Решение
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
23 апреля 2014 года г. Челябинск
Судья Центрального районного суда г. Челябинска Овчинникова А.Ю.
при секретаре Снигиревой Ю.С.,
с участием представителя лица привлекаемого к административной ответственности МУП «ПОВВ»ФИО1;
представителя должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении ФИО2 - ФИО3;
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Главного специалиста отдела Государственного надзора в области гражданкой оборон, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Челябинской области ФИО2 на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Центрального района г. Челябинска о прекращении производства по административному делу в отношении МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
УСТАНОВИЛ:
На основании постановления мирового судьи судебного участка № 2 Центрального района г. Челябинска производство по делу об административном правонарушении в отношении МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения» прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Не согласившись с постановлением в суд обратился Главный специалист отдела ГН ОГО ЗНТ ЧС УНД ГУ МЧС России по Челябинской области ФИО2 указав, что постановление мирового судьи, подлежит отмене по следующим основаниям.
1. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 марта 1993 г. N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, министерствам, ведомствам и организациям РФ, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты (ядерно, радиационно. химически опасные предприятия и гидросооружения), обеспечивать начиная с 1993 года:
-включение в проекты на строительство потенциально опасных объектов разделов, предусматривающих создание локальных систем оповещения;
-проектирование и строительство локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах;
-создание объединенных локальных систем оповещения для групп потенциально опасных объектов, размещенных компактно в пределах крупных промышленных центров (зон), с централизованным управлением от местных штабов гражданской обороны, включив их проектирование и строительство в генеральные планы развития промышленных центров (зон).
Распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2003 года N 1544-р определено Федеральным органам исполнительной власти и организациям, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты, завершить до ДД.ММ.ГГГГ работы по созданию локальных систем оповещения населения в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Таким образом, указанным распоряжением Правительства РФ работы по созданию ЛСО должны были быть завершены до ДД.ММ.ГГГГ, чего выполнено предприятием не было. Статьей 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций определяется Правительством Российской Федерации. Статьей 2 Положения утвержденного Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ и ст. 4 Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ подготовка (обучение) населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организуется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Руководители и другие работники органов государственной власти, органов местного управления и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и непосредственно по месту работы. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ организации обязаны: осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, а также на основании ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий осуществляют: обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Ст. 2 Положения утвержденного Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организуется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят:
а) лица, занятые в сфере производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - работающее население);
б) лица, не занятые в сфере производства и обслуживания (далее именуются - неработающее население);
в) лица, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования (далее именуются - обучающиеся);
г) руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;
д) работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - уполномоченные работники);
е) председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (далее именуются - председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям).
Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий возложены полномочия по определению перечня уполномоченных работников, должностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований.
Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден перечень уполномоченных работников, должностных лиц и работников, проходящих переподготовку и повышение квалификации в вышеуказанных областях. Понятие того, что включает в себя переподготовка и повышение квалификации дано в Постановлении Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ (п. 7), а именно: «Образовательное учреждение повышения квалификации реализует следующие виды дополнительного
профессионального образования: повышение квалификации, стажировку, профессиональную подготовку». Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 в течение всей трудовой деятельности работников. Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:
- краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;
- тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;
- длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники,
технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.
Примерная программа обучения различных групп населения в области безопасности жизнедеятельности № от ДД.ММ.ГГГГ содержит в себе таблицу наименования тем, видов занятий и количества часов, рекомендуемых на отработку тем. в которой рекомендуемое количество часов обучения для категорий обучаемых при очно-заочной или очной формам обучения составляет от 36 до 72 или 108 часов, что противоречит вышеуказанным нормам действующего законодательства РФ.
Категория обучаемых указанная в столбцах 11,16 программы - полностью соответствует требованиям п.п. «г», п.п. «д» ст. 2 Положения утвержденного Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которой органы государственного надзора предъявляют требования, при проведении проверок, в части вопросов повышения квалификации к организациям независимо от их форм собственности, а также органам власти и местного самоуправления.
Для руководителей органов местного самоуправления и организаций, - повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет. Повышение квалификации может осуществляться по очной и очно-заочной формам обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
С учетом изложенного, руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций обязаны проходить переподготовку или повышение квалификации, в соответствии с вышеуказанными требованиями действующего законодательства РФ.
При выполнении предусмотренных законодательством требований и мероприятий (обязанностей или полномочий) в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, как в части вопросов обучения, так и других вопросов, необходимо руководствоваться требованиями действующего федерального законодательства РФ, так как оно имеет высшую юридическую силу по отношению к примерным программам или другим программам, которые носят рекомендательный характер и содержат в себе разночтение и противоречия.
Таким образом, предоставленные удостоверения по прохождению обучения (36 часов) должностных лиц в ходящих в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (специалисты ДДС, член КЧС и ОПБ организации) не являются повышением квалификации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии со ст. 24 ч.2 Федерального закона № 68-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В соответствии со ст. 34 ч.2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций низании всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств.
Осуществляя свою деятельность, юридическое лицо должно знать о существовании установленных обязанностей, а так же обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил.
Считает, что состав административного правонарушения в действиях юридического лица имеется, материалами дела подтвержден. Просит отменить постановление мирового судьи.
Представитель юридического лица в судебном заседание ФИО1 возражал против доводов жалобы и пояснил, что состава административного правонарушения не имеется, поскольку вышеуказанное нарушение возникло в результате ошибки, допущенной в проектной документации на строительство локальной системы оповещения ЗАО НПО «СЕНСОР» <адрес>. Проектное решение на применение аппаратуры оповещения после строительства локальной системы оповещения не соответствовало характеристикам, заявленным в рабочем проекте.
В связи с удаленностью проектной организации ЗАО НПО «СЕНСОР» и несвоевременного прибытия главного инженера проекта, вопросы по устранению данного вида нарушения осуществлялись в течение длительного периода.
В настоящее время заключен договор подряда № от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по реконструкции локальной системы оповещения.
Стоимость работ составляет *** рублей. Сроки выполнения работ - до ДД.ММ.ГГГГ.
Сотрудником прокуратуры Центрального района города Челябинска ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ была проверена документация на наличие ошибки, допущенной в проектной документации на строительство локальной системы оповещения ЗАО НПО «СЕНСОР» <адрес>, а также проверено наличие дополнительной аппаратуры оповещения населения в радиусе 2,5 км и проведена встреча с сотрудниками подрядной организации ООО «Безопасность и Сети» по монтажу вышеуказанной аппаратуры. Перечисленные в протоколе диспетчера: ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО16., ФИО10, ФИО11 и член КЧС и ОПБ ФИО12 прошли обучение по курсу ГО и защите от ЧС в учебно-методическом центре муниципального казённого учреждения «Челябинская городская служба спасения» (МКУ «ЧГСС»). Заверенные копии Удостоверений о прохождении обучения были представлены надзорному органу. Диспетчер ФИО13 переведена на другую работу (Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ.)
На обучение в УМЦ МКУ «ЧГСС» диспетчера и член КЧС и ОПБ направлялись в соответствии с п.З, 11 «Перечня № должностных лиц и работников гражданской обороны и муниципальных звеньев Челябинской областной подсистемы РСЧС, обязанных проходить повышение квалификации на курсах гражданской обороны муниципальных образований» утверждённого в ДД.ММ.ГГГГ. Министром радиационной и экологической безопасности Челябинской области - Председателем комиссии Правительства Челябинской области по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности. (Данный перечень разработан в соответствии с приказами МЧС № от ДД.ММ.ГГГГ. и № от ДД.ММ.ГГГГ.)
Учебно-методический центр муниципального казённого учреждения «Челябинская городская служба спасения» является единственным образовательным учреждением занимающимся подготовкой по курсу ГО и защите от ЧС, которое учреждено Администрацией г.Челябинска. Диспетчера и член КЧС и ОПБ направлялись на обучение в соответствии с установленной периодичностью (1 раз в 5 лет и в течение 1 года с момента назначения на должность).
Обучение в УМЦ МКУ «ЧГСС» проводилось по программе разработанной на базе примерных программ, утверждённых МЧС России и руководителем органа исполнительной власти Челябинской области, в объёме 36 часов. Считает, что ссылка надзорного органа на невыполнение требований Постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» предусматривающее повышение квалификации в объёме не менее 72 часов является некорректной, так как распространяется на повышение квалификации профессионального образования. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ Постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ. № утратило свое действие.
П. 42. В образовательном учреждении повышения квалификации могут реализовываться различные по срокам, уровню и направленности дополнительные профессиональные образовательные программы.
Дополнительные профессиональные образовательные программы разрабатываются, утверждаются и реализуются образовательным учреждением повышения квалификации самостоятельно с учетом потребностей заказчика, а также требований государственных образовательных стандартов к уровню подготовки специалистов по соответствующему направлению (специальности). Требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования. Порядок разработки и утверждения этих программ определяется уставом образовательного учреждения повышения квалификации.
В квалификационном справочнике таких профессий нет, соответственно требований государственных образовательных стандартов к повышению квалификации просто не может быть.
Указанные в протоколе работники МУП «ПОВВ» по профессии (должности) не являются специалистами ГО и ЧС. По своей основной профессии (должности) они регулярно повышают свою квалификацию в соответствующих учебных заведениях дополнительного профессионального образования. Считает, что необходимо руководствоваться постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» согласно которого предусмотрено, что Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:
а) осуществляет координацию, методическое руководство и контроль заподготовкой населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
б) определяет перечень уполномоченных работников, проходящих
переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,
учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительнойвласти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований;
в) разрабатывает и утверждает примерные программы обучения в
учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований, а также работающего населения;
Ссылка на «Примерные программы обучения должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС.. .» утверждённые заместителем Председателя Правительства Челябинской области - председателем КЧС и ОПБ Челябинской области ФИО14 является необоснованной, так как эти программы были утверждены в конце ДД.ММ.ГГГГ. и предусматривают обучение по ним начиная с ДД.ММ.ГГГГ. Указанные, в протоколе диспетчера и член КЧС и ОПБ проходили обучение в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.Считает в действиях МУП «ПОВВ» отсутствует состав административного правонарушения. Просил постановление мирового судьи оставить без изменения.
Изучив жалобу, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему. В соответствии с положением о министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. В соответствии с п.п. 8 п. 9 указанного положения МЧС России в пределах своей компетенции
осуществляет в установленном порядке федеральный государственный пожарный надзор и государственный надзор в области гражданской обороны за соблюдением соответствующих требований федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства; ( Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №)(см. текст в предыдущей редакции)
Из совокупности изложенного следует, что предписания Главного специалиста отдела Государственного надзора в области гражданкой оборон, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Челябинской области обязательны для исполнения юридическими лицами и их руководителями, допустившими нарушения законодательства в сфере гражданской обороны.
Согласно ч. 1 ст. 19.5КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Из материалов дела, в частности: акта проверки и предписания от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе проведенной главными специалистами отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Челябинской области МУП " Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" было выявлено, что в данном предприятии требования в области гражданской обороны не соблюдаются, а именно не выполнены требования изложенные в предписании от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения» необходимо устранить до ДД.ММ.ГГГГ. Так из акта следует, что зона действия локальной системы оповещения не соответствует установленным нормам действующего законодательства, а именно: «Локальная система оповещения Сосновских очистных сооружений МУП «ПОВВ» города Челябинска» (далее -ЛСО) не обеспечивает оповещение (уровень передаваемого звукового сигнала ниже уличного шума оповещаемой территории), проживающего населения в радиусе до 2,5 км. вокруг потенциально опасного объекта (СП «ОСВ» МУП «ПОВВ» - склад хлора), последствия аварии на котором могут выходить за пределы этого объекта и создавать угрозу жизни и здоровью людей, чем нарушены требования: Федерального Закона № 68-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ года, статьи 14, пункта «г»; Постановления Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ: Распоряжения Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ; Совместного приказа МЧС России, Мининформсвязи России и Минкультуры России № от ДД.ММ.ГГГГ - зарегистрированного в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ №; Методических рекомендаций по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения утверждены МЧС России ДД.ММ.ГГГГ.
Не прошли повышение квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера должностные лица, входящие в состав органов правления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а именно: не прошли повышение квалификации диспетчера центральной диспетчерской службы ФИО15, ФИО8, ФИО9, ФИО16, ФИО10, а также диспетчера диспетчерской службы СП «ОСВ» МУП «ПОВВ» ФИО11, ФИО13. чем нарушены требования: Федерального Закона № 68-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, статьи 14, пункта «в»; Положения к Постановлению Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ года, пункта 2, п.п «д»; пункта 4, п.п «д»; пункта 5: пункта 6, п.п «в»
Постановления Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ года: Приложения к Приказу МЧС Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ года№, пункта 28. - зарегистрированного в Минюсте РФ от ДД.ММ.ГГГГ №;Примерных программ обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Челябинской области и на курсах гражданской обороны муниципальных образований утвержденных заместителем Председателя Правительства Челябинской области -председателем КЧС и ОПБ Челябинской области ФИО14. Не прошёл повышение квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера должностное лицо, входящие в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а именно: не прошёл повышение квалификации член комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности ФИО12, чем нарушены требования: Федерального Закона № 68-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, статьи 14, пункта «в»; Положения к Постановлению Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ года, пункта 2, п.п «д»; пункта 4, п.п «д»; пункта 5; пункта 6, п.п «в»; Постановления Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ года; Приложения к Приказу МЧС Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ года№, пункта 9, - зарегистрированного в Минюсте РФ от 17,02.2004 года№; Примерных программ обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Челябинской области и на курсах гражданской обороны муниципальных образований утвержденных заместителем Председателя Правительства Челябинской области -председателем КЧС и ОПБ Челябинской области ФИО14.
На основании этого главными специалистами отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Челябинской области МУП " Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" предписание в срок до ДД.ММ.ГГГГ указанные нарушения устранить, а также разъяснена ответственность за не выполнение предписания в установленный срок, определенная ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Из указанного следует, что главными специалистами отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Челябинской области выявлены факты нарушения требований законодательства в области гражданской обороны и совершенно законно было выдано предписание об устранении которого имелось достаточно времени с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.
Несмотря на это, как следует из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ и протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ предписание от ДД.ММ.ГГГГ в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ не исполнено.
В ходе рассмотрения дела мировым судьей указанные обстоятельства не были достоверно проверены и установлены и в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ мировой судья не всесторонне, не полно и не объективно выяснила обстоятельства дела.
Мировой судья при рассмотрении дела неверно толковала требование, вытекающее из Федерального Закона № от ДД.ММ.ГГГГ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также распоряжение Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которого определено Федеральным органам исполнительной власти и организациям, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты, завершить до ДД.ММ.ГГГГ работы по созданию локальных систем оповещения населения в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Таким образом, указанным распоряжением Правительства РФ работы по созданию ЛСО должны были быть завершены до ДД.ММ.ГГГГ, чего выполнено предприятием не было.
Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российское Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлены Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Согласно преамбуле к данному закону, его действие распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В пункте «в» статьи 14 Федерального закона №68-ФЗ, установлена обязанность организации, в числе прочего, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.
Перечень лиц, на которых возложена обязанность проходить обучение в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций, приведён в пункте 2 «Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
В соответствии с подпунктом «д» пункта 2 названного Положения, подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят, в числе прочих категорий, работники организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Подпунктом «д» пункта 4 упомянутого Положения, для председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителей органов местного самоуправления и организаций, уполномоченных работников установлена обязанность по повышению квалификации не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках.
Из пункта 5 этого же Положения следует, что для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, переподготовка или повышение квалификации в течение первого года работы является обязательной.
В подпункте «в» пункта 6 Положения № указано, что повышение квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят уполномоченные работники - в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований.
Согласно пункту 5 приложения к приказу МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований» уполномоченными работниками, проходящими переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях МЧС России, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований, являются председатели комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности других организаций.
В силу пункта 7 «Положения о единой государственной системе
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утверждённого
постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ
№ 794, комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
и обеспечению пожарной безопасности организации является
координационным органом единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектовом уровне.
Пунктом 7 «Типового положения об образовательном учреждении
дополнительного профессионального образования (повышения
квалификации) специалистов», утверждённого постановлением
Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что продолжительность краткосрочного повышения квалификации составляет не менее 72 часов. (В соответствии с Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ действительно указанное постановление Правительство утратило силу на момент рассмотрения жалобы, однако вновь принятое постановление Правительства однозначно указывает на прохождение обучения в течение 73 часов.
Учитывая положения перечисленных норм права, довод должностного лица о наличии у предприятия обязанности по обеспечению повышения квалификации уполномоченных работников не менее 72 часов является верным и принимается судом.
При рассмотрении дела мировой судья необоснованно применил положения действующего законодательства.
Кроме того, вывод суда о том, что право Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на разработку собственных образовательных программ исключает возможность применения общих положений о длительности повышения квалификации, также не является достаточно обоснованным, поскольку разработка образовательной программы предполагает определение предмета и методов повышения квалификации, а не изменение продолжительности обучения. Образовательные программы разрабатываются и утверждаются в пределах общих образовательных стандартов, в том числе установленной такими стандартами продолжительности повышения квалификации, в связи с чем то обстоятельство, что Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий подпунктом «в» пункта 13 Положения № предоставлено право разрабатывать собственные образовательные программы, не означает, что продолжительность обучения по данным программам не должна соответствовать общим стандартам.
Принимая во внимание изложенное, выводы мирового судьи в данной части не обоснованны.
При таких обстоятельствах выводы мирового судьи о том, что предприятие не обязано исполнять требования предписания не основаны на законе.
При рассмотрении жалобы в районном суде в соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ установлены событие административного правонарушения, лицо, нарушившее требования Закона, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Предписание от ДД.ММ.ГГГГ было вынесено уполномоченным на то лицом, законно, обоснованно, срок для выполнения предписания был достаточен.
При таких обстоятельствах доводы жалобы обоснованы и подлежат удовлетворению. Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Центрального района г. Челябинска подлежит отмене.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел составляет 3 месяца. Сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Следовательно, на момент рассмотрения настоящей жалобы в суде срок давности привлечения юридического лица МУП " Производственное объединение водоснабжения и водоотведения к административной ответственности истек, а в соответствии с ч. 6 ст. 24.5 КоАП РФ производство по административному делу не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, если к моменту рассмотрения дела истекли сроки давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым прекратить производство по административному делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности
Руководствуясь ст. ст. 30.1-30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Центрального района г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по административному делу в отношении МУП " Производственное объединение водоснабжения и водоотведения о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАПРФ отменить.
Производство по административному делу в отношении МУП " Производственное объединение водоснабжения и водоотведения о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке надзора в соответствии со ст.ст. 30.12.-30.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Судья А.Ю. Овчинникова