ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-236/19 от 20.01.2020 Березовского районного суда (Красноярский край)

дело № 12-47/2020 (12-236/2019)

Р Е Ш Е Н И Е

20 января 2020 года п. Березовка

Березовский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Есиной С.В.,

с участием помощника прокурора Березовского района Красноярского края Неудахиной С.С.,

при секретаре Антипенко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя прокурора <адрес> Красноярского края Леймана А.В. на постановление от <дата> заместителя главного государственного инспектора <адрес> и <адрес> по использованию и охране земель, ведущего специалиста-эксперта межмуниципального Березовского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю ФИО2 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ, в отношении Кведорас А.С.,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением по делу от <дата> заместителя главного государственного инспектора <адрес> и <адрес> по использованию и охране земель, ведущего специалиста-эксперта межмуниципального Березовского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю ФИО2 прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ, в отношении Кведорас А.С., возбужденного заместителем прокурора <адрес> Красноярского края Лейман А.В., по обстоятельствам, предусмотренным п. 6 ч. 1 ст. 25.4 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Не согласившись с указанным постановлением, заместитель прокурора <адрес> Красноярского края Лейман А.В. подал протест на постановление, в котором просит постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение. Требования мотивированы тем, что <дата> прокуратурой района по поручению прокуратуры края проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером 24:04:6101013:2004, расположенного по адресу: п. Березовка, <адрес>, относящегося к категории земель населенных пунктов, разрешенный вид использования – для строительства склада-магазина, площадью 1973 кв.м. Указанный земельный участок является муниципальной собственностью и принадлежит администрации п. Березовка, используется Кведорас А.С. на основании договора аренды от <дата>. В ходе осмотра, проведенного прокуратурой района <дата>, установлено, что на всей площади земельного участка складирован и хранится строительный мусор. Согласно полученной от министерства экологии и рационального природопользования края информации Министерством проведен плановый (рейдовый) осмотр территории вышеуказанного земельного участка, в результате которого выявлен факт расположения отходов на почве. <дата> прокуратурой района в отношении Кведорас А.С. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, материалы проверки направлены в межмуниципальный Березовский отдел Управления Ростреестра. <дата> вынесено постановление о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. В постановлении о прекращении производства по делу указано, что объективная сторона административного правонарушения, за совершение которого лицо привлечено к ответственности, выражается не в действиях, нарушающих нормы законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, а в нарушении земельного законодательства, в связи с чем, межмуниципальным отделом Управлением Росреестра сделан вывод, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение земельного законодательства составляет два месяца со дня совершения административного правонарушения. Вместе с тем, учитывая, что родовым объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ, являются общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, то использование земельного участка не в соответствии с видом его разрешенного использования учтено законодателем при установлении административной ответственности за посягательство на землю как объект правового регулирования природоохранного законодательства. Разделение судами земельного законодательства и законодательства о защите охраны окружающей среды и природопользования не является целесообразным и не отвечает требованиям действующего законодательства, поскольку статьей 9 Конституции РФ земля отнесена к природным ресурсам. Таким образом, в данном случае земля и связанные с ней общественные отношения являются объектом правового регулирования природоохранного законодательства и в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ, срок привлечения к административной ответственности по данной статье составляет 1 год.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Красноярского края Неудахина С.С. представление поддержал в полном объеме.

Представитель межмуниципального Березовский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представил возражения на протест, в которых просил в удовлетворении протеста отказать в полном объеме, дело просил рассмотреть в свое отсутствие.

Кведорас А.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Изучив протест, заслушав помощника прокурора, проверив материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В соответствии с п. 1 ст. 71 Земельного кодекса РФ под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

В силу п.п. «в» п. 3 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства РФ от <дата> Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением: требований земельного законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, является формальным, то есть предусматривающий административную ответственность за допущенное правонарушение, связанное с нецелевым использованием земельного участка, независимо от того наступили или нет от совершенного правонарушения негативные последствия.

Как установлено судом, согласно акту проверки от <дата>, помощником прокурора <адрес> проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером 24:04:6101013:2004, расположенного по адресу: п. Березовка, <адрес>, относящегося к категории земель населенных пунктов, разрешенный вид использования – для строительства склада-магазина, площадью 1973 кв.м., находящийся в муниципальной собственностью и на основании договора аренды от <дата> используется Кведорас А.С. В ходе осмотра установлено, что земельный участок огорожен забором с одной стороны, имеется свободный доступ, на всей площади земельного участка складирован и хранится строительный мусор (бой металлических и деревянных изделий).

Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края проведен плановый (рейдовый) осмотр территории вышеуказанного земельного участка, в результате которого выявлен факт расположения отходов на почве.

<дата> заместителем прокурора <адрес> Лейман А.В. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, в отношении Кведорас А.С. Для рассмотрения по существ и принятия решения материал административного производства направлен в межмуниципальный Березовский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.

Заместителем главного государственного инспектора <адрес> и <адрес> по использованию и охране земель, ведущим специалистом-экспертом межмуниципального Березовского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю ФИО2<дата> вынесено постановление по делу о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.8.8 КоАП РФ, в отношении Кведорас А.С., в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности

Часть 1 ст. 8.8 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 данной статьи, то есть ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение законодательства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования.

При этом, родовым объектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ, являются общественные отношения по рациональному использованию и охране земель (почв), использование земельного участка не в соответствии с видом его разрешенного использования учтено законодателем при установлении административной ответственности за посягательство на землю как объект правового регулирования природоохранного законодательства.

Согласно ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, в отношении Кведорас А.С. были выявлены в ходе осмотра земельного участка, проведенного <дата>. Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

Заместитель главного государственного инспектора <адрес> и <адрес> по использованию и охране земель, ведущий специалист-эксперт межмуниципального Березовского отдела Управления ФИО2 в нарушение ст. 4.5 КоАП РФ, то есть в пределах срока давности привлечения Кведорас А.С. к административной ответственности по ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ, <дата> прекратил производство по делу об административном правонарушении в отношении Кведорас А.С. в связи с истечением сроков давности привлечения его к административной ответственности.

В связи с этим суд считает, что заместителем главного государственного инспектора <адрес> и <адрес> по использованию и охране земель, ведущий специалист-эксперт межмуниципального Березовского отдела Управления ФИО2 при вынесении обжалуемого постановления были существенно нарушены указанные процессуальные требования, предусмотренные КоАП РФ.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что постановление заместителя главного государственного инспектора <адрес> и <адрес> по использованию и охране земель, ведущего специалиста-эксперта межмуниципального Березовского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю ФИО2 от <дата> о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности незаконным и подлежащим отмене с возвращением дела на новое рассмотрение.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Протест заместителя прокурора <адрес> Красноярского края Леймана А.В. удовлетворить.

Постановление заместителя главного государственного инспектора <адрес> и <адрес> по использованию и охране земель, ведущего специалиста-эксперта межмуниципального Березовского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю ФИО2 от <дата>, которым производство по делу об административном правонарушении в отношении Кведорас А.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ, прекращено в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности - отменить, дело направить руководителю Березовского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Красноярскому краю на новое рассмотрение.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Березовский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья С.В. Есина