РЕШЕНИЕ
город Иваново 18 июля 2023 года
Судья Ленинского районного суда г. Иваново Афонин Г.В., с участием заместителя начальника службы государственного финансового контроля Ивановской области Коробейниковой О.В., защитника Гореловой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица начальника Департамента социальной защиты населения Ивановской области Рожковой Т.В., на постановление начальника службы государственного финансового контроля Ивановской области Исаевой Т.В. о назначении административного наказания, от 02.06.2023 № 03-12-123/2023, вынесенное в отношении начальника Департамента социальной защиты населения Ивановской области Рожковой Татьяны Валерьевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 20 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника Службы государственного финансового контроля Ивановской области Исаевой Т.В. о назначении административного наказания, от 02.06.2023 № 03-12-123/2023, вынесенным в отношении должностного лица - начальник Департамента социальной защиты населения Ивановской области, Рожкова Т.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 20 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту допускается – КоАП РФ) и ей по данной статье закона назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Согласно вынесенному постановлению, Рожкова Т.В. не выполнила в установленный срок – до 01.07.2022 представление – не приняла мер по устранению причин и условий нарушений, указанных в пунктах 1, 2, 4 описательной части представления от 25.02.2022, не разработала и не выполнила План, не устранила нарушение, указанное в пункте 3 Представления от 25.02.2022, путем выполнения требований пункта 4.2 Порядка № 299-п (в редакции от 22.07.2021), не приняты меры по устранению причин и условий нарушения, указанного в пункте 3 Представления от 25.02.2022, путем разработки и выполнения Плана.
С данным постановлением Рожкова Т.В. не согласилась, обратилась в Ленинский районный суд г. Иваново с жалобой, в которой указала, что Департамент социальной защиты населения Ивановской области не выполнил представление, поскольку оспаривал в Арбитражном суде Ивановской области и во Втором арбитражном апелляционном суде законность предъявленных нарушений в пунктах 1, 2, 4 представления от 25.02.2022.
Ввиду того, что законность представления не была проверена судом, Рожкова Т.В. полагала, что представление в установленный в нем срок допускалось неисполнять, до подтверждения его законности вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ивановской области.
Протокол об административном правонарушении составлен и оспариваемое постановление вынесено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Ивановской области, что, по мнению заявителя, является незаконным.
На основании изложенного, Рожкова Т.В. просит суд отменить оспариваемое постановление, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В ходе рассмотрения дела защитнику Гореловой А.В. разъяснены положения ст. 25.5 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ отводов не заявлено.
В судебное заседание Рожкова Т.В. в судебное заедание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, направила в судебное заседание защитника, которая поддержала жалобу по основаниям, изложенным в ней.
Начальник службы государственного финансового контроля Ивановской области Коробейникова О.В. с доводами жалобы не согласилась, по основаниям, изложенным в письменных возражениях, суду пояснила, что представление подлежало обязательному исполнению, оно являлось законным, о применении мер предварительной защиты в виде приостановления исполнения предписания Департамент не заявлял.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, защитника, суд приходит к следующему выводу.
В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Составом правонарушения, предусмотренного ч. 20 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Диспозиция части 20 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает в качестве объективной стороны данного административного правонарушения невыполнение в установленный срок законного представления органа государственного финансового контроля.
Учитывая диспозицию части 20 статьи 19.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном указанной статьей, в соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ, является законность представления, выданного органом государственного финансового контроля.
Представление следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без на рушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательстве порядке.
Полномочия по осуществлению Службой внутреннего государственного финансового контроля установлены статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), Положением о службе государственного финансового контроля Ивановской области, утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 25.12.2013 № 540-п (далее – Положение № 540-п).
В силу пункта 1.1, пункта 2.1.1 Положения № 540-п Служба является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, осуществляющим внутренний государственный финансовый контроль.
Департамент социальной защиты населения Ивановской области (далее – Департамент) в соответствии со статьей 266.1 БК РФ является объектом внутреннего государственного финансового контроля.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269.2, статьей 270.2 БК РФ, пунктов 7 и 8 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 № 1095, по результатам проведенных контрольных мероприятий органом государственного финансового контроля объектам контроля направляются представления и (или) предписания.
Согласно пункту 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Судом установлено, что распоряжением Губернатора Ивановской области от 11.10.2018 № 526-рк «О Рожковой Т.В.», служебному контракту о прохождении государственной гражданской службы Ивановской области и замещении должности государственной гражданской службы Ивановской области от 11.10.2018 № 99, Рожкова Т.В. с 11.10.2018 замещает должность начальника Департамента социальной защиты населения Ивановской области.
В соответствии с положением о Департаменте социальной защиты населения Ивановской области, утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 17.10.2012 № 403-п, Департамент возглавляет начальник Департамента (раздел 5), осуществляет руководство деятельностью Департамента на основе единоначалия и в соответствии с законодательством, настоящим Положением (пункт 5.4.1); начальник Департамента несет ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и осуществление Департаментом своих функций, в том числе за состояние антикоррупционной работы в Департаменте (пункт 5.1).
В соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего Ивановской области, замещающего должность государственной гражданской службы Ивановской области, начальника Департамента социальной защиты населения Ивановской области, утвержденным временно исполняющим обязанности Губернатора Ивановской области Воскресенским С.С. 03.09.2018, начальник Департамента обязан: организовывать работу Департамента, осуществлять руководство его деятельностью; осуществлять координацию работы правового управления Департамента, управления опеки и попечительства Департамента, отдела кадровой и организационной работы Департамента, отдела ведомственного контроля Департамента, гражданского служащего, ответственного за мобилизационную подготовку и защиту государственной тайны, а также контроль за выполнением задач и полномочий (функций), возложенных на них (пункт 3.2.3); обеспечивать выполнение задач и полномочий (функций), возложенных на Департамент, в соответствии с федеральными законами и законами Ивановской области, иными правовыми актами Российской Федерации и Ивановской области, в том числе ведомственными правовыми актами, касающимися сферы деятельности Департамента, а также Положение о Департаменте (пункт 3.2.4); осуществлять от имени Департамента функции и полномочия учредителя в отношении подведомственных Департаменту учреждений в случае, если иное не установлено законодательством Российской Федерации и Ивановской области (пункт 3.2.20); обеспечивать исполнение требований федеральных законов и законов Ивановской области, иных правовых актов Российской Федерации и Ивановской области, в том числе ведомственных правовых актов, заключенных Департаментом государственных (муниципальных) контрактов, договоров и соглашений, касающихся сферы деятельности Департамента (пункт 3.2.25); подписывать банковские и финансовые документы, бухгалтерскую, статистическую отчетность на правах первой подписи (пункт 3.2.30); начальник Департамента несет ответственность в соответствии с федеральным законодательством за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей (пункт 5.1).
Службой государственного финансового контроля Ивановской области была проведена плановая выездная проверка соблюдения в отношении Департамента социальной защиты населения Ивановской области проведена проверка, в ходе которой были установлены нарушения бюджетного законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
В ходе проверки установлены нарушения бюджетного законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в числе прочего:
1. В нарушение пункта 5 Порядка определения объема и условия предоставления из областного бюджета государственным бюджетным и автономным учреждениям Ивановской области субсидий на иные цели, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 31.08.2011 № 299-п (в редакции от 25.09.2019), в 2020 году Департаментом социальной защиты населения Ивановской области не соблюдены условия предоставления субсидии на иные цели ОБУСО «Богородский дом-интернат для престарелых и инвалидов» по соглашению о порядке и условиях предоставления из областного бюджета субсидии на иные цели в 2020 году от 21.01.2020 № 2.1 (в редакции дополнительного соглашения от 02.11.2020 № 7) по объекту «Капитальный ремонт элементов системы ГиХВС правого крыла 3го корпуса здания ОБУСО «Богородский дом-интернат для престарелых и инвалидов» на сумму 128 000 рублей, в связи с отсутствием положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства, выданного уполномоченным на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий соответствующим исполнительным органом государственной власти Ивановской области или подведомственным данному органу государственным учреждением. Положительное заключение о проверке сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, текущего ремонта и сноса объектов от 19.03.2020 № 37-1-0036-20 выдано ООО «Центр независимых экспертиз», не являющимся исполнительным органом государственной власти Ивановской области или подведомственным данному органу государственным учреждением (код главного распорядителя бюджетных средств 002 «Департамент социальной защиты населения Ивановской области», раздел, подраздел 1002 «Социальное обслуживание населения», целевая статья 0310100710 «Укрепление материально-технической базы организаций социального обслуживания», вид расхода 600 «Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям» (далее – КБК 023.1002.0310100710.600).
2. В нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 4 Порядка № 299-п (в редакции от 30.06.2020) в 2020 году Департаментом определен объем субсидии ОБУСО «КЦСОН по Тейковскому и Гаврилово-Посадскому муниципальным районам» на укрепление материально-технической базы в части проведения капитального ремонта зданий и помещений на сумму 1 052 168рублей при отсутствии предварительного расчета объема субсидии на капитальный ремонт зданий и помещений. Объем субсидии определен Департаментом на основании расчета на проведение капитального ремонта забора указанного учреждения (забор не является зданием, помещением) (КБК 023.1002.0310100710.600).
3. В нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 158, статей 38, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 2.1, 4.1.1 соглашения о порядке и условиях предоставления из областного бюджета субсидии на иные цели в 2021 от 11.01.2021 № 14.1 (в редакции дополнительного соглашения от 22.03.2021 № 1) в 2021 году Департаментом допущено нецелевое использование средств субсидии в сумме 1 052 168 рублей, выразившееся в направлении средств областного бюджета на цели, не соответствующие целям, определенным пунктом 1.1 Порядка № 299-п (в редакции от 25.01.2021), пунктом 1.7 «Характеристика основных мероприятий (мероприятий) подпрограммы» подпрограммы «Модернизация и развитие социального обслуживания населения» государственной программы Ивановской области «Социальная поддержка граждан в Ивановской области», утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 15.10.2013 № 393-п, пунктом 1.1 соглашения от 11.01.2021 № 14.1, ввиду предоставления субсидии ОБУСО «КЦСОН по Тейковскому и Гаврилово-Посадскому муниципальным районам» по соглашению от 11.01.2021 № 14.1 на проведение капитального ремонта забора комплексного центра социального обслуживания населения (1-я очередь, 2-я очередь), что не предусмотрено документами, являющимися правовыми основаниями предоставления указанных средств (мероприятием Подпрограммы, соглашением от 11.01.2021 № 14.1 предусмотрено проведение капитального ремонта зданий и помещений ОБУСО «КЦСОН по Тейковскому и Гаврилово-Посадскому муниципальным районам», забор не относится к зданиям и помещениям) (КБК 023.1002.0310100710.600).
По результатам проведенной проверки Службой было выдано Представление от 25.02.2022 № с требованием:
принять меры по устранению причин и условий нарушений, указанных в пунктах 1, 2, 4 - 6 настоящего представления, путем разработки и выполнения Плана, в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
устранить нарушение, указанное в пункте 3 настоящего представления, путем выполнения требований пункта 4.2 Порядка определения объема и условия предоставления из областного бюджета государственным бюджетным и автономным учреждениям Ивановской области субсидий на иные цели, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 31.08.2011 № 299-п (далее – Порядок № 299-п) (в редакции от 22.07.2021), и принять меры по устранению причин и условий нарушения, путем разработки и выполнения Плана, в срок до 01.07.2022.
О результатах исполнения Представление от 25.02.2022№ следовало проинформировать Службу до ДД.ММ.ГГГГ с представлением подтверждающих документов.
Таким образом, Представление от ДД.ММ.ГГГГ№ вынесено Службой в адрес ФИО1 в пределах установленной компетенции, с соблюдением установленного порядка вынесения, не признано незаконным и не отменено.
Представление от ДД.ММ.ГГГГ№ в соответствии с пунктом 2 Федерального стандарта №, вручено 28.02.2022 объекту контроля, что подтверждается отметкой Департамента.
В оспариваемом постановлении отражено, что представление от 25.02.2022, в части пунктов 1, 3 описательной части и пунктов 1 (в части пункта 1 описательной части) и 2 резолютивной части обжаловано Департаментом в Арбитражном суде Ивановской области.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 05.09.2022 по делу № № требования Департамента о признании незаконными пунктов 1 и 3 описательной части и пунктов 1 (в части пункта 1 описательной части) и 2 резолютивной части Представления от 25.02.2022 оставлены без удовлетворения.
Департамент при оспаривании представления не подавал ходатайств о принятии обеспечительных мер и приостановлении действия оспариваемого предписания Службы в порядке, предусмотренном статьей 92 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Действие Представления от 25.02.2022 Арбитражным судом Ивановской области до вступления в силу судебного акта по делу № А17-3403/2022 не приостанавливалось.
Таким образом, с оспариваемом постановлении Службы содержится верный вывод о том, что Представление от 25.02.2022 Департаментом должно было быть исполнено в срок до 01.07.2022.
В то же время Департаментом в установленный в представлении срок до 01.07.2022 не приняты меры по устранению причин и условий нарушений, указанных в пунктах 1, 2, 4 Представления от 25.02.2022, путем разработки и выполнения Плана, не устранено нарушение, указанное в пункте 3 Представления от 25.02.2022, путем выполнения требований пункта 4.2 Порядка № 299-п (в редакции от 22.07.2021), не приняты меры по устранению причин и условий нарушения, указанного в пункте 3 Представления от 25.02.2022, путем разработки и выполнения Плана, что свидетельствует о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ.
Начальник Департамента Рожкова Т.В. осуществляет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в Департаменте, то есть является должностным лицом согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ.
Рожковой Т.В. не принято мер к исполнению указанных пунктов представления в установленный в представлении срок до 01.07.2022 не исполнила законные требования, указанные в пунктах 1-4 Представления от 25.02.2022.
Невыполнение преставления в установленный в нем срок свидетельствует о наличии административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ.
Факт совершения правонарушения в форме бездействия подтверждается собранными и ценными должностным лицом по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что у Рожковой Т.В. не возникло обязательства по исполнению представления до момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда Ивановской области от 05.09.2022 по делу № А173403/2022, которым проверялась законность представления, основаны на неверном понимании обязанности исполнить оспариваемое представление, доводы жалобы повторяют доводы, изложенные Рожковой Т.В. при вынесении оспариваемого представления, которым должностным лицом Службы дана надлежащая оценка.
Малозначительным совершенное правонарушение не является ввиду следующего.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу закона квалификация административного правонарушения в качестве малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и должна соотноситься с характером и степенью социальной опасности совершенного деяния, а также причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
В бездействии должностного лица признаков малозначительности не имеется, законное Представление не исполнено в установленный срок.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении должностного лица к обязанности по соблюдению законных требований Представления, его исполнения в установленный в нем срок.
Таким образом, суд не усматривает оснований для применения в рассматриваемом случае ст. 2.9 КоАП РФ, поскольку совершенное административное правонарушение не является малозначительным.
Назначенное должностному лицу административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей соответствует требованиям ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.2 КоАП РФ, целям применения административной ответственности.
Назначенное наказание не может быть заменено предупреждением, так как работники бюджетных учреждений не относятся к субъектам административной ответственности, по отношению к которым ст. 4.1.1 КоАП РФ допускает такую возможность.
Наказание в виде штрафа в рассматриваемом случае не может быть снижено по правилам, предусмотренным частями 2.2, 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ, поскольку минимальный размер административного штрафа, предусмотренный в рассматриваемом случае для должностного лица менее пятидесяти тысяч рублей.
Оспариваемое постановление о назначении административного наказания, вынесено в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Нарушений при производстве, влекущих отмену либо изменение оспариваемого постановления не имеется.
Представленные в материалах дела доказательства получены с соблюдением требований закона, фактов нарушения процедуры оформления материалов дела, влияющих на результат рассмотрения настоящего дела, судом не установлено.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, не установлено.
Постановление о назначении административного наказания мотивировано, законно и обоснованно, вынесено в соответствии с правилами ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, дана правовая оценка имеющимся в деле доказательствам, доводам стороны защиты, оснований для его отмены не усматривается.
Административное наказание, назначенное должностным лицом с учетом общих правил назначения наказания, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, находится в пределах санкции ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ.
Каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену либо изменение постановления о назначении административного наказания, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1 – 30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
постановление начальника службы государственного финансового контроля Ивановской области Исаевой Т.В. о назначении административного наказания, от 02.06.2023 № 03-12-123/2023, вынесенное в отношении начальника Департамента социальной защиты населения Ивановской области Рожковой Татьяны Валерьевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 20 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, а жалобу Рожковой Т.В. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г. Иваново в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Г.В. Афонин