ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-237/2021 от 25.05.2021 Выборгского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 12-237/2021

Р Е Ш Е Н И Е

гор. Выборг 25 мая 2021 года

Судья Выборгского городского суда Ленинградской области Прокопьева М.В.,

с участием защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО1 адвоката по ордеру № 787940 от 01.12.2020 Андреева А.В.,

рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 20 Выборгского района Ленинградской области от 04 сентября 2020 года, вынесенное в отношении должностного лица – председателя президиума ННО «Первая Выборгская коллегия адвокатов Ленинградской области» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

у с т а н о в и л:

постановлением мирового судьи судебного участка № 20 Выборгского района Ленинградской области от 04 сентября 2020 года должностное лицо – председатель президиума ННО «Первая Выборгская коллегия адвокатов Ленинградской области» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.33.2 КоАП РФ, с назначением наказания, в виде административного штрафа в размере 300 (триста) рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 подал жалобу, в которой просила постановление отменить производство по делу прекратить.

В обоснование жалобы указано, что на ненадлежащее извещение о составлении протокола об административном правонарушении, поскольку извещение о дате и времени составления протокола об административном правонарушении было направлено административным органом по адресу: Ленинградская <адрес>, по которому он не проживает. Также в материалах дела отсутствуют доказательства несвоевременного направления формы СЗВ-М.

Вместе с жалобой ФИО1 было подано ходатайство о восстановлении срока на её подачу.

Определением Выборгского городского суда Ленинградской области от 01 декабря 2020 года ходатайство лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО1 о восстановлении срока для подачи жалобы было отклонено.

Решением судьи Ленинградского областного суда от 17 марта 2021 года определение Выборгского городского суда Ленинградской области от 01 декабря 2020 года было отменено с указанием, что срок подачи жалобы не пропущен, дело возвращено в Выборгский городской суд. Ленинградской области.

В судебном заседании защитник лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО1 адвокат Андреев А.В. доводы жалобы поддержал, указал, что ФИО1 не был надлежащим образом извещен о дате и времени составления протокола об административном правонарушении, также указал, что в административный орган ежегодно сдаются различные формы отчётности, поэтому информация о смене адреса ФИО1 была доступна. Кроме того, граждане Российской Федерации в соответствии с законом от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" имеют свободу на передвижение, в связи с чем ФИО1 имел право сменить место проживания, а административный орган не был лишен права в соответствии со ст. 3 данного закона запросить сведения об адресе регистрации ФИО1

В суд представитель УПФР в Выборгском районе Ленинградской области не явился, от заместителя начальника УПФР в Выборгском районе Ленинградской области ФИО2 поступили возражения на жалобу, где указано, что УПФР в Выборгском районе Ленинградской области произвело запрос в ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области о предоставлении сведений из ЕГРЮЛ на ННО «Первая Выборгская коллегия адвокатов Ленинградской области» в части адреса места жительства председателя президиума ФИО1, согласно ответу в данных ЕГРЮЛ адрес указан: <адрес>, в связи с чем извещение о дате и времени составления протокола об административном правонарушении было надлежащим. Также заявлено о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.

Проверив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно ст. 15.33.2 КоАП РФ (в редакции на момент выявления административного правонарушения) непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Порядок организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлен Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон об индивидуальном (персонифицированном) учете).

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона об индивидуальном (персонифицированном) учете страхователи представляют предусмотренные п. п. 2 - 2.2 названной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.

Согласно п. 2.2 ст. 11 Федерального закона об индивидуальном (персонифицированном) учете страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Установленный законом срок сдачи сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь 2020 года – 17 февраля 2020 года.

Как усматривается из материалов дела, ФИО1, являясь председателем президиума ННО «Первая Выборгская коллегия адвокатов Ленинградской области», в нарушение подп. 2.2 п. 2 ст. 11 Федерального закона об индивидуальном (персонифицированном) учете предоставил в УПФР в Выборгском районе Ленинградской области сведения для ведения персонифицированного учета по форме СЗВ-М за январь 2020 года с нарушением установленного законом срока: ежемесячно не позднее 15-го числа месяца следующего за отчетным периодом - месяцем, а именно 19 февраля 2020 года.

Указанные действия ФИО1 квалифицированы по ст. 15.33.2 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения и виновность ФИО1 подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении (л.д. 3-4), в котором изложено существо нарушения; скриншотом интернет-страницы с указанием реестра документов страхователя, в котором отражен факт предоставления отчетности формы СЗВ-М за январь 2020 года 19 февраля 2020 года 9л.д. 14); уведомлением о приеме сведений о застрахованных лицах (форма СЗВ-М) на предварительную проверку от 19 февраля 2020 года (л.д. 15-16); реестром документов от страхователя ННО «Первая Выборгская коллегия адвокатов Ленинградской области» (л.д. 17), из которого следует, что поступившие 19 февраля 2020 года в 10 часов 45 минуты сведения были направлены ННО «Первая Выборгская коллегия адвокатов Ленинградской области» 19 февраля 2020 года в 10 часов 43 минуты; выпиской из ЕГРЮЛ, иными материалами.

Довод жалобы о ненадлежащем извещении ФИО1 о дате и времени составления протокола об административном правонарушении судом признается несостоятельным ввиду следующего.

При составлении протокола об административном правонарушении лицу, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.

Кроме того, как установлено ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ, физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

При привлечении к административной ответственности должны быть соблюдены требования ст. ст. 25.1, 28.2 и 29.7 КоАП РФ, обеспечивающие гарантию прав и интересов лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, при этом орган, инициирующий административное преследование, обязан принять меры к надлежащему извещению лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о времени и месте составления протокола, и лишь при наличии таких сведений должностное лицо вправе составить протокол в его отсутствие.

При этом КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением лица, привлекаемого к административной ответственности. Извещение в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.).

В случае надлежащего извещения протокол может быть составлен в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, поскольку его неявка или уклонение не свидетельствует о нарушении предоставленных ему гарантий защиты.

В соответствии с ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

В силу части 2 статьи 25.15 КоАП РФ извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.

КоАП РФ не содержит отдельного порядка для извещения должностных лиц, в связи с чем к ним применяется порядок извещения для граждан.

Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Верховного Суда РФ от 01.02.2017 N 5-АД17-2.

Целью извещения должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола является обеспечение ему реальной возможности присутствовать при составлении протокола, давать свои объяснения и замечания по существу вменяемых нарушений, а также воспользоваться иными правами, предоставленными нормами Кодекса.

Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное участие его при составлении протокола об административном правонарушении.

При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, в связи с чем оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи или доставки, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.

Согласно подпункту «л» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: в отношении физического лица - фамилия, имя и, если имеется, отчество, должность, паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, место жительства, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии); в отношении юридического лица - наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика.

Как следует из материалов дела, УПФР в Выборгском районе Ленинградской области для целей надлежащего извещения должностного лица о дате и времени составления протокола об административном правонарушении получило сведения по должностному лицу организации из ЕГРЮЛ (л.д. 35), согласно данным сведениям председатель президиума ННО «Первая Выборгская коллегия адвокатов Ленинградской области» ФИО1 зарегистрирован по адресу: <адрес>. При этом, из распечатки и выписки из ЕГРЮЛ (л.д. 9 оборот) следует, что данные сведения внесены 13 декабря 2018 года.

На имя ФИО1 по указанному адресу в соответствии с нормами КоАП РФ было направлено извещение о дате и времени составления протокола об административном правонарушении (ШПИ 18880047934655).

Кроме того, для целей реализации права ФИО1 на защиту, административным органом извещение о дате и времени составления протокола об административном правонарушении было направлено в ННО «Первая Выборгская коллегия адвокатов Ленинградской области» (ШПИ 8880047934662), которое было получено 08 июня 2020 года.

Как указано в разъяснениях в абз. 2 п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 года N 343.

Таким образом, с учетом разъяснений, изложенных в абз. 2 п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", которые возможно применить по аналогии, требования, предусмотренные частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ, при извещении ФИО1 о дате и времени составления протокола об административном правонарушении не нарушены, необходимые условия для реализации им права на защиту и на непосредственное участие при составлении протокола об административном правонарушении созданы.

Согласно части 2 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

Учитывая, что ФИО1 является не просто должностным лицом, а лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица, сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ, у него имелась обязанность в соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" подать в ИФНС Выборгского района Ленинградской области соответствующее заявление и смене адреса проживания с 06 марта 2013 года, что им исполнено не было.

Довод защитника о том, что при предоставлении ежегодных отчетов сообщался новый адрес ФИО1 в отчетах, ничем не подтвержден.

Право ФИО1 на свободу передвижения граждан в соответствии с законом РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" данная обязанность никоим образом не умаляет.

В связи с указанным, ФИО1 несет риск последствий отсутствия сведений об изменении адреса места жительства в официальных органах, и внесенных в ЕГРЮЛ, достоверность сведений которых презюмируется и которые не могут быть произвольно изменены либо проигнорированы.

Кроме того, суд также учитывает, что извещение о дате и времени рассмотрения дела, направленное мировым судьей по адресу нахождения ННО «Первая Выборгская коллегия адвокатов Ленинградской области» ФИО1 было сочтено надлежащим, и именно по данному вызову для рассмотрения дела к мировому судье был направлен защитник для ознакомления с делом, а затем и для представления интересов ФИО1, в связи с чем неявку ФИО1 (учитывая его статус адвокат) для составления протокола об административном правонарушении после получения соответствующего извещения по адресу ННО «Первая Выборгская коллегия адвокатов Ленинградской области» суд расценивает как попытку уклонения от административной ответственности.

Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.

Действия ФИО1 квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами КоАП РФ.

Несогласие защиты с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, не является основанием к отмене постановления, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ. Доказательств иной даты направления отчетности формы СЗВ-М за январь 2020 года суду не представлено.

Постановление по делу об административном правонарушении соответствует положениям части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений процессуальных требований в ходе производства по делу об административном правонарушении не установлено.

Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, соблюдены.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи не усматривается.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 30.6, ст. 30.7, ст. 30.8 КоАП РФ,

р е ш и л:

постановление мирового судьи судебного участка № 20 Выборгского района Ленинградской области от 04 сентября 2020 года, вынесенное в отношении должностного лица – председателя президиума ННО «Первая Выборгская коллегия адвокатов Ленинградской области» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья М.В. Прокопьева