ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-237/19 от 16.10.2019 Братского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

г. Братск 16 октября 2019 года

Судья Братского городского суда Иркутской области Орлова О.В., рассмотрев дело об административном правонарушении № 12-237/2019 по жалобе государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области «Братский педагогический колледж» в лице директора ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республики Бурятия ФИО2 № 70/2019 от 03.09.2019 года, вынесенное в отношении государственного бюджетного профессионального учреждения Иркутской области «Братский педагогический колледж» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

03.09.2019 года постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республики Бурятия ФИО2 № 70/2019 государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Братский педагогический колледж» (далее ГБПОУИО «Братский педагогический колледж») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с постановлением о назначении административного наказания, законный представитель ГБПОУИО «Братский педагогический колледж» - ФИО1, в своей жалобе просит его отменить, ссылаясь на то, что в нарушение норм действующего законодательства, постановление вынесено в отсутствие надлежащего извещения законного представителя ГБПОУИО «Братский педагогический колледж». 28.08.2019 года по электронной почте получено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 27.08.2019 года, а также постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении. Административный орган, не дожидаясь возражений лица, привлекаемого к административной ответственности, рассмотрел дело и вынес постановление о назначении наказания по делу об административном правонарушении, чем нарушил порядок, предусмотренный нормами КоАП РФ.

Кроме того, в определении о назначении времени и места рассмотрения дела от 27.08.2019 года административный орган ссылается на протокол об административном правонарушении от 15.08.2019 года № 68, однако протокол не был надлежащим образом направлен (вручен) законному представителю лица, привлекаемому к административной ответственности, тем самым ГБПОУИО «Братский педагогический колледж» также был лишено возможности реализовать свое права на защиту.

Указанный факт противоречит материалам дела, поскольку как установлено в обжалуемом постановлении мониторинг федеральной государственной информационной системы «Меркурий», который выявил факт нарушения проводился 20.08.2019 года, то есть протокол об административном правонарушении был составлен до проведений контрольных мероприятий. Вместе с тем, в обжалуемом постановлении Административный орган единственным доказательством вины ГБПОУИО «Братский педагогический колледж» признал протокол № 70 от 22.08.2019 года, с которым также не ознакомил законного представителя лица. Считает, что документы, составленные с нарушением норм законодательства, не могут быть положены в основу постановления об административном наказании. По указанной причине постановление должно быть отменено. Также причиной отмены может послужить тот факт, что постановление вынесено до наступления даты, указанной в определении о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 27.08.2019 года.

Кроме того, в обжалуемом постановлении фигурирует ООО «ТОРГСЕРВИС ИРКУТСК» в отношении которого также возбуждено дело об административном правонарушении, к заявителю указанное юридическое лицо не имеет отношения.

Административный орган не установил смягчающие обстоятельства, а также не рассматривал вопрос о признании нарушения малозначительным. Учитывая тот факт, что совершенное деяние не повлекло существенного нарушения охраняемых общественных отношений, применение в данном случае меры административного наказания носят неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины лица, привлеченного к административной ответственности.

На рассмотрение жалобы законный представитель ГБПОУИО «Братский педагогический колледж» в лице директора – ФИО1 не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, что подтверждается почтовым извещением.

При рассмотрении жалобы защитник Григорьева И.А., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала, дополнительных пояснений не имела.

Выслушав защитника, проверив представленные материалы в полном объеме, прихожу к выводу о том, что постановление должностного лица о назначении административного наказания вынесено с нарушениями норм процессуального права.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делу об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение в соответствии с законом.

На основании статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья при рассмотрении жалобы проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.

По смыслу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

В силу части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

В соответствии с частью 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя (ч. 3 ст. 25.15 КоАП РФ).

Из материалов дела следует, что уведомление о необходимости явки 22.08.2019 в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республики Бурятия (Братский межрайонный отдел) для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направлялось законному представителю ГБПОУИО «Братский педагогический колледж» 20.08.2019 по электронной почте на адрес colledg_bpk@mail.ru, размещенный на официальном сайте данной организации в сети "Интернет" в открытом доступе.

Вместе с тем отчета о доставке электронного сообщения либо уведомления о его прочтении получателем, подтверждающие надлежащее извещение, административный орган в материалы дела не представил. Доказательства того, что извещение о месте и времени составления протокола направлялось в адрес ГБПОУИО «Братский педагогический колледж» с использованием иных средств связи также отсутствуют.

Системный анализ положений статей 25.4 и 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) законного представителя юридического лица о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кодекс не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.

Поскольку административным органом не представлено доказательств получения ГБПОУИО «Братский педагогический колледж» уведомления о составлении протокола об административном правонарушении № 70 от 22.08.2019, вывод должностного лица о надлежащим извещении ГБПОУИО «Братский педагогический колледж» о месте и времени составления протокола является неправомерным.

В силу части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях такой протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством и не может быть положен в основу вывода о виновности лица в совершении противоправного деяния.

В ходе производства по данному делу об административном правонарушении административным органом были допущены и другие процессуальные нарушения.

Так, в деле отсутствуют сведения о направлении ГБПОУИО «Братский педагогический колледж» копии протокола об административном правонарушении № 70 от 22.08.2019.

О месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республики Бурятия (Братский межрайонный отдел), назначенного на 03.09.2019 г. в 16 часов 30 минут ГБПОУИО «Братский педагогический колледж» также извещалось путем направления соответствующего уведомления по электронной почте на адрес colledg_bpk@mail.ru. При этом сведения, позволяющие контролировать получение ГБПОУИО «Братский педагогический колледж» данного уведомления, в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, изложенные выше обстоятельства объективно свидетельствуют о том, что должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении были допущены существенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ, которые повлекли нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таком положении постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республики Бурятия ФИО2 № 70/2019 от 03.09.2019 года, вынесенные в отношении ГБПОУИО «Братский педагогический колледж» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может быть признано законным и подлежит отмене, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Иные доводы заявителя в данном случае не имеют правового значения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6., 30.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Жалобу государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области «Братский педагогический колледж» в лице директора ФИО1 удовлетворить.

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республики Бурятия ФИО2 № 70/2019 от 03.09.2019 года, вынесенное в отношении государственного бюджетного профессионального учреждения Иркутской области «Братский педагогический колледж» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья: О.В. Орлова