Дело № 12-239/2021Судья Фомина Н.Э.Р Е Ш Е Н И Епо жалобе по делу об административном правонарушении24 июня 2021 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Миронова Алексея Дмитриевича на постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении Миронова Алексея Дмитриевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 22 апреля 2021 года ФИО5 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Не согласившись с постановлением судьи, ФИО5 подал жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит постановление отменить.
Проверив дело в полном объеме, признав возможным рассмотрение жалобы в отсутствие ФИО5, извещенного надлежащим образом, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Диспозиция указанной нормы является бланкетной. На обеспечение реализации установленного статьей 31 Конституции Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлены положения Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 2 данного Федерального закона публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Согласно статье 3 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ одним из принципов, на которых основывается проведение публичного мероприятия, является принцип законности - соблюдения положений Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ установлен уведомительный порядок организации и проведения публичных мероприятий.
В силу частей 4, 5 статьи 5 данного Федерального закона обязанность подать уведомление о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления возложена на организатора публичного мероприятия, при этом организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Уведомление о проведении публичного мероприятия осуществляется в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ.
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ).
Часть 1 статьи 4 Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2012 года № 77 «Об обеспечении реализации права граждан Российской Федерации на проведение в Чувашской Республике собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований» устанавливает, что в случае проведения публичного мероприятия на территории городского округа уведомление подается в администрацию городского округа.
Во исполнение положений части 1.1 статьи 8 Федерального закона № 54-ФЗ и части 1 статьи 3 Закона Чувашской Республики № 77 Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 декабря 2012 года № 598 определены единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места, к числу которых Площадь Республики г. Чебоксары не отнесены.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ.
В соответствии с частью 3 данной статьи во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны, в частности, выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел, соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия.
В случае невыполнения указания о прекращении публичного мероприятия сотрудники полиции (военнослужащие и сотрудники войск национальной гвардии Российской Федерации) принимают необходимые меры по прекращению публичного мероприятия, действуя при этом в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 17 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ).
Как следует из представленных материалов, 23 января 2021 года в 14 часов 15 минут ФИО5, находясь около <адрес> возле кинотеатра <данные изъяты> принял участие в несогласованном с администрацией публичном мероприятии в форме митинга, на неоднократные законные требования сотрудников полиции прекратить данное мероприятие не реагировал, чем нарушил требования статей 6, 17 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ.
Вышеприведенные обстоятельства подтверждены совокупностью доказательств, исследованных судьей районного суда при рассмотрении дела, допустимость, достоверность и достаточность которых сомнений не вызывает: протоколом об административном правонарушении от 5 марта 2021 года (л.д. 6), рапортом начальника ОУУП и ПДН ОП № 1 УМВД России по г. Чебоксары ФИО1 от 5 марта 2021 года (л.д. 7) и его показаниями, данными в районном суде при рассмотрении дела, представленным фото- видеоматериалом (л.д. 18, 20, 21), актом осмотра интернет – ресурса от 20 января 2020 года (л.д. 8-11), письменным объяснением ФИО5 от 5 марта 2021 года, ответом руководителя Управления Роскомнадзора по Чувашской Республике-Чувашии ФИО2 от 26 февраля 2021 года (л.д. 25), протоколом от 5 марта 2021 года о доставлении лица, совершившего административное правонарушение (л.д. 22), иными.
По результатам рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении, судья районного суда правильно установил, что ФИО5 являлся участником несогласованного публичного мероприятия, на неоднократные законные требования сотрудников полиции о прекращении публичного мероприятия не реагировал.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса, в том числе время и место совершения административного правонарушения.
Выводы судьи районного суда о виновности ФИО5 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, основаны на положениях Кодекса и Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ними не имеется.
Представленная в материалы дела видеозапись очевидно указывает на участие ФИО5 в несогласованном публичном мероприятии, которое продолжалось несмотря на предпринимаемые сотрудниками правоохранительных органов конкретные действия по прекращению публичного мероприятия и восстановлению общественного порядка.
Доводы жалобы о том, что ФИО5, присутствуя на митинге 23 января 2021 года, осуществлял деятельность журналиста, выполняя редакционное задание СМИ – главного редактора Московского <данные изъяты>ФИО10, не свидетельствуют об отсутствии в его действиях состава вмененного административного правонарушения в связи со следующим.
В силу части 5 статьи 6 Федерального закона № 54-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения в отношении ФИО5 дела об административном правонарушении, основанием для деятельности журналиста на публичном мероприятии является редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста. Журналист, присутствующий на публичном мероприятии, должен иметь ясно видимый отличительный знак представителя средства массовой информации.
В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию.
Профессиональный статус журналиста, установленный Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1, распространяется также на авторов, не связанных с редакцией средства массовой информации трудовыми или иными договорными отношениями, но признаваемых ею своими внештатными авторами или корреспондентами, при выполнении ими поручений редакции (статья 52).
Статьей 55 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 установлено, что аккредитация зарубежных корреспондентов в Российской Федерации производится Министерством иностранных дел Российской Федерации в соответствии со статьей 48 настоящего Закона.
Зарубежные корреспонденты, не аккредитованные в Российской Федерации в установленном порядке, пользуются правами и несут обязанности как представители иностранного юридического лица.
На корреспондентов, аккредитованных в Российской Федерации, независимо от их гражданства распространяется профессиональный статус журналиста, установленный настоящим Законом. Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения в отношении корреспондентов средств массовой информации тех государств, в которых имеются специальные ограничения для осуществления профессиональной деятельности журналистов средств массовой информации, зарегистрированных в Российской Федерации.
Зарубежные корреспонденты средств массовой информации, зарегистрированных в Российской Федерации, независимо от их гражданства обладают установленными настоящим Законом правами и обязанностями журналиста, если это не противоречит законодательству страны пребывания.
Постановлением Правительства РФ от 13.09.1994 № 1055 утверждены Правила аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных средств массовой информации на территории Российской Федерации утверждены (далее - Правила аккредитации).
В соответствии с пунктами 6, 8 Правил аккредитации в качестве корреспондентов иностранных средств массовой информации в Российской Федерации могут быть аккредитованы журналисты независимо от их гражданства, представители периодических печатных изданий, радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программ, иных форм периодического распространения массовой информации, Решение об аккредитации корреспондента иностранного средства массовой информации при МИДе России принимается в сроки, предусмотренные в пункте 5 настоящих Правил.
Таким образом, по смыслу взаимосвязанных положений статьи 6 Федерального закона № 54-ФЗ, статей 2, 47, 52, 53 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1, Правил аккредитации, обязательным условиями отнесения деятельности лица, присутствующего в месте проводимого публичного мероприятия в Российской Федерации, к профессиональной деятельности журналиста, является наличие редакционного задания зарегистрированного на территории Российской Федерации средства массовой информации, а в отношении корреспондентов иностранных средств массовой информации - аккредитации в качестве журналиста при МИД России, а также использование таким лицом ясно видимого отличительного знака представителя средства массовой информации.
В материалы дела представлена светокопия редакционного задания заместителя генерального директора ООО <данные изъяты> главного редактора ФИО4 (аккредитация МИД РФ №), согласно которому ФИО3 и оператор ФИО6, (паспорт РФ №) 23 января 2021 года выполняют задание <данные изъяты> по освещению публичных мероприятий и акций в городе Чебоксары, в том числе согласованных и несогласованных акций протеста, митингов, пикетов – с целью создания публикаций на интернет сайтах <данные изъяты> и в социальных сетях.
Редакционное задание ФИО5 при доставлении с места проведения публичного мероприятия не имел.
Подлинник задания ФИО5 и ее защитником ФИО3, участвовавшей при рассмотрении дела, в суд не представлен и в материалах дела отсутствует.
Данное редакционное задание не имеет дату составления и номера, что с учетом приведенного выше не позволяет установить его фактическое наличие на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ФИО5
Радио <данные изъяты>), Общество с ограниченной ответственность «<данные изъяты>», проект <данные изъяты> зарегистрированным в соответствии Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 средством массовой информации на территории Российской Федерации не является.
При этом включение Минюстом России Радио ООО <данные изъяты> и <данные изъяты> в Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (www.minjust.gov.ru/ru/documents/7755/), не означает, что поименованные организации и проект являются зарегистрированными в Российской Федерации средствами массовой информации, и необходимость аккредитации корреспондентов указанных иностранных средств массовой информации в качестве журналиста при МИД России отсутствует.
Из представленных материалов не следует, что ФИО5, присутствовавший 23 января 2021 года на публичном мероприятии, осуществлял функции оператора с использованием какого – либо оборудования, имел ясно видимый отличительный знак представителя средства массовой информации и как корреспондент иностранного средства массовой информации был аккредитован в качестве журналиста при МИД РФ.
Изложенные выше обстоятельства и положения норм Федерального закона № 54-ФЗ, Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1, Правил аккредитации не позволяют прийти к выводу, что 23 января 2021 года ФИО5 в юридически значимый период осуществлял исключительно профессиональную деятельность в качестве журналиста зарегистрированного в Российской Федерации либо являлся корреспондентом иностранного средства массовой информации и на него распространялся специальный статус журналиста в силу статьи 52 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1.
Таким образом, ФИО5 являлся участником публичного мероприятия и обязан был выполнить законные требования сотрудников полиции о прекращении несогласованного публичного мероприятия.
Вместе с тем данной обязанностью ФИО5 пренебрег, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.5 КоАП РФ.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судьей районного суда обстоятельств и доказательств правовым основанием к отмене обжалуемого постановления не является.
Протокол об административном правонарушении и постановление судьи отвечают требованиям статей 28.2, 29.10 КоАП РФ. Обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, в том числе сведения о событии и составе административного правонарушения, в указанных процессуальных докуемнтах приведены в достаточном объеме.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено ФИО5 в пределах санкции части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, данных о личности, характера совершенного правонарушения, и является справедливым.
Постановление о привлечении ФИО5 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.
Существенных нарушений норм процессуального права при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 22 апреля 2021 года, вынесенное в отношении ФИО5 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу ФИО5 - без удовлетворения.
Судья А.В. Голубев
Решение01.07.2021