Дело №
УИД 41RS0№-53
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
КАМЧАТСКОГО КРАЯ
683009 Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>
РЕШЕНИЕ
«18» марта 2020 года г. Петропавловск-Камчатский
Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лошаков Тарас Николаевич при секретаре Гончаренко А.А., рассмотрев жалобу законного представителя юридического лица Тарусова С.Б. на постановление государственного участкового инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов третьего отделения отдела режимно-контрольных мероприятий ПУ ФСБ России по восточному арктическому району от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по делу № об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Рыболовецкого колхоза имени В.И. Ленина,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного участкового инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов третьего отделения отдела режимно-контрольных мероприятий ПУ ФСБ России по восточному арктическому району (далее – должностное лицо) от ДД.ММ.ГГГГ Рыболовецкий колхоз имени В.И. Ленина (далее – РК им. В.И. Ленина, Колхоз) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 210 000 рублей.
Не согласившись с постановлением должностного лица, законный представитель РК им. В.И. Ленина Тарусов С.Б. обратился в суд с жалобой, в которой, ссылаясь на положения ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, просил его изменить в части назначенного административного наказания путем снижения размера административного штрафа менее минимального.
Законный представитель РК им. В.И. Ленина Тарусов С.Б. о времени и месте рассмотрения жалобы извещался надлежащим образом, в судебное заседание не явился, сведений о причинах неявки, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не поступило, в связи с чем на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях жалоба рассмотрена в отсутствие законного представителя юридического лица.
Защитник Губарева С.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№, жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям. Указала, что юридическое лицо признает свою вину и раскаивается в содеянном. Полагала, что назначенный юридическому лицу размер административного штрафа несоразмерен общественной опасности содеянного. Дополнительно представила копии заключенных РК им. В.И. Ленина договоров купли-продажи судов (судостроительных договоров) от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, пояснив, что в настоящее время Колхоз несет значительные расходы на расширение флота и развитие Камчатского края, а наложение на юридическое лицо значительного штрафа может повлиять на исполнение им свои обязательств по заключенным договорам, поскольку Колхоз имеет кредитные обязательства и ежемесячно производит значительные по размеру платежи. Капитан судна на момент нарушения состоял в должности менее года, в связи с чем имел небольшой опыт работы. С целью недопущения подобного с работниками предприятия была проведена разъяснительная работа, доведена информация о допущенном нарушении до капитанов других судов, усилен контроль за соблюдением требований законодательства об охране окружающей среды. Просила снизить размер назначенного наказания ниже низшего предела санкции ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Выслушав защитника Губареву С.В., проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, исследовав дополнительно представленные защитником в судебном заседании материалы, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена за самовольное либо с нарушением правил захоронение с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» захоронение отходов и других материалов - любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, а также любое преднамеренное уничтожение судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений. Захоронение грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море не считается захоронением отходов. Захоронением не считается удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений и не превышающих нормативов в области охраны окружающей среды, иных нормативов, требований, установленных законодательством Российской Федерации, кроме отходов или других материалов, транспортируемых судами, летательными аппаратами, установками и сооружениями, которые эксплуатируются в целях удаления таких материалов, или подвозимых к таким судам, летательным аппаратам, искусственным островам, установкам и сооружениям, а также кроме тех, что являются результатом обработки таких отходов или других материалов на таких судах, летательных аппаратах, искусственных островах, установках и сооружениях; помещение материалов для целей иных, чем их простое удаление, при условии, что это не противоречит целям настоящего Федерального закона и международным договорам Российской Федерации; сброс загрязняющих веществ или стоков, содержащих такие вещества, - любой сброс с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, какими бы причинами он ни вызывался, включая любые утечку, удаление, разлив, протечку, откачку, выделение или опорожнение. Сброс загрязняющих веществ не включает выброс загрязняющих веществ, происходящий непосредственно вследствие использования недр и переработки в море минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, а также сброс загрязняющих веществ для проведения правомерных морских научных исследований в целях борьбы с загрязнением или контроля над ним (часть 1).
Захоронение отходов и других материалов, за исключением захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, а также сброс загрязняющих веществ во внутренних морских водах и в территориальном море запрещается (часть 2).
В силу подп. 2 п. 2 ст. 12.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 191-ФЗ) лица, осуществляющие рыболовство в исключительной экономической зоне, обязаны не допускать нарушение среды обитания водных биоресурсов.
Статьей 30 Федерального закона № 191-ФЗ предусмотрено, что требования по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, действующие в пределах территориального моря и внутренних вод Российской Федерации, данным Федеральным законом распространяются на исключительную экономическую зону с учетом международных норм и стандартов и международных договоров Российской Федерации (пункт 1).
Перечень вредных веществ, сброс которых в исключительной экономической зоне с судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений запрещен, пределы допустимых концентраций вредных веществ, сброс которых разрешен только в процессе нормальной эксплуатации судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, и условия сброса вредных веществ устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом международных договоров Российской Федерации и публикуются в «Извещениях мореплавателям» (пункт 2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Перечень вредных веществ, сброс которых в исключительной экономической зоне Российской Федерации с судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений запрещен, согласно которому в данный Перечень включен мусор (в определении Приложения V к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года с изменениями, внесенными Протоколом 1978 года к ней (Конвенция МАРПОЛ 73/78)), в том числе изделия из бумаги, ветошь, стекло, металл, бутылки, черепки, сепарационные, обшивочные и упаковочные материалы, за исключением пищевых отходов, которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судов, свежей рыбы и ее остатков.
Согласно «Наставлениям по предотвращению загрязнения с судов флота рыбного хозяйства Российской Федерации» (введены в действие приказом Госкомрыболовства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№) бытовые отходы - все виды пищевых отходов и отходы, образующиеся в жилых помещениях на борту судна (п. 1.2.4). В исключительной экономической зоне Российской Федерации запрещается сброс мусора, в том числе изделий из бумаги, ветоши, стекла, металла, бутылок, черепков, сепарационных, обшивочных и упаковочных материалов. Пищевые отходы, которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судов, а также свежую рыбу и ее остатки допускается сбрасывать в этой зоне, но не ближе 12 миль от ближайшего берега (п. 13.1.8).
Как следует из истребованных материалов дела, основанием привлечения РК им. В.И. Ленина к административной ответственности послужили следующие обстоятельства, установленные в результате досмотра судна РС «Капитан Малякин», осуществлявшего промышленное рыболовство в части добычи (вылова) донно-пищевых видов рыб под руководством капитана судна ФИО1
Так, РК им. В.И. Ленина посредством рыболовного судна «Капитан Малякин» под управлением капитана судна ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ в 23 часа 20 минут в географических координатах 54°01.3" северной широты 155°30.4" восточной долготы Охотского моря, в исключительной экономической зоне Российской Федерации (Западно-Камчатская промысловая подзона, район 6105.2) допустило сброс бытовых отходов с борта судна PC «Капитан Малякин» в количестве 0,07 куб. м.
По итогам рассмотрения дела должностное лицо пришло к выводу о том, что РК им. В.И. Ленина нарушены требования ч. 1 Правила 3 Приложения V Конвенции МАРПОЛ 73/78, подп. 1 п. 2 ст. 12.4, ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне РФ», п. 2 Перечня вредных веществ, сброс которых в исключительной экономической зоне Российской Федерации с судов, других плавучих, средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений запрещен, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, п. 13.1.8 «Наставлений по предотвращению загрязнения с судов флота рыбного хозяйства», введенных приказом Госкомрыболовства России от ДД.ММ.ГГГГ№, в связи с чем Колхоз был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства и виновность Рыболовецкого колхоза имени В.И. Ленина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждаются исследованными при рассмотрении дела должностным лицом доказательствами, а именно: сведениями, зафиксированными в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, акте осмотра судна от ДД.ММ.ГГГГ, протоколе досмотра транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблице к нему, свидетельствах о праве собственности на судно, праве плавания под государственным флагом Российской Федерации, объяснениях капитана судна РС «Капитан Малякин» ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, журнале операций с мусором, а также другими материалами дела.
На основании оценки собранных по делу доказательств, произведенной в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, должностное лицо пришло к правильному выводу о виновности РК им. В.И. Ленина в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности РК им. В.И. Ленина в совершении административного правонарушения при рассмотрении дела должностным лицом, а также при рассмотрении судьей жалобы законного представителя юридического лица не установлено.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях образует, в том числе, самовольное либо с нарушением правил захоронение с судов отходов и других материалов в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
На основании изложенного совершенное РК им. В.И. Ленина административное правонарушение правильно квалифицировано по ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно ст. 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Совершение юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией судна, летательного аппарата и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение (ч. 1 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Законодатель, установив названные положения в Кодексе РФ об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 данной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса.
При рассмотрении жалобы защитником представлены и исследованы в судебном заседании заключенные РК им. В.И. Ленина договоры купли-продажи судов (судостроительные договоры) от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым Колхоз взял на себя обязательства по ним в качестве покупателя судов рыболовного флота со значительной ценой предметов данных договоров.
С учетом изложенного, учитывая конкретный характер и последствия совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, принимая во внимание объем сброшенных с борта судна бытовых отходов, который не является значительным, принципы справедливости и соразмерности наказания, недопущения избыточного использования административного принуждения, признавая наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, полагаю возможным постановление должностного лица изменить, снизив на основании ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1, п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях размер назначенного РК им. В.И. Ленина административного наказания в виде административного штрафа до 110 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление государственного участкового инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов третьего отделения отдела режимно-контрольных мероприятий ПУ ФСБ России по восточному арктическому району от ДД.ММ.ГГГГ по делу № об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Рыболовецкого колхоза имени В.И. Ленина изменить: снизить размер назначенного административного наказания в виде административного штрафа до 110 000 (сто десять тысяч) рублей.
В остальной части указанное постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения либо получения его копии.
Судья подпись Т.Н. Лошаков
Верно:
Судья Т.Н. Лошаков