ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Дело № 12-233
Судья Смирнова Ю.А. поступило 25 сентября 2019 г.
РЕШЕНИЕ
14 октября 2019 года г. Улан-Удэ
Судья Верховного Суда Республики Бурятия Раднаева Т.Н., при секретаре Мархаевой С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление Советского районного суда города Улан-Удэ от 19 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.3 КоАП РФ в отношении ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 19 августа 2019г. ФИО1, замещающий должность первого заместителя Министра строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия – председателя Комитета по финансово-экономической и жилищной политике, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа размером 10000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ФИО1 принес на него жалобу, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на следующиеобстоятельства. Основанием для вывода о его виновностипослужилото, что администрация МО «Северо-Байкальский район» не имела права получать соответствующуюСубсидию, поскольку она не соответствовалаусловиям, установленным постановлением Правительства РБ № 669 от 27 ноября 2018г. Вместе с тем, администрация района соответствовала данным условиям, так как имела все необходимые муниципальные правовые акты, как того требовало приведенное постановление Правительства РБ.
В судебное заседание ФИО1, будучи надлежаще извещенным не явился, его представитель по доверенности ФИО2 довода жалобы поддержала и дала аналогичные ей пояснения.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении – старший инспектор Счетной палаты РБ ФИО3 и представитель Счетной палаты РБ по доверенности ФИО4 возражали против отмены оспариваемого постановления районного суда.
Проверив материалы административного дела, изучив доводы жалобы, выслушав пояснения явившихся лиц, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.1 приведенного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: событие административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ст. 28.2 Кодекса описание события административного правонарушения подлежит указанию в протоколе об административном правонарушении.
Частью 1 статьи 15.15.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 139 Бюджетного кодекса РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Согласно ч. 3 этой же статьи (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения и возбуждения дела об административном правонарушении) цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства Республики Бурятия № 669 от 27 ноября 2018г. утвержден Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на реализацию мероприятий по обеспечению надежной и устойчивой организации теплоснабжения на территории муниципальных районов, городских округов (далее-Порядок предоставления субсидий).
В соответствии с приведенным Порядком предоставления субсидий (в редакции, действовавшей до 7 декабря 2018г.) Субсидии предоставляются Муниципальным образованиям на финансирование мероприятий по обеспечению надежной и устойчивой организации теплоснабжения.
К мероприятиям по обеспечению надежной и устойчивой организации теплоснабжения на территории муниципального образования относятся: - создание муниципального нормативного запаса топлива (угля); -компенсация ресурсоснабжающим организациям разницы между полезным отпуском тепловой энергии, учтенным в тарифах на тепловую энергию, и фактическим полезным отпуском тепловой энергии; - компенсация ресурсоснабжающим организациям разницы между расходом топлива (угля), электрической энергии, учтенным в тарифе на тепловую энергию, и фактическим расходом топлива (угля) и электрической энергии; - мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в том числе на оплату за топливно-энергетические ресурсы (погашение задолженности, предстоящие поставки) (п.3).
Условиями предоставления Субсидий местным бюджетам являются доля софинансирования Субсидии из местного бюджета Муниципального образования в размере, указанном в пункте 6 настоящего Порядка, наличие правового акта муниципального образования, устанавливающего порядок предоставления субсидии из местного бюджета организациям, осуществляющим эксплуатацию муниципальных котельных на цели, указанные в пункте 3 настоящего Порядка (п.4).
Для получения Субсидии в текущем финансовом году муниципальные образования представляют не позднее 5 декабря текущего финансового года главному распорядителю бюджетных средств заявку на получение Субсидии с приложением установленных документов (п.7).
Главный распорядитель бюджетных средств рассматривает и проводит анализ представленных документов: на предмет полноты представления документов и на предмет соответствия Муниципального образования критериям и условиям предоставления субсидии, установленным пунктами 2 и 4 настоящего Порядка. По результатам рассмотрения документов в течение 5 рабочих дней со дня окончания срока их представления осуществляется распределение средств Субсидии между Муниципальными образованиями в соответствии с заявками с учетом пункта 10 настоящего Порядка (п.п. 9,11).
Основаниями для отказа в предоставлении Субсидии являются: - несоответствие Муниципального образования критерию отбора и условиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящего Порядка; -неполное представление необходимого пакета документов; - отсутствие в текущем году средств в республиканском бюджете на цели предоставления Субсидий по настоящему Порядку (п.10).
Предоставление Субсидии осуществляется на основании заключенных соглашений между администрациями муниципальных образований и главным распорядителем бюджетных средств (п.13).
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в соответствии с приведенным Порядком предоставления субсидий, 27 ноября 2018г. администрация МО «Северо-Байкальский район» предоставила в Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия заявку на получение Субсидии в текущем финансовом году с приложением документов в виде пояснительной записки, содержащей информацию о соответствии критериям отбора; обоснования заявки с расчетами, подтверждающими объем субсидии; справки о датах начала и завершения отопительного сезона; выписки из сводной бюджетной росписи местного бюджета, подтверждающей наличие в местном бюджете бюджетных ассигнований на софинансирование субсидии в текущем финансовом году.
В качестве правового акта муниципального образования, устанавливающего порядок предоставления субсидии из местного бюджета организациям, осуществляющим эксплуатацию муниципальных котельных, в соответствии с приведенным выше пунктом 4 Порядка предоставления субсидий было предоставлено постановление администрации МО «Северо-Байкальский район» № 260 от 23 октября 2017г. «Об утверждении порядка определения объема и условий предоставления субсидий из средств местного бюджета МО «Северо-Байкальский район» бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным муниципальному образованию «Северо-Байкальский район» на иные цели».
7 декабря 2018г. между Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия и муниципальным образованием «Северо-Байкальский район», в соответствии с пунктом 13 Порядка предоставления субсидий, заключено соглашение о предоставлении Субсидии.
Из протокола об административном правонарушении следует, что
объективная сторона административного правонарушения, совершенного ФИО1 выразилась в предоставлении Субсидии в отсутствие необходимого условия, предусмотренного пунктом 4 Порядка предоставления субсидий – в отсутствие у МО «Северо-Байкальский район» муниципальных правовых актов, устанавливающих порядок расходования средств субсидии на цели, указанные в пункте 3 Порядка и в заявке на получение субсидии, представленной главному распорядителю бюджетных средств в соответствии с пунктом 7 этого же Порядка.
Вместе с тем, указанная редакция пункта 4 Порядка предоставления субсидии, предусматривающая в качестве условия ее предоставления наличие муниципальных правовых актов, устанавливающих порядок расходования средств субсидии на цели, указанные в пункте 3 Порядка и в заявке на получение субсидии, представленной главному распорядителю бюджетных средств в соответствии с пунктом 7 этого же Порядка, вступила в силу 7 декабря 2018г. с принятием постановления Правительства РБ № 697 от 7 декабря 2018г.
Соответственно, оснований для применения пункта 4 Порядка предоставления субсидий в редакции от 7 декабря 2018г. к отношениям, возникшим до вступления ее в законную силу, не имелось.
Поскольку заявка на предоставление Субсидии и иные документы со стороны администрации МО «Северо-Байкальский район» были представлены в Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия до 7 декабря 2018г. и как следствие соответствующий анализ документов на предмет соответствия муниципального образования установленным критериям и условиям предоставления Субсидии Министерство проводило также до 7 декабря 2018г., оснований для отказа в предоставлении субсидии по мотиву отсутствия у муниципального образования перечисленных выше правовых актов, у главного распорядителя бюджетных средств не имелось. Не имелось таких оснований и по состоянию на 7 декабря 2018г., поскольку постановление Правительства РБ № 697 от 7 декабря 2018г. не содержало положений о том, что оно распространяется на отношения, возникшие до введения его в силу.
С учетом положений статьи 1.7 КоАП РФ о том, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения, оснований для вменения в вину ФИО1 нарушения пункта 4 Порядка предоставления субсидий, в редакции от 7 декабря 2018г., у должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, не имелось.
Перечисленные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях ФИО1 вины в нарушении условий предоставления межбюджетного трансферта, предусмотренных пунктом 4 Порядка предоставления субсидий, в редакции от 7 декабря 2018г., что в соответствии с пунктом 3 части 1 ст. 30.7 КоАП РФ является основанием для отмены постановления районного суда и прекращения производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения.
Оснований для проверки соответствия МО «Северо-Байкальский район» критериям и условиям Порядка предоставления субсидий, в том числе изложенных в пункте 4, в редакции от 27 ноября 2018г. в рамках настоящего дела нет, поскольку они в протоколе об административном правонарушении, при описании события административного правонарушения и объективной стороны административного проступка, не приводились.
В отсутствие указания на перечисленные обстоятельства в протоколе об административном правонарушении, у суда отсутствуют правовые основания для их проверки.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КРФ об АП, судья
РЕШИЛ:
постановление Советского районного суда города Улан-Удэ от 19 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.3 КоАП РФ в отношении ФИО1 отменить, производство по делу в отношении ФИО1 прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Верховного Суда
Республики Бурятия Т.Н. Раднаева