ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-236/20 от 10.11.2020 Братского городского суда (Иркутская область)

УИД –38RS0003-01-2020-003844-35

РЕШЕНИЕ

10 ноября 2020 года г. Братск

№ 12-236/2020

Судья Братского городского суда Иркутской области Орлова О.В., в помещении Братского городского суда Иркутской области, расположенного по адресу: <...>, каб. 207, рассмотрев жалобу законного представителя МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 93» в лице заведующей ФИО1 на постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) в Иркутской области ФИО2 № 38/7-4948-20-ОБ/12-6327-И/68-122 от 21.09.2020 о привлечении к административной ответственности по делу об административном правонарушении в отношении Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 93» муниципального образования города Братска по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Иркутской области ФИО2 от 21.09.2020 № 38/7-4948-20-ОБ/12-6327-И/68-122 юридическое лицо Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 93» муниципального образования города Братска (далее МБДОУ «ДСОВ № 93») признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

Оспаривая законность и обоснованность вынесенного постановления, заведующая МБДОУ «ДСОВ № 93» ФИО1 обратилась с жалобой в суд об отмене указанного постановления и прекращения производства по делу, в обоснование своих требований указала, что поводом для обращения работника ФИО3 послужило его несогласие с размером заработной платы. В ходе проведения проверки факт нарушения в части выплаты заработной платы работнику ФИО3 установлен не был, но были выявлены нарушения в части того, что в графиках работы сторожей (вахтеров) МБДОУ «ДСОВ № 93» за период с мая по июль 2020 года отсутствовали даты составления указанных документов и даты ознакомления с ними работника ФИО3, также графики были составлены без учёта мнения представительного органа работников учреждения. Не согласна с выявленными нарушениями, а именно, что в графиках работы сторожей (вахтеров) МБДОУ «ДСОВ № 93» за период с мая по июль 2020 года отсутствовали даты ознакомления и графики были составлены без учёта мнения представительного органа работников учреждения, так как режим рабочего времени с ненормированным рабочим днем сторожа вахтёра, продолжительность ежедневной работы (смены), с указанием даты, время начала и окончания работы, число смен в месяц, чередование рабочих и нерабочих дней, устанавливаются в табелях дежурства сторожей вахтёров. Табеля составляются в конце каждого календарного года на начало нового календарного года, утверждаются руководителем и доводятся до сведения работников под роспись. Составлен лист ознакомления с указанием общего количества рабочих, ночных и праздничных часов на весь год, дата ознакомления каждого сотрудника более чем за месяц до введения их в действие. Данный график направляется для проверки в МКУ МЦО. Кроме того, график работы на календарный год хранится на рабочем месте сторожей вахтеров (вахта). Работнику предоставлена возможность самостоятельно выбрать время отдыха и приема пищи в рабочее время т. к. 12 или 24 часа (согласно графику) сторож находится в здании МБДОУ «ДСОВ №93», а место для приёма пищи и отдыха определено. Табель дежурства сторожей (вахтеров) МБДОУ «ДСОВ №93» составлен без учёта мнения ПК работников учреждения, т.к. согласно коллективному договору на 2018 - 2021 года рабочее время работников определяется Правилами внутреннего трудового распорядка учреждения, утверждаемыми работодателем, после его согласования с профкомом.

График утверждается заведующим МБДОУ «ДСОВ № 93». Трудовой режим работы сотрудников изначально прописан в правилах внутреннего трудового распорядка МБДОУ «ДСОВ №93», согласован с ПК и принят общим собранием работников МБДОУ «ДСОВ № 93» протокол № 04 от 08.05.2018 года. Коллективный договор проверен главным специалистом социального партнёрства и охраны труда, зарегистрирован в комитете экономического развития города Братска peг. № 631/18 от 15.05.2018 года.

Кроме того, просит учесть, что в соответствии с дополнительным соглашением № 3 от 23 января 2018 года, заключенным с работником ФИО3, работнику установлен суммированный учёт рабочего времени, в качестве учётного периода используется 1 год. С дополнительным соглашением работник ФИО3 ознакомлен, что подтверждается его подписью.

При рассмотрении жалобы законный представитель заявителя заведующая МБДОУ «ДСОВ № 93» ФИО1 доводы жалобы поддержала, просила учесть, что ранее к административной ответственности МБДОУ «ДСОВ № 93» не привлекалось.

Потерпевший ФИО3, прокурор г.Братска на рассмотрение жалобы не явились, будучи надлежащим образом извещены.

Выслушав представителя заявителя, проверив доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, исследовав материалы внеплановой документарной проверки по обращению ФИО3, судья приходит к следующим выводам.

Согласно положениям ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, судья не связан доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.

В силу требований ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении подлежат обязательному выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Частью 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, и санкция данной статьи влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту ТК РФ) установлено, что все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Статьей 22 (ч. 2) ТК РФ на работодателя возложена обязанность соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

За нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Особенности трудовых правоотношений, обеспечение гарантий прав работников, соблюдение баланса защиты интересов работодателей и работников учтены законодателем, в том числе, при определении порядка проведения проверок соблюдения норм трудового законодательства.

В соответствии со ст. 100 ТК РФ режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором.

Согласно ст. 108 ТК РФ в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Правилами внутреннего трудового распорядка или трудовым договором может быть предусмотрено, что указанный перерыв может не предоставляться работнику, если установленная для него продолжительность ежедневной работы (смены) не превышает четырех часов.

Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.

На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.

Частью 4 статьи 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ установлено, что другими федеральными законами могут устанавливаться особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора), в том числе, федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно ст. 360 ТК РФ порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.

Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, обращения и заявления граждан о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников; обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.

Из материалов административного производства следует, что 02.09.2020 в отношении МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 93» государственным инспектором труда ФИО2 вынесено определение № 38/7-4948-20-ОБ/12-5966-И/68-122от 02.09.2020 о возбуждении в отношении МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 93» дела об административном правонарушении по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ.

Копия определения о возбуждении дела направлена в адрес МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 93» и получена 14.09.2020.

16.09.2020 государственным инспектором труда (по правовым вопросам) в Иркутской области ФИО2 по результату проверки по обращению ФИО3 составлен протокол № 38/7-4948-20-ОБ/12-6227-И/68-122 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.5.27 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения обращения работника МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 93» ФИО3 проведена предварительная проверка, в ходе которой установлено следующее: предоставленные работодателем графики работы сторожей (вахтеров) МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 93» за период с мая по июль 2020 не содержат даты составления указанных документов, составлены без учета мнения представительного органа работников учреждения, таким образом, работодатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 93» нарушил требования ст.ст. 100, 103, 10 ТК РФ.

21.09.2020 государственным инспектором труда (по правовым вопросам) в Иркутской области ФИО2 по результату рассмотрения протокола об административном правонарушении и материалу проверки, проведенной по обращению ФИО3, вынесено постановление № 38/7-4948-20-ОБ/12-6327-И/68-122 о признании юридического лица МБДОУ «ДСОВ № 93» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.5.27 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

В соответствии с п. 1.1 Устава МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №93», утвержденного приказом департамента образования администрации города Братска от 07.06.2017 № 352 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 93» муниципального образования города Братска (далее - Учреждение) создано на основании решения исполнительного комитета Братского городского Совета народных депутатов от 31.12.1973 № 483 и зарегистрировано как муниципальное дошкольное образовательное учреждение администрацией города Братска 06.10.1997 №1693. Полное наименование Учреждения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 93» муниципального образования города Братска. Сокращенное наименование - МБДОУ «ДСОВ № 93». Наименование организационно - правовой формы: муниципальное бюджетное учреждение. Тип образовательной организации: дошкольная образовательная организация; Учреждение является некоммерческой организацией и не ставит извлечение прибыли основной целью своей деятельности (п.1.2).

31.10.2014 МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 93» с работником ФИО3 заключен трудовой договор № 20, в соответствии с которым он принят по должность сторожа (вахтера).

Дополнительным соглашением от 23.01.2018 к трудовому договору № 20 от 31.10.2014 работнику установлен суммированный учет рабочего времени, в качестве учетного периода используется 1 год. С дополнительным соглашением работник ФИО3 ознакомлен, что подтверждается его подписью.

В соответствии с коллективным договором между администрацией и трудовым коллективом МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 93» муниципального образования города Братска на 2018-2021, принятым общим собранием работников МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 93» протокол № 04 от 05.05.2018, утвержденным заведующей МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 93» ФИО1 рабочее время работников определяется Правилами внутреннего трудового распорядка учреждения (ст.91 ТК РФ), утверждаемым работодателем с учетом мнения (по согласованию) профкома, а также условиями трудового договора.

В соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка учреждения принятыми общим собранием работников МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 93» протокол № 04 от 08.05.2018 года, продолжительность рабочего времени сторожа вахтера устанавливается по утвержденному графику. График утверждается заведующим МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 93».

Согласно представленным табелям дежурства сторожей за период с января 2020 по декабрь установлена продолжительность ежедневной работы (смены), с указанием даты, время начала и окончания работы, число смен в месяц, чередование рабочих и нерабочих дней. С данными табелями работник ФИО3 ознакомлен, что подтверждается его подписью в листе ознакомлении документа.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в постановлении по делу об административном правонарушении, кроме прочего, должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

В соответствии с п. 1 ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения, а именно обстоятельства, относящиеся к объективной стороне состава административного правонарушения.

Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью; исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Согласно части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность наступает за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 названной статьи и статьей 5.27.1 названного Кодекса.

Судом установлено, что ФИО3 выполнял свои трудовые обязанности согласно табелю, в котором определено количество ночных и дневных часов, в связи с чем очевидно начало и окончание работы, время отдыха. В дополнительном соглашении к трудовому договору с данной категорией работника определено, что указанному лицу устанавливается суммированный учет рабочего времени.

Согласно материалам дела, работнику предоставлена возможность самостоятельно выбрать время отдыха и приема пищи в рабочее время т. к. 12 или 24 часа (согласно графика) сторож находится в здании МБДОУ «ДСОВ №93», а место для приёма пищи и отдыха определено.

Выводы должностного лица о нарушении МБДОУ «ДСОВ № 93» в отношении работника ФИО3 ст. 103 ТК РФ, являются несостоятельными, поскольку по смыслу данной нормы не является сменной работой такой режим, когда один работник выполняет свои обязанности на протяжении одного дня, не сменяясь другими.

На основании ст. 102 ТК РФ при работе в режиме гибкого рабочего времени начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня (смены) определяется по соглашению сторон. Работодатель обеспечивает отработку работником суммарного количества рабочих часов в течение соответствующих учетных периодов (рабочего дня, недели, месяца и других).

В соответствии с нормами Трудового кодекса РФ работодатель обязан ознакомить работника под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью (абз. 17 ст. 22).

В силу приведенных норм закона, режим работы ФИО3 являлся гибким графиком и должен был регулироваться ст. 102 ТК РФ. В рассматриваемом случае рабочие дни и их продолжительность также устанавливались графиками, однако порядка ознакомления с ними в отличие от сменных не установлено.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

С учетом установленных обстоятельств при рассмотрении жалобы должностного лица, постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) в Иркутской области ФИО2 от 21.09.2020 о привлечении юридического лица МБДОУ «ДСОВ № 93» к административной ответственности по ч.1 ст.5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нельзя признать законным и обоснованным.

В соответствии с требованиями п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: - об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

С учетом изложенного, судья приходит к выводу, что постановление от 21.09.2020 № 38/7-4948-20-ОБ/12-6327-И/68-122 в отношении юридического лица - МБДОУ «ДСОВ № 93» о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с отсутствие состава административного правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Руководствуясь ст.ст. 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Иркутской области ФИО2 № 38/7-4948-20-ОБ/12-6327-И/68-122 от 21.09.2020, вынесенное в отношении юридического лица – Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 93» муниципального образования города Братска по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – отменить.

Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 93» муниципального образования города Братска.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 суток с момента получения копии.

Судья О.В. Орлова