ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-236/20 от 17.06.2020 Бийского городского суда (Алтайский край)

№12-236/2020

Р Е Ш Е Н И Е

г.Бийск 17 июня 2020 года

Судья Бийского городского суда Алтайского края Кучеревский С.А.,

с участием представителя административной комиссии Администрации г.Бийска ФИО2, представителя ФКП «БОЗ» ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФПК «БОЗ» на постановление административной комиссии при Администрации города Бийска от 31 марта 2020 года № 204, которым:

Федеральное казенное предприятие «Бийский олеумный завод», <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>,

признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 27 Закона Алтайского края от 10 июля 2002 года № 46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края»,

У С Т А Н О В И Л:

Согласно протоколу об административном правонарушении от 10 марта 2020 года № 24/03, 31.01.2020 года в 14 час. 00 мин. выявлен факт нарушения порядка проведения мероприятий по уборке снега, а именно ФКП «БОЗ» осуществило сдвигание снега от дома 12 по ул. 8 Марта г.Бийска, на прилегающую территорию дома 62 по ул.Горно-Алтайская г.Бийска, что является нарушением п.11, 13 ч.11.19 раздела 11 Правил благоустройства территории муниципального образования город Бийск, утвержденных Решением Думы города Бийска от 17.06.2019 № 276.

Административной комиссией при Администрации города Бийска 31 марта 2020 года вынесено постановление № 204 о привлечении ФКП «БОЗ» к административной ответственности по ч. 1 ст. 27 Закона Алтайского края от 10 июля 2002 года № 46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 руб.

В жалобе представитель ФКП «БОЗ» просит восстановить срок для обжалования постановления, постановление отменить, производство по делу прекратить, поскольку ФПК не было заблаговременно извещено о составлении протокола об административном правонарушении, в связи с чем представитель ФКП не явился в назначенное время, тем самым нарушено право на защиту; административной комиссией необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения дела.

В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Из материалов дела следует, что обжалуемое постановление вынесено 31 марта 2020 года, получено ФКП «БОЗ» 06.04.2020. Указами Президента от 02.04.2020 № 239, от 28.04.2020 № 294, от 25.03.2020 № 206 с 30 марта 2020 года по 08 мая 2020 года установлены нерабочие дни. Аналогичный период нерабочих дней был установлен приказами генерального директора ФКП «БОЗ». Первым рабочим днем в мае 2020 года является 12 мая. Жалоба на указанное постановление подана 18 мая 2020 года.

При таких обстоятельствах прихожу к выводу о необходимости удовлетворения ходатайства и восстановлении срока для обжалования постановления Административной комиссии от 31.03.2020 года в отношении ФКП «БОЗ».

Представитель ФКП «БОЗ» доводы жалобы поддержал, настаивал на отмене постановления.

ФИО2 возражала против удовлетворения жалобы, указывая, что порядок привлечения ФКП «БОЗ» к административной ответственности не нарушен.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив дело об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Закона Алтайского края от 10 июля 2002 года №46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» (в редакции на дату совершения административного правонарушения) несвоевременная уборка территорий общего пользования, включая прилегающие территории, в том числе очистка от листвы, порубочных остатков деревьев, снега, наледи, обледенения, складирование снега у водоразборных колонок, если эти действия не влекут ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

На основании ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч. 1).

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2).

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (ч. 3).

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законом субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

На основании ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса…

В силу п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 31 января 2020 года ФКП БОЗ нарушило порядок проведения мероприятий по уборке снега, а именно сдвигание снега на экскаваторе-погрузчике.

Доказательствами вины являются обращение, протокол по делу об административном правонарушении, фототаблица.

Согласно диспозиции ч.1 ст.27 Закона Алтайского края от 10 июля 2002 года № 46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» административная ответственность за несвоевременную уборку снега, либо за складирование снега у водоразборных колонок.

Описанное в протоколе событие правонарушения не подпадает по диспозицию ч.1 ст.27 Закона Алтайского края № 46-ЗС.

Вменяя ФКП БОЗ нарушение порядка проведения мероприятий по уборке снега, административный орган ссылается на п.11, 13 ч.11.19 раздела 11 Правил благоустройства территории муниципального образования город Бийск, утвержденных решением Думы города Бийска от 17.06.2019 № 276.

Вместе с тем, часть (статья) 11.19 раздела 11 Правил состоит лишь из 4 пунктов и п.11 и 13 не содержит.

Следовательно, протокол об административном правонарушении не соответствует требованиям ч.2 ст.28.2 КоАП РФ.

Требования к уборке снега предусмотрены ст.11.18 Правил:

- вывоз снега разрешается только на специально отведенные места отвала. Места отвала снега должны быть обеспечены удобными подъездами, необходимыми механизмами для складирования снега (п.11);

- лица, которым принадлежат на праве собственности или ином вещном праве земельные участки, здания, сооружения, обязаны в течение трех суток после окончания снегопада произвести мероприятия по очистке и вывозу снега с территорий (подъездные пути, внутриквартальные проезды, тротуары, пешеходные дорожки, газоны, спортивные и детские игровые площадки, автомобильные парковки и стоянки) (п.13).

Из объяснения ФИО3 следует, что 31 января 2020 года снег складирован для последующего вывоза.

Материалы дела не содержат доказательств вывоза снега в неотведенное место. Также, не имеется доказательств, что мероприятия по очистке и вывозу снега проводились по истечении 3 суток после окончания снегопада.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Таким образом, основным условием правомерности составления протокола по делу об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, является надлежащее и заблаговременное извещение этого лица о времени и месте составления протокола, а также предоставление ему возможности реализовать свои права, установленные ст. 28.2 КоАП РФ.

При этом следует учитывать, что под надлежащим извещением необходимо понимать такое извещение, которое позволяет лицу заблаговременно в разумный срок узнать о месте и времени рассмотрения материалов административного дела.

Согласно ч.1 ст.25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Из материалов дела следует, что приглашение о составлении протокола об административном правонарушении направлено ФПК БОЗ электронной почтой 06 марта 2020 в 13 часов 33 минуты, получено адресатом 06 марта 2020 года в 19 часов 09 минут, то есть после окончания рабочего времени. Отправление просмотрено ФКП «БОЗ» 10 марта 2020 года в 07 часов 43 минуты, то есть чуть больше часа до доставления протокола.

Таким образом, при рассмотрении жалобы установлено, что при составлении протокола об административном правонарушении в отношении ФКП БОЗ, должностным лицом допущены существенные нарушения процедуры привлечения лица к административной ответственности, поскольку протокол составлен в отсутствие представителя ФПК БОЗ, который не был заблаговременно извещен о месте и времени составления протокола.

Допущенные по настоящему делу нарушения требований КоАП РФ являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность постановления, вынесенного административной комиссией, которой эти нарушения оставлены без внимания вопреки положениям статей 24.1, 26.1 названного Кодекса.

При таких обстоятельствах, вынесенное по настоящему делу постановление административной комиссии при Администрации города Бийска Алтайского края не может быть признано законным и обоснованным и подлежат отмене, а производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Жалобу ФКП «Бийский олеумный завод» удовлетворить.

Постановление административной комиссии при Администрации города Бийска от 31 марта 2020 года № 204 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 27 Закона Алтайского края от 10 июля 2002 года № 46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» ФКП «Бийский олеумный завод», отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На решение может быть подана жалоба в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края.

Судья С.А. Кучеревский