ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-237 от 10.06.2013 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 12-237

РЕШЕНИЕ

10 июня 2013года <...>

Судья Октябрьского районного суда города Мурманска Ганбина С.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в Мурманской области №*** от Дата должностное лицо директор филиала ОАО «***» привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере ***.

Считая постановление незаконным, ФИО1 обратился в суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении. В обоснование указав, что в соответствии с п. 3.9 должностной инструкции начальника отдела по работе с персоналом (ОРП) филиала ОАО «***» «Мурманский» начальник ОРП обязан организовать своевременное оформление приема, перевода и увольнения работников в соответствии с трудовым законодательством, положениями, инструкциями и приказами руководителя предприятия, учет личного состава, выдачу справок о настоящей и прошлой трудовой деятельности работников, хранение и заполнение трудовых книжек и ведение установленной документации по кадрам, а также подготовку материалов для предоставления персонала к поощрениям и награждениям. Начальник ОРП относится к категории руководителей, осуществляет организационно-распорядительные функции и является должностным лицом организации. Поскольку в обязанности директора филиала не входит принятие участия в составлении трудовых договоров с работниками, проверка соответствия условий трудового договора требованиям трудового законодательства, в частности проверка правильности порядка исчисления надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера, а также установление в трудовых договорах, заключаемых с работниками, конкретного количества дней дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда, считает, что данные нарушения допущены по вине начальника отдела по работе с персоналом. В связи с ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей. При штатной численности порядка *** директор филиала не имеет возможности контролировать правильность исчисления каждому работнику трудового стажа, необходимого для установления процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера, а также соответствия условий трудового договора требованиям трудового законодательства. Полагает, что ГИТ дана неправильная правовая оценка действиям директора филиала, в его действиях не усматривается состава правонарушения, предусмотренного статьей 5.27 КоАП РФ, в связи с отсутствием его вины как должностного лица во вменяем правонарушении. Просит суд отменить постановление о назначении административного наказания.

В судебном заседании защитник ФИО1 ФИО 1. поддержала доводы жалобы, по основаниям, изложенным в ней.

Представитель Государственной инспекции труда ГИТ в Мурманской области в судебном заседании просила постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, материал дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны с доводами жалобы и проверяют дело в полном объёме.

В соответствии с частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства о труде и об охране труда - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.

Целями законодательства РФ о труде и об охране труда являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ осуществляется трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях или бездействии, направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства о труде и об охране труда.

Субъектом правонарушения является работодатель (должностное лицо - руководитель организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности), индивидуальный предприниматель, юридическое лицо.

С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется прямым умыслом или неосторожностью.

Из материалов дела следует, что Государственной инспекцией труда в Мурманской области в отношении ОАО «***» филиала «Мурманский» была проведена внеплановая проверка в связи с обращениями ФИО 2., ФИО 3., ФИО 4., ФИО 5., ФИО 6., ФИО 7., ФИО 8., ФИО 9..

В ходе проверки было установлено, что ФИО 2. принят на работу в ОАО «***» филиал «Мурманский» Дата на должность *** на основании приказа №*** от Дата, с ним заключен трудовой договор №*** от Дата.

В соответствии с пунктом 2.1 Трудового договора №***, при приеме на работу ФИО 2. установлена процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера в размере 20% должностного оклада, в то время как у работника было право на 60% надбавку к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера, а с Дата – 80 %.

Частью 2 статьи 146, статьей 148 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере; оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

В силу статьей 315, 316 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

В силу статьи 317 Трудового кодекса Российской Федерации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.

Порядок, условия и размер полагающейся лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, процентной надбавки к заработной плате установлен Инструкцией «О порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 2, а также Постановлением Совета Министров РСФСР от 22.10.1990 № 458 «Об упорядочении компенсации гражданам, проживающим в районах Севера».

Пунктом 16 Инструкции «О порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местах, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами» процентные надбавки начисляются на заработок (без учета районного коэффициента и вознаграждения за выслугу лет) в следующих размерах:

а) в районах Крайнего Севера - в Чукотском автономном округе и Северо - Эвенском районе Магаданской области, Корякском автономном округе и Алеутском районе Камчатской области, а также на островах Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря) - 10% заработка по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 10% за каждые последующие шесть месяцев работы, до достижения 100% заработка, но не выше 400 рублей в месяц (вводится с 1 января 1991 г.);

б) в остальных районах Крайнего Севера - 10% заработка по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 10% за каждые последующие шесть месяцев работы, а по достижении шестидесятипроцентной надбавки - 10% заработка за каждый последующий год работы до достижения 80% заработка, но не выше 320 рублей в месяц (вводится с 1 января 1991 г.);

в) в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 10% заработка по истечении первого года работы, с увеличением на 10% заработка за каждый последующий год работы до достижения 50% заработка, но не выше 200 рублей в месяц (вводится с 1 июля 1991 г.);

г) молодежи (лицам в возрасте до 30 лет), прожившей не менее года в районах Крайнего Севера и вступающей в трудовые отношения, надбавки начисляются с 1 января 1991 года в размере 20% по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20% за каждые последующие шесть месяцев и по достижении 60% надбавки - последние по 20% за год работы, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в размере 10% за каждые шесть месяцев работы. Общий размер выплачиваемых указанным работникам надбавок не может превышать пределов, предусмотренных действующим законодательством.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 года № 458 «Об упорядочении компенсации гражданам, проживающим в районах Севера» установлено, что: молодежи, прожившей не менее одного года в районах Крайнего Севера и вступающей в трудовые отношения, надбавки к заработной плате устанавливаются с 1 января 1991 г. в размере 20% по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20% за каждые последующие шесть месяцев, и по достижении 60% надбавки - последние 20% - за один год работы.

В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца

В ходе проверки было установлено, что на момент трудоустройства в ОАО «***» ФИО 2, Дата рождения, относился к категории молодежь, прожил в районе Крайнего Севера не менее 1 года, а именно с Дата в Адрес*** Мурманской области, впервые вступил в трудовые отношения Дата, работал в ООО «***», имел трудовой стаж 1 год 9 месяцев 3 дня.

С Дата у ФИО 2. было право на надбавку к заработной плате в размере 60%, а с Дата – 80%.

Из материалов дела следует, что с Дата ФИО2 установлена надбавка 40% и соответственно с Дата – 60%.

В нарушение требований статьи 317 Трудового кодекса РФ, п.п. «г» п. 16 Инструкции «О порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами» утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 года № 2, работодателем при приеме на работу ФИО 2. нарушен порядок исчисления надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера.

Кроме того, в ходе проверки ГИТ в Мурманской области установлено, что в трудовом договоре, заключенном с ФИО 2. не определено конкретное количество дней предоставляемых работнику за работу во вредных условиях.

Согласно статье 117 Трудового кодекса РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов.

Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия его предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Из Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, но работа которых в условиях воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса подтверждается результатами аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Постановлением Госкомсовета министров СССР от 25.10.1974 № 298/П-22. следует, что машинистам (кочегарам) котельных установлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, за работу во вредных условиях труда в количестве 12 календарных дней.

Пунктом 7.2 Положения об оплате труда и материальном стимулировании работников ОАО «***» установлено, что сотрудникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов предоставляются ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска. Минимальная продолжительность отпуска и условия его предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

В соответствии со статьей 57 Трудового кодекса РФ обязательными для включения в трудовой договор в том числе являются следующие условия: режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя); компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

В соответствии с частью 2 статьи 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В силу статьи 11 Трудового кодекса РФ все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Частью 2 статьи 22 Трудового кодекса РФ установлено, что работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В соответствии со статьей 362 Трудового кодекса РФ руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели - физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Согласно п. 6.2.2 Положения директор филиала принимает на работу работников филиала в соответствии со штатным расписанием, утвержденным Обществом, и увольняет с работы работников филиала, за исключением главного инженера и главного бухгалтера, заместителей директора, главного механика филиала; применяет к работникам меры поощрения и взыскания в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и действующим законодательством Российской Федерации.

Таким образом, ФИО1 обладает правами и обязанностями работодателя по отношению к работникам филиала «Мурманский».

В отношении должностного лица ФИО1 Дата составлен протокол об административном правонарушении №***, при составлении протокола ФИО1 не присутствовал, был извещен надлежащим образом.

Согласно статье 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается виновное противоправное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов российской Федерации об административных правонарушениях, установлена административная ответственность.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций.

Должностное лицо является субъектом ответственности, в том числе и за нарушение законодательства о труде и охране труда, предусмотренной частью 1 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Следовательно, руководитель предприятия, допустивший нарушение законодательства о труде, является субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Таким образом, в действиях должностного лица директора Филиала «Мурманский» ОАО «***» усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Факт совершения ФИО1 правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, подтвержден материалами дела.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ главный государственный инспектор труда (по правовым вопросам) ГИТ в Мурманской области ФИО 10. пришла к обоснованному выводу о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление административного органа о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено в срок, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел. Административное наказание назначено в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях могли бы повлечь прекращение производства по делу, а также процессуальных нарушений судом при рассмотрении жалобы не установлено.

Довод ФИО1 о том, что в его действиях отсутствует вина в инкриминируемом правонарушении, поскольку надлежащим должностным лицом, ответственным за оформление трудовых договоров и прием на работу, является начальник отдела по работе с персоналом ОРП филиала ОАО «***» филиал «Мурманский», а директор филиала не имеет возможности контролировать правильность исчисления трудового стажа каждому работнику, а также соответствие условий трудового договора требованиям трудового законодательства, не может служить основанием для освобождения его от административной ответственности

При таких обстоятельствах, постановление главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) ГИТ в Мурманской области ФИО 10. №*** от Дата о привлечении должностного лица директора филиала ОАО «***» ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере *** является законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление Главного государственного инспектора труда ГИТ в Мурманской области ФИО 10. №*** от Дата о привлечении должностного лица ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере *** оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г.Мурманска в течение 10 суток с момента получения копии решения.

Судья С.В. Ганбина