Дело № 12-239/2022
УИД 48MS0031-01-2022-002542-82
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
19 сентября 2022 года город Липецк
Судья Советского районного суда города Липецка Малюженко Е.А., рассмотрев протест и.о. прокурора Советского района г. Липецка Зовского А.А. на постановление мирового судьи судебного участка № 15 Советского судебного района г. Липецка от 29.07.2022 г. (резолютивная часть оглашена 27.07.2022 г.) о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ в отношении заместителя начальника Управления дорог и транспорта Липецкой области ФИО9,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 15 Советского судебного района г. Липецка от 29.07.2022 г. (резолютивная часть оглашена 27.07.2022 г.) производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ в отношении заместителя начальника Управления дорог и транспорта Липецкой области ФИО9, прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Не согласившись с данным постановлением, и.о. прокурора Советского района г. Липецка Зовский А.А. обратился в суд с протестом, в котором просил отменить принятое мировым судьей постановление и возвратить дело на новое рассмотрение, поскольку вывод мирового судьи о том, что обращение ФИО2 не является жалобой и его рассмотрение подпадает под действие Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" является не правильным, сделанным на неверном толковании норм права. Ошибочным также является применение судом методических рекомендаций, разработанных ФАС России и носящих ведомственный характер. В своем обращении ФИО2 выражал несогласие с полученным ответом на обращение за подписью начальника Управления дорог и транспорта Липецкой области ФИО3 от 27.04.2022 г. При вынесении постановления судьей не учтено, что жалоба на действия начальника Управления дорог и транспорта Липецкой области рассмотрена его заместителем, то есть нижестоящим должностным лицом, не обладающим полномочиями по отмене его решений и принятии к нему мер дисциплинарного характера.
Помощник прокурора Советского района г. Липецка ФИО4 в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в протесте, просил постановление мирового судьи отменить, дело возвратить на новое рассмотрение.
Заместитель начальника Управления дорог и транспорта Липецкой области ФИО9 в судебном заседании доводы, изложенные в письменных возражениях на протест поддержал, просил оставить постановление мирового судьи без изменения, а протест прокурора без удовлетворения, пояснив, что ч.ч. 6, 7 ст. 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" им нарушены не были, поскольку он не принимал решения о направлении обращения ФИО2 на рассмотрение в государственный орган (должностному лицу), решение или действие (бездействие) которого обжалуется. Обращение ФИО2 от 04.05.2022 г., поступившее в администрацию Липецкой области, в соответствии с компетенцией было передано для рассмотрения заместителю главы администрации Липецкой области ФИО5, которым рассмотрение обращения поручено исполнительному органу государственной власти – Управлению дорог и транспорта Липецкой области.
Учитывая, что вопросы, указанные в обращении заявителя относились к компетенции администрации города Липецка, заместителем главы администрации Липецкой области, соисполнителем в рассмотрении обращения была назначена администрация указанного муниципального образования.
04.05.2022г. администрацией Липецкой области ФИО2 направлено уведомление о получении обращения и направлении для рассмотрения в управление дорог и транспорта Липецкой области, которое и сообщит ему результат рассмотрения обращения.
Профильным департаментом администрации г.Липецка - департаментом развития территории администрации г.Липецка, для подготовки ответа на обращение ФИО2 в управление дорог и транспорта Липецкой области предоставлена информация по обращению, с учетом которой заявителю был подготовлен ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
При получении соответствующей информации от профильного департамента г.Липецка, данные сведения 19.05.2022г. были перенаправлены управлением за его подписью заявителю в установленные сроки.
Таким образом, поступившее обращение ФИО2 рассмотрено управлением дорог и транспорта Липецкой области по существу, без нарушения норм ч.ч. 6 и 7 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ, с учетом информации, поступившей от администрации г. Липецка. На обращение ФИО2 ответ дан в установленные законом сроки в полном объеме.
Выслушав заместителя начальника Управления дорог и транспорта Липецкой области ФИО9, помощника прокурора Советского района г. Липецка ФИО4, исследовав представленные по делу доказательства, изучив протест, судья приходит к следующим выводам.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств выяснению по делу об административном правонарушении подлежит наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и т.д..
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Выяснение указанного вопроса, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела.
Статьей 5.59 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса, и влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения по ст. 5.59 КоАП РФ являются общественные отношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Указанные отношения урегулированы Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ).
Объективную сторону правонарушения по ст. 5.59 КоАП РФ составляет нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных ст. 5.39 ст. 5.63 КоАП РФ.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (п. 1 ст. 9 Закона N 59-ФЗ).
Статья 10 Закона N 59-ФЗ устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан. Так, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 Закона N 59-ФЗ;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
Согласно ч.ч. 1-3 ст. 8 Закона № 59-ФЗ, гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (ч. 1).
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу (ч.2).
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона (ч.3).
В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам (ч. 4).
Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется (ч.6).
В случае, если в соответствии с запретом, предусмотренным частью 6 настоящей статьи, невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд (ч.7).
Согласно части 1 статьи 12 указанного Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращением гражданина признаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
При этом пунктом 3 данной статьи установлено, что заявлением является просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.
Пункт 4 ст. 4 данного Закона закрепляет определение понятия "жалоба" - это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Советского района г. Липецка в период времени с 23.05.2022 г. по 21.06.2022 г. проведена проверка по обращению ФИО2 о нарушении требований Федерального закона от 02.05.2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» по вопросу нарушения Управлением дорог и транспорта Липецкой области требований законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан.
По окончании проверки установлены нарушения законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан в действиях заместителя начальника Управления дорог и транспорта Липецкой области ФИО9, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, а именно: в нарушение требований ч. 7 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» обращение ФИО2 с разъяснением его права обжаловать соответствующее решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд, заявителю не возращено. В связи чем, 10.06.2022 г. прокурором Советского района г. Липецка вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении заместителя начальника Управления дорог и транспорта Липецкой области ФИО9 по ст. 5.59 КоАП РФ.
Мировой судья, проанализировав все представленные доказательства по делу и оценив их в совокупности, дав им оценку по ст. 26.11 КоАП РФ, пришел к выводу о том, что материалы дела не содержат доказательств того, что ФИО9, будучи заместителем начальника Управления дорог и транспорта Липецкой области, нарушил установленный порядок рассмотрения обращения ФИО2, а в частности положения ч.7 ст.8 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Данный вывод мирового судьи является правильным, основанным на законе.
Так, 11.04.2022г. ФИО2 в администрацию г.Липецка и в Правительство (ранее администрацию) Липецкой области было направлено обращение в электронной форме по вопросу устранения ям на ул. Неделина у <...>, 37, 31 а, уборки грязи, выразил несогласие, связанное с бездействием ФИО1, которое было зарегистрировано в системе электронного документооборота «ДЕЛО», используемой в Правительстве Липецкой области за №.04.2022г., аналогичное обращение было зарегистрировано за №.04.2022г.
Оба обращения, поступивших в администрацию Липецкой области, в соответствии с компетенцией были переданы для рассмотрения заместителю главы администрации Липецкой области ФИО5, которым рассмотрение обращений поручено исполнительному органу государственной власти - Управлению дорог и транспорта Липецкой области. Заместителем главы администрации Липецкой обл. по обоим обращениям определен соисполнитель - администрация г.Липецка.
12.04.2022г. и 13.04.2022г. помощник зам. главы администрации Липецкой ФИО7 подготовила и направила ФИО2 уведомление о получении обращения и направлении для рассмотрения в Управление дорог и транспорта Липецкой области, которое и сообщит ему результат рассмотрения обращения.
Профильным департаментом администрации г.Липецка - Департаментом дорожного хозяйства и благоустройства администрации г.Липецка, для подготовки ответа на обращение ФИО2 в управление дорог и транспорта Липецкой области предоставлена информация по обоим обращениям с учетом которой заявителю подготовлены ответы по существу поставленных в обращении вопросов.
27.04.2022г. за подписью начальника управления дорог и транспорта Липецкой области ФИО3 заявителю был направлен ответ на обращение.
29.04.2022г. ФИО2 направлено обращение в электронной форме в Правительство (ранее администрацию) Липецкой области, в котором сообщалось, что согласно ФИО10 50597-2017 максимальный срок устранения дорожных повреждений - 20 суток. За 17 дней ямы не были устранены, В срок до конца дня 2 мая ямы на указанных дорогах должны быть устранены.
Указанное обращение зарегистрировано в системе электронного документооборота «ДЕЛО», используемой в Правительстве Липецкой области за № от 04.05.2022г.
Обращение, поступившее в администрацию Липецкой области, в соответствии с компетенцией было передано для рассмотрения заместителю главы администрации Липецкой области ФИО5, которым рассмотрение обращения поручено исполнительному органу государственной власти - Управлению дорог и транспорта . Вместе с тем, заместителем главы администрации Липецкой области по обращению определен соисполнитель - администрация г.Липецка.
04.05.2022г. помощник зам. главы администрации Липецкой области ФИО7 подготовила и направила ФИО2 уведомление о получении обращения и направлении для рассмотрения в Управление дорог и транспорта Липецкой области, которое и сообщит ему результат рассмотрения обращения.
Профильным департаментом администрации г.Липецка - департаментом развития территории администрации г.Липецка для подготовки ответа на обращение ФИО6 в управление дорог и транспорта Липецкой области предоставлена информация по обращению, с учетом которой заявителю был подготовлен ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
19.05.2022г. за подписью заместителя начальника управления дорог и транспорта Липецкой области ФИО9 заявителю был направлен ответ на обращение.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом мирового судьи о том, что должностное лицо ФИО9, как исполнитель, рассматривал обращение ФИО2 от 29.04.2022г. (вх. № от 04.05.2022г.), которое по своему содержанию не подпадает под признаки «жалобы», а информирует о принятии необходимых мер, направленных на устранение ям возле домов по ул. Неделина.
Поэтому вынесенное мировом судьей судебного участка № 15 Советского судебного района г. Липецка постановление от 29.07.2022 г. (резолютивная часть оглашена 27.07.2022 г.) о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ в отношении заместителя начальника Управления дорог и транспорта Липецкой области ФИО9 в связи с отсутствием состава административного правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ), является законным, не подлежащим отмене или изменению.
Ссылка мирового судьи на методические рекомендации, утвержденные ФАС России, по вопросу особенностей порядка и сроков рассмотрения обращений в соответствии с Федеральным законом № 59, не влияет на вывод об отсутствии вины ФИО9 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, поскольку в постановлении мировой судья ссылался непосредственно на нормы ФЗ № 59.
Кроме того, на момент рассмотрения данной жалобы трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
Исходя из положений части 1 статьи 4.5, пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лиц обсуждаться не может.
В силу п. 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" по истечении срока давности привлечения к административной ответственности проверка и оценка доводов об отсутствии состава административного правонарушения может быть дана лишь по жалобе лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
Исходя из анализа приведенных выше норм, при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос о возобновлении производства по делу обсуждаться не может, а также возможность обсуждения вопросов о виновности лица в совершении административного правонарушения, положениями КоАП РФ не предусмотрена, ухудшение положения лица, в отношении которого вынесено постановление о прекращении производства по делу, после истечения срока давности привлечения к административной ответственности недопустимо.
Поскольку на момент рассмотрения жалобы в суде срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ истек, вопрос о виновности за пределами указанного срока обсуждению не подлежит, данное обстоятельство исключает производство по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка № 15 Советского судебного района г. Липецка от 29.07.2022 г. (резолютивная часть оглашена 27.07.2022 г.) о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, вынесенное в отношении заместителя начальника Управления дорог и транспорта Липецкой области ФИО9 - оставить без изменения, а протест – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно, но может быть обжаловано в порядке статьей 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Е.А. Малюженко