34-41), письма комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес>№... от "."..г..
Рассмотрев "."..г. дело об административном правонарушении по статье 8.5 КоАП РФ в отношении ООО «Александрит», государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> вынесено постановление №...-ВН, ООО «Александрит» признано виновным в совершении вмененного правонарушения, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей, должностное лицо пришло к выводу о том, что вступая в правоотношения, регулируемые природоохранным законодательством, в том числе, Водным кодексом РФ, юридическое лицо в силу своей публичности и доступности не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из законодательства, но и обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения своих обязанностей и требований закона, указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии вины в противоправных действиях (бездействии) юридического лица, которые выразились в непринятии всех возможных мер по исполнению возложенных на него природоохранным законодательством, что является необходимым условием при осуществлении хозяйственной деятельности, причиной допущенных нарушений явилось несоблюдение юридическим лицом- ООО «Александрит» требований федерального законодательства.
Согласиться с правильностью такого вывода должностного лица и законностью вынесенного им постановления №...-ВН от "."..г. о привлечении ООО «Александрит» к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ нельзя.
Согласно п.2 ч.2 ст. 11 Водного кодекса РФ использование водного объекта осуществляется водопользователями на основании приобретения права пользования поверхностными водными объектами или их частями, если иное не предусмотрено частями 3 и 4 настоящей статьи с обязательным выполнением условий водопользования.
Физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами на основании и в порядке, которые установлены главой 3 Водного кодекса РФ.
В соответствии с положениями ст.1 Водного кодекса РФ акваторией является водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ. Водопользователем является физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом.
Согласно статье 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации, за исключением прудов и обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому или юридическому лицу.
Право водопользования (долгосрочное, краткосрочное и ограниченное) детально регламентируется Водного кодекса РФ и подзаконными нормативными правовыми актами. Субъектами права водопользования являются государство, уполномоченные им органы, водопользователи, т.е. граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования водными объектами, а также водопотребители, т.е. граждане и юридические лица, которые получают от водопользователей в установленном порядке воду для обеспечения своих нужд.
Физические и юридические лица приобретают право пользования водными объектами на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование. Одной из сторон договора является исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Решение о предоставлении водного объекта в пользование принимается: Правительством РФ - для обеспечения обороны страны и безопасности государства, в иных целях - исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления (ст. 21 Водного кодекса РФ).
В соответствии с п.6 ч.2 ст. 39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности.
Согласно ст. 75 ФЗ «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Как следует из совокупности исследованных должностным лицом административного органа доказательств, ими не подтверждается совершение ООО «Александрит» вмененного ему правонарушения- не предоставления отчета за третий квартал 2020 года согласно договору №... от "."..г., по которому ООО «Александрит» обязан выполнить в полном объеме условия договора (подпункт «а» пункта 18): представить в Уполномоченный орган ежеквартально не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом отчет о выполнении условий использования водного объекта (его части), результатах наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной (подпункт «е» пункта 18), представлять в уполномоченный орган ежеквартально не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет о выполнении плана водохозяйственных мероприятий, мероприятий по охране водного объекта и сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания (подпункт «ж» пункта 18).
Согласно договору водопользования от "."..г., заключенному Комитетом охраны окружающей среды и природопользования <адрес> (Облкомприрода), именуемым как Уполномоченный орган, и ООО «Александрит» как водопользователем, зарегистрированному в государственном водном реестре за №..., в нем отсутствует обязанность, за неисполнение которой Общество привлечено к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ-выполнить в полном объеме условия договора (подпункт «а» пункта 18): представить в Уполномоченный орган ежеквартально не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом отчет о выполнении условий использования водного объекта (его части), результатах наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной (подпункт «е» пункта 18), представлять в уполномоченный орган ежеквартально не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет о выполнении плана водохозяйственных мероприятий, мероприятий по охране водного объекта и сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания (подпункт «ж» пункта 18), в пункте 18 изложены права водопользователя.
Обязанности ООО «Александрит» изложены в пункте 19, в том числе, в подпункте «а» -выполнять в полном объеме условия договора, подпункте «з» - предоставлять в Уполномоченный орган ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет о выполнении условий использования водного объекта (его части), результатах наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной, в подпункте «и» - представлять в Уполномоченный орган ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет о выполнении плана водохозяйственных мероприятий, мероприятий по охране водного объекта и сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания (копия л.д. 94-100).
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
При рассмотрении дела об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее это правонарушение, и его виновность, характер и размер ущерба и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.1 КоАП).
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Указанные требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом административного органа не выполнены.
Совокупностью исследованных доказательств, не подтверждается событие административного правонарушения, вмененного ООО «Александрит», заключающегося в ненаправлении отчета за третий квартал 2020 года согласно договору №... от "."..г. - представить в Уполномоченный орган ежеквартально не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом отчет о выполнении условий использования водного объекта (его части), результатах наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной (подпункт «е» пункта 18), представлять в уполномоченный орган ежеквартально не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет о выполнении плана водохозяйственных мероприятий, мероприятий по охране водного объекта и сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания (подпункт «ж» пункта 18).
Кроме того, как следует из протокола об административном правонарушении и оспариваемого постановления, защитник ссылался на наличие данных о выполнении возложенной на ООО «Александрит» договором о водопользовании обязанности о направлении отчета за третий квартал "."..г. по электронной почте, представила скриншот в подтверждение (л.д. 43, 44, 45, 46, 47, 48), что отражено в оспариваемом постановлении во вводной части постановления о заявленном ходатайстве о приобщении к материалам дела документов, однако, вопреки требованиям ст. 24.1, 26.1, 26.11, 29.10 КоАП РФ данные доводы не были проверены должностным лицом административного органа, рассматривающим дело об административном правонарушении и вынесшим оспариваемое постановление, им не дана правовая оценка, вместе с тем, из представленных при рассмотрении дела, а также в ходе судебного разбирательства при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении доказательств следует, что ООО «Александрит» во исполнение обязанности по договору водопользования, определенной в пункте 19- направить ежеквартально отчеты до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направило по электронному адресу №... и он был принят, как и другие отчеты, направляемые по этому адресу на основании письма, поступившего от специалиста облкомприроды ФИО1 (л.д. 6,7,8-10, 133-144).
Из договора водопользования №... от "."..г. следует, что форма и порядок направления ежеквартального отчета в нем не определены, что не исключает возможности его направления по электронной почте, как следует из представленных скриншотов, отчеты были направлены и приняты, замечаний по форме направления, в том числе указанного отчета за третий квартал 2020 года, направленного "."..г., не было, отчет был принят, доказательств обратного должностным лицом административного органа не предоставлено, как следует из пояснений в ходе судебного разбирательства, этот вопрос не выяснялся. Доводы должностного лица о том, что согласно данным официального сайта Комитета официальным адресом электронной почты Комитета является <...>, направление отчетности в рамках договора водопользования в адрес должностного лица не является надлежащим предоставлением, так как отсутствует гарантия получения данной отчетности Комитетом, Обществом не была предоставлена указанная отчетность в установленном порядке и в установленные сроки, так как направление было осуществлено не на официальный адрес Комитета, факт предоставления адреса электронной почты <...> для обмена документацией по данному договору ничем не подтверждено, несостоятельны, поскольку в силу статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлен принцип презумпции невиновности, предусматривающий отсутствие у лица, привлекаемого к административной ответственности, обязанности доказывать свою невиновность, этому праву лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, корреспондирует обязанность должностного лица, возбудившего такое производство, доказать его виновность.
На основании статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Исходя из положений статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обязанность представления доказательств, что в действиях физического, должностного или юридического лица имеются нарушения определенных норм и правил, которые образуют состав административного правонарушения, возложена законом на орган или должностное лицо, которые приняли решение о привлечении к административной ответственности.
При указанных обстоятельствах, исходя из положений ст. 1.5 КоАП РФ, согласно которой лицо, в отношении которого ведется производство по делу, не обязано доказывать свою невиновность, этому праву лица, согласно принципу презумпции невиновности, корреспондирует обязанность должностного лица, возбудившего производство по делу об административном право, представить доказательства не только события административного правонарушения, но и вины лица, в отношении которого дело возбуждено, такие доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости, в материалах дела отсутствуют и в ходе рассмотрения жалобы не представлены, само по себе направление комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> перечня водопользователей, не представивших отчеты о выполнении условий использования водного объекта (его части), результатов наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной, а также отчетов о выполнении плана водохозяйственных мероприятий за 3 квартал 2020 года для рассмотрения и принятия необходимых мер, среди которых под номером 2 указано ООО «Александрит», не свидетельствует о доказанности его вины.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При установленных в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении вышеизложенных обстоятельствах в соответствии с п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы подлежит вынесению решение об отмене постановления должностного лица Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям от "."..г.№...-ВН о назначении ООО «Александрит» административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, и прекращении производства по делу об административном правонарушении за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Волгоградской области ФИО2 от "."..г.№...-ВН о признании общества с ограниченной ответственностью «Александрит» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Александрит» по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд Волгоградской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: