Решение
по делу об административном правонарушении
02.06.2014 года г. Саратов
Судья Кировского районного суда г. Саратова Е.В. Яремчук,
при секретаре Крысенкове А.В.,
с участием защитников ФИО2 – Сотель А.П., Лобызовой Т.В.,
рассмотрев жалобу генерального директора ОАО «Саратовское объединение автовокзалов и автостанций» ФИО2 ФИО10 на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении по ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ,
установил:
постановлением руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово – бюджетного надзора в Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор ОАО «Саратовское объединение автовокзалов и автостанций» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
Из указанного постановления следует, что ФИО2, являясь генеральным директором ОАО «Саратовское объединение автовокзалов и автостанций» в нарушение требований п. 9.2.2 Инструкции Банка России от 04.06.2012 года № 138-И несвоевременно (нарушение срока представления более 30 дней) представил подтверждающий документ и справку о подтверждающих документах в банк ПС.
Не согласившись с постановлением руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово – бюджетного надзора в Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 подал на него жалобу, в которой просит данное постановление отменить, в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения. Указывает, что справка о подтверждающих документах была принята Саратовским отделением № 8622 ОАО «Сбербанк России» 17.05.2013 года, то есть до истечения срока предоставления – 28.05.2013 года. При этом, выраженное банком мнение 15.07.2013 года о неправильном заполнении справки о подтверждающих документах, не может быть квалифицировано как несоблюдение сроков предоставления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
Согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В судебное заседание, назначенное на 02.06.2014 г. ФИО2, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял, в представленном заявлении просил рассмотреть жалобу на постановление без его участия.
Защитники ФИО2 – Лобызова Т.В., Сотель А.П. в судебном заседании доводы жалобы поддержали, просили ее удовлетворить. Полагали, что у Саратовского отделения № 8622 ОАО «Сбербанк России» отсутствовали законные основания требовать предоставление корректирующей справки о подтверждающих документах.
Заместитель начальника отдела валютного контроля и правовой работы Территориального управления Федеральной службы финансово – бюджетного надзора в Саратовской области ФИО3 просила в удовлетворении жалобы отказать, полагая вынесенное постановление законным, а вину ФИО2 в совершении административного правонарушения по ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ доказанной.
Исследовав материалы административного дела, выслушав защитника ФИО2 – Сотель А.П., заместителя начальника отдела валютного контроля и правовой работы Управления ФИО3, свидетеля ФИО4, судья приходит к следующим выводам.
На основании ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с положениями ст. 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
На основании ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Часть 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ предусматривает административную ответственность должностных лиц за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами более чем на тридцать дней, в виде наложения административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения выступают экономические интересы Российской Федерации, выражающиеся в осуществлении контроля над внешнеэкономической деятельностью и порядком осуществления валютных операций.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 КоАП, образует, в том числе, нарушение установленных сроков представления форм учета, отчетности и информации при осуществлении валютных операций.
Субъектом рассматриваемого правонарушения могут быть должностные лица и юридические лица.
В силу положений ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом
В соответствии с ч. 4 ст. 5, ч. 3 ст. 23 Закона, единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается для представления уполномоченным банкам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг - устанавливаются Центральным банком Российской Федерации
Согласно п.п. 9.1.3 Инструкция Банка России от 04.06.2012 года № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» при исполнении (изменении, прекращении) обязательств по контракту (кредитному договору), по которому оформлен ПС, резидент представляет в банк ПС одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с приложением 5 к настоящей Инструкции, следующие документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств по контракту (кредитному договору) способом, отличным от исполнения обязательств по контракту (кредитному договору) в виде расчетов, или документы, подтверждающие изменение обязательств по контракту (кредитному договору): в случае выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, - акты приема-передачи, счета, счета-фактуры и (или) иные коммерческие документы, оформленные в рамках контракта и (или) в соответствии с обычаями делового оборота, в том числе документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота.
В соответствии с п.п. 9.2.2 Инструкции, справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в пункте 9.1 настоящей Инструкции, представляются резидентом в банк ПС в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, указанные в подпунктах 9.1.2 - 9.1.4 пункта 9.1 настоящей Инструкции.
Из материалов дела усматривается, что 04.12.2012 года между ОАО «Саратовское объединение автовокзалов и автостанций» и Товариществом с ограниченной ответственностью «Пассажир - Авто» заключен договор №054 об организации и осуществлении пассажирских перевозок автомобильным транспортом в международном сообщении, сроком действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В рамках исполнения обязательств по договору ОАО «Саратовской объединение автовокзалов и автостанций» оказало услуги по международной перевозке пассажиров <данные изъяты>, что подтверждается отчетом перевозчика за апрель 2013 года от 30.04.2013 года на сумму 264167 рублей РФ (из которых 60731,50 рубля удержано агентское вознаграждение и 203435,50 рублей сумма к перечислению), отчетом агента за апрель от 30.04.2013 года на сумму 60731 рубль 50 копеек.
Таким образом, ОАО «Саратовской объединение автовокзалов и автостанций» надлежало не позднее 28.05.2013 года представить в уполномоченный банк отчет перевозчика за апрель 2013 года от 30.04.2013 года, отчеты агента за апрель 2013 года, подписанные сторонами 30.04.2013 года и справку о подтверждающих документах, которые фактически представлены только 15.07.2013 года, то есть с нарушением установленного п.п. 9.2.2 Инструкции Банка России от 04.06.2012 года № 138-И, срока.
Распоряжением Правительства Саратовской области Министерства транспорте и дорожного хозяйства области «Об избрании генерального директора открытого акционерного общества «Саратовское объединение автовокзалов и автостанций» от ДД.ММ.ГГГГ №, с ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором ОАО «Саратовское объединение автовокзалов и автостанций» избран ФИО2
Оценив все доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ должностное лицо обоснованно пришло к выводу о наличии вины в действиях ФИО2 и правильно квалифицировало его действия по ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, доводы жалобы ФИО2 об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения нельзя признать состоятельными.
Обстоятельств, препятствующих исполнению ФИО2 обязанности по своевременному представлению документов в уполномоченный банк, не установлено. Доказательства принятия ФИО2 мер, направленных на своевременное выполнение требований законодательства, в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с Инструкцией Банка России от 04.06.2012 года № 138-И в случае осуществления валютных операций, связанных с зачислением на расчетный счет резидента в валюте Российской Федерации валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента, и (или) со списанием с его расчетного счета в валюте Российской Федерации валюты Российской Федерации в пользу нерезидента, по контракту (кредитному договору), по которому оформлен паспорт сделки, резидент представляет в уполномоченный банк следующие документы: справку о валютных операциях; документы, связанные с проведением валютных операций, указанных в справке о валютных операциях. Резидент вправе представить указанные в настоящем пункте справку о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней валютных операций, при зачислении на его расчетный счет в валюте Российской Федерации валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента, при осуществлении валютных операций, не предусматривающих оформления паспорта сделки, в случае, указанном в пункте 3.14 настоящей Инструкции (п.3.6).
Согласно п. 18.6 Инструкции уполномоченный банк отказывает в принятии справок, расчетного документа по валютной операции в следующих случаях, за исключением случая, установленного пунктом 18.8 настоящей Инструкции: если представленные справки или расчетный документ по валютной операции составлены с нарушением требований, установленных настоящей Инструкцией (п.п.18.6.1); если из представленных резидентом документов, связанных с проведением валютных операций, или из подтверждающих документов следует несоответствие информации, указанной в справках или в расчетном документе по валютной операции, за исключением информации, указанной в справках в соответствии с частью 1.1 статьи 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», сведениям, содержащимся в представленных документах (п.п.18.6.2); из-за непредставления, за исключением случаев, установленных настоящей Инструкцией, резидентом одновременно со справками, расчетным документом по валютной операции документов, связанных с проведением валютных операций, или подтверждающих документов, на основании которых заполнены справки или расчетный документ по валютной операции, либо представления неполного комплекта указанных документов (п.п.18.6.3); если информация, указанная резидентом в справке о валютных операциях и (или) справке о подтверждающих документах, в том числе в целях представления в банк ПС информации об ожидаемом максимальном сроке исполнения нерезидентом обязательств по контракту, отсутствует в информации, передаваемой уполномоченному банку в соответствии с Положением о передаче информации о декларациях на товары, либо ей не соответствует (п.п.18.6.4).
Ссылку защиты на показания свидетеля ФИО8 в подтверждении доводов на принятие банком справки о подтверждающих документах 17.05.2013 года – в день проведения валютной операции, суд признает несостоятельной, поскольку из представленных документов следует, что банком было отказано в ее принятии, в связи с нарушением п.18.6.2 Инструкции Банка России № 138-И, а именно «Признак поставки указан неверно. При указании кода вида подтверждающего документа 13_3 признак поставки не заполняется. Данный подтверждающий документ не может быть отражен только кодом 13_3, необходимо добавить строку 2 с тем же документом, но с кодом 04_3» (л.д.134).
Кроме того, из приведенных выше положений следует, что необходимыми документами для проведения валютной операций являются: справка о валютных операциях, платежный документ. Тогда как, справка о подтверждающих документах свидетельствует о состоявшемся исполнении обязательств по договору.
С устраненными недостатками справка предъявлена в банк 15.07.2013 года, то есть с нарушением установленного срока (л.д.135).
Ссылку в жалобе на отсутствие причинения ущерба (урона) правам и законным интересам гражданам, общества и государства, а также противоправности в действиях ФИО2, суд внимание не принимает, поскольку состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, является формальным и привлечение к административной ответственности по нему не ставится в зависимость от наступления негативных последствий. Наступление общественно опасных последствий в виде причинения ущерба при совершении правонарушений с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий презюмируется самим фактом неисполнения установленной законом обязанности.
Как следует из общеправового принципа, закрепленного в части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации заявитель обязан выполнить требования валютного законодательства. То есть, вступая в правоотношения, регулируемые валютным законодательством, заявитель должен был не только знать о существовании обязанностей, но, и обязан был обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения требований валютного законодательства, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний. Мотивы невыполнения резидентом своей обязанности для привлечения к ответственности по данной норме, значения не имеют.
При этом неисполнение установленных требований валютного законодательства влечет негативные последствия для интересов государства, поскольку представляемые сведения необходимы для качественной выработки валютной и внешнеэкономической политики и принятия решений, влияющих на экономическую ситуацию в стране.
Информация, содержащаяся в представляемых уполномоченному банку документах, как агенту валютного контроля требуется для осуществления контрольно-надзорных функций за резидентами и нерезидентами при осуществлении ими валютных операций. Непредставление либо несвоевременное представление документов препятствует выполнению контрольных мероприятий, тем самым наносит вред общественным отношениям в сфере валютного законодательства.
Таким образом, совершенное ФИО2 правонарушение создает существенную угрозу как для установленного государством в сфере валютного регулирования и валютного контроля порядка общественных отношений, так и для осуществления контрольных функций со стороны агентов валютного контроля.
Постановление о привлечении ФИО2 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено ФИО2 в соответствии с санкцией ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ.
Таким образом, оснований для отмены постановления руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово – бюджетного надзора в Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово – бюджетного надзора в Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении по ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ в отношении генерального директора ОАО «Саратовское объединение автовокзалов и автостанций» ФИО2 ФИО11 оставить без изменения, а жалобу ФИО2 ФИО12 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Кировский районный суд г. Саратова в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии.
Судья Е.В. Яремчук