ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-234/19 от 10.01.2020 Березовского районного суда (Красноярский край)

№ 12-45/2020

УИД 24RS0056-01-2019-002136-08

копия

Р Е Ш Е Н И Е

п. Березовка 10 января 2020 года

Судья Березовского районного суда Красноярского края Пятова Д.В.,

с участием представителя администрации п. Березовка – ФИО1,

рассмотрев жалобу ФИО1, действующей в интересах администрации <адрес> Красноярского края, на постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по <адрес> ФИО2 от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении администрации <адрес> Красноярского края,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по <адрес> ФИО2 от <дата> администрация <адрес> Красноярского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, представитель ФИО1 в интересах администрации <адрес> Красноярского края, обратилась в Березовский районный суд Красноярского края с жалобой, в которой просит вышеуказанное постановление от <дата> отменить. Жалоба мотивирована тем, что обеспечение ФИО3 жильем в порядке, установленном правовыми актами - за счет средств краевого бюджета является единственным способом исполнения решения суда, прямо зависящим от наличия либо отсутствия данных средств у администрации <адрес> Красноярского края. Во исполнение решения суда администрацией <адрес> Красноярского края с министерством образования Красноярского края было заключено соглашение о взаимодействии органов, наделенных полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 2019 году, в соответствии с которым, министерство образования Красноярского края обязуется предоставить субвенцию бюджету <адрес> Красноярского края в размере 9 471 900 руб. на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе для приобретения ФИО3

В целях обеспечения принятия субвенции и использования субвенции по целевому назначению Управлением по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации <адрес> Красноярского края на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок был размещен электронный аукцион на право заключения контракта на приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который был признан несостоявшимся. Повторный аукцион также был признан несостоявшимся. По результатам проведения третьего аукциона был заключен муниципальный контракт в электронной форме от <дата>. В настоящее время жилое помещение, расположенное по адресу: Красноярский край, <адрес>44 предоставлено ФИО3 по договору найма специализированного жилого помещения.

Мероприятия по приобретению жилых помещений для детей-сирот осуществляются в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством, законодательством в сфере размещения заказа, соблюдение которых для администрации <адрес> Красноярского края является обязательным. Решение суда исполняется администрацией <адрес> Красноярского края в установленном законом порядке, что свидетельствует об отсутствии в действиях администрации состава административного правонарушения.

Представитель МОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по <адрес> УФССП России по Красноярскому краю, будучи надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, об уважительности причины неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлено, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело без участия указанного лица.

Выслушав заявителя, изучив представленные материалы, доводы жалобы, прихожу к выводу, что постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по <адрес> ФИО2 от <дата> подлежит отмене по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В силу ст.5 Федерального закона от <дата> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон «Об исполнительном производстве») принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Согласно ст.6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и ст.14 Федерального закона от 21.07.1997г. №118-ФЗ «О судебных приставах» (далее – Федеральный закон «О судебных приставах») требования судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Российской Федерации.

В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов (ст.12 Федерального закона «О судебных приставах»). В соответствии со ст. 105 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Из обжалуемого постановления следует, что <дата> в 09-00 часов по адресу: Красноярский край, <адрес>, п. Березовка, <адрес> Красноярского края совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, выразившееся в неисполнении требований исполнительного документа неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Согласно ч.ч.1, 2 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4).

Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

По смыслу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 14 Бюджетного кодекса РФ следует, что бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.

По смыслу ст. 4 Закона Красноярского края от <дата> (ред. от <дата>) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (подписан Губернатором Красноярского края <дата>) на осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий бюджетам муниципальных районов и городских округов края предоставляются субвенции из краевого бюджета.

<дата> Березовским районным судом Красноярского края был выдан исполнительный лист ФС по гражданскому делу , на основании которого судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ по <адрес> ФИО4 <дата> возбуждено исполнительное производство -ИП, которым должнику предоставлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований. Постановление о возбуждении исполнительного производства получено администрацией <адрес> Красноярского края <дата>.

В силу ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» <дата> судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей.

В 2019 году средства на исполнение решения суда взыскателем по которому является ФИО3 министерством не выделены, что подтверждается Соглашением от <дата> «О взаимодействии министерства образования Красноярского края и администрации <адрес> Красноярского края по реализации в 2019 году государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

При рассмотрении дела установлено, что министерством образования Красноярского края сообщалось, что средства, выделенные в 2019 году на приобретение жилых помещений детям-сиротам по решениям суда, распределены министерством в полном объеме, последним направлено письмо в министерство финансов Красноярского края с просьбой о выделении дополнительных средств на исполнение решений суда администрацией <адрес> по приобретению жилого помещения указанным гражданам. Кроме того, в указанном ответе администрации <адрес> сообщается, что о выделении средств на исполнение решений суда министерство образования проинформирует администрацию дополнительно.

Таким образом, фактически с момента поступления в адрес администрации <адрес> Красноярского края решения Березовского районного суда Красноярского края по делу администрация <адрес> Красноярского края приступила к исполнению решения.

В целях обеспечения принятия субвенции были размещены электронные аукционы, по результатам проведения третьего аукциона был заключен муниципальный контракт в электронной форме. В настоящее время жилое помещение ФИО3 предоставлено по адресу: Красноярский край, <адрес>44, что также подтверждается договором найма жилого помещения от <дата>.

Также решением Березовского районного суда Красноярского края от <дата> по делу а-2142/2018 административные исковые требования администрации <адрес> Красноярского края удовлетворены. Постановлено освободить администрацию <адрес> Красноярского края от уплаты исполнительского сбора по постановлению от <дата> в рамках исполнительного производства -ИП.

Процесс обеспечения жильем детей-сирот включает в себя определенный набор мероприятий, такие как, проведение аукциона на приобретение, строительство жилых помещений детям-сиротам, проведение торгов и заключение муниципального контракта, и все это после получения субвенций из бюджета Красноярского края. Таким образом, предоставленный судебным приставом-исполнителем 14-дневный срок со дня поступления требования в администрацию <адрес> Красноярского края, для исполнения решения суда невозможно признать разумным и обоснованным, поскольку судебным приставом-исполнителем не учтены особенности выполнения указанной деятельности, связанной с необходимостью выделения соответствующего финансирования и заключения муниципального контракта.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении суд приходит к выводу о том, что с момента поступления решения суда в адрес администрации <адрес> Красноярского края, администрация приступила к фактическому исполнению решения суда, о чем свидетельствует письмо должностного лица администрации <адрес> Красноярского края о выделении денежных средств для исполнения решения суда, направленное в адрес министерства образования Красноярского края, то есть фактическому распорядителю денежными средствами.

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют об отсутствии вины администрации <адрес> в неисполнении содержащихся в требовании судебного пристава - исполнителя обязанностей по исполнению судебного решения в установленный срок, в связи, с чем в действиях администрации <адрес> отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по <адрес> ФИО2 от <дата> подлежит отмене, а производство по настоящему делу об административном правонарушении прекращению, по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Срок на подачу жалобы суд полагает возможным восстановить, так как первоначально жалоба была подана в установленный законом срок и была возвращена по процессуальным основаниям.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Восстановить срок для обжалования постановления заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по <адрес> ФИО2 от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении администрации <адрес> Красноярского края.

Постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по <адрес> ФИО2 от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении администрации <адрес> Красноярского края, – отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Березовский районный суд Красноярского края в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья Д.В. Пятова