ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-235/17 от 01.06.2017 Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело № ******

РЕШЕНИЕ

«01» июня 2017 года <адрес>

Судья Октябрьского районного суда <адрес>ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ПАО «СКБ-банк» ФИО1 на постановление № ****** государственного инспектора <адрес> в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений <адрес>ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества «Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу» (ПАО «СКБ-банк»),

установил:

Постановлением должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ ПАО «СКБ-банк» подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.

Должностным лицом по результатам проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ плановой выездной проверки выявлено нарушение ПАО «СКБ-банк» экологических требований при эксплуатации предприятия, а именно: не организовано ведение в установленном порядке учета в области обращения с отходами в операционных офисах «Оренбургский» и «Орский» филиала «Ижевский»; осуществляется деятельность в отсутствие разработанного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; не представлены сведения об отходах, образующихся в процессе осуществления хозяйственной деятельности, в региональный кадастр отходов <адрес>; в уполномоченный орган исполнительной власти не представлена форма федерального статистического наблюдения № ******-ТП за 2015 год.

Не согласившись с постановлением должностного лица, защитник ПАО «СКБ-банк» ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просит об изменении постановления должностного лица путем исключения нарушений, связанных с отсутствием учета в области обращения с отходами и непредставлении годовой формы федерального статистического наблюдения № ******-ТП. В обоснование жалобы защитник пояснила, что банк не осуществляет деятельность в области обращения с отходами, в том числе сбор и накопление отходов, в связи с чем не обязан вести учет области обращения с отходами. Поскольку банком не осуществляется деятельность в области обращения с отходами, следовательно, юридическое лицо не обязано предоставлять годовую форму федерального статистического наблюдения № ******-ТП.

В судебное заседание защитник ПАО «СКБ-банк» ФИО1 не явилась, извещена надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, просила рассмотреть жалобу в ее отсутствие.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к выводу о необходимости изменения постановления должностного лица в связи со следующим.

Ответственность по ст. 8.1 КоАП РФ предусмотрена за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета. Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Как следует из содержания ч. 2 ст. 11 Закона № 89-ФЗ юридические при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно ч. 2 ст. 18 Закона № 89-ФЗ применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 721 утвержден Порядок учета в области обращения с отходами.

Положениями ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", а также ч. 2 ст. 18 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.

В судебном заседании установлено, что по результатам проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ плановой выездной проверки выявлено нарушение ПАО «СКБ-банк» экологических требований при эксплуатации предприятия, а именно: осуществление хозяйственной деятельности в отсутствие разработанного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; не представлены сведения об отходах, образующихся в процессе осуществления хозяйственной деятельности, в региональный кадастр отходов <адрес>.

Событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и вина ПАО «СКБ-банк» в его совершении подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств: протоколом об административном правонарушении № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, составленным в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ; актом проверки № ****** ПП-Ц от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, административном органом в материалы дела представлена совокупность относимых, допустимых и достаточных доказательств наличия в бездействии ПАО «СКБ-банк» события инкриминируемого административного правонарушения и вины в его совершении в части осуществления хозяйственной деятельности в отсутствие разработанного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также не представлении сведений об отходах, образующихся в процессе осуществления хозяйственной деятельности, в региональный кадастр отходов <адрес>.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, является формальным, в связи с чем общественную опасность представляют не какие-либо негативные последствия, наступившие вследствие противоправного бездействия юридического лица, а сам факт пренебрежительного отношения к исполнению возложенной на него законом обязанности по охране окружающей среды.

Вместе с тем, считаю заслуживающими внимания доводы защитника об отсутствии в действиях юридического лица состава инкриминируемого правонарушения в части отсутствия организации ведения в установленном порядке учета в области обращения с отходами в операционных офисах «Оренбургский» и «Орский» филиала «Ижевский» и не представления в уполномоченный орган исполнительной власти формы федерального статистического наблюдения № ******-ТП за 2015 год.

Так, в силу ст. 1 Закона № 89-ФЗ, обращение с отходами – это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов. Накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Как следует из содержания ст. 9 Закона № 89-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1062 утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Таким образом, в целях осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности юридическое лицо, либо индивидуальный предприниматель, должны получить лицензию. Деятельность по накоплению отходов в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1062, лицензированию не подлежит

В судебном заседании установлено, что ПАО «СКБ-банк» не осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, относимых и допустимых доказательств обратного в материалы дела не представлено. Также должностным лицом в материалы дела не представлено доказательств того, что юридическое лицо осуществляет деятельность по накоплению отходов.

Исходя из положений вышеуказанных норм, обязанность по представлению необходимой информации в области обращения с отходами, возложена на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих предприятия, здания, строения, сооружения и иные объекты в связи с обращением с отходами; обязанность по учету образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов - на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами (деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов).

В ходе проведения проверки должностным лицом установлено, что образующиеся в процессе хозяйственной деятельности операционных офисов «Оренбургский» и «Орский» филиала «Ижевский» ПАО «СКБ-банк» отходы вывозятся сторонними организациями, в связи с чем прихожу к выводу о том, что должностным лицом в материалы дела не представлено доказательств необходимости осуществления ПАО «СКБ-банк» учета образовавшихся отходов и, как следствие, необходимости представления в уполномоченный орган исполнительной власти формы федерального статистического наблюдения № ******-ТП за 2015 год, поскольку банк не осуществляет деятельность по обращению с отходами.

Кроме того, также считаю необходимым отметить, что непредставление в уполномоченный орган исполнительной власти формы федерального статистического наблюдения № ******-ТП за 2015 год не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, поскольку непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ.

Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену постановления, должностным лицом не допущено.

Наказание юридическому лицу назначено справедливое, в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 8.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах прихожу к выводу о необходимости изменения постановления должностного лица путем исключения выводов об отсутствии организации ведения в установленном порядке учета в области обращения с отходами в операционных офисах «Оренбургский» и «Орский» филиала «Ижевский» и не представления в уполномоченный орган исполнительной власти формы федерального статистического наблюдения № ******-ТП за 2015 год в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 30.6, п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление № ****** государственного инспектора <адрес> в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений <адрес>ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ – изменить, исключив выводы о нарушении ПАО «СКБ-банк» требований законодательства, выразившихся в отсутствии организации ведения в установленном порядке учета в области обращения с отходами в операционных офисах «Оренбургский» и «Орский» филиала «Ижевский» и не представления в уполномоченный орган исполнительной власти формы федерального статистического наблюдения № ******-ТП за 2015 год.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти суток со дня получения или вручения его копии через Октябрьский районный суд <адрес>.

Судья ФИО3