ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2371/19 от 26.05.2020 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 12-247/2020

Р Е Ш Е Н И Е

26 мая 2020 года г. Южно-Сахалинск

Судья Южно-Сахалинского городского суда Рыженкова Е.В., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях жалобу Танина Е.В. на постановление заместителя председателя – начальника контрольно-правового управления РЭК Сахалинской области Водневой А.В. от 25 декабря 2019 года, которым должностное лицо – заместитель генерального директора по экономике и финансам публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Сахалинэнерго» Танин Е.В привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением заместителя председателя – начальника контрольно-правового управления РЭК Сахалинской области Водневой А.В. от 25 декабря 2019 года заместитель генерального директора по экономике и финансам публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Сахалинэнерго» (далее ПАО «Сахалинэнерго») Танин Е.В. привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Танин Е.В. представил в суд жалобу, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава правонарушения.

В обоснование доводов жалобы указано, что в действиях Танина Е.В. отсутствовал умысел на совершение данного правонарушения, о том, что фактическое количество условных единиц электросетевого оборудования отлично от того количества, которое заявлено в представленном в РЭК Сахалинской области расчете, Танину Е.В. стало известно только после проведённой инвентаризации электрических сетей. После чего, уточненные данные о количестве условных единиц электросетевого оборудования были незамедлительно переданы в РЭК Сахалинской области. Отмечено, что представление первоначальных данных не повлекло никаких экономических последствий для тарифного регулирования в целом и потребителей в частности. Принимая во внимание, что должностным лицом были предприняты меры для сбора верной информации и после инвентаризации обеспечена незамедлительная передача уточненных данных по условным единицам в РЭК Сахалинской области, просили признать данное правонарушение малозначительным.

Танин Е.В. и его защитник Тыченко А.В. в судебном заседании доводы жалобы и дополнения к ней поддержали в полном объеме по изложенным в них основаниям.

Представители РЭК Сахалинской области Воднева А.В., Черкасова Л.А. с доводами жалобы не согласились, полагали вынесенное постановление законным и обоснованным.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

В соответствии с пунктом 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию на оптовом и (или) розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» установлены основные правила ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.

В соответствии с пунктом 12 указанных Правил, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя (при наличии печати), с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на тепловую энергию и на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 06 августа 2004 года утверждены методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке.

Согласно пункту 57 методических указаний для расчета тарифов (цен) используются материалы, в том числе: расчет условных единиц для распределения общей необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей по уровням напряжения.

В соответствии с пунктом 48 методических указаний, необходимая валовая выручка распределяется по уровням напряжения по формулам, в которых используются данные о сумме условных единиц по оборудованию всех уровней напряжения, которые определяется в соответствии с Приложением 2.

Согласно части 2 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях представление заведомо недостоверных сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов,

- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, ПАО «Сахалинэнерго» является организацией, оказывающей услуги в сфере электроснабжения – регулируемой организацией.

Приказом Региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 27 декабря 2018 года тарифы на электрическую энергию (мощность) для потребителей ПАО «Сахалинэнерго».

30 апреля 2019 года за «Сахалинэнерго» представило в РЭК Сахалинской области заявление об установлении тарифов на электрическую энергию на 2020 год, тарифов на продажу и передачу электроэнергии на 2020-2022 годы и корректировки тарифов на тепловую энергию и теплоноситель на 2020 год.

В составе расчета расходов и необходимой валовой выручки от осуществления регулируемой деятельности Общество представило в том числе «Расчет условных единиц для распределения общей необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей по уровням напряжения» в размере 58 484,08 условных единиц в 2019 году и расчет планового значения на 2020 год – 59 353,15 условных единиц.

03 октября 2019 года ПАО «Сахалинэнерго» направило в РЭК Сахалинской области уточненный расчет условных единиц электрических сетей в размере 43 440,6 условных единиц и просило учесть их при утверждении тарифов без объяснения причин снижения объемов электросетевого хозяйства на 26,8 %.

На запрос РЭК Сахалинской области от 08 октября 2019 года о предоставлении Обществом подтверждающих документов к расчету условных единиц ПАО «Сахалинэнерго» письмом от 24 октября 2019 года представлены реестры инвентарных карточек основных средств с расчетом условных единиц электросетевого хозяйства, а так же приказ ПАО «Сахалинэнерго» от 23 октября 2019 года о количестве условных единиц, находящихся в работе по состоянию на 01 октября 2019 года в размере 43 225,6 условных единиц, что на 26% ниже ранее заявленных.

Согласно приказу ПАО «Сахалинэнерго» 02 марта 2015 года Танин Е.В. назначен на должность заместителя генерального директора по экономике и финансам ПАО «Сахалинэнерго».

В соответствии с выпиской из приказа от 03 апреля 2018 года -Л о распределении обязанностей между генеральным директором и руководителями ПАО «Сахалинэнерго», заместитель генерального директора по экономике и финансам ПАО «Сахалинэнерго» Танин Е.В. в том числе организует в Обществе работы по расчету и обоснованию тарифов на регулируемый период.

В связи с представлением в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) заведомо недостоверных сведений, 10 декабря 2019 года заместителем председателя – начальником контрольно-правового управления РЭК Сахалинской области Водневой А.В. в отношении заместителя генерального директора по экономике и финансам ПАО «Сахалинэнерго» Танина Е.В. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях.

Постановлением заместителя председателя – начальника контрольно-правового управления РЭК Сахалинской области Водневой А.В. от 25 декабря 2019 года должностное лицо – заместитель генерального директора по экономике и финансам ПАО «Сахалинэнерго» Танин Е.В. привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Суд соглашается с выводами должностного лица о виновности Танина Е.В. в совершении указанного правонарушения, поскольку обстоятельства дела, установленные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о совершении им административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 19.7.1 Кодекса РФ об Административных Правонарушениях.

Вина Танина Е.В. в совершении административного правонарушения полностью подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, оцененными в их совокупности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении, в соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доказательства, положенные в обоснование вывода о виновности лица в совершении инкриминируемого ему деяния, находятся в достаточном соответствии друг с другом, а потому обоснованно признаны допустимыми и достоверными, относительно обстоятельств правонарушения.

Оснований не доверять имеющимся доказательствам не имеется, все они получены и составлены с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и сомнений не вызывают, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.

Должностным лицом исследована достаточная совокупность доказательств, позволяющая принять однозначное решение по делу.

При таких обстоятельствах вывод должностного лица о наличии в действиях Танина Е.В. административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях является верным.

Согласно статье 2.4 Кодекса РФ об Административных Правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу примечания к указанной статье совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники, несут административную ответственность как должностные лица.

К должностным лицам отнесены работники, полномочные выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, т.е. полномочные совершать в пределах своей компетенции властные действия, имеющие юридически значимые последствия (например, издавать правовые акты, давать обязательные указания, нанимать и увольнять работников, управлять государственным имуществом, распоряжаться денежными средствами).

К административной ответственности могут быть привлечены должностные лица, во-первых, при нарушении своими собственными действиями установленных правил; во-вторых, при даче подчиненным указаний, идущих вразрез с требованиями этих правил; в-третьих, за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица.

Наличие у должностных лиц права совершать действия властного характера предопределяет, что административной ответственности подлежит лицо, в том числе и в случае непринятия мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица.

Организационно-распорядительные функции включают в себя, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий. К административно-хозяйственным функциям отнесены, в том числе и полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.

То есть для того, чтобы сделать вывод о совершении должностным лицом правонарушения необходимо установить, что указанное лицо не приняло всех необходимых мер для соблюдения нормы закона, за нарушение которой установлена административная ответственность, и не осуществило надлежащий контроль за исполнением, в том числе и его работниками трудовых обязанностей.

На Танина Е.В. возложена обязанность по организации в Обществе работ по расчету и обоснованию тарифов на регулируемый период, соответственно, осуществляя указанные организационно-распорядительные функции в Обществе, Танин Е.В. обязан обеспечивать предоставление в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) достоверных сведений для установления, изменения, введения или отмены тарифов.

Совокупность исследованных судом доказательств, оценка которым дана по правилам ст. 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, позволяет определенно установить, что Таниным Е.В. не были приняты все необходимые меры для соблюдения норм закона, за нарушение которых установлена административная ответственность.

Танин Е.В. как должностное лицо, ответственное за организацию в ПАО «Сахалинэнерго» работ по расчету и обоснованию тарифов на регулируемый период, обязан был перед предоставлением расчетных материалов в РЭК Сахалинской области убедиться в достоверности предоставляемой Обществом информации, организовать сверку ее с данными бухгалтерского учета (инвентарными карточками), провести инвентаризацию электросетевого хозяйства и представить достоверные сведения об объеме условных единиц, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении должностным лицом в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства данного дела.

Так, в соответствии с требованиями статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены наличие события административного правонарушения, лицо, нарушившее действующее законодательство, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Выводы должностного лица, изложенные в обжалуемом постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании. Каких-либо оснований не согласиться с этими выводами не имеется.

Ссылка заявителя на Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 года № 1892, которым в пункт 12 «Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178, введен абзац, которым установлено, что организации, осуществляющие регулируемую деятельность, вправе представить в регулирующий орган дополнительные материалы к предложениям об установлении цен (тарифов) по своей инициативе не позднее 30 рабочих дней до даты наступления очередного периода регулирования, не свидетельствует об отсутствии в действиях Танина Е.В. состава административного правонарушения, поскольку указанные изменения Правил вступили в силу со дня официального опубликования - 30 декабря 2019 года, кроме того, данная норма не освобождает регулируемые организации от обязанности предоставления в регулирующий орган достоверной информации в составе тарифной заявки в сроки, установленные Правилами регулирования цен - до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования.

Иные доводы заявителя аналогичны доводам, изложенным при рассмотрении дела, исследовались должностным лицом в ходе рассмотрения дела и не нашли объективного подтверждения. Данным доводам дана надлежащая оценка, которая подробно мотивирована в постановлении от 25 декабря 2019 года, не согласиться с которой у суда оснований не имеется.

Постановление о привлечении лица к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание виновному лицу назначено в соответствии с положениями статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом конкретных обстоятельств и характера совершенного административного правонарушения, в минимальных пределах санкции статьи.

Доводы жалобы о наличии оснований для освобождения Танина Е.В. от административной ответственности в соответствии с положениями статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были исследованы административным органом и обоснованно признаны несостоятельными.

Учитывая, что данное административное правонарушение совершено в области государственного регулирования тарифов и затрагивает установленный государством порядок управления, что само по себе свидетельствует о существенном нарушении охраняемых общественных отношений, данное правонарушение не может быть признано малозначительным.

Таким образом, поскольку юридически значимые обстоятельства установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного постановления не допущено, постановление является законным и обоснованным и оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л:

постановление заместителя председателя – начальника контрольно-правового управления РЭК Сахалинской области Водневой А.В. от 25 декабря 2019 года, которым должностное лицо – заместитель генерального директора по экономике и финансам публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Сахалинэнерго» Танин Е.В привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях - оставить без изменения, жалобу Танина Е.В. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти суток в Сахалинский областной суд со дня вручения или получения копии решения.

Судья Южно-Сахалинского

городского суда Е.В. Рыженкова