ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-235/2021 от 21.06.2021 Курчатовского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 12-235/2021

УИД 74RS0007-01-2021-003463-82

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Челябинск 21 июня 2021 года

Судья Курчатовского районного суда г. Челябинска Воробьев Е.В., при секретаре Хачатрян И.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя Комитета дорожного хозяйства Администрации г. Челябинска ФИО1 на постановление о наложении штрафа по делу от 18 декабря 2020 года, вынесенное Врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области ФИО4 по ч.4.2 ст. 7.30 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л :

Врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) ФИО4 18 декабря 2020 года (в полном объеме изготовлено 22 декабря 2020 года) вынесено постановление по делу об административном правонарушении в отношении председателя Комитета дорожного хозяйства Администрации г. Челябинска ФИО1 по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ – Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ.

Из постановления должностного лица следует, что ФИО1 нарушил законодательство о контрактной системе при проведении открытого конкурса на энергосбережение и повышение энергетической эффективности при использовании (потреблении) электрической энергии при эксплуатации объектов наружного освещения на территории Металлургического района города Челябинска (изв. ), что выразились в следующем.

Начальная (максимальная) цена контракта - <данные изъяты>

Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Согласно пункту 10 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.

В силу пункта 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению.

Исходя из содержания пункта 5 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактно системе, вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии этих документов.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 установлен перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.

В соответствии с позицией ФАС России, изложенной в письме от ДД.ММ.ГГГГ при проведении закупок на право заключения энергосервисных контрактов на проведение энергоэффективных мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов освещения, фактически осуществляется поставка осветительного оборудования, передаваемого в собственность заказчика. Указанный товар включен в перечень и единый реестр российской радиоэлектронной продукции в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, а также сведения о котором находятся в приложении к Приказу Минфина России от 04.06.2018 № 126н.

Таким образом, при проведении указанных закупок заказчикам необходимо устанавливать в извещении о проведении закупки и документации о закупке условия допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 (или размещать в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанного ограничения) и преференции в соответствии с Приказом Минфина России от 04.06.2018 № 126н.

В решении по делу от ДД.ММ.ГГГГ Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок пришла к выводу о необходимости применения в рамках рассматриваемой закупки условий допуска, установленных Приказом Минфина России от 04.06.2018 № 126н.

С учетом изложенного, действия ФИО1 по неустановлению в извещении, в конкурсной документации условий допуска, предусмотренных Приказом Минфина России от 04.06.2018 № 126н, не соответствуют части 4 статьи 14, пункту 10 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Согласно утвержденному Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 №878 порядку подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции в следующих случаях:

а) в реестре отсутствуют сведения о радиоэлектронной продукции, соответствующей тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке;

б) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр и соответствующая тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции. Обоснование должно содержать указание на:

а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 настоящего Порядка;

б) класс (классы) радиоэлектронной продукции (функционального назначения), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки;

в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция

г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым радиоэлектронная продукция, сведения о которой включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, по каждому наименованию радиоэлектронной продукции (с указанием названия радиоэлектронной продукции), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 настоящего Порядка).

Обоснование подготавливается и утверждается заказчиком по состоянию на день размещения извещения об осуществлении закупки в единой информационной системе в сфере закупок.

Обоснование размещается заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Размещение обоснования в единой информационной системе в сфере закупок осуществляется заказчиком одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.

Таким образом, законодательством Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень основания для неприменения Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878:

- отсутствие требуемой радиоэлектронной продукции в реестре;

- имеющаяся в реестре радиоэлектронная продукция по каким-либо характеристикам не удовлетворяет заказчика.

При этом, заказчик обязан подготовить обоснование невозможности соблюдения соответствующего ограничения. Такое обоснование невозможности соблюдения ограничения должно включать:

- обстоятельство невозможности применения (отсутствие продукции в реестре или ее несоответствие требованиям заказчика);

- требования, установленные заказчиком к характеристикам продукции;

- характеристики, по которым включенная в реестр продукция, не соответствует требованиям заказчика;

- класс радиоэлектронной продукции.

В качестве приложения к документации об аукционе заказчиком в единой информационной системе закупок размещено «Обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (приложение № 4 к конкурсной документации).

Согласно данному обоснованию в реестре отсутствуют сведения (по состоянию на 24.08.2020 со «Статус подтвержден») о радиоэлектронной продукции, соответствующей тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке.

Обоснование включает в себя приложение в виде сравнительной таблицы с указанием необходимых заказчику характеристик и перечня товаров. При этом, в пункте 2.3 Обоснования «Функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым радиоэлектронная продукция, сведения о которой включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к радиоэлектронной продукции: перечень радиоэлектронной продукции, сведения о которой включены в реестр (по состоянию на 24.08.2020 со «Статус подтвержден») по которому проводился анализ», по позициям, содержащим сведения о порядковых номерах реестровой записи <данные изъяты> и т.д., в столбце «Несоответствие требованиям к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, установленные заказчиком» указано следующее: «На сайте Заявителя и в свободном доступе в сети «Интернет» отсутствует информация о товаре. В связи с чем не представляется возможным оценить соответствие функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам, необходимым для выполнения перечня мероприятий».

Согласно пояснениям представителей КДХ г. Челябинска ФИО1 в адрес производителей оборудования не направлялись запросы в части предоставления информации о характеристиках товаров.

В данном случае, содержащееся в составе извещения, аукционной документации обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не соответствует требованиям законодательства. Так, данное обоснование по ряду позиций не содержит характеристик, по которым включенная в реестр продукция, не соответствует требованиям заказчика. При этом, ФИО1 не предприняты действия, направленные на получение информации о характеристиках продукции в целях подготовки обоснования.

С учетом изложенного, должностное лицо антимонопольного органа приходит к выводу о несоответствии действий ФИО1 части 3 статьи 14, пункту 10 статьи 42 Закона о контрактной системе, подпункту «г» пункта 3 порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878.

В силу пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Правила).

Согласно пункту 4 Правил в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:

- цена контракта;

- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;

- стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);

- предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;

б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Исходя из содержания пункта 10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

В силу пункта 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть:

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Заказчиком в подпункте 2 пункта 12.2 части 2 Информационной карты конкурсной документации, в отношении нестоимостного критерия оценки заявок «Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» установлено следующее.

Для оценки заявки по данному критерию устанавливается следующий показатель:

- количество заключенных и (или) исполненных контрактов на осуществление действий, мероприятий, оказание услуг (выполнение работ), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов (электрической энергии) при эксплуатации объектов наружного (уличного) освещения;

Контракты должны одновременно соответствовать всем следующим условиям:

- Предметом контракта (договора) является осуществление действий, мероприятий, оказание услуг (выполнение работ), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов (электрической энергии) при эксплуатации объектов наружного (уличного) освещения Заказчика;

- Цена каждого контракта (договора) должна составлять не менее 100 000 000 (ста миллионов) рублей.

- Сведения о контрактах (договорах) должны содержаться в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и т.д.

В решении по делу от ДД.ММ.ГГГГ Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок пришла к выводу о том, что в рамках данного показателя по критерию оценке не подлежат контракты, связанные с поставкой осветительного оборудования, которое поставлялось и монтировалось, в том числе не в рамках энергосервисных контрактов. На основании изложенного, действия ФИО1, уполномоченного органа, установивших в конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в конкурсе по данному показателю нестоимостного критерия «Квалификация участников конкурса», не соответствуют части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.

Утверждение конкурсной документации с нарушением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок является составом административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

На ФИО1 наложен административный штраф в размере 3 000 (три тысячи) рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился в Курчатовский районный суд г. Челябинска с жалобой, в которой, не оспаривая вины в совершении вменяемого правонарушения, просит прекратить производство по делу в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, поскольку он привлекается к административной ответственности впервые и совершенное правонарушение не повлекло вредных последствий, контракт исполнен в полном объеме, существенного нарушения охраняемых общественных отношений не последовало.

В судебное заседание ФИО1 и его защитник не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть жалобу в их отсутствие, на доводах жалобы настаивали.

Исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Вина ФИО1 подтвеждается протоколом об административном правонарушении, составленном в соответствии с требованиями КоАП РФ; письменными пояснениями ФИО1 по факту нарушений законодательства о контрактной системе; документацией об открытом конкурсе в электронной форме (реестровый ), а также материалами по энергосервисному контракту на осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности при использовании (потреблении) электрической энергии при эксплуатации объектов наружного (уличного) освещения Металлургического района г. Челябинска (идентификационный код закупки:

Ответственность по ст. 7.30 ч. 4.2 КоАП РФ наступает за Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.

В данном случае действия ФИО1 правильно квалифицированы по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Рассматривая вопрос о признании деяния малозначительным, необходимо исходить из следующего.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В данном случае имеет место формальный состав, однако при признании административного правонарушения как малозначительного следует учитывать, что в статье 2.9 КоАП РФ нет указания о ее неприменении к каким-либо составам административных правонарушений.

В данном случае нет никаких данных, указывающих на общественную опасность деяния, либо данных, позволивших бы определить степень возможной угрозы возникновения такой опасности.

Поскольку контракт был исполнен и заказанные работы выполнены, то необходимо делать вывод, что допущенное правонарушение не создавало угрозы существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п. 3 КоАП РФ, судья,

Р Е Ш И Л:

Постановление от 18 декабря 2020 года, вынесенное Врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области ФИО4 в отношении председателя Комитета дорожного хозяйства Администрации г. Челябинска ФИО1 по ч. 4.2 ст. 7.30КоАП РФ отменить, производство по делу на основании ст. 2.9 КоАП РФ прекратить, в связи с малозначительностью деяния.

На решение может быть подана жалоба в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Челябинский областной суд путем подачи жалобы через Курчатовский районный суд г. Челябинска.

Судья