12-234/2018
РЕШЕНИЕ
28 ноября 2018 года г. Оренбург
Судья Оренбургского районного суда Оренбургской области
Гаврилова Ю.В.,
с участием законного представителя юридического лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, директора МАОУ «Нежинский лицей Оренбургского района» ФИО1,
защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Байда О.В.,
должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, старшего инспектора ОНД и ПР по г. Оренбургу и Оренбургскому району Государственного инспектора г. Оренбурга и Оренбургского района по пожарному надзору Ш.,
при секретаре Малюковой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора МАОУ «Неженский лицей Оренбургского района» ФИО1 на постановление начальника ОНД и ПР по г. Оренбург и Оренбургскому району УНД и ПР Главного управления МЧС России по Оренбургской области – главного государственного инспектора г. Оренбурга и Оренбургского района по пожарному надзору Д. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении МАОУ «Нежинский лицей Оренбургского района Оренбургской области» от 03 сентября 2018 года,
УСТАНОВИЛ:
при проведении плановой выездной проверки МАОУ «Нежинский лицей Оренбургского района» выявлены нарушения требований пожарной безопасности, совершённые в условиях особого противопожарного режима:
- двери, отделяющие пищеблок от других частей здания, групп помещений, не противопожарные 2-го типа, с пределом огнестойкости ниже EI 30;
- в процессе эксплуатации не обеспечено содержание здания в соответствии с требованиями проектной и технической документации на него. Допущено изменение конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических решений без проекта, разработанного в соответствии с действующими нормами и утвержденного в установленном порядке, а именно: в коридорах на 2 и 3 этажах здания в световых карманах установлены перегородки, чем не обеспечивается естественное проветривание коридоров через открываемые оконные или иные проемы в наружных ограждениях;
- расстояние от дымовых пожарных извещателей до вентиляционного отверстия менее 1 м.;
- в наружных стенах лестничных клеток типа Л1 не предусмотрены на каждом этаже окна, открывающиеся изнутри без ключа, и других специальных устройств, с площадью остекления не менее 1,2 кв.м. Устройства для открывания окон должны быть расположены не выше 1,7 м от уровня площадки лестничной клетки или пола этажа;
- коридоры длиной более 60 м (фактическая длина – 69,2 м) не разделены противопожарными перегородками 2-го типа на участки, не превышающие 60 м;
- эвакуационный выход из спортивного зала высотой менее 1,9 м;
- в здании школы помещения учебных мастерских по обработке древесины (комбинированной мастерской по обработке металла и древесины) отсутствует дополнительный выход непосредственно наружу (через утепленный тамбур);
- в здании, расположенном по адресу: <адрес>, второй этаж не обеспечен требуемым количеством эвакуационных выходов.
Выявленные в ходе проверки нарушения зафиксированы в акте проверки от 24 августа 2018 года №.
По результатам проведенной проверки, на основании акта выявленных нарушений, в отношении юридического лица МАОУ «Нежинский лицей Оренбургского района» 24 августа 2018 года был составлен протокол об административном правонарушении №, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, что послужило основанием для последующего привлечения МАОУ «Нежинский лицей Оренбургского района» к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.
Постановлением начальника ОНД и ПР по г. Оренбургу и Оренбургскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Оренбургской области - главного государственного инспектора г. Оренбурга и Оренбургского района по пожарному надзору Д. от 03 сентября 2018 года № МАОУ «Нежинский лицей Оренбургского района» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
В жалобе, поданной в Оренбургский районный суд, директор МАОУ «Нежинский лицей Оренбургского района» просит отменить вышеуказанное постановление и прекратить производство по делу об административном правонарушении ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых оно вынесено.
В судебном заседание законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 жалобу поддержала, просила удовлетворить. По обстоятельствам проверки пояснила, о ее проведении её не извещали, информацию о проверке она узнала на сайте МЧС. Позже ей сообщили, что проверка будет проведена вместе с проверкой подготовки лицея к новому учебному году. 14 августа 2018 года в присутствии А. при проведении проверки должностное лицо Ш. провел обход двух зданий - начальной и средней школы, после чего он позвонил А. и сказал, что нужно подъехать за документами. Она сама оформила доверенность на имя А., на основании которой он уполномочивался лишь на получение документов в МЧС. О том, что в этот же день в отношении представляемого ею юридического лица будет составлен протокол об административном правонарушении, ей известно не было, её об этом как законного представителя лицея, никто не уведомлял никаким способом. О наличии протокола об административном правонарушении, ей стало известно, когда А. передал ей все документы, полученные у Ш. При рассмотрении дела об административном правонарушении она присутствовала лично.
Защитник Байда О.В. в судебном заседании по обстоятельствам дела пояснила, что должностным лицом нарушено право представляемого им юридического лица на защиту, что выразилось в неизвещении его законного представителя - директора ФИО1 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Старший инспектор отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Оренбургу и Оренбургскому району Ш. с жалобой директора МАОУ «Нежинский лицей Оренбургского района» ФИО1 не согласился. Пояснил, что в ходе проверки образовательного учреждения, проводимой им 14 августа 2018 года, были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в связи с чем, юридическое лицо привлечено к административной ответственности правомерно. Проверка проводилась на основании распоряжения главного государственного инспектора от 27 июля 2018 года №. Проверка проводилась плановая выездная, в соответствии с ежегодным планом проведения проверок на 2018 год. При проверке в МАОУ «Нежинский лицей Оренбургского района» присутствовал заместитель директора по военно-патриотическому воспитанию А. завершив осмотр помещений, он истребовал документы, необходимые для проведения проверки, после чего до 24 августа 2018 года позвонил А. и сообщил о необходимости приехать 24 августа 2018 года и получить копию акта проверки. Законного представителя юридического лица – ФИО1 не извещал о необходимости явиться для получения акта, так как посчитал, что извещения А. будет достаточно. У А. при себе имелась доверенность от имени директора, текст которой он не проверял, вручил ему под роспись копию акта и протокола об административном правонарушении, законному представителю юридического лица ФИО1 копию протокола об административном правонарушении не направлял и не извещал её о том, что 24 августа 2018 года в отношении МАОУ «Нежинский лицей Оренбургского района» будет составлен протокол об административном правонарушении.
Свидетель А. в судебном заседании показал, что он присутствовал при проведении проверки сотрудником МЧС в августе 2018 года в ходе проверки он и Ш. обходили здание, в ходе осмотра последним были выявлены нарушения требований пожарной безопасности. Ш. провел визуальный осмотр, никаких специальных измерений не проводил. Спустя некоторое время Ш. позвонил ему на сотовый телефон и сказал, что 24 августа 2018 года нужно получить акт проверки. У него имелась доверенность на получение документов в МЧС от 24 августа 2018 года, выданная ФИО1, на основании которой он получил акт вместе с какими-то еще документами, за что расписался. Письменных извещений от отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Оренбургу он не получал.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав мнение участников процесса, прихожу к следующему.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, законность и обоснованность вынесенного постановления.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Правила, нормативы, стандарты и требования пожарной безопасности являются обязательными для применения и исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, предприятиями, учреждениями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
В соответствии со 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Часть 2 ст. 20.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность юридических лиц за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ, совершенные в условиях особого противопожарного режима.
Постановлением администрации МО Оренбургский район Оренбургской области от 16 апреля 2018 года на территории муниципального образования Оренбургский район введен особый противопожарный режим.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 27 апреля 2018 года №-п на территории Оренбургской области введен особый противопожарный режим.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) проведена плановая выездная проверка МАОУ «Нежинский лицей Оренбургского района».
При проведении проверки должностным лицом выявлены указанные выше нарушения требований пожарной безопасности, допущенные администрацией, по результатам которой 24 августа 2018 года составлен протокол № об административном правонарушении.
Постановлением от 03 сентября 2018 года № МАОУ «Нежинский лицей Оренбургского района» признано виновным в совершении вышеуказанного административного правонарушения и ему назначено наказание в виде административного наказания в виде штрафа в размере 100000 рублей.
В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Следовательно, одним из условий законности применения мер административного принуждения по факту выявленного правонарушения, является соблюдение административным органом установленного законом порядка привлечения к административной ответственности.
КоАП РФ устанавливает ряд процессуальных требований, обеспечивающих гарантии защиты прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно ч. 3 и ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.Законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В соответствии с ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Согласно ч.1 ст. 25.15. КоАП РФ, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
В случае, если дело об административном правонарушении возбуждено в отношении юридического лица, протокол об административном правонарушении составляется в присутствии его законного представителя или защитника.
Анализ ст. 25.4 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что законным представителем юридического лица является лицо, которое в силу занимаемой должности в нем, имеет право представлять его интересы без доверенности. Перечень законных представителей является исчерпывающим.
Согласно Уставу МАОУ «Нежинский лицей Оренбургского района», а также выписке из Единого государственного реестра юридических лиц лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица МАОУК «Нежинский лицей Оренбургского района» (законным представителем) является директор ФИО1
Исходя из буквального толкования ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ, с учетом требований ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица может быть составлен в отсутствие его законного представителя лишь в случае наличия его надлежащего извещения о времени и месте его составления.
В материалах настоящего дела об административном правонарушении отсутствуют сведения либо иные доказательства направления и получения юридическим лицом извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в отношении МАОУ «Нежинский лицей Оренбургского района», что подтверждается как показаниями ФИО1 и свидетеля А., так и пояснениями должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении Ш., данными им в судебном заседании.
В судебном заседании защитник Байда О.В. в обоснование доводов о нарушении права на защиту представляемого ею юридического лица, при составлении протокола об административном правонарушении, представила копию журнала регистрации входящей корреспонденции, содержание которого подтверждает доводы о том, что о дате и времени составления протокола законный представитель юридического лица МАОУ «Нежинский лицей Оренбургского района» не извещалась надлежащим образом.
Протокол об административном правонарушении составлен в отношении МАОУ «Нежинский лицей Оренбургского района» в присутствии законного представителя А., что следует из содержания указанного документа.
Вместе с тем, как указано выше и следует из Устава юридического лица и выписки из ЕГРЮЛ законным представителем МАОУ «Нежинский лицей Оренбургского района» является ФИО1
Содержание доверенности, выданной ФИО1 на имя А., свидетельствует о том, что объем полномочий, предоставляемых ему, ограничен лишь получением документов в ОНД и ПР по г. Оренбургу и Оренбургскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Оренбургской области, и не позволял ему представлять интересы образовательного учреждения при составлении протокола об административном правонарушении, не наделял его статусом законного представителя юридического лица.
Объективных данных о том, что юридическое лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, было уведомлено надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в отношении него, в материалах дела не содержится и не представлено участниками рассмотрения настоящей жалобы.
Таким образом, суд приходит к выводу о нарушении должностным лицом процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности, которое выразилось в нарушении права юридического лица на защиту при составлении протокола об административном правонарушении в отношении него.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При проверке настоящего дела об административном правонарушении по поступившей жалобе, установлено, что требования ст. 24.1 КоАП РФ, устанавливающей задачи производства по делам об административных правонарушениях, должностным лицом выполнены не были, в настоящее время утрачена возможность устранить допущенные нарушения путем возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела должностному лицу, составившему протокол, таким образом, оно является неустранимым, это влечет незаконность обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении, как вынесенного на недоказанных обстоятельствах, и его отмену с прекращением производства по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ судья,
РЕШИЛ:
жалобу директора МАОУ «Нежинский лицей Оренбургского района» удовлетворить.
Постановление начальника ОНД и ПР по г. Оренбургу и Оренбургскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Оренбургской области - главного государственного инспектора г. Оренбурга и Оренбургского района по пожарному надзору Д. от 03 сентября 2018 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении МАОУ «Нежинский лицей Оренбургского района», отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении МАОУ «Нежинский лицей Оренбургского района» прекратить.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд Оренбургской области в течение 10 дней со дня получения его копии.
Судья Ю.В. Гаврилова