ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-236/2014 от 19.06.2014 Калининградского областного суда (Калининградская область)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯКАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 Судья: Гусева Н.А. Дело № 12-236/2014

Р Е Ш Е Н И Е

 19 июня 2014 г. г. Калининград

 Судья Калининградского областного суда

 ФИО1

 при секретаре Шапошниковой Т.В.

 рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе ООО «Арт и К» на постановление судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 09 апреля 2014, которым ООО «Арт и К» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.13 частью 1 КоАП РФ, ООО «Арт и К» назначено наказание в виде штрафа в размере 200000 рублей.

 Заслушав объяснения представителя Службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области – Голубь Е.Ю., возражавшей против доводов, изложенных в жалобе, а также исследовав материалы дела, суд

У С Т А Н О В И Л:

 В период с 21 по 29 января 2014 года была проведена плановая выездная проверка выполнения ООО «Арт и К» законодательства в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. В ходе проведения проверки: выявлены нарушения обязательных требований и требований, установленных действующим законодательством об охране объектов культурного наследия, а именно: ст. ст. 14, 27, 35, 40 – 44, 45, 46, 48, 52 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», ст. ст. 31, 35, 42 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры», пп. б), в) п. 2, пп. б) п. 4, п. 8, п. 9 постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР», приказа Министерства культуры Российской Федерации от 28 мая 1996 года № 431 «О порядке рассмотрения и согласования градостроительной и проектно-сметной документации для реставрации памятников истории и культуры», обязательств по содержанию, использованию и сохранению недвижимых памятников истории и культуры «Башня «Врангель» и «Бастион «Прегель», существенных условий охранно-арендных договоров от 03 июня 1996 года № и от 24 ноября 1993 года № б/н соответственно; не представлены копии документов (проектная, научно-проектная, разрешительная, отчетная документация, связанная с проведением работ по сохранению объектов культурного наследия и (или) работ, проводимых на территориях объектов культурного наследия, либо справка об отсутствии указанных документов) согласно п. 11 приказа Службы от 09 января 2014 года №. В отношении использования объекта культурного наследия федерального значения «Крепость Врангеля, 1785 – 1795 гг. с башней Врангеля», XVII – XVIII вв., расположенного по адресу: <...>, установлено: охранно-арендный договор на пользование недвижимым памятником истории и культуры от 03 июня 1996 года № с актом технического состояния памятника истории и культуры и определения плана работ по памятнику и благоустройству территории, «Концепция использования памятника архитектуры республиканского значения «Башня Врангель» под туристический, фольклорный, культурно-сервисный, торговый центры», арендатором в полном объеме не выполняются. На момент проверки работы по сохранению объекта культурного наследия не проводились. Общее техническое состояние объекта (за исключением части приспособленных помещений дворика кордегардии и внутренних помещений 1 этажа) – неудовлетворительное, аварийное, руинированное. Арендатором не разработан и в установленном законом порядке не согласован проект реставрации и приспособления памятника для современного использования, предусмотренный п. 1 акта технического состояния памятника от 03 июня 1996 года и «Концепцией использования памятника архитектуры республиканского значения «Башня Врангель» под туристический, фольклорный, культурно-сервисный, торговый центры». На прилегающей к объекту территории без согласования с уполномоченным государственным органом охраны памятников и собственником объекта и земельного участка устроена платная автостоянка, установлены и функционируют пять торговых павильонов. Планом ремонтно-реставрационных работ и благоустройства территории (акт технического состояния памятника от 03 июня 1996 года приложения к охранно-арендному договору от 03 июня 1996 года №) был установлен срок разработки проекта реставрации памятника до 03 июля 2000 года, однако данный проект до настоящего времени не разработан. Памятник нуждается в проведении неотложных консервационных, противоаварийных, ремонтно-реставрационных работ, прилегающая к памятнику территория – в очистке от мусора, благоустройстве. В отношении использования объекта культурного наследия федерального значения «Крепость «Преголь», 1785 г., расположенного по адресу: <адрес>, установлено: охранно-арендный договор на пользование недвижимым памятником истории и культуры от 24 ноября 1993 года с актом технического состояния памятника истории и культуры и определения плана работ по памятнику и благоустройству его территории от 24 ноября 1993 года «Концепция использования объекта культурного наследия «Крепость Преголь» арендатором в полном объеме не выполняются. На момент проверки работы по сохранению объекта культурного наследия не проводились. Общее техническое состояние объекта – неудовлетворительное. Объект по предназначению, определенному охранно-арендным договором и концепцией использования памятника не используется. Арендатором не разработана и в установленном законом порядке не согласована проектно-сметная документация, предусмотренная п. 1 плана ремонтно-реставрационных работ и благоустройства территории, акта технического состояния памятника от 24 ноября 1993 года и концепцией использования памятника под культурно-сервисный, торговый и туристический центры. Разрешительные документы на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия согласно плану ремонтно-реставрационных работ и благоустройства территории за исключением разрешения, выданного НПЦ по охране памятников от 23 июня 1995 года № отдельные виды хозяйственных работ), а также проектно-сметная документация – не представлены, ремонтно-реставрационные работы на объекте не планировались и не проводились. Также арендатором не выполняются следующие условия охранно-арендного договора: согласно пункту 9 охранно-арендного договора не разработана проектно-сметная документация на ремонтно-реставрационные, консервационные и реставрационные работы; на момент проверки не выполнено: п. 1 – объект культурного наследия не используется под культурно-сервисный, торговый и туристический центры; п.п. а) п. 8 – здание памятника не содержится в надлежащем санитарном, противопожарном и техническом порядке; п.п. б) п. 8 – территория памятника не содержится в благоустроенном состоянии, сооружены пристройки во внутреннем дворе памятника; п.п. и) п. 8 – в арендуемом помещении отсутствует противопожарное оборудование; не выполняется п. 9 – работы, предусмотренные актом технического состояния охранно-арендного договора от 24 ноября 1993 года не проводятся, а именно: п. 1 – не разработана проектно-сметная документация и эскизный проект; п. 2 – электроосвещение отсутствует; п. 5 – территория памятника захламлена строительным, бытовым мусором и отходами; п. 6 – деревья не спилены; п. 7 – в большинстве вентиляционных ходов ток воздуха отсутствует, по вентиляционным ходам происходит протечка воды; п. 8 – гидроизоляция перекрытий, обвалования – нарушена, по вентиляционным ходам происходит протечка воды, своды части помещений покрыты высолами, на стенах фиксируются очаги биопоражения (грибок, плесень), гидроизоляция фундаментов нарушена, подвальные помещения затоплены; п. 9 – подтверждающие документы о выполнении очистки стен и выполнения работ по их оштукатуриванию не представлены, фактически не выполнены; п. 10 – подтверждающие документы по ремонту пола и кровли не представлены, фактически не выполнены; п. 11 – подтверждающие документы по восстановлению и очистке приемников и колодцев фекальной и ливневой канализации не представлены, фактически не выполнены; п. 12 – средства пожаротушения отсутствуют; п. 13 – косметический ремонт фасада не выполнен; п. 14 – реставрация кладки стен внешних ворот не выполнена; п. 15 – отмостка и водоотвод с территории памятника не восстановлены. Памятник нуждается в проведении неотложных консервационных, ремонтно-реставрационных работ, территория внутреннего двора и прилегающая территория – в очистке от мусора и благоустройстве.

 По данному факту 31 января 2014 года Службой государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области в отношении ООО «Арт и К» вынесен протокол об административном правонарушении №, действия ООО «Арт и К» квалифицированы по части 1 статьи 7.13 КоАП РФ. Дело направлено в Ленинградский районный суд г. Калининграда.

 Судьёй вынесено изложенное выше постановление.

 В жалобе на указанное постановление ООО ««Арт и К» просит его отменить, ссылаясь на отсутствие состава правонарушения в действиях предприятия.

 Проверив законность и обоснованность постановления, суд находит его подлежащим оставлению без изменения.

 Частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия.

 Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

 Под сохранением объекта культурного наследия в статье 40 настоящего Федерального закона понимаются направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор. В исключительных случаях под сохранением объекта археологического наследия понимаются спасательные археологические полевые работы, осуществляемые в порядке, определенном статьей 45 настоящего Федерального закона, с полным или частичным изъятием археологических находок из раскопов.

 В соответствии с положениями статьи 45 настоящего Федерального закона работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.

 К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

 Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утверждаемыми федеральным органом охраны объектов культурного наследия. Строительные нормы и правила применяются при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия только в случаях, не противоречащих интересам сохранения данного объекта культурного наследия.

 Физические и юридические лица, ведущие разработку проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, осуществляют научное руководство проведением работ по сохранению данного объекта, технический и авторский надзор за проведением работ на объекте культурного наследия до дня выполнения указанных работ.

 После выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия физические и юридические лица, осуществлявшие руководство проведением указанных работ, сдают в трехмесячный срок со дня выполнения указанных работ в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах.

 Приемка работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, выдавшим разрешение на проведение указанных работ, одновременно со сдачей руководителем работ отчетной документации в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

 Согласно статье 46 настоящего Федерального закона физические и юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории объекта культурного наследия, обязаны соблюдать режим использования данной территории, установленный в соответствии с настоящим Федеральным законом, земельным законодательством Российской Федерации и законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

 В силу статьи 52 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ физические и юридические лица осуществляют право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, право пользования земельным участком или водным объектом, в пределах которых располагается объект археологического наследия, и право пользования выявленным объектом культурного наследия по своему усмотрению с учетом требований, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, если это не ухудшает состояние указанных объектов, не наносит вред окружающей историко-культурной и природной среде, а также не нарушает права и законные интересы других лиц.

 Использование объекта культурного наследия либо земельного участка или водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия, с нарушением настоящего Федерального закона и законодательства субъектов Российской Федерации об охране и использовании объектов культурного наследия запрещается.

 В судебном заседании установлено, что в соответствии с утвержденным ежегодным планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2014 год, размещенным на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, на основании приказа Службы о проведении выездной проверки юридического лица от 09 января 2014 года №, в период 21 – 29 января 2014 года была проведена плановая выездная проверки выполнения ООО «АРТ и К» законодательства в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

 Таким образом, нарушений закона при назначении и проведении проверки не допущено. Результаты проверки правомерно использованы в качестве доказательств по настоящему делу об административном правонарушении.

 В ходе проведения проверки выявлены перечисленные выше нарушения обязательных требований и требований, установленных действующим законодательством об охране объектов культурного наследия, а именно: ст. ст. 14, 27, 35, 40 – 44, 45, 46, 48, 52 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», ст. ст. 31, 35, 42 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры», пп. б), в) п. 2, пп. б) п. 4, п. 8, п. 9 постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР», приказа Министерства культуры Российской Федерации от 25 мая 1996 года № 431 «О порядке рассмотрения и согласования градостроительной и проектно-сметной документации для реставрации памятников истории и культуры», обязательств по содержанию, использованию и сохранению недвижимых памятников истории и культуры «Башня «Врангель» и «Бастион «Прегель», существенных условий охранно-арендных договоров от 03 июня 1996 года № и от 24 ноября 1993 года соответственно.

 В соответствии с пунктами 8 – 10 охранно-арендного договора № от 03 июня 1996 года арендатор обязан содержать здания памятника и все связанное с ним имущество в надлежащем санитарном, противопожарном и техническом порядке и нести все расходы, связанные с этим; немедленно извещать «Госорган» о всяком повреждении, аварии или ином обстоятельстве, нанесшем урон памятнику, и своевременно принимать соответствующие меры против дальнейшего разрушения или повреждения памятника и по приведению его в порядок.

 Арендатор обязан своевременно производить ремонтно-реставрационные, консервационные и реставрационные работы по арендуемому памятнику независимо от сезона. Все работы по памятнику арендатор производит за свой счет по специальному разрешению «Госоргана» на право производства таковых.

 Обеспечение научно-технической документацией ремонтно-реставрационных, консервационных и реставрационных работ по памятнику производится арендатором за свой счет.

 Как установлено в судебном заседании и следует из акта проверки, на момент проверки работы по сохранению объекта культурного наследия не проводились. Общее техническое состояние объекта (за исключением части приспособленных помещений дворика кордегардии и внутренних помещений 1 этажа) – неудовлетворительное, аварийное, руинированное.

 Арендатором не разработан и в установленном законом порядке не согласован проект реставрации и приспособления памятника для современного использования, предусмотренный пунктом 1 актом технического состояния памятника от 03 июня 1996 года и «Концепцией использования памятника архитектуры республиканского значения «Башня Врангель» под туристический, фольклорный, культурно-сервисный, торговый центры».

 На прилегающей к объекту территории без согласования с уполномоченным государственным органом охраны памятников и собственником объекта и земельного участка устроена платная автостоянка, установлены и функционируют пять торговых павильонов.

 В ходе проверки установлено неудовлетворительное состояние объекта, его конструктивных и архитектурных элементов, внутренних помещений и прилегающей территории,

 Планом ремонтно-реставрационных работ и благоустройства территории был установлен срок разработки проекта реставрации памятника до 03 июля 2000 года, однако данный проект до настоящего времени не разработан.

 В судебном заседании установлено и следует из акта проверки, что памятник нуждается в проведении неотложных консервационных, противоаварийных и ремонтно-реставрационных работ, прилегающая к памятнику территория – в очистке от мусора и благоустройстве.

 В отношении использования объекта культурного наследия федерального значения «Крепость «Преголь», 1785 года, расположенного по адресу: <адрес> установлено, что охранно-арендный договор на пользование недвижимым памятником истории и культуры от 24 ноября 1993 года с актом технического состояния памятника истории и культуры и определения плана работ по памятнику и благоустройству его территории от 24 ноября 1993 года «Концепция использования объекта культурного наследия «Крепость Преголь» арендатором в полном объеме не выполняются.

 В соответствии со статьями 7 – 10 охранно-арендного договора на пользование недвижимым памятником истории и культуры от 24 ноября 1993 года арендатор принял на себя полную ответственность за сохранность памятника и обязательства за использование помещения исключительно по назначению с установленных для этого помещения режимом использования.

 Арендатор взял на себя обязательства содержать здания памятника и всё связанное с ним имущество в надлежащем санитарном, противопожарном и техническом порядке и нести все расходы, связанные с этим; своевременно оплачивать за свой счет установленные законодательством налоги и сборы, выполнять все возложенные на него обязанности, содержать за свой счет необходимый для обслуживания памятника штат работников и сторожей, хранителей памятника; содержать в благоустроенном состоянии территорию памятника; не допускать их использование под новое строительство и хозяйственные нужды, а также не производить никаких пристроек к арендуемому зданию – памятнику и переделок как снаружи так и внутри его, без специального письменного разрешения «Госоргана»; не производить без разрешения «Госоргана» никаких работ по ремонту памятника; иметь в арендуемом помещении противопожарное оборудование, согласно требованиям пожарной охраны; своевременно производить ремонтно-реставрационные, консервационные и реставрационные работы по арендуемому памятнику независимо от сезона.

 Все работы по памятнику арендатор обязан производить за свой счет в сроки, предусмотренные в акте технического состояния, по специальному разрешению «Госоргана» на право проведения таковых.

 Обеспечение научно-технической документацией ремонтно-реставрационных, консервационных и реставрационных работ по памятнику производится арендатором за свой счет. Все подлинные проектные, обмерные и научно-исследовательские материалы к памятнику передаются «Госоргану» безвозмездно.

 На момент проверки работы по сохранению объекта культурного наследия не проводились. Общее техническое состояние объекта – неудовлетворительное.

 Памятник нуждается в проведении неотложных консервационных, ремонтных и реставрационных работах, территория внутреннего двора и прилегающая территория – в очистке от мусора и благоустройстве.

 В судебном заседании установлено и не оспаривалось представителем ООО «АРТ и К», что вышеуказанные нарушения и недостатки и ранее выявлялись, однако до настоящего времени не устранены.

 Данное правонарушение является длящимся. Поскольку ООО «Арт и К» продолжает нарушать требования сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, организация правомерна привлечена к административной ответственности по результатам настоящей проверки.

 Содержащиеся в жалобе ссылки на нарушение судьёй при вынесении постановления по делу об административном правонарушении действующего законодательства голословны и ничем не подтверждены.

 Доказательства вины ООО «Арт и К» в совершении правонарушения имеются в материалах дела, постановление по делу об административном правонарушении содержит анализ этих документов.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л:      постановление судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 09 апреля 2014г. оставить без изменения, жалобу ООО «Арт и К» – без удовлетворения.

 Судья Калининградского

 областного суда ФИО1