ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-238/2016 от 11.04.2016 Новгородского районного суда (Новгородская область)

Дело №12-238/2016

РЕШЕНИЕ

11 апреля 2016 года Великий Новгород

Судья Новгородского районного суда Новгородской области Ящихина В.В. (по адресу: Великий Новгород, ул.Октябрьская, д.15),

с участием ФИО1, ее защитника ФИО, ведущего специалиста-эксперта отдела санитарного надзора, регистрации и лицензирования Управления Роспотребнадзора по Новгородской области ФИО,

рассмотрев в порядке пересмотра жалобу защитника ФИО1 – ФИО на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области ФИО от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении <данные изъяты>

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <данные изъяты>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>,

о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.43 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ ведущим специалистом-экспертом отдела санитарного надзора, регистрации и лицензирования Управления Роспотребнадзора по Новгородской области ФИО в отношении <данные изъяты> ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, за нарушение продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

По делу вынесено вышеуказанное постановление.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник ФИО1 – ФИО обратился в Новгородский районный суд с жалобой, в которой просит об отмене постановления и прекращении производства по делу. В обоснование своей позиции ссылается на то, что спорная продукция (крахмал картофельный) была поставлена в магазин <данные изъяты> по товарно-транспортным накладным в рамках договоров поставки продукции, с сертификатами соответствия и удостоверениями качества и безопасности, в связи с чем оснований сомневаться в качестве продукции у ФИО1 не имелось, равно как и не имелось возможности определить такое свойство пищевой продукции как доля влаги, поскольку данное свойство не обладает внешне выраженными признаками и может быть определено лишь после вскрытия тары, пересыпания крахмала в какую-либо емкость и проведения экспертизы. Таким образом, у ФИО1 отсутствовала возможность дать оценку спорной продукции при осуществлении ее приемки, при этом легальность и качество продукции подтверждены поставщиком продукции сертификатами соответствия и удостоверениями качества и безопасности. Кроме того, административным органом применен нормативный документ – ГОСТ 53876-2010 «Крахмал картофельный. Технические условия», не являющийся обязательным для применения, ввиду чего привлечение к административной ответственности за несоблюдении положений такого документа незаконно.

Истребованные по жалобе подлинные материалы дела об административном правонарушении поступили в суд 24 февраля 2016 года.

Срок обжалования указанного постановления не пропущен.

При рассмотрении жалобы ФИО1 и ее защитник ФИО поддержали жалобу по изложенным в ней мотивам.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав ФИО1, защитника ФИО, заслушав ведущего специалиста-эксперта отдела санитарного надзора, регистрации и лицензирования Управления Роспотребнадзора по Новгородской области ФИО, полагавшую доводы жалобы необоснованными, а обжалуемое постановление - законным и неподлежащим отмене, судья приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом указанного административного органа в отношении <данные изъяты> по месту осуществления деятельности в магазине <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес>, проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой, в числе прочих, выявлены нарушения требований пункта 1 статьи 7, статьи 17 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", а также требований ГОСТ 53876-2010 «Крахмал картофельный. Технические условия», допущенные при реализации пищевой продукции - крахмал картофельный высший сорт (изготовитель ООО «АгроВест», дата изготовления 20.10.2015, дата упаковки 05.11.2015, номер партии 468).

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ в отношении <данные изъяты> ФИО1 протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

ДД.ММ.ГГГГ заместитель руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области, рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении <данные изъяты> ФИО1, пришел к выводу о привлечении последней к административной ответственности по ч.1 ст.14.43 КоАП РФ с назначением административного наказания.

Между тем, указанное постановление нельзя признать законным и обоснованным.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность такого лица в совершении административного правонарушения.

Установление виновности предполагает доказывание не только вины субъекта, но и его непосредственной причастности к совершению действия, то есть объективной стороны деяния (необходимо доказать, что именно данное лицо совершило административное правонарушение). Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности (ст. 24.1 КоАП РФ).

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Наличие у должностных лиц права совершать действия властного характера предопределяет и особенности их административной ответственности. К административной ответственности могут быть привлечены должностные лица, во-первых, при нарушении своими собственными действиями установленных правил; во-вторых, при даче подчиненным указаний, идущих вразрез с требованиями этих правил; в-третьих, за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица.

С учетом ст. 2.4 КоАП РФ при привлечении к административной ответственности ФИО1 по ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ необходимо было доказать имеется ли в действиях (бездействии) должностного лица противоправное виновное поведение в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Между тем, должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Новгородской области при вынесении постановления о привлечении ФИО1 к административной ответственности по вышеуказанной норме КоАП РФ, в нарушение ст. ст. 2.4, 29.10 КоАП РФ решение о наличии вины ФИО1 в совершении административного правонарушения не мотивировано, в чем именно выразилось неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей ФИО1, при том, что качество товара крахмала картофельного продукции подтверждалось поставщиком продукции удостоверением о качестве, а также какие действия (бездействие) являлись неправомерными со стороны указанного должностного лица, в постановлении не указано.

Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Таким образом, дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку при рассмотрении данного дела об административном правонарушении не были в полном объеме исследованы материалы дела, не установлены все обстоятельства по делу, оценка доказательств не была произведена по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Из-за допущенных существенных нарушений норм процессуального права, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, постановление не может быть признано соответствующим требованиям законности и обоснованности, в связи с чем подлежит отмене.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.

Поскольку обжалуемое постановление вынесено без соблюдения процессуальных требований КоАП РФ, и срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, не истек, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Новгородской области.

При новом рассмотрении дела необходимо устранить допущенные нарушения закона, рассмотреть дело на основании имеющихся, а также дополнительно представленных доказательств, установить обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела (ст. 26.1 КоАП РФ), дать оценку представленным доказательствам (ст. 26.11 КоАП РФ), и вынести постановление в строгом соответствии с положениями Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области ФИО от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении <данные изъяты>ФИО1 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.43 КоАП РФ, отменить, возвратить дело на новое рассмотрение в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд с подачей жалобы через Новгородский районный суд или непосредственно в Новгородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья В.В. Ящихина