ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-239/18 от 27.07.2018 Бийского городского суда (Алтайский край)

Дело № 12-239/2018

Р Е Ш Е Н И Е

27 июля 2018 года г.Бийск

Судья Бийского городского суда Алтайского края Бабушкин С.А., при секретаре Петросян А.П., с участием ФИО1, в отношении которого ведется производство по делу, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 ФИО12 на постановление об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора Барнаульского линейного отдела Обского УГРН Ространснадзора ФИО2, которым:

ФИО1 ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> края, проживающий по месту регистрации по <адрес>, работающий ООО «Бийский речной порт», начальник моста – караванный капитан, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.11.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении от 16 апреля 2018 года, составленному Барнаульским транспортным прокурором Лебедкиным А.Г., в ходе проверки установлено, что ООО «Бийский речной порт» использует участки акватории р.Обь, на которых размещаются суда с целью их отстоя и ремонта в зимний период и для межрейсового отстоя в летний период. В пояснительной записке к плану расстановки судов указывается обоснование количества и порядка комплектования вахтенных постов. Вместе с тем, на схеме ремонтно-отстойного пункта ООО «Бийский речной порт» отсутствуют сведения о наличии звуковой сигнализации. Согласно схеме ремонтно-отстойного пункта ООО «Бийский речной порт» имеется три вахтенных поста, однако в пояснительной записке к ней сведения о втором посту отсутствуют в нарушение п.219 Правил пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта РФ, утвержденных приказом Минтранса РФ от 24.12.2002 №158, (далее по тексту – Правил), то есть совершил административное правонарушение, ответственность за которое установлена ст.11.16 КоАП РФ.

24 апреля 2018 года государственным инспектором Барнаульского линейного отдела Обского УГРН Ространснадзора ФИО2 вынесено постановление № 1501 об административном правонарушении, которым ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст.11.16 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 4000 руб.

ФИО1 не согласившись с указанным постановлением, подал жалобу, в которой просит отменить оспариваемое постановление и прекратить производство по делу. Требования жалобы мотивированы тем, что в пояснительной записке не был указан пост №2 из-за того, что он построен в конце марта 2018 года и в системе пожарной безопасности РОП не участвовал, а потому в пояснительной записке не был указан. На схеме РОП пост №2 графически указан. В схеме ремонтно-отстойного пункта не был нанесен значок звуковой сигнализации из-за упущения и нарушение устранено в кратчайшие сроки. Полагает, что совершенное административное правонарушение является малозначительным в силу ст.2.9 КоАП РФ.

В судебном заседании ФИО1 поддержал требования жалобы на доводах и по основаниям указанным в ней, просил требования удовлетворить. Дополнительно пояснил, что не является ответственным за составления плана РОП и пояснительной записки, а только как караванный капитан исполняет требования плана.

Защитник ФИО1 – Макаркина С.С. в судебном заседании поддержала требования жалобы и пояснила, что ФИО1 не является ответственным лицом за составления плана мероприятий РОП и пояснительной записки и их не составляет в связи с чем, не является субъектом административного правонарушения.

Помощник прокурора г.Бийска Игнатьева К.В. в судебном заседании возражала относительно удовлетворения жалобы и пояснила, что вина в совершении правонарушения доказана материалами административного дела. Начальник моста ФИО1, является руководителем, и в силу требований п.37 Правил, ответственным за требований пожарной безопасности.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, материалы административного дела, прихожу к следующим выводам.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно ст. 11.16 КоАП РФ нарушение установленных на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте требований пожарной безопасности - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 11.16 КоАП РФ, выражается в нарушении установленных на внутреннем водном транспорте требований пожарной безопасности.

В соответствии с п.6 Правил пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта РФ, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 24.12.2002 года №158 все члены экипажей судов, а также иные лица, работающие или выполняющие на судне обязанности, связанные с деятельностью судна, обязаны знать и выполнять правила пожарной безопасности, владеть практическими навыками борьбы с пожарами, а в случае возникновения пожара действовать согласно судовому расписанию по тревогам.

Согласно п.219 Правил план расстановки судов в пунктах отстоя выполняется графически с указанием места постановки каждого судна, средств связи и звуковой сигнализации, точек наружного освещения, расположения вахтенных постов, дислокации пожарной техники, дежурных судов, плавучих пожарных установок, пунктов сосредоточения пожарного инвентаря, водоисточников, пирсов и подъездов к ним.

В пояснительной записке к плану указывается:

- количество и краткая характеристика противопожарного состояния судов, планируемых к постановке в пункт отстоя, наличие топлива на судах, подготовленность их к проведению огневых работ, планируемое докование;

- состав караванной службы, порядок несения вахт;

- краткая характеристика дежурных судов, плавучих пожарных установок, постов пожарного инвентаря;

- обоснование количества и порядка комплектования вахтенных постов;

- другие данные, характеризующие противопожарную защиту пункта отстоя.

Как следует из материалов дела, ООО «Бийский речной порт» использует участки акватории р.Обь, на которых размещаются суда с целью их отстоя и ремонта в зимний период и для межрейсового отстоя в летний период. На схеме ремонтно-отстойного пункта ООО «Бийский речной порт» отсутствуют сведения о наличии звуковой сигнализации. Согласно схеме ремонтно-отстойного пункта ООО «Бийский речной порт» имеется три вахтенных поста, однако в пояснительной записке к ней сведения о втором посту отсутствуют в нарушение п.219 Правил.

Согласно ст. 2.1, ст. 2.2 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического, должностного лица, за которое установлена административная ответственность, при этом административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

В силу ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Согласно постановлению №1501 от 24.04.2018 года ФИО1 привлечен к административной ответственности как должностное лицо – ответственный по каравану – начальник наплавного моста, поскольку в силу п.п.10, 13 должностной инструкции осуществляет контроль за соблюдением противопожарной защиты, контролирует выполнение работниками противопожарных мероприятий. Однако должностными лицами при возбуждении дела и принятии и постановления не учтено, что нарушение выразилось в не указании сведений в схеме (плане графическом) и пояснительной записке к плану РОП, а также, что в вышеуказанной должностной инструкции обязанности включены только по обеспечению безопасности наплавного поста, а не ремонтно-отстойного пункта. Кроме того, из схемы (плана) расстановки судов РОП на октябрь-апрель 2017-2018 годов следует, что смеха изготовлена заместителем директора по эксплуатации ФИО3 и утверждена генеральным директором ООО «Бийский речной порт» ФИО4. Генеральным директором утверждены мероприятия по обеспечению безопасного отстоя и пожарной безопасности РОП на зимний период 2017-2018 годов, в которых ответственным за составления схемы расстановки судов РОП является зам. директора по эксплуатации и срок исполнения установлен до 31 октября.

Из пояснительной записки к плану РОП также следует, что он изготовлен и подписан главным инженером ФИО5. Таким образом, из материалов дела установлено, что начальник моста – караванный капитан ФИО1 не является ответственным лицом по составлению схемы (плана) расстановки судов РОП и пояснительной записки и ему не делегировали полномочия по их составлению или утверждению в связи с чем ФИО1 не является субъектом инкриминируемого ему административного правонарушения.

Таким образом, в рассматриваемом случае должностным лицом не были всесторонне, полно и объективно выяснены все обстоятельства дела, не приняты во внимание и не оценены надлежащим образом все собранные доказательства по делу в совокупности со всеми материалами дела в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, не дана надлежащая и правильная оценка обоснованным доводам заявителя, юридически значимые обстоятельства дела, подлежащие доказыванию и имеющие значение для правильного разрешения дела, определены неверно, неправильно применены нормы материального права.

С учетом вышеизложенного, считаю, что состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 11.16 КоАП РФ, в действиях ФИО1 отсутствует, поскольку не доказано наличие в его действиях указанного административного правонарушения.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.

В связи с изложенным постановление должностного лица подлежат отмене, а производство по делу прекращению за отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление № 1501 от 24.04.2018 года государственного инспектора Барнаульского линейного отдела Обского УГРН Ространснадзора ФИО2, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.11.16 КоАП РФ в отношении ФИО1 ФИО14, отменить, производство по делу об административном правонарушении, прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья С.А. Бабушкин