Дело № 12-23/2015
РЕШЕНИЕ
город Асино 20 апреля 2015 года
Судья Асиновского городского суда Томской области Давыдов Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Асиновского городского суда жалобу Пушкина А.Б. на постановление и.о. руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Томской области В от (дата)(номер) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.6 КоАП РФ,
установил:
Постановлением и.о. руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Томской области В от (дата)(номер)Пушкин А.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.6 КоАП РФ – нарушение порядка предоставления бюджетной отчетности. Правонарушение выразилось в следующем:
- Пушкин А.Б., являясь начальником (иные данные) , предоставил данные бюджетной отчетности Филиала за (дата) год, а именно Отчет о финансовых результатах деятельности формы (номер) (далее - Отчет ф. (номер)), сформированный Учреждением по состоянию на (дата), содержащий недостоверные сведения в части занижения данных о произведенных расходах на 32 076,07 руб. по строкам 161, 162, 171, 172 и завышения данных о произведенных расходах на 259 418,16 руб. по строкам 163, 176,361, чем нарушил ст. 29, 162, п. 2 ст. 264.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 1, п. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее по тексту - Федеральный закон № 402-ФЗ), п. 4 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), п. 92, 96 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н (далее - Инструкция №191н);
- он же, Пушкин А.Б., являясь начальником (иные данные) , предоставил данные бюджетной отчетности Филиала за (дата) год, а именно Справку о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (ф. (номер)), составленная по состоянию на (дата), которая содержит недостоверные сведения в части наличия у Филиала имущества, полученного в пользование стоимостью 1 689 285,21 руб., что привело к предоставлению недостоверной бюджетной отчетности за (дата) год; тем самым нарушил п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ, ст. 162, п. 2 ст. 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 333 Инструкции №157н, п. 20 Инструкции №191н.
Пушкин А.Б. обратился в суд с жалобой на постановление должностного лица (иные данные) от (дата), в которой просит указанное постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В жалобе указано, что, согласно п. 7 ст. 3 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», руководитель экономического субъекта – лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа. Министерством финансов РФ в письме от 30.04.2013 № 07-01-10/15212 высказана позиция о том, что Федеральный закон № 402-ФЗ не содержит положений, ограничивающих право руководителя экономического субъекта передать свое полномочие по подписанию бухгалтерской (финансовой) отчетности этого экономического субъекта иному лицу. Аналогичную позицию принимает ФНС России (письмо от 26.06.2014 года № ЕД-4-3/11569@/).
Ответственным за ведение дел экономического субъекта – (иные данные) , с (дата) до (дата) года являлся главный бухгалтер Учреждения Е Согласно требованиям должностной инструкции главного бухгалтера Е, на нее возлагается обязанность по предоставлению бюджетной отчетности. Она привлекалась к дисциплинарной ответственности за нарушение бюджетной отчетности, совершенные ей в ревизуемый период. Кроме того, необходимо учитывать, что для привлечения к административной ответственности за представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимо для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии со статьей 15.15.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо учитывать субъективную сторону правонарушения, которая состоит в прямом умысле, о чем свидетельствую слова «заведомо недостоверной». То есть, должностное лицо осознает противоправность совершенного действия, предвидит вредные последствия, и желает наступления таких последствий или сознательно их допускает либо относилось к ним безразлично, но это его не останавливает.
В судебное заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Пушкин А.Б., будучи своевременно извещен судом, не явился и просил рассмотреть жалобу без его участия, в связи с чем суд с учетом положений ст.25.1 КоАП РФ счел возможным рассмотреть настоящую жалобу в отсутствие заявителя Пушкина А.Б.
Представитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Томской области Л возражала и просила жалобу не удовлетворять, указав на очевидность допущенных Пушкиным А.Б. нарушений, связанных с предоставлением в качестве руководителя экономического субъекта ( (иные данные) заведомо недостоверной бюджетной отчетности.
Проверив в полном объеме материалы дела об административном правонарушении, в том числе административный материал, поступивший в суд из (иные данные) , суд приходит к выводу о том, что жалоба на постановление о привлечении Пушкина А.Б. к административной ответственности подлежит оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст.15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает ведение бюджетного учета; формирует бюджетную отчетность и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств; исполняет иные полномочия, установленные БК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
В соответствии со статьей 264.1 БК РФ бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ « О бухгалтерском учете» определено, что бухгалтерский учет представляет собой формирование документированной систематизированной информации об объектах соответствии с установленными требованиями, и составление на её основе бухгалтерской (финансовой ) отчетности.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 9 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни.
Собранные по делу доказательства подтверждают тот факт, что Пушкин А.Б., являясь начальником Филиала, не обеспечил выполнение (иные данные) обязанности по представлению достоверной бюджетной отчетности, что привело к совершению правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 15.15.6. КоАП РФ. В связи с этим постановлением и.о. руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Томской области В от (дата)был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.6 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Факт совершения Пушкиным А.Б. административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.6 КоАП РФ, и его виновность установлена и подтверждена следующим материалами дела:
- протоколом об административном правонарушении от (дата)(номер), в котором зафиксировано, что: 1). Пушкин А.Б., являясь начальником Филиала, предоставил данные бюджетной отчетности Филиала за (дата) год, а именно Отчет о финансовых результатах деятельности формы (номер), сформированный Учреждением по состоянию на (дата), содержащий недостоверные сведения в части занижения данных о произведенных расходах на 32 076,07 руб. по строкам 161, 162, 171, 172 и завышения данных о произведенных расходах на 259 418,16 руб. по строкам 163, 176,361, чем нарушил ст. 29, 162, п. 2 ст. 264.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 1, п. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 4 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н, п. 92, 96 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н; 2). он же, Пушкин А.Б., являясь начальником (иные данные) , предоставил данные бюджетной отчетности Филиала за (дата) год, а именно Справку о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (ф. (номер)), составленная по состоянию на (дата), которая содержит недостоверные сведения в части наличия у Филиала имущества, полученного в пользование стоимостью 1 689 285,21 руб., что привело к предоставлению недостоверной бюджетной отчетности за (дата) год; тем самым нарушил п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ, ст. 162, п. 2 ст. 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 333 Инструкции №157н, п. 20 Инструкции №191н;
- отчетом о финансовых результатах деятельности формы (номер), который содержит недостоверные сведения в части занижения данных о произведенных расходах на 32 076,07 руб. по строкам 161, 162, 171, 172 и завышения данных о произведенных расходах на 259 418,16 руб. по строкам 163, 176, 361;
- приложением № 1 к акту проверки, в котором представлены данные о произведенных расходах за (дата) год;
- справкой о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах формы (номер), составленной по состоянию на (дата), которая содержит недостоверные сведения в части наличия у Филиала имущества, полученного в пользование, стоимостью 1 689 285,21 руб.;
- договором от (дата)(номер) и дополнительным соглашением от (дата)(номер)и 2 о о передаче в безвозмездное пользование помещений в (адрес);
- докладной запиской главного контролера-ревизора (иные данные) С, согласно которой должностное лицо (иные данные) указывает на административное правонарушение, предусмотренное ст.15.15.6 КоАП РФ;
- должностным регламентом Пушкина А.Б., начальника (иные данные) от (дата), согласно положений которого ( п.7.9.19, 7.26) он обязан вести работу по подготовке информационных и отчетных документов и предоставлению их в (иные данные) , при этом обеспечивать полноту и достоверность представленных сведений; принимать меры по обеспечению сохранности денежных средств и материальных ценностей … осуществлению контроля за состоянием финансово-хозяйственной деятельности;
- доверенностью (номер)от (дата), согласно которой Пушкин А.Б. уполномочен управлять (иные данные) ;
- положением о ведомственном финансовом контроле в (иные данные) , согласно которому руководители несут персональную ответственность за выполнение обязанностей, возложенных на них в области ведомственного финансового контроля. При этом руководитель подразделения (иные данные) обеспечивает своевременность, достоверность и качество предоставления в соответствующий орган бюджетной, статистической и иной отчетности, соответствие отчетных данных регистрам аналитического и синтетического бюджетного учета; несет ответственность за организацию бюджетного учета в подразделении;
- выпиской из приказа по личному составу (иные данные) от (дата)(номер), согласно которому Пушкин А.Б. назначен на должность начальника (иные данные) .
Приведенные доказательства свидетельствуют, что Пушкин А.Б. является должностным лицом в соответствии со ст.2.4 КоАП РФ, подлежащим административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Совокупность исследованных доказательств опровергает довод Пушкина А.Б. об отсутствии в его действиях административного правонарушения, поскольку он является ненадлежащим субъектом.
Субъектом правонарушения, установленного ст. 15.15.6 КоАП РФ, выступают должностные лица организаций (учреждений), которые в соответствии с действующим бюджетным законодательством Российской Федерации представляют бюджетную отчетность или иные сведения, необходимые для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Действительно, бюджетная отчетность Филиала за (дата) год подписана главным бухгалтером Учреждения Е и начальником Филиала Пушкиным А.Б.
Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона № 402-ФЗ руководитель экономического субъекта (начальник Филиала) - лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа. Таким образом, ответственность за нарушение, допущенное в части предоставления недостоверной бюджетной отчетности, возлагается на начальника Филиала Пушкина А.Б.
Являясь начальником Филиала, Пушкин А.Б. не обеспечил выполнение Асиновским отделом вневедомственной охраны - филиалом (иные данные) обязанности по предоставлению достоверной бюджетной отчетности, что привело к совершению правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 15.15.6. КоАП РФ.
Довод Пушкина А.Б. о том, что главному бухгалтеру Учреждения были переданы полномочия по подписанию бухгалтерской (финансовой) отчетности со ссылками на письмо Минфина России от 30.04.2013 № 07-01-10/15212 и письмо ИФНС России от 26.06.2014 № ЕД-4- 3/11569@ суд признает несостоятельным по следующим основаниям.
В указанных письмах отмечено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна быть подписана лицами, уполномоченными на это законодательством Российской Федерации или учредительными документами экономического субъекта, или решениями соответствующих органов управления экономическим субъектом. К таким лицам относится руководитель экономического субъекта, то есть единоличный исполнительный орган или управляющий, которому были переданы полномочия первого на основании решения органов управления экономического субъекта. Вместе с тем, если иное не предусмотрено уставом экономического субъекта, руководитель экономического субъекта вправе передать свои полномочия на основе доверенности, в том числе на подписание бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В материалах дела отсутствует и на рассмотрение дела не представлена доверенность, выданная начальником Филиала Пушкиным А.Б., уполномочивающая главного бухгалтера Филиала Е на подписание бухгалтерской (финансовой) отчетности Учреждения.
Согласно п. 1 Положения о ведомственном финансовом контроле в (иные данные) , утвержденного приказом (иные данные) от (дата)(номер), руководители несут персональную ответственность за выполнение обязанностей, возложенных на них в области ведомственного финансового контроля. В соответствии с п. 2 указанного Положения ведомственный финансовый контроль осуществляется в целях формирования достоверной и полной информации о финансовых результатах деятельности подразделений (иные данные) , а согласно п. 7 руководитель подразделения (иные данные) обеспечивает своевременность, достоверность и качество предоставления в соответствующий орган бюджетной, статистической и иной отчетности, соответствие отчетных данных регистрам аналитического и синтетического бюджетного учета.
Бюджетная отчетность Филиала за (дата) год подписана главным бухгалтером Филиала Е и начальником Филиала Пушкиным А.Б.
Таким образом, ответственность за нарушение, допущенное в части предоставления недостоверной бюджетной отчетности, возлагается на руководителя Филиала Пушкина А.Б.
С объективной стороны административное правонарушение, установленное ст. 15.15.6 КоАП РФ, характеризуется совершением виновным лицом действий, направленных на неисполнение или несвоевременное исполнение возложенной на него бюджетным законодательством обязанности по предоставлению бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. А также объективную сторону составляют действия виновного должностного лица по представлению заведомо недостоверной бюджетной отчетности и указанных сведений. Под представлением заведомо недостоверной бюджетной отчетности и иных указанных сведений следует понимать формирование данных, подлежащих отражению в бюджетной отчетности и иных указанных сведений, содержание которых не соответствует действительности.
По конструкции состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.16 КоАП РФ, формальный и является оконченным с момента представления заведомо недостоверной бюджетной отчетности.
С субъективной стороны административное правонарушение, установленное ст. 15.15.6 КоАП РФ, характеризуется неосторожной или умышленной формами вины.
В соответствии со статьей 2.2. КоАП РФ, выделяются следующие формы вины:
Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Исходя из обстоятельств правонарушения и объяснений самого правонарушителя, данных им при составлении протокола и рассмотрении дела и.о. руководителя (иные данные) , суд приходит к выводу о том, что начальник филиала ОВО Пушкин А.Б. предвидел возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение таких последствий или не предвидел возможности наступления вредных последствий своих действий, связанных с ненадлежащим контролем за достоверностью представляемой им и иным должностным лицом бюджетной отчетности руководимого им филиала ОВО за (дата) год, хотя, исходя из сложившейся служебной обстановки и неудовлетворительного ведения бухгалтерского учета подчиненными ему сотрудниками, должен был и мог их предвидеть.
Совершенное должностным лицом Пушкиным А.Б. правонарушение не было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей, установленных бюджетным законодательством.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований закона при привлечении Пушкина А.Б. к административной ответственности и.о. руководителя (иные данные) судом не установлено.
Протокол об административном правонарушении от (дата)(номер)составлен уполномоченным должностным лицом службы финансово-бюджетного надзора с учетом положений ст.28.2 и 28.3 КоАП РФ, имеет все необходимые реквизиты, лицо, в отношении которого заведено дело об административном правонарушении, - Пушкин А.Б. было уведомлено о времени и месте его рассмотрения.
Постановление от (дата)вынесено и.о. руководителя (иные данные) с учетом требований, предусмотренных ст.4.5 КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 руб. назначено в соответствии с санкцией ст.15.15.6 КоАП РФ, в минимальном размере.
По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
Таким образом, постановление и.о. руководителя (иные данные) В от (дата)(номер) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.6 КоАП РФ, подлежит оставлению без изменения. В удовлетворении жалобы Пушкина А.Б. на указанное постановление необходимо отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, судья
решил:
В удовлетворении жалобы Пушкина А.Б. на постановление и.о. руководителя (иные данные) В от (дата)(номер) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.6 КоАП РФ, отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 суток со дня вручения путем подачи жалобы через Асиновский городской суд Томской области.
Судья (подписано) Е.Д. Давыдов. На момент размещения решение не вступило в законную силу.