Судья – Гончаров О.А. Дело № 12-2341/21
Р Е Ш Е Н И Е
20 декабря 2021 года г. Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Талинский О.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе и.о. заместителя главы администрации руководителя Комитета по управлению имуществом <ФИО>4 на постановление Октябрьского районного суда г.Краснодара 01 сентября 2021 года,
установил:
постановлением Октябрьского районного суда г.Краснодара 01 сентября 2021 года юридическое лицо - Комитет по управлению имуществом муниципального образования «<Адрес...>» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, и.о. заместителя главы администрации руководителя Комитета по управлению имуществом <ФИО>4 просит отменить постановление судьи районного суда. В обоснование доводов жалобы указано, что постановление судьи районного суда незаконно.
Проверив материалы дела, заслушав представителей Комитета по управлению имуществом муниципального образования «<Адрес...>» по доверенности <ФИО>5, <ФИО>6, <ФИО>7, поддержавших доводы жалобы, обсудив доводы жалобы, судья Краснодарского краевого суда не находит оснований для отмены или изменения решения судьи районного суда.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действующей на момент совершения административного правонарушения) предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Как видно из материалов дела об административном правонарушении, <Дата ...> в 17 часов. 00 минут отделом государственного экологического надзора по <Адрес...> межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление) установлено, что юридическим лицом - Комитетом по управлению имуществом муниципального образования «<Адрес...>», совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ от <Дата ...> №195-ФЗ по факту нарушения - несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления.
Управлением в рамках обращения было проведено обследование земельного участка расположенного на территории муниципального образования «<Адрес...>»,
<Дата ...> в 11 часов 00 минут старшим государственным инспектором Управления с участием общественного инспектора <ФИО>8 проведено натурное обследование территории земельного участка указанного в обращении. При проведении натурного обследования в районе географических координат С44° 35 45.99 В40° 8 32.23 установлено, и зафиксировано Актом обследования <№...> от <Дата ...>, Фото-таблицей к нему <№...>, что факты изложенные в представленной информации подтвердились, а именно несанкционированное размещение отходов ТКО, строительных отходов и других, перечисленных в протоколе об административном правонарушении <№...> - ЭР, также имеются свежие следы от спец техники, которые ведут к сталкиванию тела свалки в овраг, по направлению к газовой трубе.
В соответствии с информацией расположенной на официальном сайте Росреестра (https://rosreestr.net/) земельный участок, расположенный в районе географических координат С44° 35 45.99 В40° 8 32.23 не имеет установленной категории земель, а так же ограничения в виде аренды (субаренды) или права собственности не зарегистрированы. Согласно публичным данным ГРОРО доступным нa интернет портале - https:// e-eeolog.ru/groro/region/, вышеуказанный земельный часток, на котором обнаружено несанкционированное размещение отходов не зарегистрирован как ОРО (объект размещения отходов), а так же не внесен в ГРОРО государственный реестр объектов размещения отходов).
Ранее по данному факту Управлением уже рассматривалось обращение, в результате которого в отношении юридического лица - Администрации муниципального образования «<Адрес...>» было выдано Предостережение <№...> от <Дата ...>, на которое в адрес Управления был получен ответ от <Дата ...><№...> о том, что данная свалка ликвидирована с усилением работы по недопущению нарушений требований природоохранного законодательства РФ. Однако, исходя из поступившего сообщения о вышеуказанном факте нарушения, можно считать, что данное действие выраженное в форме бездействия имеет систематический характер.
Выявленные факты являются несоблюдением требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления.
В соответствии с ч.1 ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от <Дата ...> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства й потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 51 Федерального закона от <Дата ...> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. :
Федеральным законом от <Дата ...> № 89-ФЗ ч.2 ст. 11 «Об отходах производства и потребления» установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в збласти обращения с отходами.
Согласно п. 1.1, 1.4 Положения об Администрации муниципального образования «<Адрес...>», утвержденного Постановлением Совета народных депутатов МО «<Адрес...>» от 01.02.2006г. <№...>-ПС Администрация муниципального образования «<Адрес...>» (далее - Администрация) в соответствии с Уставом муниципального образования «<Адрес...>» является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования «Город. Машсоп», наделенным Уставом муниципального образования «<Адрес...>» полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных, государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования федеральными законами и законами Республики Адыгея. Администрация осуществляет свою деятельность в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Адыгея, Уставом и иными муниципальными правовыми актами и настоящим Положением.
Положением п. 11, 23, 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от <Дата ...><№...>-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что к вопросам местного(значения муниципального городского округа относятся - организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, участие в организации /деятельности' по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, аналогичное положение указано в п/п 15, 26 и 27 Устава муниципального образования «<Адрес...>», утвержденного Решением Совета народных депутатов муниципального образования «<Адрес...>» от <Дата ...><№...>-рс..
Для привлечения к ответственности виновного лица и полного и объективного рассмотрения информации Управлением Роспрйроднадзора <Дата ...> было возбуждено административное расследование в отношении АМО «<Адрес...>» по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Определением о Назначений экспертизы от <Дата ...> для отбора проб была привлечена экспертная организация - ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Краснодарскому краю.
<Дата ...> Начальником Славянского отдела - заместителем руководителя Азово-Черноморского ИЦ <ФИО>1 в присутствии старшего государственного инспектора Управления <ФИО>9, при участии общественного инспектора <ФИО>10 и гражданина <ФИО>11 были отобраны пробы отходов и проведены линейные измерения несанкционированной свалки.
ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Краснодарскому краю были проведены исследования отобранных проб отходов по определению класса опасности отхода.
В соответствии с Протоколом биотестирования отхода <№...> от <Дата ...> в ходе токсикологического анализа установлено острое токсического действия водной вытяжки из пробы отхода <№...> («Отходы грунта при проведении землеройных работ»), на тест-организмы Daphnia magna. Straus и Scenedesmus quadricauda, выявлена безвредная кратность разбавления пробы вызывающая гибель не более 10% тест-организмов laphnia magna Straus и вызавающая отклонение численности клеток водорослей Scenedesmus quadricauda не более 20% по сравнению с контролем (1<БКР<100).
На основании полученных данных, в соответствии Критериями отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденных Приказом Минприроды России от <Дата ...><№...> «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду», возможно отнести данные отходы к V классу опасности для окружающей среды.
В результате проведенных уточняющих мероприятий по установлению виновного лица, Управлением <Дата ...> выявлено юридическое лицо, нарушившее требования природоохранного законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами - юридическое лицо Комитет по управлению имуществом муниципального образования «<Адрес...>», ИНН <***>, осуществляющее права собственника в соответствии с гражданским и земельным законодательством: по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью, в том числе муниципальными земельными участками и участками, правом распоряжения которыми обладает муниципальное образование «<Адрес...>».
Определением №б/н от 20.05-.2021 было возбуждено административное расследование в отношении Комитета по управлению имуществом муниципального образования «<Адрес...>» по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ как лица, осуществляющего права собственника в соответствии с гражданским и земельным законодательством: по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью, в том числе муниципальными земельными участками и участками, правом распоряжения которыми обладает муниципальное образование «<Адрес...>».
Кроме того, <Дата ...> в адрес Управления по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов Республики Адыгея направлено Определение об истребовании сведенйй, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении № б/н, на которое Управлением по охране окружающей среды и рациональному Использованию природных ресурсов Республики Адыгея предоставлены материалы о привлечейии к административной ответственности трех физических лиц: лицо, которое являлось водителем грузовой техники и единоразово осуществил сброс ТКО й строительного мусора по адресу: <Адрес...>, а так же к. ответственности привлечен собственник земельного участка с кадастровыми номерами: 01:08:0510164:51 и участка, расположенного по адресу: <Адрес...>.
Управлением в рамках рассмотрения обращения гражданина <ФИО>11 в 2020 году так же были привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ лица, осуществляющие транспортировку и сброс отходов на территорию несанкционированной свалки, расположенную в районе географических координат С44° 35 45.99 В40° 8 32.23 по адресу: <Адрес...> и <Адрес...>, пер. Осенний, что указывает на длящийся характер наполнения свалки отходами ТКО, а так же строительными и другими отходами.
Согласно ст. 1 Федерального закона от <Дата ...> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; размещение отходов - хранение и захоронение отходов.
В силу ст. 4.1 Федерального закона от <Дата ...> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, становленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим осударственное регулирование в области, охраны окружающей среды, на пять классов пасности, что свидетельствует о том, что все отходы являются потенциально пасными.
В соответствии с ч. 1,3 ст.51 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране кружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, ганению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для кружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством РФ.
Часть 2 ст. 51 Федерального закона от <Дата ...> № 7-ФЗ «Об охране кружающей среды» устанавливает запрет на сброс отходов производства и потребления. в том числе радиоактивных отходов в поверхностные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с п.6 ст.12 Федерального закона от <Дата ...> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов (ОРО) вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 7 ст. 12 Федерального закона от <Дата ...> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно п/п 1.2.1.1, п. 1.2.1.1 п. 2 Письма Роскомзема от <Дата ...><№...> Методических рекомендациях по выявлению деградированных и загрязненных земель» (вместе с «Методическими рекомендациями по выявлению деградированных и загрязненных земель», утв. Роскомземом <Дата ...>. Минсельхозпродом России <Дата ...>, Минприроды России <Дата ...>) полигоны и места захоронения отходов промышленности (в том числе, атомной энергетики, предприятий военно-промышленного комплекса и вооруженных сил (ракетное топливо, опасные вещества, образующиеся в результате испытаний вооружения, горюче-смазочные зтериалы и т.п.), коммунально-бытового хозяйства создают наибольшую техногенную нагрузку на почву. Деградация почв представляет собой совокупность процессов, приводящих к изменению функций почвы как элемента природной среды, количественному и качественному ухудшению ее свойств и режимов, снижению природно-хозяйственной значимости земель.
Согласно п. п. 2, 3 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Владение, пользование и распоряжение землей и другими тлродными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей ст. 12 Земельного кодекса РФ от <Дата ...><№...>-Ф3 установлено, это целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования емель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях :ельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии с п. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации от <Дата ...><№...>-Ф3 в целях охраны земель собственники земельных участков, емлепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны доводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и чребления и другого негативного воздействия.
В силу п. 7.8 ГОСТ 30772-2001- «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель. производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами и включая их отчуждение. Согласно примечанию, в случае если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Земельный участок, расположенный в районе географических координат С44° -5 °9" В40° 8' 32.23" по адресу: <Адрес...> и <Адрес...>, пер. Осенний не имеет установленной категории земель, а так же ограничения в: виде аренды (субаренды) или права собственности не зарегистрированы, соответственно вышеуказанный земельный участок в силу п.8.1 Положения Комитета по управлению имуществом муниципального <Адрес...>» находится в ведомстве Комитета по управлению имуществом муниципального образования «<Адрес...>».
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ от 25. 10.2001 <№...>-Ф3 собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, при использовании земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, и иных объектов и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, эколопгческих, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию. порчу уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии с п. 2.1. 5.1 Постановления Совета народных депутатов МО <Адрес...>» Республики Адыгея от <Дата ...><№...> «О Положении о муниципальном земельном контроле на территории МО «<Адрес...>» муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории грода Майкопа осуществляется - сотрудниками Комитета по управлению имуществом МО «<Адрес...>». Комитет по управлению имуществом МО «<Адрес...>» при осуществлении муниципального земельного контроля на территории <Адрес...> выявляет случает несоблюдения земельного законодательства, требования по использованию земель, выявляет факты самовольного занятия земельных участков или использования их без оформленных в установленном порядке документов, достоверяющих право собственности, выявляет факты загрязнения и захламления земельных участков, выявляет случаи порчи почв и д.р.
Исходя их вышеизложенного установлено, что Комитет по управлению имуществом муниципального образования «<Адрес...>», как лицо, обладающее правами собственника земельного участка расположенного в районе географических координат С44° 35 45.99 В40° 8 32.23 по адресу: <Адрес...> и <Адрес...>, пер. Осенний в силу ст. 210 ГК РФ не соблюдает требования в области охраны окружающей среды и накоплении отходов производства и потребления, что выражается в непринятии мер по ликвидации не санкционированной свалки, не зарегистрированной как ОРО и не внесенной в ГРОРО, размещенной на территории вышеуказанного земельного участка с июля 2020 г.
Судом правильно установлено, что указанные нарушения совершены по вине Комитета по управлению имуществом муниципального образования «<Адрес...>», ненадлежащим образом исполнявшего свои обязанности, возложенные на него законодательством.
Факт совершения Комитетом по управлению имуществом муниципального образования «<Адрес...>» административного правонарушения подтверждается материалами дела, которым дана оценка в их совокупности на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия Комитета по управлению имуществом муниципального образования «<Адрес...>» правильно квалифицированы по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено в пределах санкции статьи.
При проверке законности принятого постановления судьей районного суда все материалы дела были исследованы в полном объеме, дана полная и объективная правовая оценка всем доводам жалобы и приведены мотивы, по которым судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения Комитета по управлению имуществом муниципального образования «<Адрес...>» к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и отсутствии оснований для отмены постановления должностного лица по делу об административном правонарушении.
Доказательства, положенные судьей в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка.
Нарушений, при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену или изменение решения, судом первой инстанции не допущено.
Несогласие с выводами судьи в оценке обстоятельств, имеющих значение для дела, в силу положений пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не может служить основанием для отмены судебного акта, поскольку несогласие с выводами, сделанными по итогам оценки доказательств, само по себе не указывает на нарушение судьей процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, судья Краснодарского краевого суда приходит к выводу о законности и обоснованности обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Краснодарского краевого суда
решил:
решение судьи Октябрьского районного суда г.Краснодара 01 сентября 2021 года оставить без изменения, жалобу и.о. заместителя главы администрации руководителя Комитета по управлению имуществом <ФИО>4 - без удовлетворения.
Судья О.Л. Талинский