РЕШЕНИЕ
г. Красноярск 12 октября 2017 года
Судья Ленинского районного суда г.Красноярска С.С. Сакович,
рассмотрев жалобу защитника ФИО1 –Е.Д. Артеменко на постановление заместителя управляющего Отделением по Красноярскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ в отношении директора ООО «Ломбард КОРУНД» ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя управляющего Отделением по Красноярскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО2 № № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, защитник ФИО1 – Е.Д. Артеменко обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление должностного лица как незаконное, указывая на неверную квалификацию деяния, поскольку установленные в ходе проведения проверки нарушения не связаны непосредственно со сведениями об операциях, подлежащих обязательному контролю, а относятся в порядку направления таких сведений, так как сведения об операции, подлежащей обязательному контролю /сумма операции, дата, стороны, характер операции и код/ были указаны достоверно. Кроме того, полагает, что директор ФИО1 привлечена к ответственности неправомерно, поскольку в соответствии с приказом № обязанности ответственного сотрудника в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма /далее по тексту ПОД/ФТ/ в ООО «Ломбард КОРУНД» были возложены на ведущего юриста К., которая непосредственно допустила нарушения при подаче ФЭС №.
ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела уведомлена своевременно, надлежащим образом.
Защитник ФИО1 – Артеменко Е.Д. в судебном заседании доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям, просил жалобу удовлетворить. Дополнительно пояснил, что ФИО1 не является субъектом вменяемого правонарушения, поскольку технические опечатки, которые были допущены при направлении в уполномоченный орган ФЭС № 64, входят в сферу ответственности специального должностного лица ООО «Ломбард КОРУНД», поскольку в силу п. 10.2.13 Правил внутреннего контроля /далее по тексту ПВК/ по ПОД/ФТ ООО «Ломбард КОРУНД» - лицом, ответственным за направление в уполномоченный орган сведений, предусмотренных законом, является ответственный сотрудник, обязанности которого возложены на К.
В судебном заседании представитель Отделения по Красноярскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО3 полагала, что постановление должностного лица о привлечении ФИО1 к административной ответственности является законным и обоснованным, не соглашаясь с доводами, изложенными в жалобе, указала на отсутствие оснований полагать, что ФИО1 не является субъектом правонарушения, поскольку последняя занимая должность директора, реализуя организационно-распорядительные функции, была обязана осуществлять контроль за действиями подчиненных ей лиц.
Рассмотрев доводы жалобы, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
Ответственность по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ предусмотрена за совершение действий (бездействий), предусмотренных ч. 1 ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушения, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В судебном заседании установлено, что на основании ст. 2.3 196-ФЗ от 19.07.2007 г. «О ломбардах» и в рамках реализации Банком России надзорных функций в сфере ПОД/ФТ, должностным лицом проведена документарная проверка ООО «Ломбард КОРУНД».
В соответствии с п. 2.2 Устава ООО «Ломбард КОРУНД» видом деятельности организации является предоставление ломбардами краткосрочных кредитов под залог движимого имущества; предоставление услуг по хранению ценностей.
Согласно п.п. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» скупка, купля - продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершена, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее.
Таким образом, исходя из положений Устава и представленного при проведении проверки договора купли-продажи, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о том, что ООО «Ломбард КОРУНД» являясь ломбардом, относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, и в соответствии со ст.5 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» /далее Федеральный закон № 115-ФЗ/ на него распространяются требования указанного закона и принятых в соответствии с ним подзаконных актов.
Согласно ст. 4 Федерального закона № 115-ФЗ, к мерам, направленным на противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся организация и осуществление внутреннего контроля.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ: организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля; осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами. Перечень таких сведений установлен пп.4 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, в том числе о виде операции и основаниях ее совершения.
Порядок предоставления информации в уполномоченный орган для ломбардов устанавливается Банком России по согласованию с уполномоченным органом /п.7 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ/.
Указанием Банка России от 15.12.2014 г. № 3484-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом № 115-ФЗ /далее Указание № 3484-У/ установлен порядок предоставления некредитными финансовыми организациями информации в уполномоченный орган.
В ходе проведения документарной проверки установлено, что ООО «Ломбард КОРУНД» заключило договор купли – продажи движимого имущества приобретенного на аукционе от 05.10.2016 г. с ООО «ГЕРМЕС» предметом по которому выступали бывшие в употреблении ювелирные изделия из золота 583 и 585 пробы, общая стоимость покупки составила 1018477 рублей 20 копеек. Должностным лицом ООО «Ломбард КОРУНД» не приняты меры по надлежащему заполнению показателей ФЭС, которые заполнены с нарушением порядка, регламентированного Указанием № 3484-У, что привело к предоставлению недостоверных сведений об операции, подлежащей обязательному контролю, в части указания вида операции и основания ее совершения, кроме того, должностным лицом предоставлены сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, чем нарушены требования ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ.
Факт выявленных нарушений подтверждается представленным в материалы дела мотивированным заключением по результатам рассмотрения информации о несоблюдении ООО «Ломбард КОРУНД» требований Федерального закона №115-ФЗ от 06.02.2017 г. с приложенными к нему материалами проверки.
Таким образом, допущенные ООО Ломбард КОРУНД» нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как следует из содержания ч.ч. 1, 3, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При проведении документарной проверки должностными лицами установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, в ООО Ломбард КОРУНД» была К., которая соответствовала квалификационным требованиям, предъявляемым к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ обязанности ответственного сотрудника в сфере ПОД/ФТ в ООО «Ломбард КОРУНД» с ДД.ММ.ГГГГ были возложены на ведущего юриста К
Как следует из раздела 2 должностной инструкции от ДД.ММ.ГГГГ ответственный сотрудник реализует функции по принятию решений при осуществлении внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, в том числе при возникновении сомнений в части правомерности квалификации операции как операции, подлежащей обязательному контролю, об отнесении операции клиента к операциям, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, о действиях ООО «Ломбард КОРУНД» в отношении операции клиента, по которой возникают подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а также в отношении клиента, совершающего такую операцию; выявление, представление в уполномоченный орган сведений об операциях; контроль соблюдения ООО «Ломбард КОРУНД» и его сотрудниками требований законодательства РФ, нормативных актов в сфере ПОД/ФТ.
ДД.ММ.ГГГГ директором ООО Ломбард КОРУНД» ФИО1 утверждены Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, разделом 2.2 которых определены функции, права и обязанности, возлагаемые на ответственного сотрудника. Так, в силу п. 2.2.2 раздела 2.2 ПВК на ответственного сотрудника возлагаются функции по организации представления и контролю за представлением сведений в уполномоченный орган, по принятию непосредственного участия в реализации ПВК по ПОД/ФТ, организации их реализации, для чего предоставлены организационно-распорядительные полномочия.
По смыслу Федерального закона № 115-ФЗ на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, возложена обязанность по назначению специального должностного лица, в том числе, с целью информирования уполномоченного органа государственной власти об операциях, подлежащих обязательному контролю. При этом, специальным должностным лицом может быть как руководитель организации, бухгалтер, юрист, так и любое иное назначенное приказом руководителя должностное лицо, соответствующее квалификационным требованиям. В случае, если специальное должностное лицо не назначено, либо назначенное специальное должностное лицо не соответствует квалификационным требованиям, руководитель организации, как лицо, на которое законом возложена обязанность по утверждению правил внутреннего контроля и назначению специального должностного лица, может быть привлечен к административной ответственности.
Вместе с тем, судом установлено, что Правила внутреннего контроля ООО «Ломбард КОРУНД» утверждены и соответствуют требованиям закона, специальное должностное лицо назначено и соответствует квалификационным требованиям, следовательно, с учетом принятых в организации и исследованных в судебном заседании локальных нормативных актов, обязанность по своевременному и правильному представлению сведений возложена на специальное должностное лицо.
В связи с тем, что ФИО1 вменяется непринятие достаточных мер для исполнению возложенных на нее обязанностей по соблюдению требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма в части осуществления внутреннего контроля, но в судебном заседании установлена добросовестность действий директора общества в утверждении правил внутреннего контроля и назначении специального должностного лица, следовательно, заявитель не является субъектом административного правонарушения.
Данные сведения были известны административному органу на момент проведения проверки, обязанность установить субъект административного правонарушения законом возложена на должностных лиц, составляющих протокол и рассматривающих дело об административном правонарушении.
Таким образом, оспариваемое постановление должностного лица подлежит отмене с прекращением производства по делу об административном правонарушении на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя управляющего Отделением по Красноярскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО2 № № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ в отношении директора ООО «Ломбард КОРУНД» ФИО1 отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в десятидневный срок со дня вручения или получения копии решения с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска.
Судья С.С. Сакович