ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-237/2014 от 03.07.2014 Самарского областного суда (Самарская область)

 Судья: Баймишев М.С. № 12-237/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 г. Самара «03» июля 2014 года

 Судья Самарского областного суда Самарина Е.Г., с участием представителя ГБУЗ СО «Нефтегорская центральная районная больница» ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании протест Нефтегорской межрайонной прокуратуры Самарской области на постановление Нефтегорского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, которым

 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.16 КоАП РФ, в отношении ГБУЗ СО «Нефтегорская центральная районная больница» прекращено,

 У С Т А Н О В И Л:

 Постановлением Нефтегорского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.16 КоАП РФ, в отношении юридического лица - ГБУЗ СО «Нефтегорская центральная районная больница» на основании выявленных по результатам проведения проведенной с ДД.ММ.ГГГГ проверки нарушений.

 Постановлением Нефтегорского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.

 Не согласившись с указанным постановлением суда и.о. Нефтегорского межрайонного прокурора подал протест, в котором просит постановление суда отменить, вернув дело на новое рассмотрение, ссылаясь на необоснованность выводов суда об отсутствии состава правонарушения.

 Исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав представителя ГБУЗ СО «Нефтегорская центральная районная больница» ФИО1, просившую суд постановление суда оставить без изменения, прихожу к следующему.

 В соответствии со ст. 41 Конституции России, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

 Как установлено ч. 2 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», действие настоящего Федерального закона распространяется на обращение наркотических лекарственных средств и психотропных лекарственных средств с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах.

 При этом, согласно ст. ст. 20, 25 и 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», хранение наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список 1 прекурсоров осуществляется юридическими лицами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в специально оборудованных помещениях при наличии лицензии на указанный вид деятельности. Отпуск наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам производится только в аптечных организациях при наличии у них лицензии на указанный вид деятельности. Наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в списки III, отпускаются в медицинских целях по рецепту. Рецепты, содержащие назначение наркотических средств или психотропных веществ, выписываются на специальных бланках. Форма бланков указанных рецептов, порядок их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также правила оформления устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

 Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

 В соответствии с ч. 1 ст. 6.16 КоАП РФ, нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и включенных в список 1 и таблицу 1 списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, либо непредставление в государственный орган предусмотренной законом отчетности о деятельности, связанной с их оборотом, несвоевременное представление такой отчетности или представление такой отчетности в неполном объеме или в искаженном виде - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или без таковой.

 Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере охраны здоровья граждан, обеспечения безопасности их жизни, регулируемые в соответствии с Конституцией РФ и международными правовыми актами, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (с изм. и доп., в том числе внесенными ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 177-ФЗ) и иными нормативными правовыми актами РФ.

 В соответствии со ст. ст. 25-26 упомянутого Закона отпуск наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам производится только в аптечных организациях при наличии соответствующей лицензии с соблюдением определенных условий, в частности, по рецептам на специальных бланках, подлежащих строгому учету, и с кратким сроком действия.

     Объективная сторона административного правонарушения состоит в нарушении установленного законодательством РФ порядка оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Субъектами административной ответственности являются юридические лица, допустившие нарушение установленных на федеральном уровне правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

     Наступления последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент нарушения правовых предписаний на любом из этапов оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Субъективная сторона правонарушения - вина в форме умысла или неосторожности.

 В ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении суд первой инстанции ошибочно пришел к выводу об отсутствии в действиях привлекаемого к ответственности юридического лица состава вменяемого административного правонарушения по следующим основаниям.

 В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.

 Как следует из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенного ДД.ММ.ГГГГ Нефтегорским межрайонным прокурором, в ходе совместной проверки органами прокуратуры и Нефтегорского МРО УФСКН России по Самарской области в ГБУЗ Самарской области «Нефтегорская ЦРБ» по адресу: <адрес> части исполнения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» относительно соблюдения правил хранения, учета, отпуска, реализации наркотических средств, психотропных веществ и включенных в список I и таблицу I списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, выявлены нарушения в части хранения наркотического средства «морфин», а также порядка оформления и заполнения предусмотренных законом рецептурных бланков на наркотические средства и психотропные вещества.

 Согласно справке Нефтегорского МРО УФСКН России по Самарской области по результатам проведенной проверки, указанные нарушения имели место при хранении наркотического средства – морфин, включенного в список II Перечня наркотических средств, а также при заполнении рецептурных бланков на указанное наркотическое средство и психотропное вещество – фенобарбитал, включенное в список II названного ПеречняI.

 Указанные обстоятельства бесспорно свидетельствуют о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.16 КоАП РФ.

 При этом, как обоснованно указано судом первой инстанции, объективную сторону настоящего правонарушения формируют действия, нарушающие Правила хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утвержденные Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров», к которым не может быть отнесено нарушение температурного режима хранения лекарственных средств, установленного Правилами хранения лекарственных средств (утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 706н), так как состав правонарушения образуют нарушения специальных норм, установленных Постановлением Правительства РФ, а не общих норм, установленных Минздравсоцразвития РФ.

 С учетом изложенного, ссылка в обжалуемом постановлении суда на невозможность установления действительного температурного режима в месте хранения морфина существенного значения для квалификации содеянного не имеет.

 В то же время, суд первой инстанции необоснованно исключил из перечня вмененных правонарушений, образующих состав ч. 1 ст. 6.16 КоАП РФ, ненадлежащее оформление рецептурных бланков при отпуске наркотических смредств, психотропных веществ и их прекурсоров, поскольку отпуск наркотических средств и психотропных веществ регламентируется ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», содержащем бланкетные нормы к подзаконным актам, регулирующим соответствующий порядок, в частности к Правилам оформления формы № 107/У-НП «Специальный рецептурный бланк на наркотическое средство и психотропное вещество», нарушение которых однозначно установлено по результатам проведенной проверки.

 Кроме того, отнесение выявленных недостатков при оформлении специальных рецептурных бланков к незначительным является необоснованным не только по указанным выше основаниям, но и с учетом того, что вопрос о незначительности (малозначительности) административного правонарушения подлежит рассмотрению только в случае установления наличия в действиях привлекаемого к ответственности лица состава вмененного административного правонарушения.

 Учитывая изложенное, судом первой инстанции неверно оценены установленные по делу обстоятельства, поскольку они подтверждают не только наличие события административного правонарушения, но и наличие в действиях привлекаемого к ответственности юридического лица признаков состава предусмотренного ч. 1 ст. 6.16 КоАП РФ административного правонарушения.

 Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, в частности, об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

 Принимая во внимание наличие указанных выше грубых процессуальных нарушений, допущенных судом первой инстанции при рассмотрении дела, учитывая, что обстоятельства дела судом первой инстанции были проверены не в полном объеме, суд апелляционной инстанции считает возможным постановление Нефтегорского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ отменить как незаконное и необоснованное с направлением дела на новое судебное рассмотрение, в ходе которого суду следует учесть все вышеизложенное и принять решение в полном соответствии с требованиями КоАП РФ.

 Сроки привлечения ГБУЗ СО «Нефтегорская центральная районная больница» к административной ответственности в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ не истекли.

 Указанные требования закона, наряду с положениями ст. 2.9 КоАП РФ также подлежат исследованию судом первой инстанции, которому надлежит учесть их при постановлении решения по делу.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

 Р Е Ш И Л:

 Постановление Нефтегорского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.16 КоАП РФ, в отношении ГБУЗ СО «Нефтегорская центральная районная больница» прекращено – отменить, направить материалы дела в Нефтегорский районный суд Самарской области на новое рассмотрение в ином составе суда.

 Протест Нефтегорской межрайонной прокуратуры Самарской области – удовлетворить.

 Судья Самарского областного суда подпись

     Копия верна.

 Судья