ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-233/16 от 10.03.2016 Советского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Материал Копия

Р Е Ш Е Н И Е

Г. ФИО1 10 марта 2016 года

Судья Советского районного суда г. ФИО1 – Щурова О.И.,

С участием заявителя Зобкова М.К.,

Его представителя ФИО7,

Представителя МУ МВД России «Красноярское» ФИО8,

при секретаре Иванчук Т.А.,

рассмотрев жалобу на постановление заместителя начальника ОГИБДД МУ МВД России «<данные изъяты>ФИО5 от 02.12.2015г. в отношении

ЗОБКОВА МИХАИЛА КОНСТАНТИНОВИЧА, дат место рож место жит семей полож образовнаие свед об админ праовнар обезличино

Которым он признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.11.23 ч.1 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 5000 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника ОГИБДД МУ МВД России «<данные изъяты>ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ. гр. Зобков признан виновным в том, что ДД.ММ.ГГГГг. в 07 час 15 минут на <адрес>, являясь должностным лицом – диспетчером Центрального банка РФ, осуществил выпуск на линию транспортного средства FORD ECONOLINE государственный номер (автобус), под управлением водителя ФИО6, по путевому листу от 09.11.2015г. , без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее – тахограф), в нарушение приложения , приказа Минтранса РФ от 13.02.2013г. «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемы тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографоф, установленных на транспортные средства», и абзаца 9 ст.20 Федерального закона от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения», своими действиями Зобков совершил административное правонарушение, предусмотренное ст.11.23 ч.1 КоАП РФ, подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 5000 рублей.

Не согласившись с предъявленным обвинением и назначенным наказанием, Зобков обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление заместителя начальника ОГИБДД МУ МВД России «<данные изъяты>» ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ. отменить, производство по делу прекратить, мотивируя следующим:

Указанное постановление является незаконным и необоснованным, по следующим основаниям. Требование административного органа об оснащении транспортного средства Банка России тахографом противоречит действующему законодательству, что свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ. Основанием для привлечения Зобков , работающего диспетчером сектора транспортного обеспечения отдела транспортного, хозяйственно-эксплутационного обслуживания и материально-технического снабжения ФИО1 по <адрес> Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации, являющегося территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации, к административной ответственности по части 1 статьи 11.23 КоАП РФ послужило установление ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом ФИО1 технического надзора ОГИБДД МУ МВД России «Красноярское» при проведении плановой выездной проверки в отношении Центрального банка Российской Федерации неисполнения требований абзаца 9 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ) и приложения приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» (далее - приказ Минтранса РФ ) в части выпуска ДД.ММ.ГГГГ в 07 часов 15 минут по адресу: г. ФИО1, <адрес>, должностным лицом Банка России на линию транспортного средства марки FORD ECONOLINE, государственный регистрационный знак предназначенного для перевозки пассажиров, без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некоорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее - тахограф). Вменяемое нарушение Зобков не допущено, поскольку у Банка России отсутствует обязанность по оснащению тахографом транспортного средства марки FORD ECONOLINE, государственный регистрационный знак предназначенного для перевозки пассажиров (далее - транспортное средство). Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «О техническом регулировании» если международным договором Российской Федерации в сфере технического регулирования установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора, а в случаях, если из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта, применяются правила международного договора и принятое на его основе законодательство Российской Федерации. В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» с ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (далее - Технический регламент). Пунктом 14 Технического регламента предусмотрено, что конструкция выпускаемых в обращение транспортных средств категорий М2и М3, осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров, категории N2 и N3, осуществляющих коммерческие перевозки грузов, должна предусматривать возможность оснащения (штатные места установки, крепления, энергопитания) техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (тахографами). При этом, Технический регламент не раскрывает понятие «коммерческие перевозки пассажиров». Из анализа пункта 13 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», статей 786, 789 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), подпункта 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)» следует, что перевозка, осуществляемая для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, не подпадает под установленное гражданским законодательством понятие «договор перевозки пассажира». Правом на осуществление предпринимательской деятельности в сфере пассажирских перевозок обладают лишь те субъекты предпринимательской деятельности, которым оно предоставлено на основании закона или иных правовых актов, разрешения (лицензии). То есть, понятие «коммерческие перевозки» охватывает такую деятельность юридического лица, которая подпадает под установленные гражданским законодательством правила осуществления предпринимательской деятельности в сфере пассажирских перевозок на основании договора перевозки пассажира. Таким образом, обязательному оснащению тахографами подлежат только те транспортные средства (автобусы) категории М2 и М3, которые используются для коммерческих пассажирских перевозок на основании договора перевозки пассажира. Транспортное средство марки FORD ECONOLINE, государственный регистрационный знак , предназначенное для перевозки пассажиров, принадлежит на праве собственности Банку России и в соответствии с приложением приказа Минтранса РФ относится к категории М2. Однако, Банк России согласно статье 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «О Центральным банке Российской Федерации (Банке России)» не является коммерческой организацией, поскольку получение прибыли не является целью его деятельности. Осуществляя перевозку транспортным средством собственных сотрудников, Банк России использует транспортное средство для обеспечения собственных нужд и, соответственно, коммерческими пассажирскими перевозками не занимается, какой-либо лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом Банк России не имеет. В этой связи, изложенное в постановлении требование административного органа об обязательном установлении тахографа на транспортное средство Банка России, который не занимается коммерческими перевозками пассажиров, со ссылкой на законодательство Российской Федерации (абзац 9 статьи 20 Закона № 196-ФЗ, статью 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и приложение приказа Минтранса РФ ) является незаконным, поскольку не учитывает того, что в данном случае подлежат применению правила Технического регламента, устанавливающего требования об установлении тахографов на транспортные средства (автобусы) категории М2 и М3, которые используются только для коммерческих пассажирских перевозок, как международного договора, имеющего большую юридическую силу по отношению к иным правилам, которые установлены законодательством Российской Федерации. Следовательно, у Банка России отсутствует обязанность по оснащению транспортного средства тахографом. Зобков привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 11.23 КоАП РФ как должностное лицо Банка России, что противоречит статье 2.4. КоАП РФ, определяющей понятие должностного лица. Согласно примечанию к данной статьей КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно - распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах и т.д. Понятие организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций сформулировано в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» (пункты 4, 5). Из указанных пунктов следует, что под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.<адрес> административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием). Приказом от ДД.ММ.ГГГГл/с Зобков принят на работу с ДД.ММ.ГГГГ диспетчером в гараж хозяйственного управления Главного управления Центрального банка Российской Федерации по <адрес>. В соответствии с приказом Банка России от ДД.ММ.ГГГГ № ОД-3545 Главное управление Центрального банка Российской Федерации по <адрес> преобразовано с ДД.ММ.ГГГГ в ФИО1 по <адрес> Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - ФИО1). В этой связи, приказом от ДД.ММ.ГГГГ №ЛСТ-6-04-36 с ДД.ММ.ГГГГЗобков переведен на должность диспетчера сектора транспортного обеспечения отдела транспортного, хозяйственно-эксплутационного обслуживания и материально-технического снабжения ФИО1, на которой работает до настоящего времени. Из должностной инструкции диспетчера сектора транспортного обеспечения отдела транспортного, хозяйственно-эксплутационного обслуживания и материально- технического снабжения, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ и.о. управляющего ФИО1 Р.А., следует, что основными задачами диспетчера являются: выпуск на линию технически исправного автотранспорта, выдача и обработка путевых листов, составление различных выходных форм и отчетов, ведение журналов, проведение ежедневных инструктажей по безопасности дорожного движения, прием заявок и распределение автотранспорта, контроль за его использованием по назначению, осуществление контроля за допуском лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса) материальных ценностей на территорию (с территории) гаража. Таким образом, Зобков не является должностным лицом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ, поскольку в подчинении сотрудников не имеет, распорядительными и управленческими, административно-хозяйственными функциями не обладает, то есть, не является надлежащим субъектом по вменяемому правонарушению, что свидетельствует об отсутствии состава по указанному правонарушению. Отсутствие события или состава административного правонарушения в соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ является обстоятельствами исключающими производство по делу об административном правонарушении. При наличии указанных обстоятельств производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.

Суд признает жалобу поданной в установленный законом срок, поскольку датирована она ДД.ММ.ГГГГ., поступила в ОГИБДД МУ МВД России <данные изъяты>», согласно штампа, после чего вместе с административным материалом направлена в Центральный районный суд г. ФИО1 и поступила туда ДД.ММ.ГГГГ.

Определением Центрального районного суда г. ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ. жалоба Зобков направлена по подведомственности в Советский районный суд г. ФИО1.

В судебном заседании Зобков и его представитель ФИО7 доводы жалобы поддержали в полном объеме, по изложенным в жалобе основаниям.

Представитель МУ МВД <данные изъяты>» ФИО8 просил жалобу оставить без удовлетворения, а постановление без изменения, поскольку все доводы, изложенные в жалобе, являлись предметом рассмотрения при вынесении обжалуемого постановления.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, считаю жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ управление транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее - тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, Зобков , являясь должностным лицом – диспетчером Центрального банка РФ, ДД.ММ.ГГГГг. в 07 час 15 минут на <адрес>, осуществил выпуск на линию транспортного средства FORD ECONOLINE государственный номер ), под управлением водителя ФИО6, по путевому листу от ДД.ММ.ГГГГ. , без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее – тахограф).

Зобков в жалобе не оспаривает, что выпустил на линию автобус для перевозки пассажиров без тахографа.

Фактические обстоятельства дела в постановлении установлены правильно.

Вина Зобков в совершении правонарушения, предусмотренного ст.11.23 ч.1 КоАП РФ, подтверждается совокупностью исследованных допустимых и достаточных доказательств, предусмотренных ст.26.2 КоАП РФ: протоколом об административном правонарушении <адрес> от ., копия которого вручена Зобков (л.д.20-21); объяснением ФИО9 и Зобков , подтверждающих отсутствие тахографа в автобусе (л.д.36,37); приказом Сибирского главного управления ФИО1 по Кк Центрального банка РФ №<данные изъяты>. о закреплении автобуса FORD ECONOLINE государственный номер ДД.ММ.ГГГГ для перевозки людей за водителем ФИО6 и ФИО10 (л.д.42-43); путевым листом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.44), приказом о приеме на работу л/с от 14.09.1998г. Зобков на должность диспетчера (л.д.45); должностной инструкцией диспетчера сектора транспортного обеспечения отдела транспортного, хозяйственно-эксплуатационного обслуживания и материально-технического снабжения, с которой Зобков ознакомлен под роспись (л.д.47-51). Согласно п.1.1 указанной Должностной инструкции, основной задачей диспетчера сектора транспортного обеспечения отдела транспортного, хозяйственно-эксплуатационного обслуживания и материально-технического снабжения является выпуск на линию технически исправного автотранспорта.

Доводы о том, что Зобков необоснованно привлечен к административной ответственности, несостоятельны.

Согласно положениям п. 1 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе, оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы).

В силу требований статьи 2 Федерального закона N 184-ФЗ "О техническом регулировании" документом, устанавливающим обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации), является технический регламент.

Согласно п.8(1) названного Технического регламента "О безопасности колесных транспортных средств", действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ транспортные средства категорий М2 МЗ, N2 и N3, осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров и грузов, подлежат оснащению техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха. Конструкция указанных транспортных средств должна обеспечивать возможность оснащения указанными техническими средствами. Порядок оснащения указанными техническими средствами транспортных средств, находящихся в эксплуатации, определяется Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Данное требование применяется в отношении указанных транспортных средств, находящихся в эксплуатации, с ДД.ММ.ГГГГ.

При этом понятие коммерческие перевозки, указанной в п. 8 Технического регламента, с учетом его целей: обеспечение безопасности колесных транспортных средств, в частности, при их эксплуатации, в том числе, в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, шире, чем понятие перевозки, урегулированное положениями главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и включает в себя, в том числе перевозку работников и грузов для собственных нужд юридического лица, деятельность которого направлена на извлечение прибыли.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 273 утвержден Порядок оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (далее - Порядок).

Так как, автобус, который был выпущен на линию Зобков , относится к категории М2, то данное транспортное средство подлежит оборудованию тахографом.

Выпустив на линию транспортное средство для перевозки пассажиров без тахографа, когда его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, Зобков совершил административное правонарушение, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ.

То обстоятельство, что Зобков является диспетчером предприятия, не является основанием для освобождения от административной ответственности, так как за инкриминируемое правонарушение установлена ответственность для должностных лиц предприятий, которым и является Зобков

Согласно п.1.1 Должностной инструкции диспетчера, основной задачей диспетчера сектора транспортного обеспечения отдела транспортного, хозяйственно-эксплуатационного обслуживания и материально-технического снабжения является выпуск на линию технически исправного автотранспорта.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии у Зобков признаков должностного лица, закрепленных в примечании к ст.2.4 КоАП РФ.

Непринятие мер юридическим лицом к соблюдению положений п. 1 ст. 20 Закона N 196-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и иных вышеуказанных нормативных актов об оснащении тахографом, принадлежащего указанному лицу транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажиров, не исключает ответственности должностного лица, выпускающего транспортное средство для перевозки пассажиров на линию без тахографа, когда его установка обязательна.

Ссылка жалобы на то, что предприятием не осуществляются коммерческие перевозки, также несостоятельна, поскольку фактически предприятие осуществляет эксплуатацию данного автобуса для перевозки работников к месту работы и обратно, что также является составной частью коммерческой деятельности юридического лица.

Учитывая изложенное, для соблюдения установленных норм отдыха и труда водителя, безопасности пассажиров, на автобусе должно быть установлено техническое средство (тахограф) и доводы жалобы об обратном необоснованны.

Целью оснащения транспортных средств техническими средствами контроля является обеспечение безопасности колесных транспортных средств при их эксплуатации, в том числе для защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды и защиты имущества физических и юридических лиц.

Таким образом, действия Зобков квалифицированы верно, в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении и при вынесении постановления по делу об административном правонарушении в отношении гр. Зобков , судом не установлено.

Дело об административном правонарушении было рассмотрено должностным лицом в пределах его компетенции с участием Зобков

Суд считает, что в действиях Зобков имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст.11.23 ч.1 КоАП РФ, в связи с чем, оснований для отмены или изменения постановления заместителя начальника ОГИБДД МУ МВД России <данные изъяты>» ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ. в отношении Зобков суд не находит, данное постановление вынесено в соответствии с требованиями закона.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Жалобу Зобков – оставить без удовлетворения.

Постановление заместителя начальника ОГИБДД МУ МВД России <данные изъяты>ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ., которым Зобков признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.11.23 ч.1 КоАП РФ – оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Советский районный суд г. ФИО1 в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.