ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-234/18 от 18.12.2018 Ейского городского суда (Краснодарский край)

К делу №12-234/2018

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Ейск 18 декабря 2018 года

Судья Ейского городского суда Краснодарского края Коваленко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №21 г. Ейска от 13.11.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ,-

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка №21 г. Ейска от 13.11.2018 года, ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей и конфискацией орудия добычи (вылова) водных биологических ресурсов: сети лесковые жаберные – 9шт. ячея 30-32мм., сетное полотно зеленого и розового цвета верхнего подбора – капроновый шнур с поплавками из пенопласта белого цвета овальной формы, нижняя подбора- капроновый шнур с грузиками в виде металлических колец; маломерное судно «Мотобаркас» б/н Д01-06НР с установленными подвесными двигателями «Сузуки-250л/с» (2 шт.).

Указанное административное правонарушение было совершено ФИО1 при следующих обстоятельствах.

12.11.2018 года в 12 часов 00 минут в ходе проведения надзорных мероприятий за любительским и спортивным рыболовством в Акватории Ейского лимана Азовского моря в районе г. Ейска на удалении 1000-1500м. от берега сотрудниками ФСБ РФ Пограничного управления по Краснодарскому краю был установлен гражданин республики Украина ФИО1, который управлял маломерным судном типа «Мотобаркас» с имеющимся бортовым номером <адрес> с двумя подвесными двигателями марки «Сузуки-250», мощностью 250 л/с. Сотрудниками административного органа было установлено, что на борту указанного маломерного судна под управлением ФИО1 имеются в рабочем состоянии незаконные орудия добычи (вылова) водных биологических ресурсов – сети жаберные лесковые (9 шт.), с находящимися в них водными биологическими ресурсами – судак 17шт.

В своей жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, ФИО1 просит постановление мирового судьи судебного участка №21 г. Ейска от 13.11.2018 года отменить, прекратив производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ.

Адвокат ФИО1 в судебном заседании поддержала доводы жалобы в полном объеме, пояснив, что ФИО1 в составе бригады рыбаков осуществил выход в рыбохозяйственный водоем Азовского моря на территории ДНР для установки сетей на тарань, пеленгас, бычок, добыча которых указанным способом разрешена на территории ДНР. Однако, из погодных условий, моторную лодку отнесло в сторону г. Ейска, где их лодка и была задержана сотрудниками ПУ ФСБ России по Краснодарскому краю. При этом, сетей в лодке не имелось, а сама лодка принадлежит иному лицу и используется бригадой рыбаков на основании договора фрахтования.

Представитель ФГКУ «Пограничное управление ФСБ РФ по Краснодарскому краю» в судебном заседании просит в удовлетворении доводов жалобы ФИО1 отказать, поскольку они полностью противоречат объяснениям данным правонарушителем при составлении протокола об административном правонарушении.

В соответствии с ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ, нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.

Иными словами, к нарушениям правил осуществления рыболовства относятся, например: добыча (вылов) водных биоресурсов без разрешительных документов, если их получение является необходимым условием осуществления этой деятельности (то есть без разрешения на добычу (вылов), без путевки для осуществления любительского и спортивного рыболовства); нарушение условий, предусмотренных разрешительным документом на добычу (вылов), в частности несоблюдение целей, указанных в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов (промышленных, научных, контрольных, рыбоводных); добыча (вылов) в районах, не определенных в разрешении, с нарушением установленных сроков, не указанными в разрешении орудиями или способом, в большем количестве, чем предусмотрено разрешением; несоблюдение установленных запретов (например, в отношении периода, орудий, способов лова, мест добычи (вылова) при осуществлении любительского и спортивного рыболовства); осуществление рыболовства при отсутствии на судне специальных средств технического контроля, обеспечивающих постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и (или) других технических средств контроля, когда оснащение судна такими средствами является обязательным; отсутствие учета либо ненадлежащий учет водных биоресурсов в промысловом журнале и (или) иных отчетных документах при условии, что законодательством установлена обязанность по ведению таких документов (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 года № 27 "О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства").

Из диспозиции ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ следует, что объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в области охраны и использования животного мира; предметом посягательства - животный мир, т.е. совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы (ст. 1 Федерального закона "О животном мире"), а также относящиеся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ образуют действия (бездействие), выразившиеся в несоблюдении или ненадлежащем соблюдении правил добычи (вылова) водных биоресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление рыболовства, за исключением случаев, когда такие действия (бездействие) подлежат квалификации по части 2 статьи 8.17 КоАП РФ. Субъектами правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ могут быть граждане, юридические лица и должностные лица, а субъективная сторона указанного правонарушения заключается как в умысле, так и в неосторожности.

При этом, квалификации по части 2 статьи 8.37 КоАП РФ подлежат действия (бездействие) лиц, нарушивших правила осуществления рыболовства во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод. Действия (бездействие) лиц, осуществляющих рыболовство в пределах внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации, также могут быть квалифицированы по части 2 статьи 8.37 КоАП РФ, если будет установлено, что указанными лицами нарушены правила добычи (вылова) водных биоресурсов и (или) иные правила осуществления рыболовства, однако водные биоресурсы не обнаружены (п.7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 года № 27 "О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства").

Так, в соответствии с абз. 4 п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 231.11.2010 года №27 «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил и требований, регламентирующих рыболовство», Азовское море и Керченский пролив являются внутренними морскими водами РФ и Украины, живые ресурсы указанных вод находятся в совместном пользовании этих государств.

При этом, внутренние морские воды являются составной частью территории РФ, а заливы, в том числе, бухты и лиманы, являются частью морей.

Указом Президента РФ от 18.02.2017 года № 74 "О признании в Российской Федерации документов и регистрационных знаков транспортных средств, выданных гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины", в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного гуманитарного права, закреплено, что временно, на период до политического урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины на основании Минских соглашений: в Российской Федерации признаются действительными документы, удостоверяющие личность, документы об образовании и (или) о квалификации, свидетельства о рождении, заключении (расторжении) брака, перемене имени, о смерти, свидетельства о регистрации транспортных средств, регистрационные знаки транспортных средств, выданные соответствующими органами (организациями), фактически действующими на территориях указанных районов, гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим на этих территориях.

В то время как, согласно ст. 33 Кодекса торгового мореплавания РФ, не подлежат государственной регистрации шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха, беспалубные несамоходные суда, длина которых не должна превышать 12 метров.

Приказом ФСБ России от 07.08.2017 года №454 «Об утверждении правил пограничного режима» определено, что хозяйственная деятельность в пограничной зоне, установленной шириной менее пяти километров, в пятикилометровой полосе местности, на островах на пограничных реках, озерах и иных водных объектах или до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности, должна осуществляться в светлое время суток (с восхода до захода солнца).

На участках (в районах) внутренних морских вод Российской Федерации, в пределах которых установлен пограничный режим, в территориальном море Российской Федерации и российской части Каспийского и Азовского морей - до границ районов, указанных в судовом билете, по согласованию с пограничным органом или подразделением пограничного органа, в пределах ответственности которого планируется промысловая деятельность. Судам (средствам), не имеющим судового билета, - на удалении до 2 миль от берега.

Судам (средствам), используемым на участках (в районах) внутренних морских вод Российской Федерации, в пределах которых установлен пограничный режим, в территориальном море Российской Федерации и российской части Каспийского и Азовского морей, при наличии на них технических средств контроля - по согласованию с пограничным органом или подразделением пограничного органа. При этом, согласование с пограничным органом или подразделением пограничного органа возможности пребывания судов (средств) в любое время суток на участках (в районах) в российской части вод осуществляется: перед началом эксплуатации судов (средств) - ежегодно; по обращению лиц, управляющих судами (средствами), после оборудования судов (средств) техническими средствами контроля; по обращению организаторов официальных спортивных соревнований.

Согласно Правил рыболовства для Азово – Черноморского рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 01.08.2013 года №293, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам: иметь на борту судна и плавучих средств, на рыбопромысловых участках и в местах добычи (вылова) (при осуществлении рыболовства вне рыбопромысловых участков) в рабочем состоянии, пригодном для осуществления рыболовства, орудия добычи (вылова), применение которых в данном районе и в данный период времени запрещено, а также водные биоресурсы, добыча (вылов) которых в данном районе и в данный период времени запрещена, или их части.

Запретные для добычи в течение всего года - судака и берша в реке Дон от плотины Цимлянского гидроузла до устья, включая бассейны всех впадающих в этот участок Дона рек (исключая Веселовское и Пролетарское водохранилища на реке Маныч), в реке Кубань от плотины Краснодарского гидроузла до устья, реке Протока, в азовских лиманах Краснодарского края, включая лиманы Ейский, Бейсугский, Ахтарский, Курчанский и Большой Ахтанизовский, в Азовском море и в Таганрогском заливе.

В целях исключения использования гражданами обнаруженных ими в водных объектах рыбохозяйственного значения запрещенных Правилами рыболовства орудий добычи (вылова) водных биоресурсов, а также незаконно добытых запрещенными орудиями добычи (вылова) водных биоресурсов, изъятие из водных объектов таких орудий добычи (вылова) допускается только совместно с лицами, осуществляющими федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

При таких обстоятельствах, несмотря на то, что ФИО1 отрицает факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ, его вина в совершении указанного административного правонарушения подтверждается материалами дела, полно, объективно и всесторонне исследованных судом. Процессуальных нарушений при составлении материалов по делу об административных правонарушениях не выявлено.

При решении вопроса о виде и мере наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.37 КоАП РФ, мировой судья, в соответствии с требованиями действующего законодательства, правомерно исходил, из общественной опасности административного правонарушения, личности правонарушителя, отсутствия обстоятельств отягчающих и отягчающих административную ответственность, а также оснований освобождения от административной ответственности.

При этом, суд считает справедливым и соответствующим тяжести совершенного ФИО1 административного правонарушения, назначенное ему мировым судьей судебного участка №21 г. Ейска наказание, в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с конфискацией орудия добычи (вылова) водных биологических ресурсов, учитывая, что санкция ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ предусматривает конфискацию судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов, а дополнительное наказание в виде конфискации может быть назначено лишь в случае нарушения правил добычи (вылова) водных биоресурсов и в отношении тех орудий, которые использовались при незаконной добыче (вылове). При этом, доказательств того, что лодка «Мотобаркас» б/н <адрес> принадлежит иному лицу, ФИО1 мировому судье судебного участка №21 г. Ейска не предоставлялось.

При обсуждении вопроса о назначении конфискации, предусмотренной частью 2 статьи 8.17 и частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ, следует учитывать общие правила назначения административного наказания, установленные статьей 4.1 КоАП РФ. Выводы о необходимости применения конфискации либо о неприменении к виновному лицу должны быть мотивированы судьей в постановлении о привлечении лица к административной ответственности. При этом конфискация дозволенных орудий рыболовства не может быть применена только к правонарушителям - физическим лицам (как имеющим, так и не имеющим статуса индивидуального предпринимателя), если на основании имеющихся в материалах дела фактических данных, а также представленных в судебное заседание доказательств будет установлено, что рыболовство для этих лиц является основным законным источником средств к существованию (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 года № 27 "О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства").

На основании вышеизложенного, с учетом того, что все исследованные судом доказательства объективно отражают обстоятельства совершенного правонарушения, не доверять которым у суда нет оснований; вид и мера наказания за совершенное ФИО1 административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.8.37 КоАП РФ, соответствуют санкции указанной статьи, суд считает необходимым постановление мирового судьи судебного участка №21 г. Ейска от 13.11.2018 года – оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 8.37, п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка №21 г. Ейска от 13.11.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административным правонарушениях в отношении ФИО1 – оставить без изменений, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу со дня его вынесения – 18 декабря 2018 года.

Судья