№12-238/2017
Р Е Ш Е Н И Е
31.10.2017 года г.Каменск-Шахтинский Ростовской области
Судья Каменского районного суда Ростовской области Корчинов М.В., рассмотрев административное дело с участием представителя главы администрации Волченского сельского поселения Каменского района Ростовской области К.И.Н. – К.Н.С., доверенность в деле,
должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, - заместителя Главного государственного инспектора Каменского района по использованию и охране земель К.В.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Каменского районного суда административное дело по жалобе главы администрации Волченского сельского поселения Каменского района Ростовской области К.И.Н. на постановление заместителя Главного государственного инспектора Каменского района по использованию и охране земель К.В.Б.№ от 09 августа 2017 года о привлечении к административной ответственности ч.1 ст. 8.8 К РФ об АП,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя Главного государственного инспектора Каменского района по использованию и охране земель К.В.Б.№ от 09 августа 2017 года глава администрации Волченского сельского поселения Каменского района Ростовской области К.И.Н. привлечена к административной ответственности ч.1 ст. 8.8 К РФ об АП, а именно за то, что согласно акту проверки № от 26.06.2017 года на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> с кадастровым №, расположенном в юго-восточной части <адрес> кадастровый № площадью 6503 м.кв., категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - кладбища традиционного захоронения, принадлежащем на праве собственности Муниципальному образованию «Волченское сельское поселение» на основании Постановления Главы Каменского района № от 29.12.2005г. и Постановления Администрации Каменского района № от 13.11.2013г., размещено гражданское кладбище. Категория земель и вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 61:15:0602301:1489, указанный в ЕГРН - «земли сельскохозяйственного назначения – кладбища традиционного захоронения». При этом, данный земельный участок используется для эксплуатации кладбища без изменения его категории из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов, разрешенную под эксплуатацию гражданского кладбища, что не соответствует его принадлежности к той или иной категории земель и является нарушением требований Земельного Кодекса РФ, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 8.8 КРФ об АП.
Не согласившись с данным постановлением К.И.Н. подала жалобу, в которой указала, что считает его незаконным, поскольку, о проведении проверки должностное лицо – и.о. главы Администрации Волченского сельского поселения был ознакомлен лишь в день проверки, а не за 24 часа, как того требует Федеральный закон от 26.12.2008г № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Кроме того, протокол об административном правонарушении от 26.06.2017 года составлен без участия лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, копия протокола в течении трех дней должностному лицу не направлена. Составление протокола произведено с нарушением процессуальных требований, установленных ст.28.2 КРФ об АП, которые носят существенный характер, в связи с чем, протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством совершения административного правонарушения. Также указала, что должным лицом Каменского отдела управления Росреестра по РО при рассмотрении дела об административном правонарушении не была вручена должностному лицу Администрации Волченского сельского поселения копия определения о назначении времени и места рассмотрения дела от 17.07.2017 года. Помимо этого, указала в жалобе, что классификатор земельных участков, утвержденный Приказом Минэкономразвития от 01.09.2014 года № 540 на основании которого требуется изменить категорию спорного земельного участка, и, на который ссылается должностное лицо административного органа при рассмотрении административного дела, не применим при привлечении должного лица к ответственности. В материалах дела отсутствует ссылка административного органа на данный Приказ, в соответствии с п.2 которого, классификатор определяет виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления в силу данного приказа. Категории и вид разрешенного использования спорного земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости 09.10.2013 года, т.е., до вступления в силу данного приказа. Спорный земельный участок, принадлежит на праве собственности МО «Волченское сельское поселение» на основании Постановления Главы Каменского района № от 29.12.2005г. и Постановления Администрации Каменского района № от ДД.ММ.ГГГГ, в которых установлено разрешенное использование земельного участка – кладбища традиционного захоронения. Федеральным законом от 26.06.2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в ЗК РФ и отдельные законодательные акты РФ» предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с земельным Кодексом РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору. В связи с чем, считает, что привлечение к административной ответственности за несоответствие выданных правовых документов на спорный земельный участок нормам действующего в настоящее время законодательства (положениям Классификатора) ранее указанной даты незаконно. Категория и разрешенное использование земельного участка для размещения кладбища, собственником которого является Волченское сельское поселение, и, собственность которого никем не оспорена, было установлено до дня утверждения Классификатора. Указание в свидетельстве о праве собственности, а также сведения кадастрового паспорта от 09.10.2013 года, в которых земельный участок, его категория указан как земли сельскохозяйственного назначения не может служить основанием к привлечению к административному наказанию Главы Волченского сельского поселения по ч.1 ст.8.8 КРФ об АП.
Помимо жалобы, заявителем были представлены дополнения к ней, в которых она указала, что постановление о привлечении ее к административной ответственности, является незаконным также, и в силу того, что на момент составления административного протокола она находилась в трудовом отпуске с 09.06.2017 года по 08.07.2017 года, а обязанности Главы администрации Волченского сельского поселения были возложены на К.Н.С.. Кроме того, земельный участок был передан Волченскому сельскому поселению в существующем виде в 2013 году. Кладбище существует более 100 лет, за что администрация поселения ответственность нести не может. Доказательства того, что именно должностное лицо К.И.Н., допустила использование земельного участка под кладбище материалы дела не содержат, в связи с чем, действия администрации и ее главы по использованию земельного участка не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.8 КРФ об АП. Также указала, что она необоснованно привлечена к административной ответственности, так как на момент привлечения 09.08.2017 года срок ранее выданного предписания Росреестра об устранении выявленных нарушений до 12.09.2017 года, не истек.
На основании изложенного, просит суд, отменить постановление от 09.08.2017 года № и прекратить производство по делу вследствие недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, грубого нарушения норм процессуального законодательства.
К.И.Н., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, направила заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Судья, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие К.И.Н., в порядке ст. 25.1 КРФ об АП, согласно поданному заявлению.
Представитель заявителя – К.Н.С., в судебном заседании, доводы, указанные в жалобе и в дополнениях к жалобе от 24.09.2017 года и 16.10.2017 года поддержал, просил жалобу удовлетворить, постановление отменить.
Заместитель Главного государственного инспектора Каменского района по использованию и охране земель К.В.Б. в судебном заседании, просил в удовлетворении жалобы отказать, согласно доводам, указанным в возражениях на жалобу, в которых указал, что заявленные требования К.И.Н. считает незаконными и необоснованными, в силу того, что на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>. от участка с кадастровым №, расположенном в юго-восточной части <адрес> кадастровый № площадью 6503 м.кв., категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - кладбища традиционного захоронения, принадлежащем на праве собственности Муниципальному образованию «Волченское сельское поселение» на основании Постановления Главы Каменского района № от 29.12.2005г. и Постановления Администрации Каменского района № от 13.11.2013г., размещено гражданское кладбище. Категория земель и вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым №, указанный в ЕГРН - «земли сельскохозяйственного назначения – кладбища традиционного захоронения». При этом, данный земельный участок используется для эксплуатации кладбища без изменения его категории из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов, разрешенную под эксплуатацию гражданского кладбища, что не соответствует его принадлежности к той или иной категории земель и является нарушением требований Земельного Кодекса РФ, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 8.8 КРФ об АП. К.И.Н., являясь главой Волченского сельского поселения, в случаях и порядке установленных федеральным и областным законодательством, муниципальными правовыми актами, организует владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, и при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения требований законодательства РФ и прав и интересов третьих лиц, обязана выполнить требования земельного законодательства. Вместе с тем, как следует из материалов проверки, у должностного лица МО «Волченское сельское поселение» имелась возможность обеспечить выполнение требований законодательства, но необходимые для этого меры должностным лицом приняты не были. Вина К.И.Н., как должного лица подтверждается актом проверки № от 26.06.2017 года, а также иными материалами дела. К.И.Н. вступила в должность с 17.10.2016 года Для перевода земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов необходимо присоединить данный земельный участок к землям населенного пункта, т.е. изменить границы населенного пункта <адрес>. Для изменения границ населенного пункта необходимо провести кадастровые и межевые работы, для проведения которых, требуется осуществление закупки в соответствии со 44 –ФЗ, однако в бюджете поселения на 2017 года средства на проведение данных работ не предусмотрены. На сегодняшний день начата процедура изменения границ <адрес>. Изменение вида разрешенного использования земельного участка для размещения кладбища в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч.1 ст.7 ФЗ от 21.12.2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в том числе, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Согласно требованиям законодательства, земельные участки должны использоваться только на законных основаниях, в пределах границ своего земельного участка и в соответствии с разрешенным видом использования и принадлежностью к той или иной категории. При производстве по делу об административном правонарушении каких-либо нарушений прав и законных интересов заявителя Управлением допущено не было, оспариваемое постановление является законным и обоснованным.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, судья приходит к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях, в соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ, являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст.26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Суд полагает, что названные требования закона при производстве по делу об административном правонарушении в отношении главы администрации Волченского сельского поселения Каменского района Ростовской области К.И.Н. были соблюдены.
Согласно ч.1 ст.8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
На основании п.8 ч.1 ст.1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с п.1 ст.7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Согласно п.2 ст.7 Земельного кодекса РФ вышеуказанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Во исполнение данного законоположения Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 г. N 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков. При этом в силу п. 11 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Из обжалуемого постановления и акта проверки № от 26.06.2017 года следует, что на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>. от участка с кадастровым №, расположенном в юго-восточной части <адрес> кадастровый № площадью 6503 м. кв., категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - кладбища традиционного захоронения, принадлежащем на праве собственности Муниципальному образованию «Волченское сельское поселение» на основании Постановления Главы Каменского района № от 29.12.2005г. и Постановления Администрации Каменского района № от 13.11.2013г., размещено гражданское кладбище. Категория земель и вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым №, указанный в ЕГРН - «земли сельскохозяйственного назначения – кладбища традиционного захоронения». При этом, данный земельный участок используется для эксплуатации кладбища без изменения его категории из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов, разрешенную под эксплуатацию гражданского кладбища, что не соответствует его принадлежности к той или иной категории земель и является нарушением требований Земельного Кодекса РФ
Помимо этого суд учитывает следующее.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении должно быть мотивированным.
Мотивированность постановления предполагает наличие в нем описания события, ставшего основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, анализа и оценки доказательств, положенных должностным лицом, рассмотревшим дело, в основу выводов о виновности либо невиновности лица, в отношении которого ведется производство, выводов о наличии в действиях лица состава административного правонарушения либо выводов о наличии оснований для прекращения производства, ссылки на нормы закона, примененные при разрешении дела, описание и анализ иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, а также причин и условий совершения административного правонарушения.
Таким образом, описание события административного правонарушения подразумевает обязательное установления места совершения административного правонарушения.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено: «Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений».
Согласно оспариваемому постановлению заместителем Главного государственного инспектора Каменского района по использованию и охране земель К.В.Б. дана оценка вышеуказанным обстоятельствам и мотивировано принятое им как должностным лицом решение.
Таким образом, в материалах имеет место обоснование принятого должностным лицом решения о доказанности наличия в действиях главы администрации Волченского сельского поселения Каменского района Ростовской области К.И.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.8. ч.1 КоАП РФ с учетом представленных в материалы дела доказательств.
Согласно частям 1 и 2 ст.26.2. КРФ об АП : «Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела: Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами».
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лиц к административной ответственности.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Довод заявителя о нарушении процедуры составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела, нельзя признать обоснованным по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов административного дела, К.И.Н. по месту ее регистрации направлялись и копия определения о времени и месте рассмотрения дела и протокол об административном правонарушении и определение об отложении рассмотрения административного дела, однако за получением почтовых отправлений она не являлась, заказные письма возвратились в адрес Управления Росреестра, в связи с истечением срока хранения (л.д.62-75).
Согласно разъяснениям, данным в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 года N 343.
Таким образом, заместитель Главного государственного инспектора Каменского района по использованию и охране земель К.В.Б., принявший необходимые меры по надлежащему извещению К.И.Н. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела и получивший сведения о том, что почтовое извещение, направленное в ее адрес вернулось к с отметкой "истек срок хранения", обоснованно рассмотрел данное дело в ее отсутствие, что согласуется с требованиями ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ.
Кроме того суд не находит обоснованными доводы жалобы главы администрации Волченского сельского поселения Каменского района Ростовской области К.И.Н. и ее представителя К.Н.С. и указывающими на отсутствие в действиях главы администрации Волченского сельского поселения Каменского района Ростовской области К.И.Н. состава административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.8.8 К РФ об АП о том, что К.И.Н. находилась в отпуске на момент вынесения постановления, так как данный факт не может быть обоснованием отсутствия в действиях вышеуказанного лица административного правонарушения, поскольку оно было совершено до ухода ее в трудовой отпуск. Кроме того, тот довод, что вышеуказанный земельный участок был передан Волченскому сельскому поселению в существующем виде в 2013 году, а само кладбище существует более 100 лет, также не указывает на отсутствие в действиях вышеуказанного должностного лица состава административного правонарушения, так как она, К.И.Н., являясь должностным лицом МО «Волченское сельское поселение», имела возможность обеспечить выполнение требований законодательства, но необходимые для этого меры ею приняты не были, и вина К.И.Н., как должного лица подтверждается актом проверки № от 26.06.2017 года,
Абсурдным является довод и о том, что отсутствуют доказательства того, что именно должностное лицо К.И.Н., допустила использование земельного участка под кладбище, так как неоспорим сторонами факт, что до настоящего времени на данном кладбище с разрешения администрации Волченского сельского поселения Каменского района Ростовской области происходят захоронения.
Кроме того, сторонами не оспаривается и тот факт, что в настоящее время, согласно материалам дела начата процедура изменения границ <адрес>, для изменения вида разрешенного использования земельного участка для размещения вышеуказанного кладбища.
С учетом изложенного, постановление заместителя Главного государственного инспектора Каменского района по использованию и охране земель К.В.Б.№ от 09 августа 2017 года о привлечении главы администрации Волченского сельского поселения Каменского района Ростовской области К.И.Н. к административной ответственности ч.1 ст. 8.8 К РФ об АП - оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление заместителя Главного государственного инспектора Каменского района по использованию и охране земель К.В.Б.№ от 09 августа 2017 года о привлечении главы администрации Волченского сельского поселения Каменского района Ростовской области К.И.Н. к административной ответственности ч.1 ст. 8.8 К РФ об АП - оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Каменский районный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения
Судья: