Дело № 12-238/13
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
23 сентября 2013 года г.Челябинск
Судья Советского районного суда г. Челябинска Бастен И.С.
при секретаре Баймухаметовой З.М.,
С участием заявителя ФИО1, его представителя ФИО2,
Помощника транспортного прокурора Шпилевой Е.Л.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление главного государственного инспектора труда <данные изъяты> отдела надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства РФ Ф.С.А. о назначении административного наказания № № от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27 КоАП и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2000 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением главного государственного инспектора труда <данные изъяты> отдела надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства РФ Ф.С.А.,. № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и на него наложен административный штраф в размере 2 000 рублей.
Как следует из указанного постановления, в ходе проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, проведенной <данные изъяты> транспортной прокуратурой в Южно-Уральском региональном отделении Центра внутреннего контроля и аудита ОАО «Федеральная пассажирская компания» выявлены следующие нарушения трудового законодательства:
- при составлении графиков труда и отдыха работниками отдела ревизий пассажирских поездов работодателем не учитывалось фактически отработанное количество часов работниками;
- оплата сверхурочной работы не производилась, дополнительное время отдыха не предоставлялось;
- графики труда и отдыха работников отдела ревизии пассажирских поездов не проверялись и не согласовывались с председателем профсоюзного комитета;
- была установлена продолжительность рабочего времени при сменной работе более 12 часов;
- работникам отдела ревизий пассажирских поездов планировалась работа более двух календарных дней подряд в период ночного времени при сменной работе более 12 часов;
-время непрерывного отдыха работников между сменами составляло менее 12 часов
На ФИО1, согласно должностной инструкции возложены обязанности по соблюдению трудовой и исполнительской дисциплины. Однако им были допущены указанные нарушения, что является составом правонарушения предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП.
С указанным постановлением ФИО1 не согласен, в жалобе просит постановление главного государственного инспектора труда <данные изъяты> отдела надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства № № от ДД.ММ.ГГГГ, отменить, поскольку считает, что в постановлении прокурора не указано время совершения и событие правонарушения, определен лишь период с марта по апрель ДД.ММ.ГГГГ., вместе с тем, заявитель полагает, что данное правонарушение нельзя считать длящимся и, следовательно к моменту вынесения постановления сроки давности привлечения к ответственности истекли также полагает, что он не является субъектом административного правонарушения, поскольку отсутствовала его вина и полагает, что отсутствовало событие правонарушения.
ФИО1 в судебном заседании поддержал свои требования по основаниям, изложенным в жалобе.
Защитник ФИО1, действующая на основании устного ходатайства ФИО2 поддержала доводы жалобы.
Представитель федеральной службы по труду и занятости государственной инспекции труда в <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Причины неявки суду неизвестны.
Помощник прокурора Шпилевая Е.Л. возражала против удовлетворения жалобы, просила постановление оставить без изменения.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, выслушав участников процесса, суд приходит к выводу, что постановление главного государственного инспектора труда <данные изъяты> отдела надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства РФ Ф.С.А. № № от ДД.ММ.ГГГГ не подлежит отмене.
Согласно положениям п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Ч.1 ст.5.27 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда
В соответствии с ч.1 ст. 104 ТК РФ и ч.1 п.6.4 Правил внутреннего трудового распорядка, утвержденных начальником Южно-Уральского регионального отделения Центра внутреннего контроля и аудита ОАО «Федеральная пассажирская компания (далее ОАО ФПК) для контролеров ревизоров пассажирских поездов вводится суммированный учет рабочего времени с учетным периодом месяц. При этом в каждом из дней учетного периода длительность рабочего времени может меняться и таким образом, увеличение времени работы в какой-либо день или неделю компенсируется уменьшением рабочего времени в другие дни или недели. Число рабочих часов за учетный период исчисляется из числа 40-часовой рабочей недели. Началом рабочего времени в основном пункте для контролеров-ревизоров считать время за 30 минут до момента отправления пассажирского поезда по расписанию, а окончанием по истечение 15 минут после прибытия пассажирского поезда в основной пункт. В течение рабочего дня (смены) работникам предоставляется перерыв для отдыха и питания от 30 минут до 2-х часов в зависимости от продолжительности рабочего дня (смены), который в рабочее время не включается. Согласно п.3.31 должностной инструкции контролера-ревизора, работник до начала работы должен зарегистрировать свою явку на работу поставив подпись в журнале явок, а по окончании работы поставить дату, время окончания смены, подпись в журнале явок.
Таким образом время начала и окончания рабочей смены фиксируется в журнале явок. Суммировав фактически отработанное время прокурор, при проведении проверки пришел к выводу, что число фактически отработанных часов ревизорами-контролерами, в соответствии с журналом явок превышает число рабочих часов исходя из 40 часовой рабочей недели и при осуществлении оплаты труда работникам отдела ревизий пассажирских поездов работодателем не учитывалось фактически отработанное количество часов.
Кроме того, несостоятелен довод заявителя о том, что работникам Центра внутреннего контроля и аудита ОАО «ФПК» установлено разделение рабочего дня на части поскольку такое разделение производится, согласно ст. 105 ТК РФ на основании локального нормативного акта принятого с учетом нения выборного органа первичной профсоюзной организации. Однако такого акта в ОАО «ФПК» не принято.
В соответствии со ст. 152 ТК РФ, сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
Ч.2 ст.99 ТК РФ предусматривает, что привлечение к сверхурочной работе допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
В соответствии с ч.1 п.6 «положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов», утвержденного приказом МПС России от ДД.ММ.ГГГГ №, продолжительность рабочего времени при сменной работе устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников, но не более 12 часов. Согласно ч3 п.6 данного положения время непрерывного отдыха между сменами должно составлять не менее 12 часов.
В соответствии со ст.22 ТК РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Судом достоверно установлено, что должностное лицо – ФИО1, назначен на должность заместителя начальника отделения Южно-Уральском региональном отделении Центра внутреннего контроля и аудита ОАО «Федеральная пассажирская компания». Согласно должностной инструкции, в обязанности ФИО1 входит руководство деятельность отдела внутреннего контроля и аудита, планирование работы отдела, контроль и соблюдение работниками Отделения трудовой и исполнительской дисциплины, и другие обязанности.
Судом установлено, что ФИО1 утвержден график труда и отдыха работников отдела ревизий пассажирских поездов на апрель 2013г, а также расшифровка маршрутов ревизий и проверок на апрель 2013г.
Согласно примечанию к ст. 2.4. КоАП, под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Таким образом, ФИО1 является должностным лицом ОАО «ФПК», ответственным за ведение учета рабочего времени, соблюдение работниками Отделения трудовой и исполнительской дисциплины, что не позволяет признать обоснованным довод ФИО1 о том, что он не является субъектом правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27 КоАП.
Также суд находит несостоятельным довод ФИО1, о том, что выявленное правонарушение не относится к длящемуся.
Длящимся, согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом.
Судом установлено, что в марте и апреле ДД.ММ.ГГГГ г. для работников центра внутреннего контроля и аудита ОАО «ФПК» число фактически отработанных часов ревизорами-контролерами, в соответствии с журналом явок превышает число рабочих часов исходя из 40 часовой рабочей недели и при осуществлении оплаты труда работникам отдела ревизий пассажирских поездов работодателем не учитывалось фактически отработанное количество часов. Что позволяет судить о длящемся характере правонарушения.
Согласно ст. 4.5 КоАП РФ, при длящемся административном правонарушении сроки, давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Моментом обнаружения административного правонарушения является, согласно постановления о возбуждении дела об административном правонарушении является ДД.ММ.ГГГГ Постановление о возбуждении дела вынесено ДД.ММ.ГГГГ, а постановление о назначении наказания - ДД.ММ.ГГГГ Следовательно, суд приходит к выводу о том, что срок привлечения к административной ответственности не истек.
Виновность ФИО1 в совершении данного правонарушения подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; Постановлением о наложении штрафа от ДД.ММ.ГГГГ не доверять которым у суда не имеется оснований.
Действия ФИО1 верно квалифицированы по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ как нарушение законодательства о труде и об охране труда.
Состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, является формальным, то есть наличие наступивших вредных последствий не является обязательным признаком состава данного административного правонарушения.
Степень общественной опасности правонарушения определена исключительно совершением либо не совершением деяния, за которое в названной норме предусмотрена административная ответственность, и не ставится в зависимость от наступления последствий.
Оконченным данное административное правонарушение считается с момента нарушения требований трудового законодательства.
Следовательно, сам факт нарушения положений законодательства об охране труда обуславливает привлечение виновного лица к административной ответственности.
Все доказательства по данному делу получены в соответствии с требованиями КоАП РФ, являются допустимыми, согласуются между собой, одинаково устанавливая обстоятельства дела, достаточны для правильного разрешения дела. Выводы главного государственного инспектора труда <данные изъяты> отдела надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства РФ Ф.С.А. являются обоснованными.
Вопреки доводам жалобы, главным государственным инспектором труда <данные изъяты> отдела надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства РФ Ф.С.А. полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства данного дела.
Срок обращения с жалобой заявителем не пропущен.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в пределах срока давности привлечения лица к административной ответственности, в соответствии с ч. 1.1 ст. 29.6 КоАП РФ с учетом положений ч.ч. 1, 5 ст. 4.5 КоАП РФ.
Оснований для отмены постановления руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской и прекращения производства по делу, судья не усматривает.
Поскольку совершенное ФИО1 правонарушение посягает на установленные законом требования об охране труда, суд приходит к выводу о невозможности освобождения заявителя жалобы от административной ответственности и наказания в виде штрафа в связи с малозначительностью административного правонарушения по ст. 2.9 КоАП РФ.
Назначенное ФИО1, как должностному лицу, наказание в виде штрафа в размере 2000 рублей в полной мере соответствует характеру совершенного административного правонарушения, конкретным обстоятельствам дела.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что постановление об административном правонарушении в отношении ФИО1 вынесено законно и обоснованно, нарушений закона по делу не допущено, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 2.9, 30.1-30.8 КоАП РФ, судья,
РЕШИЛ:
постановление, вынесенное главным государственным инспектором труда <данные изъяты> отдела надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства РФ Ф.С.А. о назначении административного наказания № № от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27 КоАП и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2000 рублей оставить без изменения, а жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в административную коллегию Челябинского областного суда через суд <адрес> в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: И.С. Бастен