ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-236/18 от 26.10.2018 Ингодинского районного суда г. Читы (Забайкальский край)

дело № 12-236/2018

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

гор.Чита 26 октября 2018 года

Судья Ингодинского районного суда г.Читы Шишкарева С.А., при секретаре Петровой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Забайкальскому краю на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Забайкальском крае от 30.03.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст.5.27.1 КоАП РФ, в отношении ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Забайкальскому краю,

установил:

постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Забайкальском крае от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Забайкальскому краю (далее - ЛИУ-4, учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.

Копия постановления получена ДД.ММ.ГГГГ.

Определением судьи Ингодинского районного суда г.Читы от 10.07.2018 в удовлетворении ходатайства учреждения о восстановлении срока обжалования отказано.

Решением судьи Забайкальского краевого суда от 13.08.2018 определение отменено, материалы возвращены для рассмотрения жалобы по существу.

В судебное заседание административный орган явку своего представителя не обеспечил. Потерпевшие в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили. Дело рассмотрено в отсутствие данных участников производства по делу об административном правонарушении.

В судебном заседании представители ЛИУ-4 Кокухин К.Е., Коноплева О.П. жалобу поддержали по изложенным в ней доводам, указали на обеспеченность из подменного фонда осужденных необходимой формой одежды для работ в котельной; согласно оценки условий труда рабочее место машиниста котельной отнесено к подклассу 3.2 (вредный), необходима выдача костюмов для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, таковым костюмом был обеспечен осужденный <данные изъяты> также указали, что во исполнение представления приобретено 4 комплекта специальных костюмов.

Прокурор Кулибаба А.Г. просил в удовлетворении жалобы отказать, указав, что в нарушение требований закона в ЛИУ-4 осужденные осуществляют работы в котельной в обычной одежде и пришедших в негодность рукавицах, тогда как должны быть обеспечены специальными средствами индивидуальной защиты в соответствии с установленным перечнем.

Заслушав объяснения участников производства по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, доводы жалобы, судья приходит к следующему.

Частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Согласно статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и
материалов; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих
местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты.

Согласно ст. 221 Трудового кодекса РФ на работах с вредными и (или)
опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно вы-
даются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н утверждены Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой,
специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее -
Межотраслевые правила).

Согласно п. 4 Межотраслевых правил работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Приобретение СИЗ осуществляется за счет средств работодателя.

Пунктом 13 Межотраслевых правил установлено, что работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки.

Сроки пользования СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам. Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к
Правилам.

В соответствии с п. 56 приложения к Приказу Минтруда России от
09.12.2014 N 997н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда,
а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением», кочегар (машинист) котельной должен быть обеспечен
(норма на год): 1) костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или костюм для защиты от повышенных температур -1 шт., 2) перчатки с полимерным покрытием - 12 пар., 3) перчатки для защиты от повышенных температур - 2 пары, 3) щиток защитный лицевой или очки защитные - до износа, 4) каска защитная - 1 шт. на 2 года, 5) средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее - до износа. При работе в котельной, работающей на твердом или жидком топливе, дополнительно, - фартук из полимерных материалов с нагрудником - 1 шт.

Требования к СИЗ определены в Техническом регламенте Таможенного
союза «О безопасности средств индивидуальной защиты», принятом Решением
Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 878, Приложению N4 к Техническому регламенту, Правилам проведения сертификации средств индивидуальной защиты, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 19.06.2000 N 34. Указанные СИЗ отнесены ко 2 классу средств индивидуальной защиты и подлежат сертификации.

Как установлено из дела, Читинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края 20.02.2018 проведена проверка соблюдения трудового законодательства. По результатам проверки выявлены нарушения трудового законодательства со стороны ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Забайкальскому краю, расположенного по адресу: <адрес>.

Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 20.02.2018.

Таким образом, датой совершения правонарушения является 20.02.2018, т.е. дата выявления длящегося правонарушения.

Указанной проверкой установлено, что в ЛИУ-4 имеется котельная, в которой осуществляют трудовую деятельность осужденные, трудоустроенные в исправительном учреждении: <данные изъяты>, в должности машинистов котельной.

Из представленных личных карточек учета выдачи СИЗ названным осужденным видно, что СИЗ в полном объеме не выданы, на момент проверки срок ипользования истек.

Так, осужденному <данные изъяты> не выданы: костюм для защиты от
общих производственных загрязнений и механических воздействий или костюм
для защиты от повышенных температур, а срок пользования перчатками с
полимерным покрытием, перчатками для защиты от повышенных температур,
фартука из полимерных материалов с нагрудником истек.

Аналогичным образом допущены нарушения при обеспечении СИЗ и в отношении осужденных <данные изъяты>

Данные обстоятельства подтверждены материалами дела: актом проверки от 20.02.2018, личными карточками учета выдачи СИЗ, послужили основанием для привлечения ЛИУ-4 к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ.

Квалификация действий ЛИУ-4 по ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ является правильной.

Нарушений, влекущих незаконность привлечения ЛИУ-4, к административной ответственности, допущено не было.

Постановление о привлечении ЛИУ-4 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Отнесение рабочего места машиниста (кочегара) котельного оборудования к классу условий труда 3.2 не освобождает ЛИУ-4 от обязанности по обеспечению осужденных, занятых на данных видах работ, средствами индивидуальной защиты в необходимом количестве согласно установленному перечню, чего на момент проверки в полной мере выполнено не было.

При таком положении привлечение ЛИУ-4 к административной ответственности по ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ является обоснованным.

В то же время в нарушение положений ч.3 ст.4.1 КоАП РФ должностным лицом при вынесении постановления не учтены смягчающие административную ответственность обстоятельства.

Так, из дела установлено, что до даты вынесения оспариваемого постановления учреждение добровольно приобрело три костюма для повышенных температур и костюм "Аспект" (л.д.56).

Данное обстоятельство необоснованно оставлено без внимания при назначении наказания в виде штрафа, хотя оно напрямую в силу положений ст.4.2 КоАП РФ является основанием, смягчающим административную ответственность.

Согласно положениям ст. 3.2 и 3.3. ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Санкция части 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Учитывая, что учреждение к административной ответственности привлекается впервые (иного из дела не следует), учитывая отсутствие отягчающих вину обстоятельств, наличие смягчающего вину обстоятельства – добровольное частичное устранение выявленных нарушений до вынесения обжалуемого постановления, от, что совершение правонарушения не повлекло значительного причинения вреда и наступления неблагоприятных последствий, учитывая имущественное положение учреждения, являющегося казенным и финансируемого из средств федерального бюджета, что не позволяет одномоментно устранить выявленные нарушения, суд считает, что основания для назначения штрафа в максимальном размере отсутствовали, в связи с чем постановление подлежит изменению с назначением наказания учреждению в виде штрафа в соответствии со ст.3.2 КоАП РФ в размере менее минимального размера штрафа, предусмотренного ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Забайкальском крае -И от ДД.ММ.ГГГГ изменить, назначить ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Забайкальскому краю наказание в виде административного штрафа в размере 65000 рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья С.А. Шишкарева