ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2362/2021 от 27.12.2021 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело №12-2362/2021

Р Е Ш Е Н И Е

27 декабря 2021 года город Пермь

Судья Ленинского районного суда г. Перми Якутова М.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора НП «Центр культурных технологий. Дом художника» на постановление мирового судьи судебного участка №2 Ленинского судебного района г. Перми от 09.11.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 и ч.2 ст.20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Некоммерческого партнерства «Центр культурных технологий. Дом художника», расположенного по адресу: <Адрес>, <данные изъяты>,

у с т а н о в и л:

Постановлением мирового судьи судебного участка №2 Ленинского судебного района г. Перми от 09.11.2021 года Некоммерческое партнерство «Центр культурных технологий. Дом художника» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.1 и ч.2 ст.20.7 КоАП РФ, выразившихся в следующем.

В ходе проведенной на основании решения от 26.07.2021 №71 плановой проверки по соблюдению требований и мероприятий в области гражданской обороны установлено, что Некоммерческое партнерство «Центр культурных технологий. Дом художника» нарушило требования в области гражданской обороны, а именно: в защитном сооружении (ЗС) гражданской обороны (ГО) при проверке не представлены следующие документы: паспорт ЗС ГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; журнал оценки технического состояния ЗС ГО; сигналы оповещения гражданской обороны; план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых; план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося оборудования и путей эвакуации; планы внешних и внутренних инженерных сетей с отключающих устройств; список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО; эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО; эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО; эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО; инструкции по использованию средств индивидуальной защиты; инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами; инструкция по обслуживанию ДЭС; инструкция о мерах пожарной безопасности; правила поведения укрываемых в ЗС ГО; журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ); журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью; журнал учета работы ДЭС; журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схема эвакуации укрываемых из очага поражения; список телефонов, чем нарушен п. 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583.

В организации не назначены ответственные должностные лица, в
обязанности которых входит организация правильного учета защитного
сооружения ГО, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего
инженерно-технического оборудования, чем нарушен п. 1.3 Правил
эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных
Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 (зарегистрировано в Минюсте РФ
25 марта 2003 г. № 4317);

Журнал учета защитного сооружения ГО не ведется, чем нарушен п. 2.1
Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны,
утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 (зарегистрировано
в Минюсте РФ 25 марта 2003 г. N 4317);

Звено по обслуживанию защитного сооружения ГО не обеспечены
радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно примерным нормам оснащения (табелизации), приведенным в приложении №2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС Росси от 15.12.2002 № 583, чем нарушен п. 1.5 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 (зарегистрировано в Минюсте 25 марта 2003 г. N 4317);

Для оснащения защитного сооружения ГО не создаются запасы (резервы) лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые включают в себя лекарственные, антисептические и перевязочные средства, а также наборы противоожоговые и другие медицинские изделия для оказания первой помощи, на расчетное количество укрываемых, а также комплекты врача или фельдшера при их наличии в звене (группе) по обслуживанию ЗС ГО согласно примерным нормам создания комплектов медицинских изделий для ЗС ГО, врача и фельдшера, приведенным в приложении N 3 Правил эксплуатации защитных сооружений тражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС Росси от 15.12.2002 № 583, чем нарушен п. 1.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 (зарегистрировано в Минюсте РФ 25 марта 2003 г. N4317);

В состав комиссий по оценке технического состояния ЗС ГО не включены подготовленные инженерно-технические работники и специалисты организаций, эксплуатирующих ЗС ГО, председателем комиссии не назначается заместитель руководителя организации, или главный инженер, или главный энергетик, чем нарушен п. 4.1.5 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны утвержденных Приказом МЧС России от № 583 (зарегистрировано в Минюсте РФ 25 марта 2003 г. N 4317);

На вводе системы отопления и водоснабжения отсутствует запорная арматура внутри защитного сооружения ГО, чем нарушен п. 5.6.5 СП 88.13330.2014;

На трубах системы отопления и водоснабжения, на вводе внутри убежища отсутствуют обратные клапаны, чем нарушен п. 10.5.2 СП 88.13330.2014;

Ввод труб отопления и водоснабжения, а также электроэнергии в защитном сооружении ГО выполнен без устройства закладных частей, чем нарушены п.п. 5.6.5., 5.6.6. СП 88.13330.2014;

Осмотры и оценка качественного состояния фильтров-поглатителей в установленные сроки не проводится, журнал оценки технического состояния защитного сооружения ГО в части состояния фильтров-поглатителей не заполнен, ведомость дефектов не составлена, чем нарушены п.п. 4.1.4., 4.1.6., 4.4.1, 4.4.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 (зарегистрировано в Минюсте РФ 25 марта 2003 г. N4317);

Не соблюдаются сроки проведения технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта технических систем защитного сооружения ГО, чем нарушен п. 5.1.1 Таблица 2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 (зарегистрировано в Минюсте РФ 25 марта 2003 г. N4317);

В защитном сооружении ГО не предусмотрен запас питьевой воды (емкости для запаса питьевой воды отсутствуют), чем нарушен п.10.5.2 СП 88.13330.2014.

При эксплуатации защитного сооружения ГО в режиме повседневной деятельности не выполняются требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитного сооружения и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитном сооружении ГО. При этом не обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации, чем нарушен п. 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583;

Инженерно-техническое оборудование ЗС ГО не содержится в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению, чем нарушен п. 3.2.11 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583.

Содержание, эксплуатация, текущий и плановый ремонты инженерно- технического оборудования не осуществляется в соответствии с инструкциями заводов- изготовителей, уточненными с учетом особенностей эксплуатации ЗС ГО, чем нарушен п. 3.2.12 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС Росси от № 583.

Руководителем организации не производится ежегодный осмотр оценки технического состояния ЗС ГО, чем нарушен п. 4.1.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583;

На защитно-герметических дверях и защитных ставнях не указан порядковый номер, чем нарушен п. 6.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 №583.

Кроме того, организацией допущено невыполнение мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, которое выразилось в отсутствие Положения об организации и ведении гражданской обороны, а именно при проверке представлено положение не в соответствии с приказом МЧС России №687 от 14.11.2008, чем нарушен п.1 ст.9 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне», п.4 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 №804; пункты 3-5 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14.11.2008 №687.

Некоммерческому партнерству «Центр культурных технологий. Дом художника» назначено наказание в виде административного штрафа с применением ч.3.2, 3.3.ст.4.1, ч.2 ст.4.4 КоАП РФ в размере 50 000 рублей.

Генеральный директор НП «Центр культурных технологий. Дом художника» не согласился с данным постановлением, обратился в суд с жалобой на него, ссылаясь на то, что организации вменяются нарушения, связанные с содержанием защитного сооружения. Суд сделал вывод о нахождении и эксплуатации защитного сооружения на основании представленной выписки из журнала учета защитных сооружений города Перми. Когда была сделана запись в данный журнал учета и на основании каких документов неизвестно, так как акт ввода в эксплуатацию ЗС ГО отсутствует. В строке «наименование организации, ведомственная принадлежность, форма собственности» указано НП «Центр культурных технологий. Дом художника», однако организация никогда не имела в собственности здание по адресу: <Адрес>. По запросу организации из МКУ «Пермское городское управление гражданской защиты» были представлены копии двух паспортов на ЗС ГО, составленные 19.09.2006 и 17.06.2014, и подтверждающие неопределенность таких признаков, как принадлежность, дата приемки в эксплуатацию, назначение убежища по проекту, количество дверей и ставней. В нарушение правил эксплуатации ЗС ГО паспорт от 17.06.2014 не подписан собственником, а паспорт ЗС ГО от 19.09.2006 подписан со стороны органа управления по делам ГО и ЧС неизвестным лицом, что не позволяет установить наличие у него соответствующего полномочия, в обоих паспортах отсутствует оборудование систем жизнеобеспечения. Кроме того, в целях идентификации сооружения как защитного для целей гражданской обороны, такое имущество помимо паспорта должно определяться копиями плана и экспликации помещений. Однако, какое-либо имущество с целевым назначением убежище в технической документации не значится, границы защитного сооружения не установлены. Организация эксплуатирует 3-х этажное здание с подвалом на основании договора аренды. Договор, возлагающий на организацию обязанность по обеспечению сохранности защитного сооружения, принятию мер, направленных на поддержание его в постоянной готовности к использованию по назначению, не заключался. Поскольку у организации (арендатора) в эксплуатации находится неопределенное имущество, не соответствующее признакам ЗС ГО, которое изначально передано в ненадлежащем состоянии, его поддержание в постоянной готовности не предоставляется возможным. Кроме того, организации вменяется отсутствие Положения об организации и ведении гражданской обороны согласно п.1 ст.9 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне», п.4 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 №804; пункты 3-5 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14.11.2008 №687. Однако, ни один из перечисленных документов не утверждает, что в организации должно быть разработано указанное Положение. В организации издан и исполняется приказ №2 от 15.01.2021 «Об организации и ведении мероприятий в области ГО и ЧС, назначении должностных лиц, ответственных за данные мероприятия»; разработана программа обучения работников организации в области ГО и ЧС; ведется журнал учета занятий по ГО; составлен и выполнен учебно-методический план об организации и ведении ГО; разработаны функциональные обязанности ответственного по ГО, ответственный по ГО прошел обучение; издан и исполняется приказ №4 от 12.01.2016; изданы и исполняются локальные документы, которые отражают порядок подготовки и ведению ГО. В связи с тем, что нормативно-правовые акты прямо не перечисляют организации, на которые они распространяются, указывают лишь на их признаки, соответственно, Организация, не имея категорию по ГО и не попадая в зону возможным опасностей, приняла все меры для организации и проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения, что подтверждается документами, предоставленными в ходе проверки. Просит постановление отменить, производство по делу прекратить.

Законный представитель НП «Центр культурных технологий. Дом художника» Грищенко А.Ю. в судебном заседании на доводах жалобы настаивал, просил ее удовлетворить, постановление мирового судьи отменить.

Заслушав представителя юридического лица, оценив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья находит постановление мирового судьи законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне", гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Предоставление населению убежищ является одной из основных задач гражданской обороны.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по изменению типов защитных сооружений гражданской обороны, созданию и эксплуатации объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны;

В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам приказом Министерства чрезвычайных ситуаций России от 15 декабря 2002 года N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.

В п. 1.2, 2.1 и 2.2 вышеуказанных Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны установлено, что статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта ЗС ГО (приложение N 6).Учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО, форма которого приведена в приложении N 5. Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт ЗС ГО, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Согласно п. п. 1.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, организации, эксплуатирующие защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт.

В соответствии с п.4 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 №804, порядок подготовки к ведению гражданской обороны: в организации утверждается руководителем этой организации в соответствии с положением об организации и ведении гражданской обороны в организации, разрабатываемым и утверждаемым Министерством.

Согласно п.3 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14.11.2008 №687, подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществляется на основании годовых планов, предусматривающих основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - план основных мероприятий) муниципального образования (организации).

Согласно материалам дела, 11.08.2021 года 1 Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю проведена проверка Некоммерческого партнерства «Центр культурных технологий. Дом Художника» на предмет исполнения установленных требований в области гражданской обороны.

В результате проверки установлено, что в организации отсутствует Положение об организации и ведении гражданской обороны. Кроме того, организация не обеспечивает надлежащее содержание защитного сооружения, расположенного по адресу: <Адрес>. По результатам проверки в отношении Некоммерческого партнерства «Центр культурных технологий. Дом Художника» составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 и ч.2 ст.20.7 КоАП РФ.

Вина Некоммерческого партнерства «Центр культурных технологий. Дом художника» в совершении административных правонарушениях объективно подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах дела: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; решением о проведении плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ; актом плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ; письмом 1 отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми ГУ МЧС по <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; письмом МКУ «Пермское городское управление гражданской защиты» от ДД.ММ.ГГГГ; договором аренды <данные изъяты>

На основе представленных доказательств, достоверность и объективность которых у судьи сомнений не вызывает и которым в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, мировой судья пришел к обоснованному выводу о доказанности вины НП «Центр культурных технологий. Дом художника» в совершении административных правонарушений.

Действия НП «Центр культурных технологий. Дом художника» правильно квалифицированы мировым судьей по ч.1 ст.20.7 и ч.2 ст.20.7 КоАП РФ, сроки привлечения к административной ответственности соблюдены, наказание назначено в минимальном размере, с учетом требований ст.4.1, 4.4. КоАП РФ, отвечает целям административного наказания, предусмотренным ст.3.1 КоАП РФ, и соразмерно содеянному. Мотивы принятого решения о размере и виде наказания мировым судьей в достаточной степени мотивированы, не согласиться с ними у суда оснований не имеется. Процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемого постановления, при рассмотрении дела не допущено.

Доводам законного представителя мировым судьей дана надлежащая и правильная правовая оценка, не согласиться с которой у суда оснований не имеется.

Вопреки доводам, изложенным в настоящей жалобе, мировой судья обоснованно не принял во внимание утверждение законного представителя об отсутствии в здании, расположенном по адресу: <Адрес> защитного сооружения гражданской обороны. Это утверждение опровергнуто совокупностью вышеприведенных доказательств, в том числе, паспортом убежища (противорадиационного укрытия) от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным исполнительным директором НП «Центр культурных технологий. Дом художника» и представителем органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, в котором указаны адрес защитного сооружения (<Адрес>), а также технические характеристики: вместимость – 60 человек; общая площадь – 31 кв.м., общий объем – 68,2 м3, расположение убежища: встроенное помещение в 3-х этажном здании, количество входов – 1, количество аварийных выходов – 1; количество дверей и ставней герметических 3 шт., класс убежища – 5. Паспорт убежища от ДД.ММ.ГГГГ содержит аналогичные характеристики, за исключением количества герметических дверей, указано 2 шт. В настоящее время сведения об объекте как о защитном сооружении имеются в журнале учета защитных сооружений города Перми.

Утрата статуса защитного сооружения гражданской обороны возможна лишь по основаниям и в порядке, предусмотренным Инструкцией МЧС России от 18 октября 1996 года N 1-38-4, Госкомимущества Российской Федерации от 05 ноября 1996 года N АР-13/7746 "О порядке списания с учета пришедших в негодность защитных сооружений гражданской обороны".

При таких обстоятельствах довод представителя о том, что статус помещения как защитного сооружения гражданской обороны (убежище) не подтвержден представленными документами, противоречит установленным по делу обстоятельствам.

Таким образом, в вину НП «Центр культурных технологий. Дом художника» обоснованно вменено невыполнение обязанностей, исполнение которых обусловлено наличием статуса организации, эксплуатирующей объект гражданской обороны. При этом отсутствие договора, определяющего права и обязанности организации по обеспечению сохранности защитного сооружений, принятию мер, направленных на поддержание его в постоянной готовности к использованию по назначению, не освобождает организацию от исполнения предусмотренных нормативными правовыми актами обязанностей, связанных с эксплуатацией соответствующего объекта.

Кроме того, мировой судья обоснованно указал, что представленные организацией в ходе проверки внутренние локальные нормативные документы не могут подменять собой Положение об организации и ведении гражданской обороны, оснований не согласиться с данным выводом у суда не имеется.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не имеется.

Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка №2 Ленинского судебного района г. Перми от 09.11.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 и ч.2 ст.20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Некоммерческого партнерства «Центр культурных технологий. Дом художника» оставить без изменения, жалобу генерального директора Грищенко А.Ю. – без удовлетворения.

Судья М.Р. Якутова