ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-235/2018 от 31.05.2018 Ленинскогого районного суда г. Магнитогорска (Челябинская область)

Дело № 12-235/2018

Р Е Ш Е Н И Е

31 мая 2018 года г. Магнитогорск

Судья Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области ФИО1,

при секретаре Флянтиковой Е.В.,

с участием защитника Штригуль Н.И.,

рассмотрев жалобу должностного лица ФИО2 на постановление № 041/178/17 о назначении административного наказания от 05 апреля 2018 года, вынесенное государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Челябинской области И.О.С., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении должностного лица директора ООО «Строительное управление № 5»

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением № 041/178/17 о назначении административного наказания от 05 апреля 2018 года, вынесенным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Челябинской области И.О.С., должностное лицо директор ООО «Строительное управление № 5 (далее ООО «СУ № 5») ФИО2 привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 3000 рублей.

В постановлении должностного лица существо правонарушения указано следующее:

В соответствии со ст. 212 ТК РФ, «обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда» работодатель обязан обеспечить: обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

В соответствии со ст. 225 ТК РФ «обучение в области охраны труда» все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченном Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29 (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 2.3.1 Порядка руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза-в три года.

Согласно п. 2.3.2. Порядка, обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы. Обучение по охране труда проходят: руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели - физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью; руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ; педагогические работники образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного и профессионального образования - преподаватели дисциплин "охрана труда", "безопасность жизнедеятельности", "безопасность технологических процессов и производств", а также организаторы и руководители производственной практики обучающихся - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

В соответствии со ст. 76 ТК РФ «Отстранение от работы» работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника: не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

В нарушение требований ст.ст. 76, 212, 225 ТК РФ, п. 2.3 Порядка обучение по охране труда и проверка знаний по охране труда руководителям, специалистам, инженерно-техническим работникам ОП ООО «СУ N 5» (г. Нижний Тагил), осуществляющим организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ организовано работодателем ООО «СУ N 5» с нарушением сроков, а именно:

В нарушение требований ст.ст. 76, 212, 225 ТК РФ, п. 2.3 Порядка главный технолог ОП ООО «СУ N 5» (г. Нижний Тагил), З.С.Э. (дата приема на работу 16.02.2018г) в период с 17.03.2018 по 23.03.2018 допущен к выполнению работ без проведения в установленном порядке обучения и проверки знаний по охране труда, что подтверждается протоколом N 11-1 заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда АНО ДПО «Магнитогорский центр охраны труда и промышленной безопасности» от 23.03.2018. Ранее до приема на работу и

назначения на должность З.С.Э., как руководитель, специалист обучение и проверку знаний по охране труда в аккредитованных обучающих центрах не проходил.

В нарушение требований ст.ст. 76, 212, 225 ТК РФ, п. 2.3 Порядка главный механик ОП ООО «СУ № 5» (г. Нижний Тагил) К.А.В. (дата приема на работу 09.01.2018) в период с 10.02.2018 по 16.03.2018 допущен к выполнению работ без проведения в установленном порядке, обучения и проверки знаний по охране труда, что подтверждается протоколом № 9-3 заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда АНО ДПО «Магнитогорский центр охраны труда и промышленной безопасности» от 16.03.2018. Ранее до приема на работу и назначения на должность К.А.В. как руководитель, специалист обучение и проверку знаний по охране труда в аккредитованных обучающих центрах не проходил.

В нарушение требований ст.ст. 76, 212, 225 ТК РФ, п. 2.3 Порядка начальник коммерческого отдела ОП ООО «СУ № 5» (г. Нижний Тагил) П.А.В. (дата приема на работу 12.02.2018) в период с 13.03.2018 по настоящее время допущен к выполнению работ без проведения в установленном порядке, обучения и проверки знаний по охране труда. Протокол заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда работодателем не представлен.

В нарушение требований ст.ст. 76, 212, 225 ТК РФ, п. 2.3 Порядка главный инженер ОП ООО «СУ № 5» (г. Нижний Тагил) Р.В.Ю. (дата приема на работу 01.02.2018) в период с 02.03.2018 по 23.03.2018 допущен к выполнению работ без проведения в установленном порядке, обучения и проверки знаний по охране труда, что подтверждается протоколом № 11-1 заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда АНО ДПО «Магнитогорский центр охраны труда и промышленной безопасности» от 23.03.2018. Ранее до приема на работу, назначения на должность Р.В.Ю. как руководитель, специалист обучение и проверку знаний по охране труда в аккредитованных обучающих центрах не проходил.

В нарушение требований ст.ст. 76, 212, 225 ТК РФ, п. 2.3 Порядка начальник бетонного цеха ОП ООО «СУ № 5» (г. Нижний Тагил) Ш.Е.В. (дата приема на работу 21.12.2017) в период с 22.01.2018 по 16.03.2018 допущена к выполнению работ без проведения в установленном порядке, обучения и проверки знаний по охране труда, что подтверждается протоколом № 9-3 заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда АНО ДПС «Магнитогорский центр охраны труда и промышленной безопасности» от 16.03.2018. Ранее до приема на работу и назначения на должность Ш.Е.В. как руководитель, специалист обучение и проверку знаний по охране труда в аккредитованных обучающих центрах не проходила.

В соответствии со ст. 225 ТК РФ «Обучение в области охраны труда» все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда. порядке, установленном уполномоченном Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

На основании п. 1.5 Порядка обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны труда в соответствии с Порядком подлежат все работники организации, в том числе ее руководитель.

В соответствии с п. 1.7 Порядка ответственность за организацию и своевременность обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда работников организаций несет работодатель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2.3.1 Порядка руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Вновь назначенные на должность руководители и специалисты организации допускаются к самостоятельной деятельности после их ознакомления работодателем (или уполномоченным им лицом) с должностными обязанностями, в том числе по охране труда, с действующими в организации локальными нормативными актами, регламентирующими порядок организации работ по охране труда, условиями труда на вверенных им объектах (структурных подразделению организации).

На основании п. 2.3.2 Порядка обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.

В нарушение требований ст.ст. 76, 212, 225 ТК РФ, п. 1.5, 1.7, 2.3 Порядка работодателем ООО «СУ N 5» не организовано проведение обучения по охране труда и проверка знаний требований охраны труда специалистов ОП ООО «СУ N 5» (г. Нижний Тагил), не осуществляющих организацию, руководство и про ведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ. Протоколы заседания комиссии ООО «СУ N 5» или образовательных учреждений по проверке знаний требований охраны труда работодателем не представлены, а именно:

В нарушение требований ст.ст. 76, 212, 225 ТК РФ, п. 1.5, 1.7, 2.3 Порядка ведущий бухгалтер ОП ООО «СУ N 5» (г. Нижний Тагил) Б.В.Л. (дата приема на работу 01.04.2014) в период с 02.05.2014 по настоящее время допущена к выполнению работ без проведения в установленном порядке, обучения и проверки знаний по охране труда.

В нарушение требований ст.ст. 76, 212, 225 ТК РФ, п. 1.5, 1.7, 2.3 Порядка инспектор по кадрам ОП ООО «СУ N 5» (г. Нижний Тагил) В.Н.В. (дата приема на работу 01.02.2018) в период с 02.03.2018 по настоящее время допущена к выполнению работ без проведения в установленном порядке, обучения и проверку знаний по охране труда.

В нарушение требований ст.ст. 76, 212, 225 ТК РФ, п. 1.5, 1.7, 2.3 Порядка бухгалтер ОП ООО «СУ N 5» (г. Нижний Тагил) В.Д.З. (дата приема на работу 07.02.2018) в период с 08.03.2018 по настоящее время допущена к выполнению работ без проведения обучения и проверки знаний по охране труда.

В нарушение требований ст.ст. 76, 212, 225 ТК РФ, п. 1.5, 1.7, 2.3 Порядка юрисконсульт ОП ООО «СУ N 5» (г. Нижний Тагил) З.С.А. (дата приема на работу 09.08.2017) в период с 10.09.2017 по настоящее время допущена к выполнению работ без проведения обучения и проверки знаний по охране труда.

В нарушение требований ст.ст. 76, 212, 225 ТК РФ, П. 1.5, 1.7, 2.3 Порядка менеджер ОП ООО «СУ N 5» (г. Нижний Тагил) З.О.В. (дата приема на работу 18.06.2014) в е период с 19.07.2014 по настоящее время допущена к выполнению работ без про ведения обучения и проверки знаний по охране труда.

В нарушение требований ст.ст. 76, 212, 225 ТК РФ, П. 1.5, 1.7, 2.3 Порядка ведущий инженер ОП ООО «СУ N 5» (г. Нижний Тагил) Ш.С.В. (дата приема на работу 11.09.2017) в период с 12.l0.2017 по настоящее время допущен к выполнению работ без проведения обучение и проверки знаний по охране труда.

В нарушение требований ст.ст. 76, 212, 225 ТК РФ, п. 1.5, 1.7,2.3 Порядка инженер по организации и нормированию труда ОП ООО «СУ N 5» (г. Нижний Тагил) Ш.О.В. (дата приема на работу 29.01.2018) в период с 30.02.2018 по настоящее время допущена к выполнению работ без про ведения обучения и проверки знаний по охране труда.

В соответствии со ст. 212 ТК РФ «Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда» работодатель обязан обеспечить применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников; приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, в специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих и средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

В соответствии со ст. 221 ТК РФ «Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты» на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, в выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.06.2009 N 290н "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты" (с изменениями и дополнениями) устанавливает обязательные требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ) (далее - Приказ N 290н).

В соответствии с п. 14 Приложения к Приказу N 290н «Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» при выдаче работникам СИЗ работодатель руководствуется типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности.

При отсутствии профессий и должностей в соответствующих типовых нормах работодатель выдает работникам СИЗ, предусмотренные типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, а при отсутствии профессий и должностей в этих типовых нормах - типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ.

В соответствии с п. 15 Приложения к Приказу N 290н бригадирам, мастерам, выполняющим обязанности бригадиров, помощникам и подручным рабочим, профессии которых указаны в соответствующих типовых нормах, выдаются те же СИЗ, что и работникам соответствующих профессий.

В соответствии с п. 16 Приложения к Приказу N 290н предусмотренные в типовых нормах СИЗ рабочих, специалистов и других служащих выдаются указанным работникам и в том случае, если они по занимаемой профессии и должности являются старшими и выполняют непосредственно те работы, которые дают право на получение этих средств индивидуальной защиты.

В соответствии с п. 17 Приложения к Приказу N 290н работникам, совмещающим профессии или постоянно выполняющим совмещаемые работы, в том числе в состав: комплексных бригад, помимо выдаваемых им СИЗ по основной профессии, дополнительно выдаются в зависимости от выполняемых работ и другие виды СИЗ, предусмотренных соответствующими типовыми нормами для совмещаемой профессии (совмещаемому виду работ) с внесением отметки о выданных СИЗ в личную карточку учета выдачи СИЗ.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 июля 2007 N 477 "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым строительных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах с вредными и (или опасными условиями труда, а также выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением" (далее - Приказ N 477) утверждает Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на строительных строительно-монтажных ремонтно-строительных работах.

На основании п. 81 Приложения к Приказу N 477 работнику по профессии «Стропальщик» положены следующие виды СИЗ: комбинезон сигнальный 3 класса защиты или костюм сигнальный 3 класса защиты, ботинки кожаные с жестким подноском или сапоги резиновые жестким подноском, плащ непромокаемый.

На основании п. 88 Приложения к Приказу N 477 работнику по профессии «Электрогазосварщик» положены следующие виды СИЗ: костюм брезентовый или костюм сварщика, ботинки кожаные с жестким подноском или сапоги резиновые с жестким подноском.

На основании п. 1 Примечания Приложения к Приказу N 477 всем рабочим, руководителя и специалистам, предусмотренным настоящими Нормами, должны дополнительно выдаваться каска со сроком носки "до износа" и подшлемник под каску со сроком носки 1 год. Зимой дополнительно к каске должен выдаваться подшлемник утепленный (с однослойным или трехслойным утеплителем) со сроком носки 2 года. Вход на строительную площадку без защитной каски не допускается.

В нарушение требований ст.ст. 212, 221 ТК РФ, Приказа № 290н, п. 81 Приложения к Приказу № 477 стропальщик ОП ООО «СУ № 5» (г. Нижний Тагил) С.А.Н. (трудовой договор № 8-СШ от 07.07.2017) в период с 07.07.2017 по настоящее время допущен к выполнению работ не обеспеченный работодателем СИЗ в полном объеме, что подтверждается его личной карточкой б/н учета выдачи средств индивидуальной защиты. Согласно личной карточки б/н С.А.Н. ему выданы следующие СИЗ: ботинки утепленные (дата выдачи 05.03.2018), валенки (дата выдачи 01.02.2018), не выданы: комбинезон сигнальный 3 класса защиты или костюм сигнальный 3 класса защиты, плащ непромокаемый, каска.

В нарушение требований ст.ст. 212, 221 ТК РФ, Приказа № 290н, п. 88 Приложения к Приказу № 477 электрогазосварщик ОП ООО «СУ № 5» (г. Нижний Тагил) Г.Ю.А. (трудовой договор № 36-СШ от 05.02.2018) в период с 05.02.2018 по настоящее время допущен к выполнению работ не обеспеченный работодателем СИЗ в полном объеме, что подтверждается его личной карточкой б/н учета выдачи средств индивидуальной защиты. Согласно личной карточки б/н ФИО3 IO.A. ему выданы следующие СИЗ: ботинки утепленные (дата выдачи 21.02.2018), не выданы: костюм брезентовый или костюм сварщика, каска.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 09 декабря 2014 г. N 997н "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением" (далее - Приказ № 997н) утверждает Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности.

На основании п. 62 Приложения к Приказу № 997н работнику по профессии «Лаборант по физико-механическим испытаниям» положены следующие виды СИЗ: халат для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий фартук из полимерных материалов с нагрудником, перчатки с полимерным покрытием, очки защитные, средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее.

На основании п. 21 Приложения к Приказу № 997н работнику по профессии «Транспортерщик» положены следующие виды СИЗ: костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, перчатки с полимерным покрытием.

В нарушение требований ст.ст. 212, 221 ТК РФ, Приказа № 290н, п. 62 Приложения к Приказу № 997н лаборант по физико-механическим испытаниям ОП ООО «СУ № 5» (г. Нижний Тагил) Н.З.А. (трудовой договор № 86-СШ от 14.03.2018) в период с 14.03.2018 по настоящее время допущена к выполнению работ не обеспеченная работодателем СИЗ, что подтверждается ее Личной карточкой б/н учета выдачи средств индивидуальной защиты. Согласно Личной карточки б/н Н.З.А. СИЗ ей не выданы.

В нарушение требований ст.ст. 212, 221 ТК РФ, Приказа № 290н, п. 21 Приложения к Приказу № 997н транспортерщик ОП ООО «СУ № 5» (г. Нижний Тагил) И.Р.Ю. (трудовой договор № 25-СШ от 28.12.2017) в период с 28.12.2017 по настоящее время допущен к выполнению работ не обеспеченный работодателем СИЗ, что подтверждается его Личной карточкой б/н учета выдачи средств индивидуальной защиты. Согласно Личной карточки б/н И.Р.Ю. СИЗ ему не выданы.

Ст. 22 ТК РФ на работодателя возложена обязанность соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Трудовой кодекс РФ обязателен для применения на всей территории РФ для всех работодателей (юридических или физических лиц) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 2 ст. 11 ТК РФ).

В соответствие со ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно п. 13.1 Устава ООО «СУ N 5» единоличным исполнительным органом является директор, который обладает правами работодателя.

В соответствии с Протоколом общего собрания участников ООО «СУ N 5» от 28.08.2016, директором ООО «СУ N 5» избрана ФИО2

В ходе проведения надзорных мероприятий ФИО2 не представлено доказательств невозможности соблюдения требований трудового законодательства.

Таким образом, в действиях (бездействиях) ФИО2, директора ООО «СУ № 5» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ - нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.

Указанное административное правонарушение совершено ФИО2 по неосторожности, так как она, являясь должностным лицом, ответственным за соблюдение трудового законодательства РФ, должна была и могла предвидеть возможность наступления вредных последствий своего бездействия (ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 419 ТК РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральным законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ - нарушение государственных нормативны требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; н юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Административное правонарушение выявлено 27.03.2018 при составлении Акта проверки, совершено по месту ведения производственной деятельности - Свердловская область, н. Нижний Тагил, ул. Северное Шоссе, д. 12.

Должностное лицо ФИО2, не согласившись с вынесенным постановлением № 041/178/17 от 05.04.2018, обратилась в суд с жалобой на указанное постановление, просит его отменить и производство по жалобе прекратить. Указанное постановление считает незаконным, необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

Во-первых, 19.02.2018 в адрес ООО «Строительное управление N 5» (ООО «СУ N 5») от государственного инспектора труда государственной инспекции труда в Челябинской области И.О.С. поступило уведомление от 19.02.2018 N 041/178\2-ИСХ о проведении в период с 26 февраля 2018 г. по 27 марта 2018 г. плановой выездной проверки с приложением копии распоряжения от 16.02.2018 N 041/178/1, подписанного руководителем государственной инспекции труда в Челябинской области Ш.П.Б.

Распоряжением от 16.02.2018 N 041/178/1 Ш.П.Б. определил провести плановую выездную проверку в отношении ООО «СУ N 5», место нахождения: <...>, и назначил лиц, уполномоченных на проведение проверки - государственных инспекторов труда сектора по Магнитогорскому округу госинспекции труда в Челябинской области - И.О.С., П.Т.И., ФИО4, Т.Г.М., А.Н.З., М.Е.Н.

Также данным Распоряжением от 16.02.2018 N 041/178/1 Ш.П.Б. установлено, что проверка проводится с целью выполнения плана проведения плановых проверок на 2018 год, опубликованного на официальных сайтах Государственной инспекции труда в Челябинской области, Роструда, Генеральной прокуратуры и в сети Интернет.

В плане проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год, согласованного с прокуратурой Челябинской области и размещенного на сайте Государственной инспекции труда в Челябинской области в частности под номером 157 указано:

- наименование юридического лица (ЮЛ), (филиала, представительства, обособленного структурного подразделения), Ф.И.О. индивидуального предпринимателя (ИП), деятельность которого подлежит проверке - Общество с ограниченной ответственностью «Строительное управление N 5»;

- адрес места нахождения юридического лица - <...>.

- адрес места фактического осуществления деятельности юридического лица - 455000, <...>;

- порядковый номер проверки ООО «СУ № 5» в системе ФГИС ЕРП – 201702444134.

Таким образом, планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год, согласованным с органами прокуратуры установлен конкретный адрес, по которому проводится плановая выездная проверка: 455000, <...> д. дом 50, офис 4.

Своим Распоряжением от 13 марта 2018 г. руководитель гострудинспекции Челябинской области Ш.П.Б. дополнительно назначил лицом, уполномоченным н проведение плановой выездной проверки по адресу: <...>, государственного инспектора труда Государственной инспекции труда Свердловской области А.А.А., что является грубым нарушением Положения о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости - Государственно инспекции труда в Челябинской области, утвержденной приказом Федеральной службы по труду и занятости от 28.12.2009 № 453, а также п. 45 Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о 30.10.2012 N 354н.

14.03.2018 в адрес ООО «СУ № 5» направлена копия второго варианта Распоряжения от 16.02.2018 № 041/178/1, подписанное руководителем государственной инспекции труда по Челябинской области Ш.П.Б., в котором дополнительно назначен лицом уполномоченным на проведение проверки государственный инспектор труда государственной инспекции труда в Свердловской области А.А.А., что является грубым нарушением п. 12 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в части срока уведомления о проведении проверки), что в соответствии со ст. 20 указанного закона является грубым нарушением.

Фактически проверка проводилась по адресу: <...>.

Таким образом, Гострудинспекцией в Челябинской области нарушены требования ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в части проведения плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок), что в соответствии со ст. 20 указанного закона является грубым нарушением.

Во-вторых, по результатам проверки государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Челябинской области И.О.С. был составлен протокол № 043/178/8 от 30.03.2018 об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

В соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты населения «Об утверждении перечня должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» № 238 от 02.09.2015 по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ правомочны составлять протоколы следующие должностные лица:

Главный государственный инспектор труда Российской Федерации, его заместители;

Руководители структурных подразделений Федеральной службы по труду и занятости главные государственные инспекторы труда, их заместители;

Главные государственные инспекторы труда в субъектах Российской Федерации, их заместители;

Руководители структурных подразделений соответствующих государственных инспекций труда - главные государственные инспекторы труда, их заместители;

Главные государственные инспекторы труда соответствующих государственных инспекций труда;

Главные государственные инспекторы труда.

В данном перечне отсутствует должность государственного инспектора труда. Таким образом, считает, что у государственного инспектора отсутствуют полномочия на составление протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

В-четвертых, Постановление о назначении административного наказания № 041/178/17 от 05.04.2018 (входящий № 0817 от 13.04.2018) вынесено на основании Протокола № 043/178/8 от 30.03.2018, составленного неуполномоченным должностным лицом и не может являться на надлежащим юридическим основанием для вынесения Постановления о назначении административного наказания в отношении должностного лица ФИО2

В-пятых, в соответствии с положениями Устава ООО «СУ № 5» на директора общества возлагаются функции общего руководства текущей деятельностью предприятия. Функции по организации охраны труда возложены в соответствии с должностной инструкцией на директора обособленного подразделения ООО «СУ № 5».

Лицо, привлеченное к административной ответственности ФИО2 в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания уведомлена своевременно, надлежащим образом. Каких-либо заявлений суду не представила, об отложении дела не просила. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лица, привлеченного к административной ответственности.

Защитник Штригуль Н.И. в судебном заседании доводы жалобы поддержала, дополнила, что ФИО2 незаконного и необоснованно подвергнута к административной ответственности. Проверка проведена в Свердловской области в <...>. У государственного инспектора отсутствуют полномочия для составления протокола. В г. Нижнем Тагиле есть обособденное подразделение СУ № 5, которое выполняет функции по организации охраны труда, возложенные на директора обособленного подразделения. Проверка проведена с нарушением, т.к. обособленное подразделение не включено в план проверки. ФИО2 уведомлена о месте и времени составления протокола.

Представитель Государственной инспекции труда в Челябинской области в судебном заседании не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен своевременно, надлежащим образом. Представил возражения против удовлетворения жалобы, считает вынесенное постановление законным и обоснованным. Плановую выездную проверку обособленного структурного подразделения ООО «СУ № 5» <...>, проводил государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Свердловской области А.А.А., уполномоченный на проведении плановой выездной проверки ООО «СУ № 5», что не противоречит закону. Таким образом, проверка ООО «СУ № 5» проведена в рамках закона, ни грубых, ни иных нарушений не допущено.

Заслушав участвующих лиц, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, решение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении, выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а, именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а так же причины и условия совершения административного правонарушения.

Установление виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а так же на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.

В силу ч. 3 ст. 30.6, ст. 30.7 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.

Частью 1 ст. 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основании и в порядке, установленных законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

Согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Согласно ч. 2 ст. 11 ТК РФ, кодекс обязателен для применения на всей территории РФ для всех работодателей (юридических или физических лиц) независимо от их организационно-правовых форм собственности.

В соответствии с ч. 2 ст. 211 ТК РФ, государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Согласно ст. 212 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов.

В соответствии со ст. 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В силу ст. 419 ТК РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к административной ответственности в порядке, установленном Федеральными Законами РФ.

Оценив все доводы участвующих лиц, исследованные доказательства в совокупности, суд считает, что доводы жалобы лица, привлеченного к административной ответственности ФИО2 не подлежат удовлетворению. Как следует из исследованных материалов дела, представленных суду, привлечение к административной ответственности должностного лица директора ООО «СУ № 5» ФИО2 постановлением № 041/178/17 от 05.04.2018 по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, осуществлялось в связи с нарушениями должностным лицом государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год, согласованным с органами прокуратуры установлен конкретный адрес, по которому проводится плановая выездная проверка: 455000, <...> д. дом 50, офис 4, о том, что по Распоряжению от 13 марта 2018 г. руководитель гострудинспекции Челябинской области Ш.П.Б. незаконно дополнительно назначил лицом, уполномоченным на проведение плановой выездной проверки инспектора труда Государственной инспекции труда Свердловской области А.А.А., что является грубым нарушением Положения о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости - Государственно инспекции труда в Челябинской области, являются необоснованными, поскольку обособленное подразделение является структурным подразделением юридического лица, в отношении которого проводилась проверка, государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Свердловской области А.А.А. является сотрудником единой Федеральной службы по труду и занятости, уполномочен на проведение плановой выездной проверки обособленного подразделения ООО «СУ № 5», что не противоречит закону.

В части доводов жалобы о том, что проведение проверки государственным инспектором труда государственным инспекции труда в Свердловской области А.А.А. фактически проверка проводилась по адресу: <...>, в то время как по распоряжению указан адрес проверки: ул. Б. Окуджавы 7, г. Нижний Тагил, также являются необоснованными, поскольку ООО «СУ № 5» были представлены документы: штатное расписание ООО «СУ № 5» на период с 01.01.2018, в котором указан адрес фактического местонахождения исполнительного органа юридического лица: Обособленное подразделение ООО «СУ № 5» - Завод железобетонных изделий, <...>. Поскольку адрес обособленного структурного подразделения ООО «СУ № 5»: <...>, в соответствии со статьей 9 «Организация и проведение плановой проверки» Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 18.04.2018) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" для осуществления Государственной инспекции труда в Челябинской области контрольно-надзорной деятельности при проведении плановой проверки за соблюдением юридическим лицом (филиалом, представительством, обособленным структурным подразделением) в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами. Распоряжением от 13.03.2018 руководитель Государственной инспекции труда в Челябинской области Ш.П.Б. дополнительно назначил лицом, уполномоченным на проведение плановой выездной проверки, государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области А.А.А. Суд не усматривает нарушений норм закона указанием в распоряжении о проведении проверки обособленного подразделения юридического лица одного адреса, а фактической проверки по другому адресу, поскольку проверяемое подразделение является обособленным подразделением юридического лица, в отношении которого проводилась проверка. Ошибочное указание одного адреса проверки в г. Нижнем Тагиле и фактическая проверка по другому адресу того же самого юридического лица, по мнению суда, не является существенным нарушением влекущим отмену результатов проверки и процессуального решения должностного лица. Кроме того, сторона защиты не оспаривает факта того, что проверяемое обособленное подразделение является структурным подразделением юридического лица.

В части доводов жалобы о том, что постановление о назначении административного наказания № 041/178/17 от 05.04.2018 (входящий № 0817 от 13.04.2018) вынесено на основании Протокола № 043/178/8 от 30.03.2018, составленного неуполномоченным должностным лицом и не может являться на надлежащим юридическим основанием для вынесения постановления о назначении административного наказания в отношении должностного лица ФИО2 являются необоснованными, поскольку в соответствии с Перечнем должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости, и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях (утвержденным приказом Федеральной службы по труду и занятости от 2 сентября 2015 года N 238) в отношении должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, по административным правонарушениям, предусмотренным статьей 5.27, частями 1-4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять, в том числе и, государственные инспекторы труда.

В части доводов жалобы о том, что в соответствии с положениями Устава ООО «СУ № 5» на директора общества возлагаются функции общего руководства текущей деятельностью предприятия. Функции по организации охраны труда возложены в соответствии с должностной инструкцией на директора обособленного подразделения ООО «СУ № 5» являются не состоятельными, поскольку согласно п. 13.1 Устава ООО «СУ № 5» единоличным исполнительным органом является директор, который обладает правами работодателя. На основании ст. 212 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. В соответствии с Протоколом общего собрания участников ООО «СУ № 5» от 28.08.2016, директором ООО «СУ № 5» избрана ФИО2 Обязанности ФИО2 определены в Договоре от 28.08.2016.

В ходе проведения надзорных мероприятий ФИО2 не представлено доказательств невозможности соблюдения требований трудового законодательства.

Нарушений приведенных законодательных актов при проведении плановойвыездной проверкипо делу не установлено, проверка проведена в рамках осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Суд также не усматривает нарушений норм закона вынесением распоряжения от 13.03.2018 о проведении проверки обособленного подразделения в г. Нижний Тагил (л.д. 69), в части соблюдения сроков уведомления о начале проверки, поскольку данное подразделение является структурным подразделением юридического лица, в отношении которого администрация юридического лица своевременно уведомлялась о времени начала проведения проверки (л.д. 67-68).

Наличие в действиях должностного лица нарушения обязательных государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, подтверждается актом проверки № 041/178/3 от 27.03.2018 (л.д. 82-85).

Суд также не усматривает нарушения норм закона подписанием акта проверки № 041/178/3 от 27.03.2018 госинспекторами труда П.Т.И., И.О.С. (л.д. 82-85) и отсутствием подписи в акте проверки госинспектора труда А.А.А., поскольку согласно распоряжению заместителя руководителя Госинспекции труда в Челябинской области К.А.А. (л.д. 81), проверку поручено завершить госинспекторам труда П.Т.И., И.О.С., письмом в Госинспекцию труда в Челябинской области госинспектор труда А.А.А. подтвердил свое участие в проверке, ознакомления и согласия с содержанием акта проверки (л.д. 75-80).

Ошибочное указание в распоряжении о дополнительном привлечении к проведению проверки госинспектора труда в Свердловской области А.А.А., в то время как фактически к проведению проверки был привлечен госинспектор А.А.А., суд относит к технической ошибке, не влияющей на результаты, установленные в ходе проведенной проверки и квалификацию содеянного.

Из представленных суду материалов следует, что в рамках одой проверки были выявлены правонарушения, которые образованы в результате различных действий и бездействий должностного лица, за которые ответственность предусмотрена различными частями ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Таким образом, все значимые для рассмотрения дела обстоятельства были установлены при рассмотрении дела об административном правонарушении, оснований для признания постановления от 05.04.2018 № 041/178/17, вынесенного государственным инспектором труда И.О.С. незаконным и его отмены, переквалификации у суда не имеется, так же как и оснований для прекращения производства по делу.

Нарушений процессуальных норм при рассмотрении административного дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении, влекущих безусловную отмену постановления, должностным лицом не допущено.

Вина должностного лица ФИО2 подтверждается актом проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права от 27.03.2018 № 041/178/3 (л.д. 82-85); протоколом об административном правонарушении № 043/178/8 от 30.03.2018 (л.д. 55-59), иными материалами проведенной проверки.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что постановление по делу об административном правонарушении от 05.04.2018 о привлечении должностного лица ФИО2 к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 3000 рублей, является законным и обоснованным, и основания для отмены указанного процессуального решения должностного лица отсутствуют.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление № 041/178/17 о назначении административного наказания от 05 апреля 2018 года, вынесенное государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Челябинской области И.О.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении должностного лица – ФИО2 в виде административного штрафа в размере 3000 рублей оставить без изменения, а жалобу лица, привлеченного к административной ответственности ФИО2 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 суток со дня вручения его копии.

Судья: