Дело № 7- 310/2018
№ 12- 237/2017 Судья Исакова А.С.
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Санкт-Петербургского городского суда Русанова Ю.Н., рассмотрев 13 марта 2018 года в открытом судебном заседании в помещении суда, при секретаре К., административное дело по жалобе на решение судьи Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 октября 2017 года в отношении
Иманбекова Арсена Инкарбалаевича, родившегося <дата> в <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, работающего начальником участка № 1 дистанции обеспечения контроля № 3 Службы контроля на метрополитене Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия «Петербургский метрополитен»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Ространснадзора Ш. от 17.05.2017 года должностное лицо, начальник участка № 1 дистанции обеспечения контроля № 3 Службы контроля на метрополитене Иманбеков А.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, назначено административное наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Решением судьи Ленинского районного суда Санкт- Петербурга от 24 октября 2017 года, постановление должностного лица № 296/АП-07/2017 от 17.05.2017 года в отношении Иманбекова А.И. по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ отменено, производство по делу прекращено по п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Должностное лицо Ш. обратилась с жалобой в Санкт-Петербургский городской суд об отмене решения судьи районного суда от 24 октября 2017 года, об оставлении без изменения постановления о назначении административного наказания № 296/АП-07/2017 от 17 мая 2017 года и оставлении жалобы Иманбекова А.И. без удовлетворения.
В обосновании жалобы указала, что решение районного суда необоснованно и противоречит нормам права. Выводы суда, послужившие основанием для отмены обжалуемого постановления, о том, что должностным лицом не истребована и не изучена должностная инструкция начальника участка № 1 дистанции обеспечения и контроля № 3 Службы контроля на метрополитене ГУП «Петербургский метрополитен» Иманбекова А.И., а также отсутствие в постановлении ссылки на пункты должностной инструкции, необоснованны, и опровергаются материалами дела. Судом не принята во внимание ст. 26.10 КоАП РФ, из которой следует, что должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, имеет право, а не обязанность по истребованию сведений для разрешения дела. Статья 2.4 КоАП РФ, а также примечание к ней, не содержат указание на обязание давать ссылку на конкретные пункты должностной инструкции. Кроме того, должностная инструкция начальника участка Иманбекова А.И. содержалась в материалах дела, начальник участка Иманбеков А.И. является надлежащим субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ. Иманбекову А.И. вменяется в вину именно невыполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, а не пунктов должностной инструкции, на которые необоснованно указывает суд. Доводы Иманбекова А.И. являются избранным способом защиты, с целью избежать административной ответственности за совершенное административное правонарушение.
Нарушений процессуальных норм при возбуждении дела, рассмотрении и вынесении постановления, влекущих безусловную отмену, Управлением допущено не было, наказание назначено в соответствии с нормами ст. 4.1 КоАП РФ в пределах санкции статьи.
Ш. в Санкт-Петербургский городской суд не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, ходатайств об отложении судебного заседания не направила, материалов дела достаточно для рассмотрения жалобы, при таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть жалобу в её отсутствие.
Иманбеков А.И. в Санкт- Петербургском городском суде возражал против удовлетворения жалобы, просил постановление судьи районного суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав участника процесса, считаю постановление судьи законным и обоснованным по следующим основаниям.
Исследовав представленные по делу доказательства судья районного суда Санкт-Петербурга, пришел к выводу о том, что должностным лицом не истребована и не изучена должностная инструкция начальника ГУП «Петербургский метрополитен» Иманбекова А.И., в результате чего в тексте постановления отсутствуют ссылки на пункты указанной должностной инструкции, в которых предусмотренная обязанность Иманбекова А.И. обеспечивать выполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов метрополитена. В постановлении отсутствует подтверждение тому, что выявленные в ходе проверки нарушения явились следствием невыполнения Иманбековым А.И. своих служебных обязанностей, в то время как положения ст. 2.4 КоАП РФ обязывают давать ссылку на конкретные пункты должностных инструкций, нарушение которых должностными лицами образует в их действиях состав административного правонарушения. Вменяемые нарушения п.п. 7, п.п. 14 п. 5 Требований по транспортной безопасности не относятся к обязанностям должностного лица Иманбекова А.И., поскольку утверждены постановлением Правительства РФ от 05.04.2017 года № 410, который начал свое действие 14.04.2017 года, однако, согласно акта проверки усматривается, что она проводилась в период с 03.04.2017 года по 28.04.2017 года. В протоколе об административном правонарушении указан юридический адрес СПб ГУП «Петербургский метрополитен» - Санкт-Петербург, Московский пр., д. 28, хотя фактическим местом обнаружения вышеуказанных нарушений являются структурные подразделения юридического лица – станции метрополитена, имеющие свой конкретный адрес. При такой ситуации, суд пришел к выводу, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушениями требований ст. 28.2 КоАП РФ. Указанные нарушения норм материального права, допущенные при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении являются существенными, свидетельствующими о том, что в формулировке вины Иманбекова А.И. не указаны обязательные данные, свидетельствующие о наличии в его действиях состава административного правонарушения.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только нали?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�???????????????
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает создание условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, в отношении которого ведется производство по делу.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно материалам дела, УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора в период с 03.04.2017 года по 28.04.2017 года проведена внеплановая выездная проверка в отношении СПб ГУП «Петербургский метрополитен», в результате проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, допущенные должностным лицом- начальником участка № 1 дистанции обеспечения контроля № 3 Службы контроля на метрополитене Иманбековым А.И.
Статья 14 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусматривает порядок организации проведения проверки в отношении юридического лица, которое проводится на основании распоряжения руководителя органа государственного контроля.
Согласно представленным материалам дела, внеплановая выездная проверка СПб ГУП «Петербургский метрополитен» проводилась в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 года № 294- ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», на основании распоряжения УГАН НОТБ СЗФО № 103 от 03.04.2017 года.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки с 03.04.2017 года по 28.04.2017 года, 07.04.2017 года УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора издает распоряжение № 110 о внесении изменений в распоряжение № 103 от 03.04.2017 года, указывая правовым основанием для проведения проверки, Постановление Правительства РФ от 05 апреля 2017 года № 410, которое вступает в законную силу 14 апреля 2017 года.
При этом Федеральный закон от 26.12.2008 года № 294-ФЗ не предусматривает вынесение распоряжения о внесении изменений в распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки.
Распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки № 103 от 03.04.2017 года вынесено начальником УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора, согласованно с органами прокуратуры.
Распоряжение № 110 от 07.04.2017 года вынесено заместителем начальника УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора, то есть иным должностным лицом, изменяет распоряжение № 103 от 03.04.2017 года, с органами прокуратуры не согласовано.
При этом согласно п. 5 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 2, пункте 2.1 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
При таких обстоятельствах, УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора нарушены требования Закона РФ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Иманбекову А.И. вменяется нарушения требований утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.04.2017 года № 410 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий метрополитенов» вступивших в законную силу 14.04.2017 года.
Согласно материалам дела, проверка в отношении СПб ГУП «Петербургский метрополитен» проводилась с 03.04.2017 года по 28.04.2017 года. При этом время обнаружения вмененных Иманбекову А.И. нарушений, до 14.04.2017 года или после 14.04.2017 года, в постановлении должностного лица не установлено.
Таким образом, учитывая допущенные административным органом неустранимые нарушения процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Иманбекова А.И., постановление от 17 мая 2017 года является незаконным.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающим производство по делу об административном правонарушении, является истечение срока давности привлечения к административной ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, составляет два месяца со дня совершения административного правонарушения, а при длящихся правонарушениях - со дня его обнаружения.
Из материалов дела следует, что обстоятельства, послужившие основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности, выявлены 28 апреля 2017 года. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности по данному делу истек 28 июня 2017 года.
В силу ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе и при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
По смыслу закона, по истечении срока давности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого ведется производство по делу, обсуждаться не может, а само производство возобновлению не подлежит, поскольку иное привело бы к ухудшению положения лица, привлекаемого к административной ответственности, и противоречило требованиям административного законодательства.
При таких обстоятельствах, судья районного суда обосновано пришел к выводу о том, что постановление подлежит отмене, производство по делу прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Оснований для отмены решения суда, с учетом доводов, изложенных в жалобе, не имеется.
На основании изложенного и, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Решение судьи Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 октября 2017 года в отношении Иманбекова Арсена Инкарбалаевича – оставить без изменения, жалобу главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Ространснадзора Ш. – без удовлетворения.
Судья Ю.Н. Русанова