ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-235/19 от 29.11.2019 Костромского районного суда (Костромская область)

УИД 0

12-235/2019

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Кострома 29 ноября 2019 года

Судья Костромского районного суда Костромской области Чудецкий А.В.

с участием лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Бороздина А.М.,

защитника Бойковой Н.И.,

прокурора отдела прокуратуры Костромской области Митрофановой И.А.,

рассмотрев жалобу на постановление мирового судьи судебного участка № 17 Костромского судебного района Костромской области от 27.09.2019, которым Бороздин А.М., работающий заместителем начальника отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Костромской области, привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде предупреждения,

УСТАНОВИЛ:

Бороздин А.М. признан виновным в том, что, являясь должностным лицом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Костромской области, в период с 26.09.2018 по 02.10.2018 провел внеплановую выездную проверку в отношении ООО «*****» при отсутствии оснований для ее проведения.

Не согласившись с постановлением, Бороздин А.М. обратился в районный суд с жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения по тем основаниям, что он мог только осуществлять проверку без ее организации, хотя органом прокуратуры ему в вину вменялось нарушение порядка организации проверки. Проверка проведена в связи с исполнением распоряжения руководителя.

В судебном заседании Бороздин А.М. и его защитник доводы жалобы поддержали, дополнительно пояснили, что приказ руководителя Роспотребнадзора от 24.11.2017 № 1098 был получен без поручения Президента РФ. Из сложившейся практики был сделан вывод о том, что приказ имеет бессрочный характер и необходимо проводить проверки ежемесячно. Подготовку проекта распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по Костромской области от 24.09.2018 в отношении ООО *****» готовил Бороздин А.М. Проект должен быть законным и обоснованным. Однако он является лишь исполнителем, проверяет на законность и подписывает его руководитель, поэтому отказаться от исполнения распоряжения он был не вправе. При подготовке проекта он пытался найти в сети Интернет поручение Президента РФ, однако на сайте www.kremlin.ru его текст был недоступен для просмотра. Проверка проведена Бороздиным А.М. совместно с работником территориального подразделения в Шарьинском районе.

В письменном отзыве на жалобу заместитель прокурора Костромской области возражал против ее удовлетворения, указывая, что проверка в отношении ООО «*****» проведена за пределами срока, установленного поручением Президента Российской Федерации. Бороздин А.М., как государственный служащий, не вправе был исполнять неправомерное поручение руководителя, а должен был оценить его законность и отказаться от исполнения. Более того, проект распоряжения руководителя был подготовлен самим Бороздиным А.М. Поручение Президента РФ размещено в свободном доступе сети Интернет.

В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Костромской области возражала против удовлетворения жалобы, дополнительно к доводам отзыва пояснила, что поручения Президента РФ размещаются на Интернет-сайте в хронологическом порядке, то есть оно появилось на сайте 15.11.2017, что подтверждается распечаткой с сайта. Ответственность за указанное правонарушение несет должностное лицо, непосредственно проводившее проверку, а руководитель, издавший распоряжение, может быть привлечен лишь по ст. 19.1 КоАП РФ.

Судья, рассмотрев жалобу, приходит к следующим выводам.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В частности, ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ установлен порядок организации и проведения внеплановых проверок, исчерпывающий перечень оснований их проведения.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ одним из оснований проведения внеплановой проверки является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

В соответствии с ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, непредставлении акта о проведенной проверке, привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или не аттестованных в установленном порядке граждан либо проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, поручением Президента Российской Федерации от 15.11.2017 № Пр-2319 Роспотребнадзору совместно с другими ведомствами поручалось провести комплекс мероприятий, направленных на выявление и пресечение деятельности по незаконному транспортированию и размещению отходов, в срок до 30.04.2018.

В связи с данным поручением приказом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 24.11.2017 № 1098 «О реализации поручения Президента РФ от 15.11.2017 № Пр-2319» руководителям Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации поручено: обеспечить проведение указанного комплекса мероприятий; разработать планы мероприятий по реализации поручения; провести проверки на основании п. 3 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ; о результатах проведения проверок и о проделанной работе доложить до 15.12.2017, далее - ежемесячно до 25 числа каждого месяца.

По смыслу закона проведение проверки по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ, возможно только в рамках ограничений, установленных соответствующим поручением Президента Российской Федерации.

Соответственно, в рассматриваемом случае все проверочные мероприятия должны были быть проведены до 30.04.2018.

Доводы о бессрочном характере приказа руководителя Роспотребнадзора отклоняются, поскольку из него ясно следует необходимость действий только в рамках поручения Президента РФ от 15.11.2017 № Пр-2319. Но и п. 3 приказа не свидетельствует о необходимости проведения ежемесячных внеплановых проверок, он лишь содержит указание о ежемесячных отчетах о проделанной работе, которая предполагала не только проверки.

Более того, поручение руководителя органа государственного контроля (надзора) не может являться надлежащим основанием для проведения внеплановой проверки без наличия соответствующих поручений Президента РФ, Правительства РФ и требований прокурора. Поручений по указанному вопросу после 30.04.2018 Роспотребнадзору не давалось.

Вопреки изложенному на основании распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по Костромской области от 24.09.2018 с целью выполнения приказа руководителя Роспотребнадзора от 24.11.2017 № 1098 «О реализации поручения Президента РФ от 15.11.2017 № Пр-2319» (п. 6 распоряжения) специалистами Управления, в том числе Бороздиным А.М., в период с 26.09.2018 по 02.10.2018 в отношении ООО «*****» проведена внеплановая выездная проверка.

Таким образом, на момент издания приказа Управления Роспотребнадзора по Костромской области и проведения Бороздиным А.М. проверки в отношении ООО «*****» срок, указанный в поручении Президента РФ, истек, в связи с чем полномочий для проведения проверки по указанному основанию не имелось.

Нельзя согласиться с утверждениями стороны защиты о том, что Бороздин А.М. не является субъектом правонарушения, так как он исполнял распоряжение руководителя Управления Роспотребнадзора по Костромской области от 24.09.2018 и не мог оценивать его законность, отказаться от исполнения.

В силу ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 294-ФЗ орган государственного контроля (надзора), их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения соответственно функций, служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении проверки несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, выражается, в том числе, в несоблюдении должностными лицами органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), требований законодательства о государственном контроле (надзоре) путем проведения проверки при отсутствии оснований для ее проведения.

Факт отсутствия оснований для проведения проверки в отношении ООО «*****» установлен по ранее изложенным выводам, за что виновные должностные лица несут установленную законом ответственность.

Проверка в отношении ООО «*****» проведена, в том числе Бороздиным А.М., что не оспаривается, подтверждается его собственными пояснениями, распоряжением о проведении проверки (п. 3), актом проверки от 23.10.2018, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении. Вопреки утверждению жалобы Бороздину А.М. в вину вменялось именно проведение проверки в отсутствие на то оснований, а не ее организация.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ гражданский служащий должен исполнять обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне.

При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.

В противном случае гражданский служащий несет дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами (ч.ч. 2, 3 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

Таким образом, гражданский служащий, которому руководителем дано поручение, должен оценить законность такового. Исполнение неправомерного поручения законом не допускается.

Бороздин А.М., ознакомившись с распоряжением руководителя Управления Роспотребнадзора по Костромской области о проведении внеплановой проверки в отношении ООО «*****», обязан был удостовериться в наличии оснований для такой проверки, чего сделано не было.

Более того, как сам пояснил Бороздин А.М. и указано в распоряжении о проведении проверки от 24.09.2018, проект распоряжения подготовил именно он и был подписан руководителем в предложенном им виде.

То обстоятельство, что на момент составления проекта Бороздин А.М. не располагал текстом поручения Президента РФ, не освобождало от обязанности установить существо поручений и пределы проведения проверок.

В материалах дела имеется распечатка с официального сайта Президента РФ (www.kremlin.ru), согласно которой перечень поручений Президента РФ был размещен на сайте в 19 часов 15.11.2017. Он находится в свободном доступе. Доводы о том, что его текст был недоступен для просмотра, ничем не подтвержден.

Кроме того, поручение могло быть получено от вышестоящего органа, который, подготавливая приказ от 24.11.2017 № 1098, явно располагал и руководствовался им.

При таких обстоятельствах судья приходит к выводу о том, что вина Бороздина А.М. в проведении проверки в отношении ООО «*****» при отсутствии оснований для ее проведения доказана, что свидетельствует о совершении им административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ.

Таким образом, при производстве по данному делу юридически значимые обстоятельства мировым судьей определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.

Нарушений норм процессуального права не допущено, наказание назначено в пределах санкции статьи и минимально возможное.

Учитывая изложенное, оснований для отмены постановления мирового судьи не имеется.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 17 Костромского судебного района Костромской области от от 27.09.2019 о привлечении Бороздина А.М. к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Судья А.В. Чудецкий