ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-234/19 от 30.04.2019 Находкинского городского суда (Приморский край)

Дело

25RS0-91

Р Е Ш Е Н И Е

30 апреля 2019 года <.........>

<.........>

Судья Находкинского городского суда <.........>ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов государственной районной инспекции в порту Находка Находкинской гзи Пограничного управления ФСБ России по <.........>ФИО2 от ДД.ММ.ГГ. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 ст. 8.17 КоАП РФ в отношении должностного лица – капитана российского рыбопромыслового судна СТР «Калыгирь» ФИО1,

у с т а н о в и л:

постановлением старшего государственного участкового инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов государственной районной инспекции в порту Находка Находкинской государственной зональной инспекции Пограничного управления ФСБ России по <.........>ФИО2 от ДД.ММ.ГГ., должностное лицо – капитан российского рыбопромыслового судна СТР «Калыгирь» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 7 191 072 рублей 00 копеек без конфискации судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов.

ФИО1 с вышеуказанным постановлением не согласился, обратился в суд с жалобой, в обоснование которой указал, что осуществил прилов шримса козырькового на законных основаниях, просил обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения жалобы извещён своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявлял, направил в суд защитника – адвоката ФИО3, который в судебном заседании доводы жалобы полностью поддержал, кроме того, указал на процессуальные нарушения, допущенные при производстве по делу, просил обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить.

Должностные лица Пограничного управления ФСБ России по <.........>ФИО4 и ФИО5 в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, считают, что постановление от ДД.ММ.ГГ. в отношении должностного лица – капитана российского рыбопромыслового судна СТР «Калыгирь» ФИО1 о привлечении к ответственности по части 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законно и обоснованно.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав участников процесса, суд приходит к следующим выводам.

На основании части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.

В соответствии с частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двукратного до трехкратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.

Из материалов дела следует, что согласно разрешению на добычу (вылов) водных биологических ресурсов , пользователю ВБР - ООО «ФИО7 - 2» в лице капитана судна СТР «Калыгирь» ФИО1, было предоставлено право на добычу (вылов) в промысловом районе 6106.1 «Подзона Приморье» (севернее 47 градусов 20 минут северной широты) в период с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ. видов водных биологических ресурсов в количестве: кальмар тихоокеанский - 200 тонн, шримсы-медвежата - 23.23 тонн, креветка углохвостая - 657 тонн, креветка равнолапая японская - 4,49 тонн, камбала дальневосточная – 200 тонн; право на добычу (вылов) видов водных биологических ресурсов в промысловом районе 6106.1 «Подзона Приморье» южнее 47 градусов 20 минут северной широты в количестве: камбала дальневосточная – 200 тонн, кальмар тихоокеанский 200 тонн, креветка равнолапая японская 2,17 тонн. Капитан СТР «Калыгирь» ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ. осуществил добычу (вылов) шримсов-медвежат общим весом 18 054 кг, и в качестве прилова добыл (выловил) шримсов козырьковых общим весом 14 616 кг.

Основанием для составления протокола об административном правонарушении, и привлечения должностного лица ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужило то обстоятельство, что капитан СТР «Калыгирь» ФИО1 допустил нарушение пункта 25.3 «Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна», утвержденных Приказом Минсельхоза от ДД.ММ.ГГ., статьи 43.1 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» №166-ФЗ от ДД.ММ.ГГ., статьи 40 Федерального закона «О животном мире» № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГ., выразившееся в незаконной добыче шримсов козырьковых в количестве 14 616 кг в период с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ..

Суд находит указанные доводы должностного лица основанными на неверном толковании норм материального права по следующим основаниям.

Отношения, возникающие в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ. № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".

Согласно статье 29.2 указанного Закона при осуществлении рыболовства в отношении определенных видов водных биоресурсов допускается добыча (вылов) иных видов водных биоресурсов в объеме, установленном федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (разрешенный прилов).

Исходя из положений данной нормы, разрешенный прилов представляет собой добычу иных видов водных биоресурсов при осуществлении добычи (вылова) целевых видов водных биоресурсов.

В силу положений статьи 43.1 названного Федерального закона Правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов, утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна, и обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.

В соответствии с пунктом 11.1 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГ. (далее - Правила рыболовства), при осуществлении рыболовства запрещается осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов (за исключением добычи (вылова) разрешенного прилова), а также без выделенных квот (объемов) добычи (вылова) водных биоресурсов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; с превышением выделенных им квот (объемов) добычи (вылова) по районам добычи (вылова), а также видам водных биоресурсов и объемов разрешенного прилова; в отсутствие лица, ответственного за добычу (вылов) водных биоресурсов (при осуществлении рыболовства без использования судов рыбопромыслового флота); с судов и плавучих средств, не зарегистрированных в установленном порядке (за исключением судов и плавучих средств, не подлежащих государственной регистрации); с применением взрывчатых, токсичных и наркотических средств (веществ), орудий и способов добычи (вылова), воздействующих на водные биоресурсы электрическим током, колющих орудий добычи (вылова) и огнестрельного оружия (за исключением добычи (вылова) млекопитающих), а также других запрещенных законодательством Российской Федерации орудий и способов добычи (вылова); в запретные сроки и в закрытых для добычи (вылова) районах (местах) добычи (вылова).

Согласно пункту 28 Правил рыболовства прилов водных биоресурсов, для которых общий допустимый улов не установлен (за исключением видов, на добычу (вылов) которых установлены полный, временный или сезонный запреты), допускается в количестве, не превышающем 49 процентов от общего веса улова за одну операцию по добыче (вылову).

Приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГ. утвержден Перечень видов водных биологических ресурсов, в отношении которых устанавливается общий допустимый улов, исходя из которого, в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне в отношении шримса козырькового общий допустимый улов не установлен.

Согласно п. 24 Правил рыболовства, при осуществлении добычи (вылова) водных биоресурсов запрещается добывать (вылавливать) и оставлять на борту судна или на рыболовном (рыбопромысловом) участке прилов запретных для добычи (вылова) водных биоресурсов, указанных в подразделе IV раздела II Правил рыболовства.

Согласно пункту 17 подраздела IV раздела II Правил рыболовства, запрещается добыча (вылов) следующих водных биоресурсов:

самок крабов всех видов - повсеместно;

ламинарий одногодичных - повсеместно;ламинарий, зостеры, филлоспадикса, лессонии ламинаревидной, цистозиры, на которые отложена икра сельди тихоокеанской, - повсеместно;

креветки гребенчатой - в Восточно-Сахалинской подзоне;

трепанга дальневосточного - в подзоне Приморье;

морских гребешков - в подзоне Приморье южнее мыса Золотой (к югу от параллели 47°20&apos; с.ш.), в заливе Анива Восточно-Сахалинской подзоны (за исключением рыболовства в целях аквакультуры (рыбоводства);

осетровых всех видов - повсеместно.

Таким образом, п.17 подраздела IV раздела II Правил рыболовства запрещается добыча (вылов) прямо перечисленных в указанном пункте водных биоресурсов, включая креветку гребенчатую в Восточно-Сахалинской подзоне. Иных видов креветки и даже других зон данный запрет не касается.

Следовательно, законодательством для пользователей, осуществляющих рыболовство в территориальном море Российской Федерации Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна на основании соответствующего разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, допускается разрешенный прилов всех водных биоресурсов, не поименованных в разрешении и на которые общий допустимый улов не установлен, одновременно с добычей (выловом) видов водных биоресурсов, указанных в разрешении на добычу (вылов), не более 49% по весу от общего улова разрешенных видов за промысловое усилие.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Объектом правонарушения по части 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является установленный порядок осуществления рыболовства и правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в несоблюдении регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации правил или условий лицензии (разрешения).

Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое правовыми актами возложены обязанности по соблюдению установленных правил рыболовства и добычи водных биоресурсов; субъективная сторона правонарушения характеризуется виной допустившего нарушения лица.

Положения указанной административной нормы носят бланкетный характер, вследствие чего, привлечение к ответственности за данное правонарушение возможно лишь при условии нарушения конкретных обязательных требований (правил) в области рыболовства.

Таким образом, административный орган должен доказать наличие конкретных требований (правил) в области рыболовства, которые были нарушены должностным лицом. Ссылка в обжалуемом постановлении на нарушение ст.43.1 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», ст.40 ФЗ «О животном мире» не может быть признана в данном случае обоснованной, поскольку данные нормы не содержат конкретных правил и требований. Учитывая данное обстоятельство, единственным конкретным вменяемым нарушением является добыча ВБР (шримса козырькового) в качестве прилова со ссылкой на п.25.3 Правил рыболовства.

Положения пункта 25.3 Правил рыболовства, не запрещают прилов других видов водных биоресурсов кроме тех, что в Правилах перечислены, в том числе и креветки.

Согласно п.24 указанных Правил, при осуществлении добычи (вылова) водных биоресурсов запрещается добывать (вылавливать) и оставлять на борту судна или на рыболовном (рыбопромысловом) участке прилов запретных для добычи (вылова) водных биоресурсов, указанных в подразделе IV раздела II Правил рыболовства.

В соответствии п. 17 подраздела IV Правил запрещается добыча (вылов) прямо перечисленных в указанном пункте водных биоресурсов, включая креветку гребенчатую в Восточно-Сахалинской подзоне. Иных видов креветки и даже других зон данный запрет не касается. Не содержат никаких запретов в этой части и разделы II и III Правил рыболовства.

Таким образом, законодательством для пользователей, осуществляющих рыболовство в территориальном море Российской Федерации Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна на основании соответствующего разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, допускается разрешенный прилов всех водных биоресурсов, не поименованных в разрешении и на которые общий допустимый улов не установлен, одновременно с добычей (выловом) видов водных биоресурсов, указанных в разрешении на добычу (вылов), не более 49% по весу от общего улова разрешенных видов за промысловое усилие.

Указанное подтверждается письмом заместителя руководителя Федерального агентства по рыболовству РФ (Росрыболовство) от 25.12.2018г. -ПС/У04, согласно которого в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ.-р «Об утверждении перечней видов водных биоресурсов, в отношении которых осуществляются промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство», шримсы козырьковые являются объектами промышленного и прибрежного рыболовства. В соответствии с Приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГ. «Об утверждении перечня видов водных биологических ресурсов, в отношении которых устанавливается общий допустимый улов», в отношении шримсов козырьковых в подзоне Приморье общий допустимый улов не устанавливается. В соответствии с пунктом 28 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГ., разрешенный прилов водных биоресурсов, для которых общий допустимый улов не установлен (за исключением видов водных биоресурсов, на добычу (вылов) которых установлены полный, временный или сезонный запреты), допускается в количестве, не превышающем 49% от общего веса улова за одну операцию по добыче (вылову).

В связи с указанным, суд приходит к выводу, что на шримсы козырьковые распространяется действие пункта 28 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГ., и их добычу можно осуществлять в качестве прилова.

Кроме того, положения п.25.3. Правил рыболовства не содержат запрета на добычу (прилов) креветки, и в частности шримса козырькового, поскольку запреты устанавливаются в иных подразделах Правил рыболовства. Данный пункт касается только тех объектов водных биоресурсов, на которые устанавливается общий допустимый улов.

Пунктом 1 статьи 26 Закона о рыболовстве установлено, что в целях обеспечения охраны водных биоресурсов и их рационального использования могут быть установлены как перечисленные в данной статье ограничения рыболовства, так и иные установленные в соответствии с федеральными законами.

Ограничения рыболовства, включая запреты, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (п. 2 ст. 26 Закона о рыболовстве). В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ. N 666 с ДД.ММ.ГГ. осуществление функций уполномоченного органа исполнительной власти в области рыболовства возложено на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Соответственно, любые ограничения и запреты на рыболовство могут быть наложены только компетентным органом, каким является Министерство сельского хозяйства РФ.

Согласно п.п.ДД.ММ.ГГ. Положения о Министерстве сельского хозяйства РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008г. ) установление ограничений рыболовства в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, относится к исключительным полномочиям Министерства сельского хозяйства РФ.

Таким образом, запрет в любом виде на добычу (вылов), т.е. на осуществление промышленного рыболовства, в том числе в качестве прилова, может быть установлен только нормативным правовым актом полномочного государственного органа, а именно Министерства сельского хозяйства РФ.

Административным органом не представлено в материалы дела доказательств наличия каких-либо запретов на прилов шримса козырькового, установленных полномочным государственным органом.

Таким образом, суд приходит к выводу, что добыча в виде прилова шримса козырькового в количестве 14 616 кг была осуществлена СТР «Калыгирь» под командованием капитана ФИО1 на законных основаниях.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с отсутствием в действиях должностного лица – капитана российского рыбопромыслового судна СТР «Калыгирь» ФИО1 состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л:

Жалобу ФИО1 удовлетворить.

Постановление старшего государственного участкового инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов государственной районной инспекции в порту Находка Находкинской государственной зональной инспекции Пограничного управления ФСБ России по <.........>ФИО2 от ДД.ММ.ГГ. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – капитана российского рыбопромыслового судна СТР «Калыгирь» ФИО1, отменить.

Прекратить производство по делу в связи с отсутствием в действиях должностного лица – капитана российского рыбопромыслового судна СТР «Калыгирь» ФИО1 состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в <.........>вой суд в течение десяти суток со дня получения или вручения копии решения, с подачей жалобы через Находкинский городской суд <.........>.

Судья ФИО6