КОПИЯ
дело №
РЕШЕНИЕ
24 октября 2018 года г.о. Самара
Судья Волжского районного суда <адрес>Тимагин Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Администрации городского округа Самара на постановление заместителя главного государственного инспектора в <адрес> по использованию и охране земель, начальника отдела государственного земельного надзора У. Р. по <адрес>ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по делу № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ в отношении Администрации городского округа Самара,
установил:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора в <адрес> по использованию и охране земель, начальника отдела государственного земельного надзора У. Р. по <адрес>ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по делу № Администрация г.о. Самара признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 700 000 рублей за использование земельного участка не по целевому назначению, не в соответствии с разрешенным использованием, нарушении требований статьи 42 ЗК РФ.
В жалобе представитель Администрации г.о. Самара по доверенности ФИО2 ссылается на незаконность и необоснованность привлечения Администрации г.о. Самара к административной ответственности. Указывает, что муниципальное образование городской округ Самара с ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка с кадастровым номером 63:17:0701006:365, на котором создано общественное муниципальное кладбище «Центральное». Документы территориального планирования и зонирования об отнесении земельного участка к территориальной зоне П-1 (производственная зона) приняты сельским поселением Черноречье после принятия решения об организации общественного кладбища и без учета соответствующего землепользования. При этом сельским поселением Черноречье отказано в изменении градостроительной зоны с П-1 на зону Сп-1 (зона специального назначения, связанная с захоронением), чем нарушаются права городского округа Самара как собственника земельного участка. Просит отменить состоявшиеся по делу постановление должностного лица с прекращением производства по делу об административном правонарушении за отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании представитель Администрации г.о. Самара по доверенности ФИО3 не отрицала, что принадлежащий муниципальному образованию городской округ Самара на праве собственности земельный участок полностью не огорожен, непосредственно примыкает к кладбищу «Рубежное», на нем расположены захоронения и, что он не используется в соответствии с видом разрешенного использования, сведения о котором внесены в ЕГРН. Изменения категории и вида разрешенного использования земельного участка в ЕГРН не вносились. Указала, что на основании не вступившее в законную силу решения Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ признаны недействующими Генеральный план сельского поселения Черноречье, а также Правила землепользования и застройки указанного сельского поселения в части установления территориальной зоны П-1 (производственная зона) в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:17:0701006:365. Полагала, что земельный участок может быть использован по фактическому назначению, поскольку приобретался земельный участок под строительство кладбища, что следует из муниципального контракта.
Должностное лицо У. Р. по <адрес> - ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте, дате и времени судебного заседания уведомлена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без участия представителя У., представила письменный отзыв, в котором просила в удовлетворении жалобы отказать.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В силу ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения в сфере рационального использования и охраны земель (почв), а объективная сторона выражается в использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.8 КоАП РФ, могут выступать граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков.
Обеспечение охраны земли является важнейшим условием нормального жизнеобеспечения населения, поскольку земля выступает как средство производства, необходимое для функционирования всех отраслей сельского хозяйства и добывающей промышленности, а также как элемент окружающей среды, находящийся в сложной взаимосвязи с другими ее составляющими.
В соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами.
При этом особенности правового режима земель устанавливаются соответствующими статьями Земельного кодекса Российской Федерации и учитываются при проведении зонирования территорий.
В соответствии с п. 2 ст. 87 ЗК РФ земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на: 1) земли промышленности; 2) земли энергетики; 3) земли транспорта; 4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики; 5) земли для обеспечения космической деятельности; 6) земли обороны и безопасности; 7) земли иного специального назначения.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
На основании п. п. 1 и 4 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения. Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 9 ст. 1 ГрК РФ виды разрешенного использования устанавливаются градостроительными регламентами в пределах границ соответствующей территориальной зоны.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 30 ГрК РФ, градостроительные регламенты являются составной и неотъемлемой частью правил землепользования и застройки и применяются только вместе с данным актом градостроительного зонирования.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09. 2014 №, размещение кладбищ, крематориев и мест захоронения; размещение соответствующих культовых сооружений, допускается на земельных участках (территории) общего пользования для ритуальной деятельности (Код земельного участка 12.1).
Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 статьи 8.8 КоАП РФ, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, земельный участок, площадью 347 246 кв.м с кадастровым номером 63:17:0701006:365, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения, разрешенное использование: для строительства производственно-складского комплекса «Рубежное», адрес местонахождения: <адрес>, МСПП «Рубежное», центральная часть квартала 63:17:0701006, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию городской округ Самара, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись о регистрации №.
По результатам выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной прокуратурой <адрес> с привлечением специалистов У.<адрес>, специалистов МП <адрес> «Архитектурно-планировочное бюро» функционирования кладбища «Рубежное» установлено нарушение земельного законодательства, выраженное в использовании земельного участка с кадастровым номером 63:17:0701006:365 по адресу: <адрес>, МСПП «Рубежное», центральная часть кадастрового квартала 63:17:0701006, не по целевому назначению.
Указанный земельный участок не огорожен, расположен вблизи земельного участка, организованного под кладбище «Рубежное», на нем размещены захоронения. При этом захоронениями занята не вся территория земельного участка. Согласно плану-схеме на данном участке размещено кладбище «Центральное».
Также по материалам дела установлено, что земельный участок с кадастровым номером 63:17:0701006:365 приобретен в собственность г.о. Самара у ООО «Август» на основании муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого являлась передача земельного участка, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения, разрешенное использование: для строительства производственно-складского комплекса «Рубежное» для строительства кладбища, о чем продавец был поставлен в известность и гарантировал, что в соответствии с правилами застройки, градостроительной документации, с учетом гидрологических характеристик и прочего, приобретаемый земельный участок пригоден для его использования в указанных целях.
Экспертным заключением по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ№, выполненным ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>», подтверждена возможность размещения кладбища на земельном участке, который соответствует соответствующим санитарным требованиям.
В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ№ «О создании общественного муниципального кладбища городского округа Самара «Центральное» создано общественное муниципальное кладбище городского округа Самара на земельном участке с кадастровым номером 63:17:0701006:365.
Решением Собрания представителей сельского поселения Черноречье муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Генеральный план сельского поселения Черноречье муниципального района <адрес>.
Решением Собрания представителей сельского поселения Черноречье муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила землепользования и застройки сельского поселения Черноречье муниципального района <адрес>, согласно которым, земельный участок с кадастровым номером 63:17:0701006:365 фактически занимаемый кладбищем «Центральное» отнесен к территориальной зоне П-1 (производственная зона) и разрешенное использование для земельного участка не допускает размещение на нем кладбища.
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом У. имущества г.о. Самара в адрес Главы сельского поселения Черноречье муниципального района <адрес> направлено письмо по вопросу изменения территориальной зоны П-1 на Сп-1 согласно фактическому использованию земельного участка с кадастровым номером 63:17:0701006:365 для размещения кладбища «Центральное».
В соответствии с письмом Администрации сельского поселения Черноречье муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ Комиссией по подготовке Правил землепользования и застройки сельского поселения Черноречье муниципального района <адрес> отказано в изменении вида разрешенного использования для земельного участка с кадастровым номером 63:17:0701006:365, поскольку установлено несоблюдение санитарно-защитной зоны от кладбища до жилой застройки.
Таким образом, установлено, что земельный участок с кадастровым номером 63:17:0701006:365 относится к категории земель промышленности и иного специального назначения с разрешенным использованием - производственная зона. Однако в нарушение вышеуказанных требований законодательства на указанном земельном участке размещено кладбище, то есть установленное целевое использование земельного участка, сведения о котором внесены в ЕГРН, не соблюдено.
Выявленное нарушение послужило основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором в <адрес> по использованию и охране земель - главным специалистом-экспертом отдела государственного земельного надзора У. Р. по <адрес>ФИО4 в отношении Администрации г.о. Самара протокола об административном правонарушении по ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление по делу № о привлечении Администрации г.о. Самара к административной ответственности в виде административного штрафа.
В подтверждение, что Администрацией г.о. Самара совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, судом приняты во внимание следующие доказательства: распоряжение <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О переводе земельного участка из состава земель одной категории в другу», согласно которому земельный участок, площадью 347 246 кв.м переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения, для строительства производственно-складского комплекса «Рубежное», находящееся в собственности ООО «Рубежное» по адресу: <адрес>, МСПП «Рубежное», в центральной части кадастрового квартала 63:17:0701006; свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что на основании муниципального контракта купли-продажи земельного участка под строительство кладбища от ДД.ММ.ГГГГ№ муниципальное образование городской округ Самара приобрело в собственность земельный участок, общей площадью 347 246 кв.м, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, МСПП «Рубежное», в центральной части кадастрового квартала 63:17:0701006, в свидетельстве указана установленная для участка категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения и вид его разрешенного использования: для строительства производственно-складского комплекса «Рубежное»; муниципальный контракт № купли-продажи земельного участка под строительство кладбища от ДД.ММ.ГГГГ; постановление Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ№ «О создании общественного муниципального кладбища городского округа Самара «Центральное»», согласно которому разрешено захоронение умерших на общественном муниципальном кладбище городского округа Самара «Центральное» с ДД.ММ.ГГГГ; письмо Руководителя Департамента У. имуществом г.о. Самара от 22.02.2017№ в адрес Главы сельского поселения Черноречье муниципального района <адрес> о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в части изменения зонирования земельных участков, в частности участка с кадастровым номером 63:17:0701006:365; План-схема земельных участков; экспертное заключение по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ№, выполненное ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>», которым подтверждена возможность размещения кладбища на земельном участке; Решение Собрания представителей сельского поселения Черноречье муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ об утверждении Генерального плана сельского поселения Черноречье муниципального района <адрес>; Решение Собрания представителей сельского поселения Черноречье муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ об утверждении Правил землепользования и застройки сельского поселения Черноречье муниципального района <адрес>, которыми, земельный участок с кадастровым номером 63:17:0701006:365 отнесен к территориальной зоне П-1 (производственная зона); письмо Главы сельского поселения Черноречье от ДД.ММ.ГГГГ№ в адрес Руководителя Департамента У. имуществом г.о. Самара об отказе во внесении изменений в Правила землепользования и застройки с.<адрес> в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:17:0701006:365, зоны П-1 на зону Сп-1; протокол заседания Комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки сельского поселения Черноречье муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; письмо заместителя прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№/в18 в адрес Руководителя У. Р. по <адрес> о результатах проверки кладбища «Рубежное»; письмо Руководителя Департамента У. имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>-4-2 в адрес заместителя прокурора <адрес> о рассмотрении сообщения вопросов, касающихся кладбищу «Рубежное» с приложениями; Ситуационный план земельных участков (на основе материалов публичной кадастровой карты); выписки из ЕГРН об основных характеристиках земельного участка с кадастровым номером 63:17:0701006:365 и смежных земельных участков с кадастровыми номерами - :369, - :547, - :560; генеральный план; письма директора МП <адрес> «Архитектурно-планировочное бюро» от апреля 2018 г. №, от мая 2018 г. в адрес заместителя прокурора <адрес> о работе геодезистов по вопросам, касающимся кладбища «Рубежное»; письмо Руководителя Департамента У. имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ№ в адрес заместителя главного государственного инспектора в <адрес> по использованию и охране земель, начальника отдела государственного земельного надзора У. Р. по <адрес>ФИО1 об отсутствии нарушения собственника земельного участка с кадастровым номером 63:17:0701006:365 в сфере земельного законодательства; протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ в отношении Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ; определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по делу №; постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ по делу № в отношении Администрации г.о. Самара в виде административного штрафа, - поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности Администрации г.о. Самара в совершении вмененного административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с нормами КоАП РФ, уполномоченным должностным лицом, в связи с чем судом признаются допустимыми доказательствами и не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется.
Рассматривая жалобу на постановление должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу о ее необоснованности.
Доводы жалобы о том, право собственности на земельный участок и фактическое размещение на нем кладбища возникло раньше, чем органом местного самоуправления сельского поселения Черноречье утверждены документы по территориальному планированию и зонированию территории об отнесении земельного участка к территориальной зоне П-1, не могут быть приняты в качестве отмены постановления.
В соответствии со ст. 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования. Вспомогательные виды разрешенного использования допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и должны осуществляться совместно с ними.
Согласно ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.12. 2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В силу ч. 4 ст. 3 названного Федерального закона, по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в сроки, установленные данной нормой.
Частями 1 и 3 ст. 5 названного Федерального закона предусмотрено, что внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и уведомление правообладателей этих земельных участков о внесении таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о категории земель или земельных участков.
Из материалов дела следует, что постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ№ погребение умерших на кладбище «Центральное» разрешено с ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем до настоящего времени категория земельного участка с кадастровым номером 63:17:0701006:365 с видом его разрешенного использования не изменена. Внесение изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о категории земельного участка и вида разрешенного использования не произведено.
В этой связи не имеет правого значения обстоятельства, связанные со временем возникновения права собственности на земельный участок и его фактическое землепользование, поскольку в соответствии с вышеприведенными нормами права собственник земельного участка был вправе использовать его под размещение захоронений, только после соблюдения требований земельного и градостроительного законодательства, связанных с изменением категории земли и вида разрешенного использования.
На момент проверки и привлечения Администрации г.о. Самара к административной ответственности должностным лицом правильно установлено, что земельный участок, имеющий вид разрешенного использования для строительства производственно-складского комплекса, фактически используется не по целевому назначению, о чем было известно юридическому лицу и никаких действий для изменения вида разрешенного использования земельного участка Администрацией г.о. Самара не предпринималось.
То обстоятельство, что решением Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ признаны недействующими Генеральный план, а также Правила землепользования и застройки сельского поселения Черноречье в части установления территориальной зоны П-1 (производственная зона) в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:17:0701006:365, не имеет правого значения при рассмотрении настоящей жалобы, поскольку до изменения категории земель и вида разрешенного использования Администрация г.о. Самара не имела правового основания для использования земельного участка с кадастровым номером 63:17:0701006:365 под размещение захоронений.
Только со дня принятия органом кадастрового учета решения об учете изменений объекта недвижимости (внесение в реестр соответствующих сведений о категории и виде разрешенного использования земельного участка), изменение категории и вида разрешенного использования земельного участка признается состоявшимся и влечет юридически значимые последствия.
Кроме того, Генеральный план, а также Правила землепользования и застройки сельского поселения Черноречье в части установления территориальной зоны П-1 (производственная зона) в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:17:0701006:365 признаются, согласно решению суда, недействующими со дня вступления его в законную силу.
Использование земельного участка не по его целевому назначению образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
Доводы жалобы об отсутствии вины юридического лица в совершении административного правонарушения, опровергаются приведенными выше объективными доказательствами, непосредственно исследованными должностным лицом и судом, которые в совокупности свидетельствуют об использовании муниципальным образованием городской округ Самара земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Правовой режим земельного участка зафиксирован в свидетельстве о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, МСПП «Рубежное», центральная часть кадастрового квартала 63:17:0701006, с кадастровым номером 63:17:0701006:365 принадлежит муниципальному образованию городской округ Самара, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ№. Данный земельный участок относится к категории земель промышленности и иного специального назначения, имеет вид разрешенного использования: для строительства производственно-складского комплекса. На кадастровый учет земельный участок поставлен ДД.ММ.ГГГГ.
Специальные нормы земельного и градостроительного законодательства предусматривают необходимость изменения вида разрешенного использования земельного участка путем обращения с заявлением в уполномоченный орган, при использовании его не по назначению и исключений для каких-либо категорий собственников не предусмотрено.
Соблюдение положений приведенного законодательства зависело от действий самой Администрации г.о. Самара, однако, на дату выявления вмененного правонарушения юридическое лицо не произвело юридически значимого выбора и изменения вида разрешенного использования земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», не внесены изменения об основном виде разрешенного использования земельного участка, в соответствии с которым Администрация г.о. Самара фактически использовала земельный участок.
Для соблюдения требований законодательства в данном случае от Администрации г.о. Самара требовалось либо приведение фактического использования земельного участка в соответствии с установленным для него разрешенным использованием, либо изменение в установленном порядке разрешенного использования участка и установление такого его разрешенного использования, которое бы соответствовало его фактическому использованию. Вместе с тем, доказательств совершения таких действий со стороны Администрации г.о. Самара либо невозможности их совершения при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом и судом, не установлено.
К жалобе не приложены документы, подтверждающие изменение вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст. 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в ч. 1 или ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
При указанных выше обстоятельствах у суда отсутствуют основания для отмены постановления должностного лица и прекращения производства по делу.
Судом проверена процедура и срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности, нарушений положений КоАП РФ не установлено. Признаков, характеризующих совершенное правонарушение как малозначительное и влекущих необходимость применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, судом не выявлено.
С учетом изложенного следует признать, что жалоба не содержит доводов, влекущих отмену состоявшегося по делу постановления о назначении административного наказания.
Вместе с тем суд находит основания для изменения указанного постановления.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Определяя размер наказания, учитывая характер совершенного юридическим лицом административного правонарушения, отсутствие обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность, при этом принимая во внимание, что доходы бюджета городского округа формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах, формирование расходов бюджета городского округа осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, в состав которых включаются, в том числе социально-значимые расходы и первоочередные расходы, суд полагает необходимым снизить размер административного наказания в виде административного штрафа, считая, что назначенное юридическому лицу наказания в виде штрафа в размере 700 000 рублей с учетом конкретных обстоятельств дела может повлечь избыточное ограничение прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
При таких обстоятельствах постановление заместителя главного государственного инспектора в <адрес> по использованию и охране земель, начальника отдела государственного земельного надзора У. Р. по <адрес>ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по делу № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ в отношении Администрации городского округа Самара подлежат изменению путем снижения размера назначенного административного штрафа до 200 000 рублей.
Данный вид и размер наказания, по мнению суда, соответствует установленной ст. 3.1 КоАП РФ цели административного наказания, соразмерен содеянному, в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ не является максимальным и не влечет за собой избыточного использования административного принуждения.
Руководствуясь ст. ст. 4.1, 30.7-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя главного государственного инспектора в <адрес> по использованию и охране земель, начальника отдела государственного земельного надзора У. Р. по <адрес>ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по делу № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, в отношении Администрации городского округа Самара изменить, снизив Администрации городского округа Самара административное наказание в виде административного штрафа до 200 000 (двести тысяч) рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья (подпись) Е.А. Тимагин