12 –237/19
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Ленинского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики Дмитрошкин А.Н., при секретаре Зариповой Д.А., с участием: представителя ПАО «Ижсталь» ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу юридического лица – Публичного акционерного общества «Ижсталь» на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Удмуртской Республике В.М.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.4 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ ПАО«Ижсталь» (далее Общество) за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.4 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
ПАО «Ижсталь» подана в суд жалоба на указанное постановление, в которой Общество полагает его незаконным и подлежащим отмене, поскольку на основании п.4.1.2 договора субаренды № от ДД.ММ.ГГГГ субарендатор ИФ ООО «<данные изъяты>» несет ответственность за выполнение природоохранного законодательства на арендуемом участке земли. Договора на выполнение рекультивации шлакоотвала между ПАО «Ижсталь» и ООО <данные изъяты>» не существует. Выявленные нарушения не были вызваны пренебрежительным отношением к исполнению своих обязанностей по мониторингу и окружающей среде, какие-либо реальные негативные последствия для окружающей природы отсутствуют, размер административного штрафа несоразмерен допущенному нарушению и наступившим последствиям.Административное наказание должно быть установлено с учетом ст.ст. 3.1 ч.1, 4.1 КоАП РФ,в связи с чем, просит, постановление о назначении административного наказания с применением минимального размера административного штрафа отменить, за совершение административного правонарушения назначить наказание в виде административного штрафа, установив его в размере ниже низшего предела - 50 000 руб.
Представитель ПАО «Ижсталь»ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании, доводы изложенные в жалобе поддержал в полном объеме.
Старший инспектор Управления Росприроднадзора по УР В.М.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, пояснила, при рассмотрении дела исследовались все обстоятельства дела, вина Общества установлена, исключительных обстоятельств на момент рассмотрения дела не имелось, т.к. существовала угроза охраняемым государством общественным отношениям, что могло повлечь угрозу причинения вреда окружающей среде.
Выслушав представителя ПАО «Ижсталь»ФИО1, инспектора Управления Росприроднадзора по УР В.М.Ю. исследовав материалы административного дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности, всестороннего, объективного рассмотрения дела.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Судом установлено, что Управлением Росприроднадзора по УР на основании приказов от ДД.ММ.ГГГГ.№ от ДД.ММ.ГГГГ. № и от ДД.ММ.ГГГГ. №ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.проведена плановая выездная проверка в отношении ПАО «Ижсталь».
В ходе проведения проверки установлено следующее:
ПАО «Ижсталь» зарегистрировано Межрайонной ИФНС № поУР ДД.ММ.ГГГГ. за основным государственным регистрационным номером №. Постановлено на учет в Межрайонной ИФНС № по УР ДД.ММ.ГГГГ. (ИНН №
ПАО «Ижсталь» действует на основании Устава, утвержденного общим собранием акционеров ПАО «Ижсталь» протокол от ДД.ММ.ГГГГ. №.Согласно Уставу, основной целью деятельности Общества является получение прибыли. Основными видами деятельности общества являются: производство и реализация продукции черной металлургии, поковок, штамповок и литья: проведение научно-исследовательских работ, механических и металлографических испытаний, осуществление неразрушающего контроля, определение химического состава продукции черно металлургии и других материалов; осуществление деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов; осуществление деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями; производство и реализация товаров народного потребления и другие виды деятельности.
ПАО «Ижсталь» осуществляет свою производственную деятельность на объекте №, I категории негативного воздействия на окружающую среду, категории риска объекта государственного надзора - высокая.
Для обеспечения основной деятельности ПАО «Ижсталь» имеет следующие структурные подразделения: Цех электросталеплавильный (ЭСПЦ); Прокатный цех (ЦП); Цех калиброванного проката (ЦКП); Цех литейный (ЦЛТ); Цех по ремонту металлургического оборудования (ЦРМО); Цех по ремонту и эксплуатации установок водоснабжения и канализации (ЦУВ); Цех подготовки производства (ЦПП); Центральная заводская лаборатория (ЦЛ); Цех по ремонту и эксплуатации АКИП и метрологии (ЦАКИП); Отдел эксплуатации зданий и сооружений (ОЭЗ); Административные службы.
В соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ. № 209-ФЗ ПАО «Ижсталь» не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.
ПАО «Ижсталь» в процессе осуществления своей производственной деятельности использует земельный участок (земли населенных пунктов) на праве аренды по договору № от ДД.ММ.ГГГГ., заключенного с Администрацией <адрес>, для эксплуатации шлакоотвала по адресу: УР, <адрес>, площадью <данные изъяты>
Общество проводит рекультивацию шлакоотвала, расположенного по адресу: УР, <адрес>, кадастровый №. Рекультивация проводится на основании рабочего проекта «Рекультивация территории шлакоотвала ОАО «Ижсталь» ДД.ММ.ГГГГ года, разработанного ОАО институт <данные изъяты>». На данный проект имеется положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы №, утвержденное приказом от ДД.ММ.ГГГГ. № Данный проект является составной частью четвертым пусковым комплексом рабочего проекта «Очистка <данные изъяты>. 2 этап» (Положительное заключение Управления Главгосэкспертизы России по Удмуртской Республике № от ДД.ММ.ГГГГ
В ходе плановой проверки произведен осмотр территории рекультивируемогошлакоотвала. Осмотром установлено: территория въезда огорожена, установлен шлагбаум, и КПП. Земельный участок поделен на 4 карты намыва. По периметру имеется ограждающая дамба высотой примерно 2 - 2,5 м. На первой карте шлака не имеется, карта покрыта грунтом. На каждой карте имеются колодцы. Намыв грунта осуществляется земснарядом по пульпопроводу.
На момент осмотра ДД.ММ.ГГГГ. работы по намывке карт не велись. На территории 2 карты имеются кучи с сырьем: переработанный шлак фракции 0 - 20. На 2 карте имеется установка ДСУ-2 для переработки шлака, которая законсервирована, а также линии электропередач. На 3 карте расположены кучи со шлаком высотой около 1,5 м, на 4 карте также имеется не вывезенный шлак, предназначенный для укрепления ограждающих дамб. Донный осадок (грунт) намыт только на первой карте.
В ходе осмотра ДД.ММ.ГГГГ. территории шлакоотвала ПАО «Ижсталь» был зафиксирован намыв донных отложений на первой карте. Согласно проекту сброс отработанной воды должен был осуществляться последовательно с каждой карты намыва (начиная с первой и заканчивая четвертой), то есть отработанная вода карты № должна попадать на карту №. Однако в ходе осмотра установлено чтовся вода сильным напором поступает из 1 карты намыва за пределы площадки шлакоотвала через трубы, расположенные под дамбой. Далее поток воды по выработанному руслу движется вдоль карты (с западной стороны) и попадает в Ижевское водохранилище. Работы по рекультивации на картах №№, 3 и 4 неведутся. Между карт № и № граница (дамба) частично отсутствует. На карте № установлена установка ДСУ-2 с линиями электропередач и другими постройками.
Согласно пояснительной записке № тома 1 Рабочего проекта рекультивации ДД.ММ.ГГГГ., п.6.1. и п.3.1 Тома 3 первым этапом работ является подготовительные работы, которые включают в себя: разработка и очистка территории шлакоотвала до отметки 100,00 от шлака и складирования его в отвал; засыпка и выравнивание выемок, уборка и вывоз металлоконструкций, оборудования, ликвидация промышленных площадок, электрических сетей и других коммуникаций; п.6.2 Тома 1 после очистки территории шлакоотвала приступают к устройству ограждающих дамб, участок представляет собой карты намыва, разделенный между собой дамбами. Сбор отработанной воды осуществляется попеременно с каждой карты намыва, начиная с карты №. Вода с карты намыва № после частичного осветления базальтовыми фильтрами через водосборную систему (колодец и сбросную трубу) поступает на карту №, затем через водосборную систему карты № осветленная вода движется на карту №. Через водосборную систему карты № вода поступает в карту №, откуда через водосборное сооружение.
Согласно письму ПАО «Ижсталь» от ДД.ММ.ГГГГ. № пункт 4: «В течении первого полугодия ДД.ММ.ГГГГ работы по рекультивации территории шлакоотвала не производились. Договор на выполнение рекультивации шлакоотвала находится на согласовании у генподрядчика ИФ ООО <данные изъяты>».
Во время проведения осмотра в рамках плановой проверки был зафиксирован факт намыва песка земснарядом на карту №. Проводимые работы организацией ООО <данные изъяты>» по добыче песка <данные изъяты> осуществляются на основании договора субаренды № от ДД.ММ.ГГГГ.».
Согласно договору субаренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. между ОАО «Ижсталь» и ООО <данные изъяты>», ООО <данные изъяты>» складирует на участке шлакоотвала на карте № для складирования добытого строительного материала песка и донных отложений намываемых в процессе добычи песка.
На основании ч.5 ст.13 Земельного Кодекса РФ, лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проведении рекультивации и консервации земель» (далее Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№), «рекультивация земель» - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений
Согласно п.5 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, Рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения.
Согласно п.8 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, Рекультивация земель, осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Согласно п.6.5 Проекта рекультивация шлакоотвала ОАО «Ижсталь» П3 том 1, Технология производства работ по намыву донных отложений на участок рекультивации: После проведения подготовительных работ на картах намыва (разработка и очистка территории шлакоотвала до отметки 100,00 от шлака и складирования его в отвал; засыпка и выравнивание выемок, уборка и вывоз металлоконструкций и т.д.) земснаряд устанавливают в забой и протягивают пульпопровод. Согласно Тому 3 Рекультивации п.3.3 складирование донных отложений: «В данном проекте принят безэстакадный способ намыва. Сосредоточенный поток пульпы производится из труб пульпопровода, уложенного на гребень ограждающих дамб. Намыв осуществляется слоями с одного положения трубопровода толщиной 0,15-0,60 м. Распределительный трубопровод при этом непрерывно наращивают. Намыв донных отложений начинают с карт № при смонтированном сбросном трубопроводе и периодическом наращивании колодца. Непрерывный намыв карт невозможен, так как грунт не успевает отдать непрерывно поступающую воду. Заканчивают намыв донных отложений до достижения проектной отметки верха карты, затем перемещают пульпопроводы на следующую карту».
Согласно пояснительной записке к плану мероприятий по рекультивации объекта ПАО «Ижсталь» <данные изъяты>» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. работы по очистке территории «шлакоотвала» от шлака до отметки 100,0 м закончены в ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. работы по устройству карт намыва выполнены на 90%. Донные отложения, намываемые в процессе добычи песка, используются для рекультивации участка. В ДД.ММ.ГГГГ замыто ориентировочно 65% первой карты. Календарный план-график рекультивации скорректирован с учетом сроков добычи песка по лицензии ООО <данные изъяты> до ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, фактически на территории шлакоотвала происходит намыв донных отложений на карту № при незавершенном подготовительном этапе.
Таким образом, ПАО «Ижсталь» проводит рекультивацию земельного участка с отступлением от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы (положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы №, утверждено приказом от ДД.ММ.ГГГГ. №. Данный проект является составной частью, четвертым пусковым комплексом рабочего проекта «<данные изъяты>» (Положительное заключение Управления Главгосэкспертизы России по Удмуртской Республике № от ДД.ММ.ГГГГ.).
Согласно ст.27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее - Закон об экологической экспертизе) заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны: осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В соответствии с п.7 ст.30 Закона об экологической экспертизе, нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами являются: осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Таким образом, ПАО «Ижсталь» нарушены требования, установленные ст.27, п.7 ст.30 Федерального закона от 23.11.1995г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» и п.8 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№«О проведении рекультивации и консервации земель».
В соответствии со ст.75 Федерального закона от 10.01.2002г. № «Об охране окружающей среды», за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с положением ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 2 статьи 8.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, - за что предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, ответственность за который установлена ч.2 ст.8.4 КоАП РФ, являются общественные отношения, связанные с документационным обеспечением деятельности, осуществление которой требует получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Объективную сторону вышеуказанного административного правонарушения образуют деяния (действия или бездействие), направленные на осуществление деятельности, полностью или частично не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, в том числе замена материалов и технологий, изменение последовательности и сроков исполнения работ.
Субъективная сторона административного проступка, характеризуется виной в форме прямого умысла или в форме косвенного умысла.
В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вина ПАО «Ижсталь» заключается в осуществлении деятельности, полностью или частично не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы. При этом в деле не имеется и заявителем не представлено доказательств об отсутствии у Общества возможности для выполнения требования законодательства об экологической экспертизе, в части недопущения деятельности, с отклонениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Изложенное свидетельствует о том, что административным органом установлен факт совершения Обществом вмененного ему правонарушения и установлена вина заявителя в его совершении.
Факт совершения ПАО «Ижсталь» административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.4 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами: копией акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ. №; копией Устава ПАО «Ижсталь»; Положительным заключением Управления Главгосэкспертизы России по УР № от ДД.ММ.ГГГГ.; договором аренды № от ДД.ММ.ГГГГ.; рабочим проектом «Рекультивация территории шлакоотвала ОАО «Ижсталь» ДД.ММ.ГГГГ, разработанным ОАО институт <данные изъяты>»; актом обследования территории (акватории) на предмет соблюденияприродоохранных требований от ДД.ММ.ГГГГ.;актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от ДД.ММ.ГГГГ.; пояснительной запиской к плану мероприятий по рекультивации объекта ПАО «Ижсталь» <данные изъяты>» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. и другими материалами дела.
Доводы жалобы ПАО «Ижсталь», что выявленные нарушения не были вызваны пренебрежительным отношением к исполнению своих обязанностей по мониторингу и окружающей среде, какие-либо реальные негативные последствия для окружающей природы отсутствуют, размер административного штрафа несоразмерен допущенному нарушению и наступившим последствиям, суд расценивает, как защитную позицию с целью освобождения от административной ответственности, поскольку последние полностью опровергаются совокупностью исследованных в суде доказательств, отвечающих требованиям допустимости.
Доводы жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены должностным лицом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения постановления по существу, влияли на обоснованность и законность постановления, либо опровергали выводы должностного лица, в связи с чем, признаются судом несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены постановления.
В постановлении по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные ч.1 ст.29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы.
При рассмотрении дела должностным лицом фактические обстоятельства были установлены полно и всесторонне, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в ходе рассмотрения дела, которым в совокупности дана правильная и надлежащая оценка по правилам, предусмотренным ст.26.11 КоАП РФ. Оснований не соглашаться с оценкой, данной должностным лицом, не имеется. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
При этом суд не находит оснований для признания недопустимыми исследованных доказательств, поскольку последние составлены в соответствии с требованиями закона, и содержат в себе все необходимые сведения. Существенных нарушений норм Кодекса РФ об административных правонарушениях, в том числе принципа презумпции невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности, при привлечении ПАО «Ижсталь» к административной ответственности не допущено.
Таким образом, виновность ПАО «Ижсталь» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.4 КоАП РФ осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, подтверждается материалами дела.
При определении вида и меры наказания приняты во внимание характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, обстоятельства совершенного административного правонарушения, имущественное положение, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств. Наказание назначено в пределах санкции статьи закона в минимальном размере.
При указанных обстоятельствах суд не находит оснований для отмены вынесенного постановления и удовлетворения жалобы заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.1 – 30.8 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Удмуртской Республике В.М.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ, которым на Публичного акционерного общества «Ижсталь», за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.4 КоАП РФ, наложено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей, оставить без изменения, а жалобу заявителя, без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня врученияили получения его копии, через районный суд.
Судья: Дмитрошкин А.Н.