УИД: 70RS0004-01-2023-004262-13 Дело № 12-232/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Томская область, ЗАТО Северск
г. Северск 04 декабря 2023 года
Судья Северского городского суда Томской области Елисеенко А.Г.,
с участием прокурора – старшего помощника прокурора ЗАТО г. Северск ФИО1,
должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ФИО2,
защитника должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – директора МБОУ «Северский лицей», в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО2 на постановление по делу об административном правонарушении № 070/04/7.29-645/2023 от 09 августа 2023 года, вынесенное должностным лицом - врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области С.,
У С Т А Н О В И Л:
По постановлению по делу об административном правонарушении № 070/04/7.29-645/2023 от 09 августа 2023 года, вынесенному должностным лицом - врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области С., должностное лицо – директор Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Северский лицей» ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей в соответствии с ч. 2.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
В судебном заседании установлено, что 27.12.2022, 01.02.2023, 01.03.2023 по адресу: <...> учреждением МБОУ «Северский лицей» в лице директора ФИО2 на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ заключено 3 договора с ООО «Общественное питание»: договор № ** от 27.12.2022 на оказание услуг по организации питания учащихся, цена договора 395 352, 85 руб., сроки оказания услуг с 09.01.2023 по 31.01.2023; договор № ** от 01.02.2023 на оказание услуг по организации питания учащихся, цена договора 413 211, 60 руб., сроки оказания услуг с 01.02.2023 по 28.02.2023; договор № ** от 01.03.2023 на оказание услуг по организации питания учащихся, цена договора 163 218, 65 руб., сроки оказания услуг с 01.03.2023 по 10.03.2023. Объектами трех закупок являлись одноименные услуги. Фактически 3 указанных договора на оказание услуг по организации питания учащихся, образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную тремя самостоятельными договорами для формального соблюдения ограничения, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, с целью ухода от процедур, предусмотренных Законом № 44-ФЗ. С учетом того, что имели место тождественность предмета контрактов, факт заключения трех контрактов с одним и тем же исполнителем (ООО «Общественное питание») ежемесячно (27.12.2022, 01.02.2023, 01.03.2023), единую цель контрактов: оказание услуг по организации питания учащихся, в данном случае суммы договоров искусственно разбиты на 3 договора на сумму, не превышающую 600 000 руб. каждый в целях обеспечения формальной возможности непроведения конкурентных процедур и заключения контрактов с единственным поставщиком, заключение договоров с единственным поставщиком без проведения торгов произведено в нарушение закона.
Должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО2 подала жалобу на указанное постановление, в которой выражает несогласие с ним и просит его отменить.
В обоснование доводов жалобы, приводя нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ч.7 ст. 16 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, ссылаясь на практику ФАС России, судебную практику, указала следующее.
При рассмотрении дела должностное лицо Управления при принятии решения не приняло во внимание и не дало оценки письменным пояснениям о том, что организация питания обучающихся в образовательном учреждении является социально важной услугой, пренебречь которой не имеют права.
Заключение прямых договоров, на январь № ** от 27.12.2022г., на февраль № ** от 01.02.2023, с 01.03.2023 по 06.03.2023 № ** от 01.03.2023г. на организацию питания обучающихся были вызваны крайней необходимостью, а не искусственно разбиты по следующим основаниям:
Стоимость питания на одного обучающегося в день в муниципальных бюджетных учреждений устанавливается приказом Управления образования Администрации ЗАТО Северск в соответствии с Законом Томской области от 28.12.2010 № 336-03 «О предоставлении межбюджетных трансфертов», законом Томской области от 09.12.2013 № 214-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», постановлением Администрации Томской области от 12.02.2014 г. № 37а «Об утверждении нормативов по обеспечению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в муниципальных (частных) образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем и обеспечению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающих в муниципальных (частных) образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам бесплатным двухразовым питанием», распоряжением Администрации ЗАТО Северск от 11.09.2020г. **-р «Об организации бесплатного питания обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций ЗАТО Северск».
Приказ Управления образования Администрации ЗАТО Северск от 23.12.2022 № 650 «Об обеспечении бесплатным питанием отдельных категорий обучающихся муниципальных образовательных учреждений, в отношении которых Управление образования Администрации ЗАТО Северск осуществляет функции и полномочия учредителя, на 2023 год» со сроком действия начиная с 09.01.2023г. был направлен 23.12.2022г. Кроме того, тарифы на питание проходят общественное обсуждение в Единой информационной системе в сфере закупок в течение 7 календарных дней, таким образом выйти на аукцион с целью заключения контракта на организацию питания до издания приказа не представлялось возможным, так как цены обосновываются нормативным методом (приказ Управления образования Администрации ЗАТО Северск от 10.01.2023 № 10). Вместе с тем, период проведения конкурсной процедуры составляет не менее месяца, а обучающиеся должны были получать питание с 09.01.2023 в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ. В связи с этим было принято решение о заключении свободного договора с ООО «Общественное питание» на январь 2023 г. Договор был заключен 27.12.2022 №**, согласно доведенной стоимости.
16.01.2023 Управлением образования Администрации ЗАТО Северск был утвержден План финансово хозяйственной деятельности на 2023 год (ПФХД) для МБОУ «Северский лицей». До даты его утверждения не имели права размещать план-график на 2023 год для осуществления закупок, руководствуясь ч.7 ст. 16 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, п. 12 пп. «б» Положения о порядке формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, об особенностях включения информации в такие планы-графики и о требованиях к форме планов-графиков закупок Утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2019 года № 1279.
31.01.2023 было подписано соглашение № ** в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» о предоставлении из бюджета ЗАТО Северск субсидии на иные цели, без которого так же не могли объявить закупку, через проведение аукциона. В связи с этим, были вынуждены заключить свободный (прямой) договор на февраль 2023 года, чтобы также не нарушить закон и не оставить учащихся без горячего питания.
Соблюдя все нормы конкурентных процедур, 06.03.2023 г. заключили контракт на оказание услуг по питанию учащихся с ООО «Общественное питание» до окончания учебного года (по 25.05.2023).
Таким образом, при заключении договоров на организацию питания обучающихся МБОУ «Северский лицей» с единственным поставщиком в ее действиях не было умысла на искусственное дробление сделки. Заключение указанных договоров было вызвано чрезвычайными, объективными обстоятельствами, так как услуга по организации питания является социально важной.
Должностное лицо Управления в постановлении не мотивировало свой вывод о том, что «Рассматриваемое административное правонарушение представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям. С учетом этого и конкретных обстоятельств дела данное правонарушение не может быть признано малозначительным, не указало, какие и чьи именно охраняемые законом интересы были нарушены, в чем именно выражается существенная угроза и каким именно охраняемым общественным отношениям, а также для кого именно наступили неблагоприятные последствия и в чем они заключаются.
Кроме того, должностное лицо Управления при принятии решения не приняло во внимание и не дало оценку следующим обстоятельствам: административное правонарушение совершено впервые, отсутствуют причинение вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, отсутствуют угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб.
Правильно установив фактические обстоятельства дела и прямо указав в постановлении на совершение административного правонарушения по неосторожности, отсутствие отягчающих обстоятельств, установив исключительные обстоятельства, связанные с характером административного правонарушения и его последствиями, а именно длительным периодом подготовки к проведению электронного аукциона и проведением с 14.02.2023 электронного аукциона на оказание услуг по организации питания обучающихся, должностное лицо управления в недостаточной мере оценило эти обстоятельства, сделав вывод об отсутствии оснований для применения к ФИО2 положений ст.2.9 КоАП РФ.
Как указывает, совершенное административное правонарушение не причинило вреда и не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, что дает основания для освобождения от административной ответственности и объявления устного замечания.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, будучи надлежаще извещенным о месте и времени рассмотрения жалобы, о чем имеются данные, в судебное заседание не явилось, ходатайство об отложении рассмотрения жалобы от него не поступило, в связи с чем судья в соответствии с положениями ч. 2 ст. 25.1, п. 4 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях счел возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
В судебном заседании должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - ФИО2 и ее защитник Е. жалобу поддержали по изложенным в ней доводам.
Свидетель ФИО3 пояснила, что работает в МБОУ «Северский лицей» в должности заместителя директора по административно-хозяйственной работе. В ее должностные обязанности входит подготовка документов для участия в аукционе в соответствии с ФЗ от 05.04.2023 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в том числе и обеспечение питанием учащихся. Учебный год начинается 01 сентября текущего года и заканчивается 31 мая следующего года, а финансовый год заканчивается 31 декабря текущего года, что создает сложности по распределению и расходованию выделенных учреждению денежных средств. Участие в аукционе принимает участие только один участник – ООО «Общественное питание». В 2023 году ею были подготовлены проекты трех договоров на организацию питания обучающихся на период с 09.01.2023 года по 06.03.2023 года с единственным исполнителем ООО «Общественное питание». МБОУ «Северский лицей» не могло ранее в 2022 году подготовить документы для участия в аукционе, так как отсутствовали как финансирование, в связи с окончанием финансового года, так и сведения о стоимости на период январь-май 2023 года, которые стали известны только 27.12.2022 года. План финансово – хозяйственной деятельности учреждения был утвержден 16.01.2023 года; 31.01.2023 года было подписано соглашение о предоставлении субсидии из бюджета ЗАТО Северск на иные цели – выделено финансирование на оплату услуг по организации питания в 2023 году; 03.02.2023 года закупка на оказание услуг по организации питания обучающихся была внесена в план-график учреждения на 2023 год; 06.02.2023 года учреждением подготовлен пакет документов для проведения электронного аукциона и направлен на согласование учредителю и в уполномоченный орган для осуществления конкурентной закупки; 10.02.2023 года заявка учреждения поступила в Администрацию ЗАТО Северск; 14.02.2023 года электронный аукцион на оказание услуг по организации питания обучающихся был размещен в единой информационной системе; 22.02.2023 года были подведены итоги закупки; 06.03.2023 года учреждением был заключен контракт, поскольку надо было кормить детей. Договоры заключались на период, необходимый для организации и проведения конкурентной закупки на оказание услуг по организации питания обучающихся в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ и направлены на выполнение социально важной обязанности учреждения по обеспечению питанием обучающихся согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации». Никакого умысла на искусственное дробление сделки не было. Заключение указанных договоров было вызвано чрезвычайными, объективными обстоятельствами, так как услуга по организации питания детей является социально важной. Сама, как контрактный управляющий, не имеет права заключать и подписывать договора. С декабря 2022 года по март 2023 года не направлялись письма из МБОУ «Северский лицей» в Управление образования Администрации ЗАТО Северск о том, что МБОУ «Северский лицей» не имеет возможности провести конкурс и организовать питание. С началом нового учебного года, с 01.09.2023 года, во избежание повторной ситуации начала 2023 года, в июне 2023 года в Управление образования Администрации ЗАТО Северск был направлен пакет документов на согласование на проведение очередного аукциона на период с 01.09.2023 года по 29.12.2023 года; 03.07.2023 года направили на согласование очередной пакет документов на проведение аукциона на период 01.09.2023 года по 30.11.2023 года; 19.09.2023 года, 17.10.2023 года также направили пакет документов на согласование на проведение очередного аукциона на период с 01.12.2023 года по 29.12.2023 года.
Защитой представлен ряд документов, свидетельствующих о переписке с Администрацией г. Северска в этом и прошлом году по рассматриваемым вопросам:
- письмо № 72 директора МБОУ «Северский лицей» ФИО2 в Управление образования Администрации ЗАТО Северск от 22.06.2023 года;
- ответ из Управления образования Администрации ЗАТО Северск директору МБОУ «Северский лицей» ФИО2 от 27.06.2023 года;
- приказ № 374 от 28.06.2023 года Управления образования Администрации ЗАТО Северск «О внесении изменений в приказ Управления образования Администрации ЗАТО Северск от 23.12.2023 № 650»;
- письмо № 76 директора МБОУ «Северский лицей» ФИО2 в Управление образования Администрации ЗАТО Северск от 03.07.2023 года;
- ответ из Управления образования Администрации ЗАТО Северск директору МБОУ «Северский лицей» ФИО2 от 21.09.2023 года;
- письмо № 108 директора МБОУ «Северский лицей» ФИО2 в Управление образования Администрации ЗАТО Северск от 17.10.2023 года;
- письмо из Управления образования Администрации ЗАТО Северск о стоимости питания с 01.01.2024 года;
- протокол проведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.02.2023 года;
- приказ № 650 от 23.12.2022 года Управления образования Администрации ЗАТО Северск «Об обеспечении бесплатным питанием отдельных категорий обучающихся муниципальных образовательных учреждений»;
- письмо из Управления образования Администрации ЗАТО Северск о новых мерах социальной поддержки от 02.11.2022 года;
- письмо из Управления образования Администрации ЗАТО Северск о стоимости питания обучающихся от 30.08.2022 года.
Заслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и его защитника, свидетеля, заключение прокурора, возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив дело в полном объеме в соответствии с положениями ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изучив доводы жалобы, судья пришел к следующим выводам.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.
Согласно обжалуемому постановлению установлено, что 27.12.2022, 01.02.2023, 01.03.2023 по адресу: <...> учреждением МБОУ «Северский лицей» в лице директора ФИО2 на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ заключено 3 договора с ООО «Общественное питание»: договор № ** от 27.12.2022 на оказание услуг по организации питания учащихся, цена договора 395 352, 85 руб., сроки оказания услуг с 09.01.2023 по 31.01.2023; договор № ** от 01.02.2023 на оказание услуг по организации питания учащихся, цена договора 413 211, 60 руб., сроки оказания услуг с 01.02.2023 по 28.02.2023; договор № ** от 01.03.2023 на оказание услуг по организации питания учащихся, цена договора 163 218, 65 руб., сроки оказания услуг с 01.03.2023 по 10.03.2023.Объектами трех закупок являлись одноименные услуги.
Фактически 3 указанных договора на оказание услуг по организации питания учащихся, образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную тремя самостоятельными договорами для формального соблюдения ограничения, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, с целью ухода от процедур, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, с учетом того, что имели место тождественность предмета контрактов, факт заключения трех контрактов с одним и тем же исполнителем (ООО «Общественное питание») ежемесячно (27.12.2022, 01.02.2023, 01.03.2023), единую цель контрактов: оказание услуг по организации питания учащихся, в данном случае суммы договоров искусственно разбиты на 3 договора на сумму, не превышающую 600 000 руб. каждый в целях обеспечения формальной возможности непроведения конкурентных процедур и заключения контрактов с единственным поставщиком, обоснованно пришло к выводу о том, что заключение договоров с единственным поставщиком без проведения торгов произведено в нарушение закона:
ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 44-ФЗ, в соответствии с которой запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Как на доказательства виновности должностное лицо в постановлении сослался на имеющиеся в материалах дела:
соглашение о представлении из бюджета Городского округа ЗАТО Северск субсидии на организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в МБОУ «Северский лицей» в 2022-2024 годах от 04.02.2022 **;
соглашение о представлении из бюджета Городского округа ЗАТО Северск субсидии на организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в МБОУ «Северский лицей» в 2022- 2024 годах от 08.02.2022 **;
соглашение о предоставлении из бюджета ЗАТО Северск субсидии в целях обеспечения бесплатным питанием обучающихся, получающих начальное общее образование в МБОУ «Северский лицей» в 2023-2025 годах от 31.01.2023 **;
дополнительное соглашение к соглашению о предоставлении из бюджета ЗАТО Северск субсидии от 04.02.2022 ** от 16.01.2023 **;
соглашение о предоставлении из бюджета ЗАТО Северск субсидии в целях обеспечения бесплатным питанием обучающихся льготной категории в общеобразовательных учреждениях в 2023/2024-2025 годах от 30.12.2022;
уведомление о бюджетных назначениях № 907 от 22.12.2022;
уведомление о бюджетных назначениях №907/1 от 11.01.2023.
Дело рассмотрено должностным лицом при участии должностного лица ФИО2, ее защитника Алиферовой А.В. и прокурора.
Как следует из имеющихся в материалах дела объяснений должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО2 виновной себя не признала, пояснив, что организация питания обучающихся в общеобразовательном учреждении является социально важной услугой, пренебречь которой не имела права. Заключенные прямые договора в начале 2023 года на январь № ** от 27.12.2022г., на февраль № ** от 01.02.2023, с 01.03.2023 по 06.03.2023 № ** от 01.03.2023г. на организацию питания обучающихся были вызваны крайней необходимостью, а не искусственно. 06.02.2023, после согласования соглашения в «Электронном бюджете», был сформирован пакет документов и отправлен на согласование и размещение закупки в уполномоченный орган - мэру ЗАТО Северск. Соблюдая все нормы конкурентных процедур, 31.01.2023 было подписано соглашение о предоставлении субсидии из бюджета ЗАТО Северск на иные цели - выделено финансирование на оплату услуг по организации питания в 2023 год, 03.02.2023 закупка на оказание услуг по организации питания обучающихся была внесена в план-график учреждения на 2023 год, 06.02.2023 учреждением подготовлен пакет документов для проведения электронного аукциона и направлен на согласование учредителю и в уполномоченный орган для осуществления конкурентной закупки, 10.02.2023 заявка учреждения поступила в Администрацию ЗАТО Северск – уполномоченный орган по осуществлению закупок, 14.02.2023 электронный аукцион на оказание услуг по организации питания обучающихся был размещен в единой информационной системе, 22.02.2023 были подведены итоги закупки, 06.03.2023 заключили контракт на оказание услуг по питанию учащихся с ООО «Общественное питание» до окончания учебного года по 25.05.2023. Считает что при заключении договоров на организацию питания обучающихся МБОУ «Северский лицей» с единственным поставщиком в ее действиях не было умысла на искусственное дробление сделки. Заключение указанных договоров было вызвано чрезвычайными, объективными обстоятельствами, поскольку услуга по организации питания является социально важной.
Считает, что ей, как руководителем учреждения, были предприняты все меры по соблюдению требований Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ, умысел на искусственное дробление сделки отсутствует.
Между тем оснований ставить под сомнение факты, установленные должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении, относительно события административного правонарушения, как и факт того, что ФИО2 привлечена к административной ответственности именно как должностное лицо, имеющее соответствующие полномочия, у судьи не имеется.
В силу положений ст. 107 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 22 июня 2023 года заместителем прокурора ЗАТО г. Северск возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Северский лицей» ФИО2 за нарушение требований Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ.
По результатам проверки прокурор пришел к выводу о том, что фактически между заказчиком Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Северский лицей» и поставщиком ООО «Общественное питание» имела место единая сделка на оказание услуг по организации питания учащихся на указанные выше суммы, что подтверждается, в том числе договорами №№ **, ** и ** от 27.12.2022, 01.02.2023, 01.03.2023.
Фактические обстоятельства дела, вопреки доводам жалобы, подтверждены собранными и приведенными выше доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу положений ст. ст. 1, 6, 8 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ данный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Как установлено судьей на основании имеющихся в материалах дела доказательств, вышеуказанная единая сделка была искусственно раздроблена и оформлена тремя самостоятельными договорами с тождественными предметом и целью и именно для формального соблюдения Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Северский лицей» ограничений, предусмотренных положениями Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ, в том числе и п. 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ, и в целях осуществления закупки с единственным поставщиком.
Данное обстоятельство без соблюдения процедур конкуренции, установленных Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ, безусловно, способствовало созданию преимущественного положения единственного поставщика, исключив реализацию права на заключение муниципального контракта другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Северский лицей», заключив указанные муниципальные контракты, уклонилось от проведения конкурентных процедур определения исполнителя, что привело к нарушению требований Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ.
В силу положений ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении все собранные по делу доказательства должностное лицо оценивает по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Факт нарушения должностным лицом ФИО2 законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в полной мере подтверждается собранными по делу и исследованными должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановление, доказательствами, при установленной возможности у ФИО2 соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок и непринятии ей мер по соблюдению требований законодательства.
Вопреки доводам жалобы определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона, однако ФИО2, являясь должностным лицом, приняла решение о способе закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при отсутствии к тому законных оснований, а потому ссылка на неэффективность проведения торгов как способа заказа, на сумму каждого из муниципальных контрактов, на необходимость ускоренной поставки товара, соблюдения им сроков выполнения работ в целях повышения уровня благоустройства городской среды и создания комфортных условий для проживания на территории ЗАТО Северск, на отсутствие при этом признаков недобросовестности или иного злоупотребления правом, умысла на извлечение незаконной выгоды при осуществлении деятельности и нарушения публичных интересов, прав и законных интересов иных лиц, то есть на правомерность своих действий, необоснованна и несостоятельна.
При этом указанные в жалобе обстоятельства никоим образом не свидетельствуют об отсутствии в действиях ФИО2 административного правонарушения и на квалификацию ее действий не влияют.
Состав рассматриваемого административного правонарушения является формальным и не предусматривает наступления каких-либо негативных, материальных последствий, а состоит в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Вывод о наличии в действиях руководителя Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Северский лицей» ФИО2 признаков состава данного административного правонарушении соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Доводы жалобы должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судья также счел несостоятельными и отверг, как надуманные, вызванные лишь желанием избежать административной ответственности и административного наказания за содеянное.
Ссылка на крайнюю необходимость судом не принимается, поскольку указанные действия таковой не являются. Подтверждением этому являются действия, предпринимаемые в настоящее время для заблаговременного согласования всех необходимых обстоятельств и расценок с администрацией ЗАТО г. Северск, о чем защита представила документы в судебное заседание. Как пояснила ФИО2 в судебном заседании, как и ранее, так и сейчас нормативная база остается прежней, таким образом лишь изменение отношения к ней позволило изменить и ситуацию.
Действия руководителя Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Северский лицей» ФИО2, являющейся в силу примечания к ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом, квалифицированы по ч. 2 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судьей, вопреки доводам об отсутствии в действиях должностного лица ФИО2 состава административного правонарушения, установлен факт совершения ФИО2 административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку она приняла решение о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), тогда как определение исполнителя в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона, то есть по результатам рассмотрения жалобы судьей установлены обстоятельства, изложенные в обжалуемом постановлении.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей назначено ФИО2 в соответствии с требованиями ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с применением положений ч. 2.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом требований ч. 2.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и обоснованно не усмотрено обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, в соответствии со ст. ст. 4.2. 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, как и правовых оснований для освобождения должностного лица от административной ответственности, судья не усматривает.
Обстоятельства, при наличии которых ФИО2 может быть освобождена от административной ответственности по малозначительности административного правонарушения на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера административного правонарушения, степени его потенциальной общественной опасности, в данном случае отсутствуют.
Нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление по делу об административном правонарушении № 070/04/7.29-645/2023 от 09 августа 2023 года, вынесенное должностным лицом - врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области С., о признании должностного лица – директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Северский лицей» ФИО2 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере двадцати пяти тысяч рублей оставить без изменения, а жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья А.Г. Елисеенко